Арбитражный суд Оренбургской области
ул. Володарского 39, г. Оренбург, 460046
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Оренбург
26 февраля 2013 года Дело № А47-15526/2012
Резолютивная часть решения объявлена 19 февраля 2013 года
Полный текст решения изготовлен 26 февраля 2013 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи А.А. Александрова, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.И. Париковой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Оренбурггазпромлизинг» (г. Оренбург; ОГРН <***>, ИНН <***>) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Оренбурга (г. Оренбург; ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании не подлежащим исполнению инкассового поручения № 94860 от 01.06.2012, выставленного ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга на взыскание пени по авансовым платежам по налогу на прибыль организаций за январь-март 2009 года в сумме 8 658 рублей 54 копеек,
при участии представителей:
от заявителя – ФИО1 – представитель (доверенность № 4 от 10.10.2012, постоянная);
от заинтересованного лица – ФИО2 – ведущий специалист –эксперт юридического отдела (доверенность № 4 от 02.02.2013, постоянная),
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Оренбурггазпромлизинг» (далее – общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Оренбурга (далее – инспекция, налоговый орган).
Заявитель просит признать не подлежащим исполнению инкассовое поручение № 94860 от 01.06.2012, выставленное ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга на взыскание пени по авансовым платежам по налогу на прибыль организаций за январь-март 2009 года в сумме 8 658 рублей 54 копеек.
В судебном заседании представитель заявителя поддерживает заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении. Заявитель указывает, что из инкассового поручения обществу стало известно о начислении суммы пени. При этом, решение о взыскании, а так же требование об уплате налога и пени, на которое имеется ссылка в инкассовом поручении, заявителю не направлялись.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражает против удовлетворения заявленных требований, по основаниям, изложенным в отзыве.
При рассмотрении дела в открытом судебном заседании арбитражным судом первой инстанции установлено следующее:
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 15 мая 2009 года по делу № А47-3891/2009 принято к производству заявления ООО «Оренбурггазпромлизинг» о признании его банкротом.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 11 июня 2009 года по делу № А47-3891/2009 в отношении должника введена процедура наблюдения.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 16 октября 2009 года по делу № А47-3891/2009 Общество с ограниченной ответственностью ООО «Оренбурггазпромлизинг» признано несостоятельным (банкротом) с открытием конкурсного производства.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 24 ноября 2009 года по делу № А47-3891/2009 ФИО3 утвержден конкурсным управляющим.
Обществом не исполнено требование инспекции № 94538 от 28.06.2010 со сроком исполнения до 19.07.2010.
Согласно требованию налогоплательщику предложено уплатить пени в сумме 8 658 рублей 54 копеек по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в Федеральный бюджет Российской Федерации, начисления за декабрь 2008 года, установленный срок уплаты 30.03.2009 (л.д. 54).
Заявитель считает, что по указанному требованию подлежат уплате пени, начисленные за неуплату авансовых платежей по налогу на прибыль организаций за 1 квартал 2009 года, подлежащих уплате по срокам: 31.01.2009, 28.02.2009, 31.03.2009.
Налоговый орган указывает, что требование было выставлено после введения процедуры банкротств, а именно, после 16.10.2009.
Инспекцией принято решение № 74354 от 22.07.2010 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.
Заинтересованное лицо указывает, что на основании указанного решения к счету налогоплательщика было выставлено первоначальное инкассовое поручение № 66657 от 22.07.2010.
Дополнительный офис № 1 Филиала ГПБ (ОАО) в г. Оренбурге 23.03.2011 вернул инспекции инкассовое поручение № 66657 от 22.07.2010, указав на закрытие счета ООО «Оренбурггазпромлизинг», что подтверждается описью документов по счету 90902810000230003020 от 23.03.2011 (л.д. 57).
Как указывает заинтересованное лицо, после возврата инкассового поручения № 66657 от 22.07.2010 налоговый орган повторно выставил инкассовое поручение № 94860 от 01.06.2012, что не запрещено действующим законодательством.
Из содержания инкассового поручения № 94860 от 01.06.2012 следует, что предметом взыскания являются пени по требованию от 28.06.2010 № 94538 по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в Федеральный бюджет Российской Федерации в общей сумме 8 658 рублей 54 копеек (л.д. 52).
Заявитель считает, что указанная сумма обязательных платежей не относиться к текущим платежам и не подлежит взысканию в принудительном порядке.
Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и пеней.
На основании пп. 9 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 ст. 46 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
В соответствии с п. 2 ст. 46 НК РФ взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Согласно п. 6 ст. 46 НК РФ поручение налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в день получения банком поручения налогового органа на перечисление налога такое поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней, следующих за днем каждого такого поступления на валютные счета, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.
В силу п. 9 ст. 46 НК РФ положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога.
Таким образом, п.п. 4, 6 ст. 46 НК РФ закреплена безусловная обязанность банка исполнить поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации не позднее одного операционного дня с рублевого счета, но при условии соблюдения порядка очередности платежей, определенного гражданским законодательством Российской Федерации.
При рассмотрении требования относительно спора о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке, следует учитывать, что перечень исполнительных документов указан в ст. 12 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
К иным документам, применительно к ст. 172 АПК РФ, относятся любые другие документы, не относящиеся к исполнительным, по которым взыскание проводится в бесспорном порядке, в том числе инкассовое поручение, составленное в соответствии с требованиями п. 6 ст. 46 НК РФ, п. 7.6 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утв. Банком России 19.06.2012 N 383-П.
