ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-1569/2012 от 16.07.2012 АС Оренбургской области

Арбитражный суд Оренбургской области

460000, г. Оренбург, ул. Володарского, д. 39

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А 47-1569/2012

г. Оренбург «16» июля 2012 г.

Резолютивная часть решения объявлена «16» июля 2012 г.

Решение в полном объёме изготовлено «16» июля 2012 г.

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи И.А. Малышевой,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания В.Г. Карпенко,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Армянский дом», с. Нежинка Оренбургского района Оренбургской области к Департаменту градостроительства и земельных отношений Администрации г. Оренбурга, г. Оренбург с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика: Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, г. Оренбург, Правительства Оренбургской области, г. Оренбург и Администрации муниципального образования «город Оренбург» о признании недействительным решения Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации г. Оренбурга от 23.11.2011 № 1-24-1/6096 об отказе в заключении договора аренды земельного участка, предоставленного по акту выбора № 1/71 от 15.09.2005, с кадастровым номером 56:44:0210002:56, местоположение: участок находится примерно в 36 м. на север от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <...>, разрешённое использование: застройка участка в целях реализации проекта «Национальная деревня», категория земель: земли населённых пунктов, и обязании Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации г. Оренбурга принять меры по устранению нарушения прав и законных интересов заявителя путём предоставления обществу с ограниченной ответственностью «Армянский дом» спорного земельного участка в установленном законом порядке (требование с учётом уточнения),

с участием представителей:

от заявителя:

1)ФИО1 - представитель (доверенность постоянная от 21.09.2011, паспорт);

2)ФИО2 - представитель (доверенность постоянная б/н от 06.04.2012, паспорт);

от ответчика – ФИО3 – представитель (доверенность постоянная от 14.06.2012, служебное удостоверение);

от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, (Администрации муниципального образования «город Оренбург») - ФИО3 – представитель (доверенность постоянная от 12.01.2012,служебное удостоверение).

Представители иных третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, (Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области и Правительства Оренбургской области) в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства указанные лица извещены в порядке ч. ч. 1, 3 ст. 123, ч.9 ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В соответствии с ч. 5 ст. 156, ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебное разбирательство проводится без участия представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, (Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области и Правительства Оренбургской области), надлежащим образом извещённых о месте и времени его проведения.

При рассмотрении настоящего спора арбитражный суд

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Армянский дом», с. Нежинка Оренбургского района Оренбургской области (далее по тексту -заявитель, общество, ООО «Армянский дом») входит в перечень организаций, участвующих в реализации областного культурного проекта «Национальная деревня», инициированного распоряжением Главы Администрации Оренбургской области от 20.12.2004 № 602-р «О создании культурного комплекса «Национальная деревня»» в целях сохранения стабильной этнополитической ситуации, проведения единой национальной политики в области и координации деятельности национальных объединений.

В соответствии с указанным распоряжением было решено: принять предложения руководителей национально-культурных объединений о создании культурного комплекса «Национальная деревня» (пункт 1 распоряжения); утвердить организационный комитет по созданию культурного комплекса «Национальная деревня» (пункт 2 распоряжения); поручить начальнику управления администрации области по информации и общественным связям ФИО4 определить на основании решений, принятых собраниями национально-культурных центров и обществ, подготовить проекты предложения и учредительных документов культурного комплекса «Национальная деревня» до 1 марта 2005 года (подпункт 3.1 пункта 3 распоряжения); заместителю главы администрации области-начальнику управления администрации области по строительству, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству, экологии и инвестициям ФИО5 в срок до 1 марта 2005 года было предписано оказать содействие национально-культурным объединениям в подготовке проектно-сметной документации культурного комплекса «Национальная деревня» (подпункт 3.2 пункта 3 распоряжения). Пунктом 4 распоряжения главе города Оренбурга ФИО6 было рекомендовано до 1 апреля 2005 года рассмотреть вопрос отвода земли под строительство культурного комплекса «Национальная деревня» в сквере имени Ю. Гагарина и определить условия передачи земли.

Приложением к указанному распоряжению был утверждён состав организационного комитета по созданию культурного комплекса «Национальная деревня».

