АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Володарского 39, г. Оренбург, 460046
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-155/2015
25 марта 2015 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Т.В. Сердюк, рассмотрел в порядке упрощенного производства, дело по заявлению исх. исх. № 01-8 от 12.01.2015г. (поступило в арбитражный суд 15.01.2015г.) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области, г. Оренбург к Обществу с ограниченной ответственностью "Медтехника", г. Оренбург о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии заявления о признании незаконным и отмене решения административного органа о привлечении к административной ответственности и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
При рассмотрении дела в порядке упрощенного производства Арбитражный суд установил.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области, г. Оренбург (далее- заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Медтехника", г. Оренбург (далее - ООО «Медтехника», лицо привлекаемое к административной ответственности) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, требования административного органа отзыв в материалы дела не представил.
Из материалов дела судом установлено, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области проведена проверка соблюдения требований безопасности, законодательства о лицензировании, осуществление надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В ходе проверки 19.12.2014 установлено, что ООО «Медтехника» имеет лицензию № 56.01.15.002.Л.000007.05.12 от 25.05.2012, выданную Управлением Роспотребнадзора по Оренбургской области, на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности). Виды работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности: техническое обслуживание источников ионизирующего излучения.
В ходе проверки заявитель также пришел к выводу, что в действиях общества выявлены нарушения соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности, связанной с техническим обслуживанием источников ионизирующего излучения. Лицензиатом не проводится индивидуальный дозиметрический контроль персонала группы А, который является частью производственного радиационного контроля, включенного в программу производственного контроля за радиационной безопасностью, утвержденную директором общества.
По результатам проверки Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области в отношении ООО «Медтехника» 24.12.2014 составлен протокол по делу об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе проверки главным инженером Букиным Г.Э. к протоколу об административном правонарушении от 24.12.2014 даны письменные объяснения.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указанный протокол вместе с заявлениями о привлечении ООО «Медтехника» направлены для рассмотрения в арбитражный суд.
Суд, исследовав материалы дела, признал требование не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. При этом статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения.
По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности (часть 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 г. 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом. Лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее -Закон о лицензировании) соблюдение лицензиатом лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно статье 8 указанного Закона лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
В силу пп. «в» п. 4 Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 278, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) при осуществлении лицензируемой деятельности, являются:в) наличие у соискателя лицензии систем учета, производственного контроля, а также физической и радиационной защиты радиационных источников, учета и контроля индивидуальных доз облучения работников и населения, отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям в области радиационной безопасности (за исключением организаций, осуществляющих проектирование источников ионизирующего излучения (генерирующих) и средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих)) в соответствии с федеральными законами, осуществление лицензиатом указанных учета, контроля и защиты;
В соответствии со ст. 11 ФЗ № 52 от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
В соответствии со ст. 11 ФЗ от 09.01.1996 №3 «О радиационной безопасности населения», организации, осуществляющие деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, проводят производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности.
Порядок проведения производственного контроля определяется для каждой организации с учетом особенностей и условий выполняемых ею работ и согласовывается с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности.
Должностные лица, осуществляющие производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности, вправе приостанавливать проведение работ с источниками ионизирующего излучения при выявлении нарушений санитарно-эпидемиологических требований, правил радиационной безопасности, обязательных требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, сводов правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических документов в области обеспечения радиационной безопасности (далее - нормы, правила и нормативы) в соответствующей организации до устранения обнаруженных нарушений.
