ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-1529/19 от 17.07.2019 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург                                                                Дело № А47-1529/2019  

25 июля 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена        июля 2019 года

В полном объеме решение изготовлено        июля 2019 года

         Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи     Лезиной Л.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Дроздовой О.И. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области,                   ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Оренбург,

к акционерному обществу «Оренбургская государственная лизинговая компания», ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Оренбург,

о взыскании 1 386 001 руб. 50 коп.

         В предварительном судебном заседании приняли участие:

от истца: ФИО1- представитель по доверенности № 10 от  31.05.2018,

от ответчика: ФИО2 - представитель по доверенности № 169 от 06.05.2019.

Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к акционерному обществу «Оренбургская государственная лизинговая компания» (далее - ответчик) о взыскании 1 386 001 руб. 50 коп. задолженности по договору № 6-2001 Б от 05.02.2001.

Представитель истца поддерживал заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика возражал против заявленных требований, поддержал доводы отзыва, в том числе заявление о пропуске истцом срока исковой давности.

Истец и ответчик не заявили ходатайства о необходимости предоставления дополнительных доказательств. При таких обстоятельствах, суд рассмотрел дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 65 АПК РФ.

При рассмотрении материалов дела судом установлены следующие обстоятельства.

05.02.2001 между финансовым управлением администрации Оренбургской области и государственным предприятием «Оренбургагроснабтехсервис» (далее - ГП «Оренбургагроснабтехсервис») заключен договор № 6-2001 Б (далее - договор), предметом которого является предоставление денежных средств областного бюджета на возвратной беспроцентной основе с целью приобретения сельскохозяйственной техники для выращивания и уборки кукурузы по зерновой технологии и для передачи ее предприятиям и организациям АПК независимо от форм собственности, именуемым в дальнейшем лизингополучатели, на основе договора лизинга (пункт 1 договора).

Финансовое управление администрации области перечисляет ГП «Оренбургагроснабтехсервис» 41 000 000 руб., а ГП «Оренбургагроснабтехсервис» на полученные средства приобретает сельскохозяйственную технику для выращивания и уборки кукурузы по зерновой технологии и передает ее в лизинг лизингополучателям на основе договоров лизинга с переходом права собственности после полного внесения лизинговых платежей (пункты 2.1, 2.2).

Пунктом 2.3 договора предусмотрено, что ГП «Оренбургагроснабтехсервис» в 2001 году передает технику лизингополучателям в лизинг на 3 года, с уплатой лизинговых платежей по графику, установленному договором лизинга, в следующих размерах:

- в 2001 году - в сумме не менее авансовых платежей,

- в последующие годы - оставшуюся сумму равными долями.

На основании пункта 2.4 договора возврат средств по договору осуществляется на специальный счет областного бюджета по учету средств лизингового фонда ГП «Оренбургагроснабтехсервис» ежегодно до 1 декабря в течение 3 лет, начиная с 2001 года и не позднее 1 декабря 2004 года, в размере платежей лизингополучателей по возмещению стоимости техники по оптовой цене поставщика с учетом затрат по доставке, согласно пункту 2.3 договора.

В силу пункта 4.1 договора договор вступает в силу с даты его подписания и действует до полного исполнения, если иное не предусмотрено законом.

Сторонами внесены изменения в пункт 2.1 договора, согласно которым в связи с отказом ряда сельхозтоваропроизводителей от получения по лизингу ранее заявленной техники, финансовое управление администрации области перечисляет ГП «Оренбургагроснабтехсервис» 22 763 500 руб.

Дополнительным соглашением № 1 от 07.05.2003 к договору № 6-2001Б от 05.02.2001 пункты 2.3-2.5 изложен и следующей редакции:

«2.3. ГУП «Оренбургагроснабтехсервис» в 2003 году передает технику, указанную в п.1 настоящего договора Лизингополучателям в лизинг на 5 (пять) лет. с уплатой лизинговых платежей по графику, установленному договором лизинга, в соответствии с «Порядком использования и возврата средств областного бюджета, направленных на обеспечение агропромышленного комплекса сельскохозяйственной техникой на основе договоров лизинга», утвержденного постановлением администрации Оренбургской области №26-п от 11.03.2001 г. в редакции постановлений №178-п от 15.11.2002 г. и №85-11 от 07.05.2003 г. в следующих размерах:

- в 2003 году - в сумме не менее авансовых платежей;

- в последующие годы - оставшуюся сумму равными долями.