15.09.2005 в целях реализации областного проекта «Национальная деревня» комиссией в составе представителей Комитета по градостроительству и архитектуре Администрации г. Оренбурга, Администрации Южного Административного округа г. Оренбурга, ООО «Армянский дом», Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области, отделения Государственного пожарного надзора и Государственной инспекции безопасности дорожного движения был произведён выбор земельного участка под размещение объекта для ООО «Армянский дом», о чём был составлен акт выбора земельного участка № 1/71 от 15.09.2005, который был утверждён распоряжением Главы города Оренбурга № 5461-р от 28.09.2005 «Об утверждении акта от 15.09.2005 № 1/71 выбора земельного участка в целях реализации проекта «Национальная деревня» по улице Алтайская» (том 1 л.д. 19,21).

В рамках реализации проекта «Национальная деревня» 26.09.2005 Комитетом по градостроительству и архитектуре Администрации города Оренбурга для ООО «Армянский дом» также было разработано архитектурно-планировочное задание № 249, которым были определены: местоположение, современное состояние и использование земельного участка, который должен быть предоставлен для размещения национального подворья «Армянский дом»; инженерно-строительные и транспортные условия; инженерное оборудование и градостроительная документация; назначение и этажность зданий, строительство которых планировалось на данном земельном участке; общие требования к проектированию; требования по соответствию проекта генеральному плану; архитектурно-планировочные требования; требования к инженерным сетям; требования по согласованию проекта; особые условия проектирования, а также был установлен срок действия данного архитектурно-планировочного задания: на период разработки и согласования проектной документации в соответствии с распоряжением на проектирование (том 1 л.д. 35-38).

В октябре 2005 года для ООО «Армянский дом» был подготовлен эскизный проект, в котором были скорректированы: этажность основного здания армянского дома, количество строений, объектов благоустройства и озеленения, подлежащих размещению на территории армянского подворья, определена их дислокация.

12.10.2005 было издано распоряжение Главы города Оренбурга № 5428-р «Об утверждении границ и формировании земельного участка по улице Алтайская для передачи в аренду обществу с ограниченной ответственностью «Армянский дом»», которым были утверждены границы и был сформирован земельный участок площадью 1 850 кв.м. для предоставления обществу с ограниченной ответственностью «Армянский дом», местоположение: участок находится примерно в 70 м. на северо-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <...> (пункт 1 распоряжения). В соответствии с пунктом 2 названного распоряжения обществу с ограниченной ответственностью «Армянский дом» было предписано обратиться в федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» для проведения государственного кадастрового учёта данного земельного участка (том 1 л.д. 30).

Однако, при отводе земельного участка в натуре на местности, установлении и согласовании его границ были уточнены границы земельного участка и его площадь была определена инженером-геодезистом в размере 2 025 кв.м., что отражено в акте установления и согласования границ земельного участка б/н от 31.10.2005 (том 1 л.д. 20), в связи с чем постановлением Главы города Оренбурга № 671-п от 27.06.2006 «Об утверждении границ и формировании земельного участка по улице Алтайская для передачи в аренду обществу с ограниченной ответственностью «Армянский дом»» были внесены изменения в части определения площади и места положения земельного участка, предназначенного для предоставления ООО «Армянский дом», в результате чего площадь данного земельного участка была определена в размере 2 025 кв.м., местоположение было уточнено следующим образом: примерно в 36 м. на север от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <...>,в соответствии со схемой организации строительного участка, согласованной Комитетом по градостроительству и архитектуре 18.10.2005, с разрешённым использованием: застройка земельного участка в целях реализации проекта «Национальная деревня». Категория земель: земли поселений (пункт 2 постановления). В пункте 2 данного постановления также указано, что на земельном участке проходят инженерные сооружения, охранная зона которых составляет 81 кв.м.(том 1 л.д. 31).

08.09.2006 земельный участок площадью 2 025 +/-16 кв.м., расположенный по адресу <...>, с разрешённым использованием: застройка участка в целях реализации проекта «Национальная деревня» был сформирован и поставлен на кадастровый учёт, ему был присвоен кадастровый номер 56:44:0210002:56, в подтверждение чего заявителем представлен кадастровый паспорт земельного участка от 08.10.2010 № 56/10-135929 (том 1 л.д.33-38).

21.09.2006 ООО «Армянский дом» обратилось к Главе города Оренбурга с заявлением о выделении земельного участка под строительство многофункционального гостиничного комплекса (том 1 л.д. 147).