Согласно п. 2.5.1. СП 2.6.1.2612-10 « Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности», администрация радиационного объекта несет ответственность за радиационную безопасность и должна обеспечивать: получение санитарно-эпидемиологического заключения на выпускаемую продукцию, содержащую источники ионизирующего излучения; разработку контрольных уровней воздействия радиационных факторов в организации и санитарно-защитной зоне, а также инструкций по радиационной безопасности и инструкций по действиям персонала при радиационных авариях; установление перечня лиц, относящихся к персоналу групп А и Б; создание условий работы с источниками излучения, соответствующих настоящим Правилам; планирование и осуществление мероприятий по обеспечению и совершенствованию радиационной безопасности в организации; систематический контроль радиационной обстановки на рабочих местах, в помещениях, на территории организации, в санитарно-защитной зоне и в зоне наблюдения, а также за выбросом и сбросом радиоактивных веществ; контроль и учет индивидуальных доз облучения персонала; информирование персонала об уровнях излучения на рабочих местах и об индивидуальных дозах облучения; подготовку и аттестацию по вопросам обеспечения радиационной безопасности руководителей и исполнителей работ, специалистов служб радиационной безопасности, других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с источниками излучения; проведение инструктажа и проверку знаний персонала в области радиационной безопасности; проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров персонала; - ежегодное в установленные сроки представление заполненного радиационно-гигиенического паспорта организации.
Как следует из материалов дела, приказом ООО «Медтехника» от 11.01.2013 №2-а/К «Об отнесении работающих лиц к персоналу группы «А» к персоналу группы А отнесен электромеханик Шляпников Д.С. принятый на должность электромеханика по ремонту и обслуживанию медицинского рентгеновского оборудования в структурное подразделение «техническая служба», согласно приказа от 09.01.2013 №1-к «О приеме на работу работника» (по совместительству на 0,25 ставки) (л.д. 60).
В соответствии с должностной инструкцией электромеханика по ремонту и обслуживанию медицинского рентгеновского оборудования от 20.02.2012 на Шляпникова Д.С. возложены функциональные обязанности: монтаж, техническое обслуживание, ремонт, регулирование и контрольная проверка рентгеновского оборудования, регулирование, испытание отремонтированного оборудования в рентгеновских кабинетах, зонах рентгеновского излучения с использованием шаровых киловольтметров, фантомов, генераторов импульсов сложной формы при подключении их к электрической сети с высоким напряжением и при ионизирующем излучении.
Таким образом, ООО «Медтехника» имея лицензию на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности). Виды работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности: техническое обслуживание источников ионизирующего излучения. Нарушило соблюдение лицензионных требований и условии, предусмотренные лицензией, а именно: пп. «в» п. 4 Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 278, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) при осуществлении лицензируемой деятельности, ст. 11 ФЗ № 52 от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 11 ФЗ от 09.01.1996 №3 «О радиационной безопасности населения», п. 2.5.1. СП 2.6.1.2612-10 « Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности».
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина лицензиата в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, заключается в том, что при наличии возможности соблюдения обязательных требований и условий, содержащихся в вышеприведенных нормативных актах, при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиатом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, суд признал, что факт правонарушения подтверждается материалами дела.
Соответственно, событие административного правонарушения, установленного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ в действиях ООО «Медтехника», нашло свое подтверждение.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено.
В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.(ч.2 ст. 4.5 КоАП РФ)
Из разъяснений, содержащихся в п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», следует, что при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли сроки, установленные ч. 1 и 3 ст. 4.5 Кодекса. Учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности не подлежит восстановлению, суд в случае его пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела установлено, что днем обнаружения административного правонарушения является день составления акта проверки от 19.12.2014г.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что трехмесячный срок давности привлечения Обществу с ограниченной ответственностью «Медтехника» к административной ответственности истек 19.03.2015г.
Следовательно, на дату рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности истек.
Согласно п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, привлечение ООО «Медтехника» к административной ответственности за пределами пресекательного срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ невозможно.
Руководствуясь 167-170, 216, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
1. В удовлетворении требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области, г. Оренбург о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Медтехника", г. Оренбург к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
2.Копи решения направить лицам, участвующим в деле.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Челябинск) в десятидневный срок со дня принятия обжалуемого решения, путем подачи жалобы через Арбитражный суд Оренбургской области.
Судья Т.В. Сердюк