2.4. В обусловленные договором лизинга графики ГУП «Оренбургагроснабтехсервис» осуществляет сбор платежей в возмещение стоимости объектов лизинга (бюджетные возвратные средства) на расчетный счет, открытый в уполномоченном банке - ОИКБ «Русь», которые подлежат отдельному учету и не могут быть использованы на содержание аппарата ГУП «Оренбургагроснабтехсервис» и на другие цели, не предусмотренные настоящим договором.

2.5. Поступившие от Лизингополучателей возвратные бюджетные средства по настоящему договору и плата за хранение бюджетных средств в уполномоченном банке в размерах установленных сторонами отдельным договором, ГУП «Оренбургагроснабтехсервис» перечисляет на специальный счет областного бюджета по учету средств лизингового фонда, открытый финансовому управлению администрации области в ГРКЦ г. Оренбурга ежегодно, до 1 декабря, начиная с 2003 года и не позднее 1 декабря 2008 года.».

Распоряжением ГП «Оренбургагроснабтехсервис» безотзывно предоставило финансовому управлению администрации Оренбургской области право списывать в безакцептном (бесспорном) порядке суммы просроченных платежей, штрафы, пени по договору № 6-2001Б от   05.02.2001 при условии невыполнения ГП «Оренбургагроснабтехсервис» пункта 2.4. вышеуказанного договора.

Согласно постановлению администрации Оренбургской области от 11.03.2001 № 26-п в целях упорядочения в использовании средств областного бюджета, направленных на обеспечение агропромышленного комплекса сельскохозяйственной техникой на основе договоров лизинга, утвержден Порядок использования и возврата средств областного бюджета (далее - Порядок), направленных на обеспечение агропромышленного комплекса сельскохозяйственной техникой на основе договоров лизинга.

В соответствии с разделом 1 Порядка для осуществления лизинговых операций за счет средств областного бюджета Законом Оренбургской области № 765/230-ОЗ от 09.01.2001 «О внесении изменений и дополнений в Закон Оренбургской области «Об областном бюджете на 2000 год» увеличены расходы на сельскохозяйственное производство и создан областной лизинговый фонд для обеспечения агропромышленного комплекса области на возвратной, беспроцентной основах сельскохозяйственной техникой по договорам лизинга.

Средства областного лизингового фонда являются областной собственностью и передаются в управление уполномоченным организациям ГП «Оренбургагроснабтехсервис» и ОАО «Агролизинг», имеющим лицензии на право проведения лизинговых операций и заключившим с финансовым управлением администрации Оренбургской области соответствующие договоры об использовании средств областного бюджета.

В соответствии с договором № 6-2001Б от 05.02.2001 ГП «Оренбургагроснабтехсервис» на полученные денежные средства приобрело сельскохозяйственную технику для выращивания и уборки кукурузы по зерновой технологии и передало ее на основании договоров лизинга предприятиям и организациям АПК Оренбургской области: СПК колхозу «Им. Чапаева» (Сорочинский район) на основании договора финансового лизинга за счет средств областного бюджета № 730-6ОБЛ/02 от 30.04.2002; СПК (колхозу) «Заветы Ленина» (Пономаревский район) на основании договора финансового лизинга за счет средств областного бюджета № 405-6ОБЛ/01 от 10.05.2001; ООО МТС «Сергиевская» (Оренбургский район) на основании договора финансового лизинга за счет средств областного бюджета № 733-6ОБЛ/01 от 02.09.2002; ООО МТС «Бузулукская» (Бузулукский район) на основании договора финансового лизинга за счет средств областного бюджета № 500-6ОБЛ/01 от 01.08.2001; колхозу «Нива» (Саракташский район0 на основании договора финансового лизинга за счет средств областного бюджета                           № 337-6ОБЛ/01 от 03.04.2001; ЗАО «Ленина» (Курманаевский район) на основании договора финансового лизинга за счет средств областного бюджета № 281-6ОБЛ/01 от 20.03.2001; СПК колхозу «Прогресс» (Октябрьский район) на основании договора финансового лизинга за счет средств областного бюджета № 762-6ОБЛ/02 от 02.07.2002; КХ ФИО3 (Беляевский район) на основании договора финансового лизинга за счет средств областного бюджета               № 2254ПЕР-6ОБЛ/09 от 16.04.2009; ООО МТС «Константиновская» (Шарлыкский район) на основании договора финансового лизинга за счет средств областного бюджета № 673-6ОБЛ/02 от 02.07.2002; КФХ «Клондайк» (Новосергиевский район) на основании договора финансового лизинга за счет средств областного бюджета                        № 360-6ОБЛ/01 от 11.04.2001.