Письмом Управления землепользования и развития пригородного хозяйства Администрации города Оренбурга от 06.12.2006 № 1-27/04-03/8500 обществу было рекомендовано обратиться в Министерство природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области в связи с передачей ему полномочий на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (том 1 л.д. 140).

Однако, уже 09.01.2007 (менее, чем через месяц) обществу было выдано заключение Комитета по градостроительству и архитектуре Администрации г. Оренбурга о возможном предоставлении органами местного самоуправления земельного участка, расположенного в <...>, на основании указанного выше постановления № 671-п от 27.06.2006 до 31.11.2007 при условии получения разрешения на строительство (том 1 л.д. 35), после чего в период с 2007 по 2010 г.г. органами местного самоуправления никаких действий по завершению начатой процедуры предоставления спорного земельного участка не предпринималось.

После получения эскизного проекта, перечисленных выше постановлений, установления границ земельного участка на местности и постановке его на кадастровый учёт ООО «Армянский дом» по указанию органов местного самоуправления приступило к реализации проекта создания армянского подворья на отведённой территории культурного комплекса «Национальная деревня» в соответствии с эскизным проектом.

Согласно справке федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, «Российский государственный центр инвентаризации и учёта объектов недвижимости –Федеральное бюро технической инвентаризации» № 12380 от 21.10.2010, составленной по результатам технической инвентаризации, проведённой 11.10.2010, двухэтажный армянский дом-музей с мансардой литер ЕЕ1Е2 общей площадью 1 205,1 кв.м. был построен в 2007 году (том 1 л.д. 22-29).

27.05.2009 было издано распоряжение губернатора Оренбургской области № 167-р «О культурном проекте «Национальная деревня»», которым в целях создания условий для эффективной работы культурного комплекса «Национальная деревня», направленной на сохранение и развитие национальных культур народов, проживающих на территории Оренбургской области, и сохранение стабильной этнополитической ситуации в области, в числе прочего, главе города Оренбурга ФИО6 было рекомендовано рассмотреть в установленном порядке вопрос об установлении вида разрешённого использования «земельные участки, предназначенные для размещения объектов культуры, искусства и религии» на земельные участки, выделенные под подворья в культурном комплексе «Национальная деревня» (подпункт 2.1 пункта 2 распоряжения) (том 1 л.д. 150).

Постановлением Администрации города Оренбурга № 7090- п от 28.09.2010 были внесены изменения в указанное выше постановление Главы города Оренбурга № 671-п от 27.06.2006 в части определения целей предоставления земельного участка и было установлено, что целью формирования данного участка является его предоставление в аренду сроком до 31.12.2010. Пунктом 1.2 названного постановления заявителю было предписано обратиться в Управление землепользования и развития пригородного хозяйства Администрации г. Оренбурга для заключения договора аренды на данный земельный участок (том 1 л.д. 32).

После этого процедура предоставления земельного участка в аренду под строительство была вновь приостановлена и многочисленные обращения заявителя в различные ведомства областного и местного значения в течение 2006-2011 г.г. не дали никаких результатов, договор аренды земельного участка под строительство не был заключён.

В подтверждение принятия всех возможных мер для завершения процедуры заключения договора аренды спорного земельного участка под строительство ООО «Армянский дом», помимо перечисленных выше документов, представило следующие документы: обращение Управления Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области от 16.07.2009 № 15-03/1558 «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена» с приложением письма Законодательного Собрания Оренбургской области от 03.04.2009 № 23-01/167-и с указанием критериев, используя которые следует разграничивать полномочия органа местного самоуправления и исполнительного органа субъекта Российской Федерации по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (том 1 л.д. 134-137); два письма Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 23.07.2009 № ЮК-27/06-7238 и от 27.07.2009 № 27/06-7378 «Об исполнении распоряжения Губернатора области от 27.05.2009 № 167-р», в которых министерство указало на отсутствие у него полномочий по распоряжению спорным земельным участком (том 1 л.д. 137,138);письмо Администрации г. Оренбурга № 24/1 -2988 от 21.07.2010 (том 1 л.д. 141); письмо Комитета по градостроительству и архитектуре Администрации города Оренбурга № 24/1-6423 от 16.11.2010 о невозможности выдачи разрешении на строительство объекта Армянский дом-музей в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок (том 1 л.д. 133); уведомление Управления землепользования и развития пригородного хозяйства Администрации города Оренбурга об отказе в заключении договора аренды земельного участка в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ в связи с отсутствием у общества правоустанавливающих документов на объект недвижимости, расположенный на земельном участке, от 17.11.2010 № 1-27/04-03/13648(том 1 л.д. 39), а также заявление о заключении договора аренды земельного участка под строительство б/н от 03.11.2011 (том 1 л.д. 119) и обжалуемое в рамках настоящего дела уведомление Департамента градостроительства и земельных отношений Управления землепользования и развития пригородного хозяйства от 23.11.2011 № 1-24-1/6096 о невозможности заключения договора аренды земельного участка под строительство в связи с истечением срока предоставления в аренду земельного участка, указанного в постановлении Главы города Оренбурга № 7090- п от 28.09.2010 (том 1 л.д. 40).