При рассмотрении судом требования о признании не подлежащим исполнению инкассового поручения, составленного в соответствии с требованиями п. 6 ст. 46 НК РФ, проверяется соблюдение процедуры обращения взыскания не денежные средства налогоплательщика.
Как следует из материалов дела Арбитражным судом Оренбургской области 15 мая 2009 года принято к производству заявление» о признании банкротом ООО «Оренбурггазпромлизинг», что подтверждается определением от 15 мая 2009 года по делу № А47-3891/2009.
Арбитражным судом Оренбургской области в отношении должника процедура наблюдения введена 11 июня 2009 года.
Общество с ограниченной ответственностью ООО «Оренбурггазпромлизинг» признано несостоятельным (банкротом) с открытием конкурсного производства Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 16 октября 2009 года по делу № А47-3891/2009.
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) устанавливает различный правовой режим удовлетворения требований кредиторов к должнику, находящемуся в процедуре банкротства, в зависимости от даты возникновения денежного обязательства и обязанности по внесению обязательных платежей.
При применении указанного закона следует установить его редакцию, подлежащую применению к регулированию спорных правоотношений.
В соответствии с п. 1. Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 июня 2009 г. № 130 «О некоторых вопросах, связанных с переходными положениями Федеральною закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» согласно статье 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон N 296-ФЗ) данный Закон вступил в силу с 31.12.2008.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 296-ФЗ Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в редакции этого Закона применяется арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после дня вступления в силу Закона N 296-ФЗ.
При этом, датой возбуждения производства по делу о банкротстве исходя из ч. 3 ст. 127, ч. 1 ст. 223 АПК РФ является дата вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом.
В связи с этим в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 296-ФЗ Закон о банкротстве в редакции данного Закона (далее - новая редакция Закона) применяется арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве на основании заявлений, определение о принятии которых вынесено после 31.12.2008.
В данном случае определение о принятии заявления о признании банкротом вынесено 15 мая 2009 года, то есть после 31.12.2008.
Следовательно, подлежит применению Закон о банкротстве в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».
В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Закона о банкротстве с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику.
Согласно статье 5 Закон о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом.
Поскольку с момента введения наблюдения в бесспорном порядке на основании инкассового поручения могут быть исполнены только текущие требования по обязательным платежам, налоговый орган, выполняя это предписание Закона о банкротстве, а также пункта 2 статьи 854 ГК РФ, обязан в инкассовом поручении указывать данные, подтверждающие отнесение взыскиваемых налогов к текущим, а именно: дату окончания налогового периода и срок уплаты налога (п. 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве»).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 8 и 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» при применении положений пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве и решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов судам необходимо учитывать следующее.
В силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.
Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода.
Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последней даты срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен.
Таким образом, датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.
Вынесение налоговым органом после принятия заявления о признании должника банкротом решения о доначислении налогов и начислении пеней по налогам, налоговый период и срок уплаты которых наступили до даты принятия заявления, не является основанием для квалификации требований об уплате доначисленных обязательных платежей как текущих.
Согласно п. 27 указанного Постановления Пленума ВАС РФ требование об уплате пеней, начисляемых в период наблюдения за несвоевременную уплату налогов (сборов), срок платежа которых наступил до принятия заявления о признании должника банкротом, не является текущим и подлежит удовлетворению в порядке, установленном Законом о банкротстве постольку, поскольку основное требование об уплате недоимки не является текущим.
Судом установлено, что пени в сумме 8 658 рублей 54 копеек начислены инспекцией на недоимку по налогу на прибыль за декабрь 2008 года по сроку уплаты 30.03.2009.
Таким образом, пени начислены на недоимку, образовавшуюся до принятия заявления о признании налогоплательщика банкротом (до 15.05.2009).
В соответствии с п. 1 ст.63 Закона о банкротстве эта задолженность является реестровой, поскольку образовалась до введения в отношении общества процедуры наблюдения и подлежала включению в реестр в порядке, определенном Законом о банкротстве.
Поскольку основное требование не является текущим, то и пени, начисленные должнику за просрочку его исполнения, не могут удовлетворяться как текущее, а следуют судьбе основной задолженности.
Следовательно, пени, начисленные на указанную недоимку, подлежат взысканию в рамках дела о банкротстве в порядке, установленном Законом о банкротстве.
При данных обстоятельствах требование о признании не подлежащим исполнению инкассового поручения подлежит удовлетворению.
Расходы заявителя по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей относятся на заинтересованное лицо и подлежат взысканию в пользу заявителя на основании ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 172 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. Заявленные требования удовлетворить.
Признать не подлежащим исполнению инкассовое поручение № 94860 от 01.06.2012, выставленное Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга на взыскание с Общества с ограниченной ответственностью «Оренбурггазпромлизинг» (г. Оренбург; ОГРН <***>, ИНН <***>) пени по авансовым платежам по налогу на прибыль организаций в сумме 8 658 рублей 54 копеек.
2. Взыскать с Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга (460051, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>; зарегистрирована в качестве юридического лица 11.12.2004 Инспекцией МНС России по Ленинскому району г. Оренбурга, г. Оренбург) в пользу «Общества с ограниченной ответственностью «Оренбурггазпромлизинг» (460027, г. Оренбург; ОГРН <***>, ИНН <***>; зарегистрировано в качестве юридического лица 29.05.2001 Регистрационной палатой г. Оренбурга, г. Оренбург) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 (две тысячи) рублей.
Исполнительный лист на взыскание судебных расходов по уплате государственной пошлины выдать заявителю после вступления решения суда в законную силу.
Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Челябинск), путем подачи жалобы через Арбитражный суд Оренбургской области.
Судья А.А. Александров