Согласно представленным ответчиком в материалы дела выпискам из единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 17.05.2019 указанные лица прекратили деятельность в 2004 - 2012 годах.

15.05.2001 ГП «Оренбургагроснабтехсервис» реорганизовано в ГУП Оренбургагроснабтехсервис». На основании распоряжения Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 20.04.2015 № 1026-р приватизировано ГУП «Оренбургагроснабтехсервис» путем преобразования в ПАО «Оренбургагроснабтехсервис». 07.04.2017 ПАО «Оренбургагроснабтехсервис» прекратило свою деятельность в результате реорганизации в форме слияния. В единый государственный реестр юридических лиц внесена запись регистрации за номером <***> о создании нового юридического лица - акционерного общества «Оренбургская государственная лизинговая компания» (ОГРН <***> ИНН/КПП <***>/561001001) образованного путем реорганизации в форме слияния акционерного общества «Агролизинг» с публичным акционерным обществом «Оренбургагроснабтехсервис». На основании пункта 1 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации АО «Оренбургская государственная лизинговая компания» является универсальным правопреемником ПАО «Оренбургагроснабтехсервис».

В соответствии с пунктом 5 указа Губернатора Оренбургской области от 16.12.2005 № 130-ук правопреемником департамента агропромышленного комплекса Оренбургской области является министерство сельского хозяйства Оренбургской области.

В соответствии с пунктом 5 указа Губернатора Оренбургской области от 19.01.2011 № 19-ук (в редакции от 04.06.2014)   правопреемником министерства сельского хозяйства Оренбургской области определено министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской.

Как указывает истец, последний платеж в рамках спорного договора в сумме 59 458 руб. 20 коп. произведен ответчиком платежным поручением № 3330 от 15.12.2017.

Во исполнение требований пункта 3 постановления администрации Оренбургской области от 11.03.2001 № 26-п (в редакции от 25.05.2009) составлен акт сверки между министерством и ответчиком за период 01.01.2018 по 31.12.2018, размер задолженности по договорам о выделении в 2000-2008 годах средств областного бюджета, направленных на обеспечение агропромышленного комплекса сельскохозяйственной техникой и оборудованием, заключенным уполномоченными организациями, составил                      1 386 001 руб. 50 коп.

Поскольку срок действия договора № 6-2001Б от 05.02.2001 истек, сумма задолженности ответчиком не возвращена, 11.05.2018 министерство направило ответчику претензионное письмо № 01-02-07/642 с предложением о возврате задолженности по договору № 6-2001Б от 05.02.2001, которая оставлена без удовлетворения.

Поскольку указанная сумма ответчиком в добровольном порядке не возвращена, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Возражая против требований, ответчик указал на то, что спорная задолженность является нереальной ко взысканию с фактических получателей бюджетных средств, у ответчика отсутствуют основания для ее перечисления истцу, заявил о пропуске срока исковой давности.

Статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий по общему правилу не допускаются.

Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. При этом стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

В соответствии с абзацами 5, 6 постановления от 20.07.2011             № 20-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 5 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» и статьи 116 Федерального закона «О Федеральном бюджете на 2007 год» Конституционный суд Российской Федерации указал, что предоставлении бюджетных кредитов для разрешения социально-экономических затрат, связанных с поддержкой той или иной о отрасли оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных данным Кодексом и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении бюджетного кредита, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

Из фактических обстоятельств дела (собственником имущества, передаваемого в лизинг, является Оренбургская область; договор в отношении указанного имущества заключается ответчиком как специализированной организацией, уполномоченной на проведение лизинговых операций, от своего имени и за счет Оренбургской области; ответчик имеет полномочия по сбору лизинговых платежей от лизингополучателей и их последующему перечислению собственнику имущества) следует, что сложившиеся между истцом и ответчиком отношения подлежат регулированию положениями главы 52 Гражданского кодекса Российской Федерации об агентском договоре с особенностями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Администрации Оренбургской области от 11.03.2001 № 26-п «О порядке использования и возврата средств областного бюджета», Законом Оренбургской области № 765/230-ОЗ от 09.01.2001 «О внесении изменений и дополнений в Закон Оренбургской области «Об областном бюджете на 2000 год», а также иными нормативно-правовыми актами (постановлениями, распоряжениями) органов государственной власти Оренбургской области.

Статьей 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Статьей 3 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (в редакции на момент заключения договора № 6-2001Б от 05.02.2001) предусматривалось, что лизинг - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.1999 № 228 «О лизинге машиностроительной продукции в агропромышленном комплексе Российской Федерации с использованием средств федерального бюджета»устанавливалось, что лизингодателем по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей машиностроительной продукцией на основе финансовой аренды (лизинга) за счет средств федерального лизингового фонда могут являться лизинговые компании (фирмы), контрольный пакет акций которых закрепляется в федеральной собственности и не подлежит отчуждению и передаче на иных правах сторонним организациям. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации поручено обеспечить распределение средств федерального лизингового фонда по субъектам Российской Федерации, в том числе отдельной строкой для крестьянских (фермерских) хозяйств, с учетом своевременного возврата лизинговых платежей. Установить, что средства федерального лизингового фонда направляются в основном для приобретения техники отечественного производства (пункты 1, 2 Постановления).

Законом Оренбургской области от 29.07.1998 № 85/12-ОЗ «О государственном регулировании сельскохозяйственного производства в Оренбургской области» (в редакции на момент заключения договора № 6-2001Б от 05.02.2001) предусмотрены меры государственной поддержки агропромышленного комплекса, в том числе финансирование, страхование, кредитование и льготное налогообложение.

Согласно Порядку, средства областного бюджета, направленные на лизинговые операции в агропромышленном комплексе и их последующий возврат, используются для обеспечения агропромышленного комплекса области отечественной сельскохозяйственной техникой на основе финансовой аренды (лизинга).

Для осуществления лизинговых операций за счет средств областного бюджета создан областной лизинговый фонд, средства которого являются областной собственностью и передаются в управление уполномоченным организациям, заключившим с финансовым управлением администрации области соответствующие договоры об использовании средств областного бюджета (пункт 1.1. Порядка).

Одной из уполномоченных организаций по проведению лизинговых операций по поставке сельскохозяйственной техники являются ГУП «Оренбургагроснабтехсервис», которая несет ответственность за сохранность и целевое использование средств областного бюджета, выделенных для обеспечения агропромышленного комплекса сельскохозяйственной техникой на основе договоров лизинга (пункты 1 и 2 Порядка).

Согласно пунктам 3.1 и 3.2 Порядка, номенклатура и потребность в приобретении сельскохозяйственной техники устанавливаются на основании заявок предприятий агропромышленного комплекса.