В качестве доказательств принятия всех возможных мер по узакониванию строения на спорном земельном участке и их безрезультатности обществом также представлены: письма Комитета по градостроительству и архитектуре Администрации г. Оренбурга от 16.11.2010 № 24/1-6423 и Управления градостроительства и архитектуры Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации города Оренбурга № 1-24-2/1852 от 08.07.2011 о невозможности предоставления спорного земельного участка в аренду до узаконения Армянского дома в судебном порядке (том 1 л.д.41,132);решение Арбитражного суда Оренбургской области от 28.03.2011 по делу № А 47-9037/2010, которым обществу было отказано в признании права собственности на самовольную постройку (армянский дом-музей двухэтажный, с мансардой и подвалом, расположенный на спорном земельном участке) по мотиву отсутствия прав на земельный участок, а также постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2011 и Федерального арбитражного суда Уральского округа от 03.10.2011 по указанному делу, которыми решение суда первой инстанции было оставлено без изменения и вступило в законную силу (том 1 л.д. 92-110), решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.08.2011 по делу № А 47-2919/2011 (том 1 л.д. 153-158).

Помимо этого, в подтверждение того, что возведение капитальных строений, объектов озеленения и благоустройства на территории армянского подворья осуществлялось по утверждённому эскизному проекту на отведённом земельном участке заявителем представлен Градостроительный план спорного земельного участка от 17.12.2010 (части 1 и 2), в том числе письмо Комитета по градостроительству и архитектуре Администрации города Оренбурга от 24.01.2011 № 000142/1 «О рассмотрении проектных материалов», согласно которому упомянутый выше эскизный проект был принят за основу для проектирования при реализации проекта «Национальная деревня».

ООО «Армянский дом» оспорило в рамках данного дела решение Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации г. Оренбурга от 23.11.2011 № 1-24-1/6096 об отказе в заключении договора аренды земельного участка, предоставленного по акту выбора № 1/71 от 15.09.2005, с кадастровым номером 56:44:0210002:56,ссылаясь на то, что им со своей стороны были приняты все возможные меры по заключению договора аренды спорного земельного участка под строительство, а причиной истечения срока предоставления в аренду земельного участка, указанного в постановлении Главы города Оренбурга № 7090- п от 28.09.2010, является бездействие органа местного самоуправления, в течении длительного времени уклонявшегося от исполнения своей обязанности по завершению процедуры предоставления земельного участка в аренду под строительство и заключения договора аренды для указанных целей.

В судебном заседании представители заявителя свои требования поддерживают по основаниям, изложенным в заявлении и письменных уточнениях к нему, утверждают, что в настоящее время у ООО «Армянский дом» не имеется иной возможности для реализации прав как на спорный земельный участок, так и на возведённые на нём объекты недвижимости, кроме завершения процедуры предоставления земельного участка под строительство.

По мнению заявителя, орган местного самоуправления, начав процедуру предоставления земельного участка под строительство (утвердив акт выбора земельного участка, установив его площадь и границы на местности, поставив земельный участок на кадастровый учёт, издав распоряжение о предоставлении земельного участка в аренду и определив его разрешённое использование для целей размещения армянского подворья), обязан был довести эту процедуру до конца и заключить договор аренды под строительство в установленные сроки, однако, этого не сделал, в связи с чем заявитель вынужден нести неблагоприятные последствия неисполнения ответчиком своих обязанностей.

Отсутствие отчёта независимого оценщика о проведении рыночной оценки годового размера арендной платы земельного участка, по мнению представителей общества, не может являться препятствием для заключения договора аренды, поскольку постановление Правительства Оренбургской области от 12.10.2009 № 530-п «Об утверждении порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории Оренбургской области» предусматривает возможность определения размера арендной платы как на основании отчёта оценщика, так и с использованием иных способов (из кадастровой стоимости земельного участка).

Представитель ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, (Администрации г. Оренбурга) возражает против удовлетворения заявленных требований, считает, что заключение договора аренды земельного участка под строительство в настоящее время невозможно в связи с истечением срока предоставления в аренду земельного участка, указанного в постановлении главы города Оренбурга № 7090- п от 28.09.2010.

Прочие третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, (Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области и Правительство Оренбургской области) явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, но представили отзывы на заявление, в которых они поддерживают позицию заявителя по делу, считают, что органы местного самоуправления обязаны довести до конца начатую ими процедуру предоставления земельного участка под строительство и заключить договор аренды под строительство.

Исследовав материалы дела и заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, явившихся в судебное заседание, арбитражный суд признаёт требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Из буквального толкования положений ч. 4 ст. 200, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ следует, что основанием для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, должностного лица является совокупность двух необходимых условий: одновременно несоответствие данного ненормативного правового акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебной защите подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы экономического содержания.

К решениям, которые могут быть оспорены в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ, относятся акты органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных предпринимателей и организаций.

Оспариваемое заявителем в рамках настоящего дела уведомление Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации г. Оренбурга от 23.11.2011 № 1-24-1/6096 об отказе в заключении договора аренды земельного участка, предоставленного по акту выбора № 1/71 от 15.09.2005, с кадастровым номером 56:44:0210002:56, принято ответчиком в пределах предоставленных ему полномочий и содержит отказ в заключении договора аренды земельного участка на испрашиваемых заявителем условиях, который препятствует обществу как в реализации его прав на землю, так и в реализации прав на возведённые на спорном земельном участке объекты недвижимости, в связи с чем данное уведомление относится к числу решений (ненормативных правовых актов), которые могут быть оспорены в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Из имеющихся в деле заявлений ООО «Армянский дом» от 21.09.2006 (том 1 л.д. 147) и от 03.11.2011 (том 1 л.д. 119) следует, что спорный земельный участок неоднократно испрашивался обществом в аренду под строительство в целях реализации проекта «Национальная деревня».

Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ (здесь и далее положения Земельного кодекса приведены в редакциях, действовавших до 01.01.2007, то есть на момент проведения работ по выбору, формированию спорного земельного участка и приятия решения о его предоставлении в аренду) установлено два способа предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в 2005 году осуществлялось в следующем порядке:1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьёй 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка;3) государственный кадастровый учёт земельного участка;4)принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьёй 32 настоящего Кодекса.

В силу п. п.1-6, 8 ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учётом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в её границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путём предоставлением этих земельных участков для строительства. Орган местного самоуправления также информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трёх лет.

Согласно п. 2 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьёй 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) (в настоящее время - кадастрового паспорта) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

Согласно подпункту 3 пункта 7 статьи 30 Земельного кодекса РФ решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьёй 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства являлось в 2005, 2006 г.г. и является в настоящее время основанием для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.

Из описанных выше обстоятельств дела следует, что до начала ООО «Армянский дом» строительства объектов национального армянского подворья органами государственной власти субъекта РФ совместно с органами местного самоуправления была реализована процедура предоставления ООО «Армянский дом» земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в порядке, установленном ст. ст. 30, 31,32 Земельного кодекса РФ, а именно: по заявлению руководителей национально-культурных объединений о создании культурного комплекса «Национальная деревня» было издано и опубликовано для всеобщего сведения распоряжение Главы Администрации Оренбургской области от 20.12.2004 № 602-р «О создании культурного комплекса «Национальная деревня» в целях сохранения стабильной этнополитической ситуации, проведения единой национальной политики в области и координации деятельности национальных объединений. Таким образом, население было проинформировано о предстоящем строительстве культурного комплекса.