В соответствии с пунктами 4.1-4.4 Порядка выполнение и координация работ по проведению лизинговых операций осуществляются уполномоченными организациями по поставке агропромышленному комплексу сельскохозяйственной техники, которые заключают с финансовым управлением администрации области договоры для проведения лизинговых операций с использованием средств областного бюджета, где предусматриваются условия предоставления средств, сроки их возврата и гарантии, под которые они предоставляются лизингополучателям, а впоследствии - на основе согласованных с департаментом администрации области по вопросам агропромышленного комплекса номенклатуры, объемов и цен, в пределах предусмотренных средств, заключают лизинговые договоры с лизингополучателями и договоры купли-продажи с продавцом, а также контролируют отгрузку, фактическое получение и сохранность этой техники, соответствие ее по качеству и комплектности требованиям ГОСТа и технических условий, осуществляют предпродажную подготовку техники и ее обслуживание в гарантийный период.

Для финансирования расходов из областного лизингового фонда и учета поступлений от возврата средств в головной расчетно-кассовый центр (ГРКЦ) г. Оренбурга финансовому управлению администрации области открывается бюджетный счет для учета областного лизингового фонда (пункт 4.6 Порядка).

Организации со своих бюджетных счетов в ГРКЦ г. Оренбурга оплачивают продавцам стоимость сельскохозяйственной техники. В обусловленные договорами лизинга графики организации осуществляют сбор платежей в возмещение стоимости объекта лизинга (бюджетные возвратные средства) на расчетный счет, открытый организациям в уполномоченном банке, которые подлежат отдельному учету. Поступившие от лизингополучателей возвратные бюджетные средства, а также плата за хранение бюджетных средств в установленных размерах в уполномоченном банке перечисляются организациями в областной бюджет на счет, открытый финансовому управлению администрации области в ГРКЦ г. Оренбурга, для использования на те же цели. Возврат средств, выделенных из областного бюджета на возвратной основе, организациями и лизингополучателями приравнивается к обязательным платежам в областной бюджет (пункты 4.6, 4.7, 4.14 Порядка).

Согласно пункту 4.15 Порядка лизинговое имущество, приобретенное на средства областного бюджета, является областной собственностью.

Таким образом, указанными нормативными актами разработана система мер по государственной поддержке предприятий агропромышленного комплекса и сельскохозяйственных товаропроизводителей путем инвестирования приобретения техники для передачи в лизинг.

Во исполнение указанных нормативных актов между истцом и ответчиком (с учетом правопреемств) заключен договор № 6-2001Б от 05.02.2001, по условиям которого ответчику предоставляются денежные средства областного бюджета на возвратной беспроцентной основе с целью приобретения сельскохозяйственной техники для передачи их в лизинг предприятиям и организациям АПК Оренбургской области.

В соответствии с разделом 2 договора денежные средства перечисляются на специальный счет, открытый в РКЦ г. Оренбурга, а ответчик обязуется на полученные средства приобрести сельскохозяйственную технику и передать ее в лизинг лизингополучателям на основе договоров лизинга с переходом права собственности после полного внесения лизинговых платежей.

Возврат средств по договору осуществляется на специальный счет областного бюджета по учету средств лизингового фонда ГП «Оренбургагроснабтехсервис» ежегодно до 1 декабря в течение 3 лет, начиная с 2001 года и не позднее 1 декабря 2004 года, в размере платежей лизингополучателей по возмещению стоимости техники по оптовой цене поставщика с учетом затрат по доставке (пункт 2.4. договора).

Согласно пункту 3.4 договора возврат средств областного бюджета по договору лизингодателем и лизингополучателем приравнивается к платежам в бюджет.

С учетом специфики правоотношений, обусловленных целевой направленностью мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, к правоотношениям истца и ответчика применяются нормы указанных выше нормативных актов, регулирующих порядок предоставления и возврата средств областного бюджета, предоставленных для совершения лизинговых операций в агропромышленном комплексе, в связи с чем отсутствие вознаграждения агента не противоречит пункту 3 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Поскольку договоры купли-продажи на приобретение сельскохозяйственной техники заключаются ответчиком от своего имени, правоотношения истца, ответчика и последующих лизингополучателей не могут быть квалифицированы как правоотношений лизинга и сублизинга.

Ссылка истца на публично-правовой характер правоотношений с ответчиком, что исключает возможность их регулирования положениями гражданского законодательства, подлежит отклонению с учетом условий договора (пункт 3.3), пункта 4.2. Порядка, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в постановлении от 20.07.2011 № 20-П.