Затем в порядке ст. ст. 30,31 Земельного кодекса РФ во исполнение указанного распоряжения был произведён выбор земельного участка, составлен акт выбора земельного участка № 1/71 от 12.09.2005, который был утверждён распоряжением Главы города Оренбурга от 28.09.2005 № 5461-р, было издано распоряжение главы города Оренбурга № 5728-р от 12.10.2005 «Об утверждении границ и формировании земельного участка по улице Алтайская для передачи в аренду обществу с ограниченной ответственностью «Армянский дом»», которым были предварительно утверждены границы и сформирован земельный участок, подлежащий предоставлению под строительство ООО «Армянский дом», после чего был произведён отвод земельного участка в натуре на местности, установление и согласование его границ, в ходе которого были уточнены границы земельного участка его местоположение и площадь (акт установления и согласования границ земельного участка б/н от 31.10.2005), в связи с чем постановлением главы города Оренбурга № 671-п от 27.06.2006 «Об утверждении границ и формировании земельного участка по улице Алтайская для передачи в аренду обществу с ограниченной ответственностью «Армянский дом»» были внесены изменения в части определения площади и места положения земельного участка, предназначенного для предоставления ООО «Армянский дом». 08.09.2006 земельный участок площадью 2 025 +/-16 кв.м., расположенный по адресу <...>, с разрешённым использованием: застройка участка в целях реализации проекта «Национальная деревня» был сформирован и поставлен на кадастровый учёт, ему был присвоен кадастровый номер 56:44:0210002:56.

Постановлением Администрации города Оренбурга № 7090- п от 28.09.2010 были внесены изменения в указанное выше постановление главы города Оренбурга № 671-п от 27.06.2006 в части определения целей предоставления земельного участка и было установлено, что целью формирования данного участка является его предоставление в аренду сроком до 31.12.2010. Пунктом 1.2 названного постановления заявителю было предписано обратиться в Управление землепользования и развития пригородного хозяйства Администрации г. Оренбурга для заключения договора аренды на данный земельный участок, что он сделал ранее, обратившись с заявлением о выделении земельного участка под строительство гостиничного комплекса 21.09.2006.

В результате совершения всех перечисленных действий земельный участок был сформирован в качестве объекта права, были определены его площадь, границы, точное место положения, согласовано место расположения на нём объектов недвижимости, которые должны быть построены в рамках реализации культурного проекта «Национальная деревня», было определено лицо, которому должен предоставляться земельный участок, и принято решение о его предоставлении для аренды под строительство, после чего у органов местного самоуправления в силу подпункта 3 пункта 7 статьи 30 Земельного кодекса РФ возникла обязанность по заключению договора аренды под строительство с заявителем, однако, данная обязанность исполнена не была, всвязи с чем арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии оснований считать завершённой процедуру предоставления земельного участка в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в порядке, предусмотренном ст. 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.

Поскольку процедура предоставления земельного участка в аренду для строительства не была завершена по вине органов местного самоуправления, на которые подпунктом 3 пункта 7 статьи 30 Земельного кодекса РФ возложена обязанность по заключению договора аренды для указанных целей, заявитель не может нести неблагоприятные последствия, связанные с истечением срока предоставления в аренду земельного участка, указанного в постановлении главы города Оренбурга № 7090- п от 28.09.2010, всвязи с чем данное обстоятельство не может являться основанием для отказа в заключении договора аренды. Доводы ответчика в данной части отклоняются судом как основанные на неверном толковании норм материального права.

Отсутствие отчёта независимого оценщика о проведении рыночной оценки годового размера арендной платы земельного участка также не является основанием для отказа в заключении договора аренды под строительство, поскольку требований об обязательном представлении такого документа до заключения договора аренды действующее законодательство не содержит.

Данный отчёт, по утверждению ответчика, необходим для установления размера арендной платы, а не для решения вопроса о возможности заключения договора аренды под строительство. Пунктом 2 «Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории Оренбургской области», утверждённого постановлением Правительства Оренбургской области от 12.10.2009 № 530-п, на который ссылается ответчик в обоснование своей позиции по делу в данной части, установлено два способа расчёта арендной платы: на основании кадастровой стоимости и на основании рыночной стоимости. Поскольку кадастровая стоимость земельного участка известна (указана в кадастровом паспорте), отсутствие сведений о его рыночной стоимости не препятствует заключению договора аренды.