Пунктом 2.5 договора № 6-2001Б от 05.02.2001 в редакции дополнительного соглашения № 1 от 07.05.2003 предусмотрено, что поступившие от лизингополучателей возвратные бюджетные средства по настоящему договору и плата за хранение бюджетных средств в уполномоченном банке в размерах, установленных сторонами отдельным договором, ГУП «Оренбургагроснабтехсервис» перечисляет на специальный счет областного бюджета по учету средств лизингового фонда, открытый финансовому управлению администрации области в ГРКЦ г. Оренбурга ежегодно, до 1 декабря, начиная с 2003 года и не позднее 1 декабря 2008 года.

В силу абзаца 1 статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

По смыслу условий договора обязанность ответчика по перечислению денежных средств в бюджет обусловлена исполнением обязанности лизингополучателями, являющимися фактическими получателями средств бюджета в виде приобретенных транспортных средств, по уплате лизинговых платежей ответчику.

При этом к отношениям, вытекающим из агентского договора, соответственно применяются правила, предусмотренные главой 49 или главой 51 Гражданского кодекса Российской Федерации, в зависимости от того, действует агент по условиям этого договора от имени принципала или от своего имени, если эти правила не противоречат положениям настоящей главы или существу агентского договора (статья 1011 Гражданского кодекса Российской Федерации).

в силу пункта 1 статьи 993 Гражданского кодекса Российской Федерации комиссионер не отвечает перед комитентом за неисполнение третьим лицом сделки, заключенной с ним за счет комитента, кроме случаев, когда комиссионер не проявил необходимой осмотрительности в выборе этого лица либо принял на себя ручательство за исполнение сделки (делькредере).

Таким образом, на ответчика не могут быть возложены риски неисполнения лизингополучателями обязанности по возврату средств субсидий в виде лизинговых платежей.

Из представленных ответчиком в материалы дела выписок из единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 17.05.2019 следует, что фактические получатели бюджетных средств прекратили деятельность.

Заявление ответчика о применении срока исковой давности по предъявленным требованиям также является обоснованным.

Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

В соответствии с пунктом 2.5 договора № 6-2001Б от 05.02.2001 в редакции дополнительного соглашения № 1 от 07.05.2003 поступившие от лизингополучателей возвратные бюджетные средства перечисляются ежегодно, до 1 декабря, начиная с 2003 года и не позднее 1 декабря 2008 года.

Таким образом, предельным сроком исполнения обязательств ответчиком следует считать 01.12.2008, следовательно на момент подачи иска (08.02.2019 согласно входящему штампу суда) срок исковой давности истек.

В соответствии со статьей 203 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.

Согласно пункту 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» к действиям, свидетельствующим о признании долга в целях перерыва течения срока исковой давности, в частности, могут относиться: признание претензии; изменение договора уполномоченным лицом, из которого следует, что должник признает наличие долга, равно как и просьба должника о таком изменении договора (например, об отсрочке или о рассрочке платежа); акт сверки взаимных расчетов, подписанный уполномоченным лицом. Ответ на претензию, не содержащий указания на признание долга, сам по себе не свидетельствует о признании долга. Признание части долга, в том числе путем уплаты его части, не свидетельствует о признании долга в целом, если иное не оговорено должником.

Акт сверки взаимных расчетов за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 не содержит прямого указания на признание ответчиком задолженности в качестве подлежащей уплате непосредственно им за счет собственных средств, а также детализированного расчета задолженности и основания ее возникновения на стороне ответчика, в связи с чем не может быть признан доказательством признания ответчиком заявленного ко взысканию по настоящему спору долга.

В нарушение статей 65, 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено относимых и допустимых доказательств наличия у ответчика обязанности по уплате истцу спорных денежных средств, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Согласно пункту 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

В соответствии с абзацем вторым пункта 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» у суда отсутствуют правовые основания для взыскания государственной пошлины по делу, по которому принято судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья                                                                           Л.В.Лезина