Наличие на спорном земельном участке самовольных построек в контексте данного спора также не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду для целей строительства, поскольку данные постройки возведены заявителем в рамках реализации областного культурного проекта «Национальная деревня» в соответствии с утверждённым эскизным проектом на отведённом специально для этих целей земельном участке, правопритязания со стороны иных лиц либо органа местного самоуправления в отношении данных объектов отсутствуют. Из имеющихся в деле документов следует, что причиной, по которой заявителем не было своевременно получено разрешение на строительство и данные строения до настоящего времени имеют статус самовольных построек, является бездействие органа местного самоуправления, который в нарушение ст. ст. 30,31,32 Земельного кодекса РФ своевременно не исполнил обязанность по заключению с заявителем договора аренды под строительство, что привело к созданию тупиковой ситуации в данных правоотношениях.

Из перечисленных в описательной части решения документов (письма Управления землепользования и развития пригородного хозяйства Администрации города Оренбурга от 06.12.2006 №№ 1-27/04-03/8500; обращения Управления Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области от 16.07.2009 № 15-03/1558 «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена» с приложением письма Законодательного Собрания Оренбургской области от 03.04.2009 № 23-01/167-и; двух писем Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 23.07.2009 № ЮК-27/06-7238 и от 27.07.2009 № 27/06-7378 «Об исполнении распоряжения Губернатора области от 27.05.2009 № 167-р», письма Администрации г. Оренбурга № 24/1 -2988 от 21.07.2010;   письма Комитета по градостроительству и архитектуре Администрации города Оренбурга № 24/1-6423 от 16.11.2010; уведомления Управления землепользования и развития пригородного хозяйства об отказе в заключении договора аренды земельного участка в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ от 17.11.2010 № 1-27/04-03/13648; письма Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации города Оренбурга № 1-24-2/1852 от 08.07.2011, решений и постановлений арбитражных судов первой, апелляционной и кассационной инстанций) следует, что в период с 2006 по 2011 г.г. обществом принимались все возможные меры по заключению договора аренды под строительство либо приобретению права аренды любым иным установленным законом способом, а именно: заявитель обращался в органы местного самоуправления и в арбитражный суд с требованием о предоставлении земельного участка как под объектом недвижимости в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ, так и под строительство в порядке ст. ст. 31,32 названного Кодекса, с заявлениями о получении разрешения на строительство и о признании права собственности на объект недвижимости, возведённый на спорном земельном участке. Однако, данные меры никаких результатов не дали, поскольку в предоставлении земельного участка под объектом недвижимости в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ заявителю было отказано в связи с отсутствием у него правоустанавливающих документов на объект недвижимости; с другой стороны, в выдаче разрешения на строительство и в признании права собственности на построенный объект недвижимости было отказано в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на землю. Наконец, и в заключении договора аренды под строительство в порядке ст. ст. 31, 32 Земельного кодекса РФ также было отказано в связи с тем, что истёк срок предоставления в аренду земельного участка, указанный в постановлении Главы города Оренбурга № 7090- п от 28.09.2010.

Таким образом, в результате неисполнения органами местного самоуправления обязанности по завершению начатой ими процедуры по предоставлению спорного земельного участка в аренду для целей строительства и отказа в заключении договора аренды на основании принятого в установленном законом порядке постановления о заключении договора аренды для указанных целей заявитель оказался лишён возможности установить свои законные права как на земельный участок, так и на расположенные на нём объекты недвижимости, построенные в соответствии с эскизным проектом в рамках реализации областной культурной программы «Национальная деревня», что, по мнению суда, свидетельствует о нарушении его прав и законных интересов в результате принятия оспариваемого ненормативного правового акта.

Судом отклоняются доводы ответчика об отсутствии у него права на заключение договора аренды под строительство в связи с передачей полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, г. Оренбург, поскольку в рассматриваемой ситуации органы местного самоуправления в 2005,2006 г.г., то есть до изменения правового регулирования в данной сфере и передачи полномочий органам субъекта Российской Федерации, уже распорядились спорным земельным участком, реализовав процедуру предоставления земельного участка в аренду под строительство в порядке ст. ст. 30,31,32 Земельного кодекса РФ, в связи с чем ответчик обязан завершить начатую процедуру путём заключения договора аренды земельного участка для указанных целей и не вправе передавать решение данного вопроса на завершающей стадии органам субъекта Российской Федерации.

С учётом изложенного положения ст. 2 Закона Оренбургской области от 06.12.2006 № 822/162-IV-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Оренбургской области «О порядке управления земельными ресурсами на территории Оренбургской области», вступившего в законную силу с 30.12.2006 (с момента официальной публикации),  согласно которой передавались полномочия по управлению земельными ресурсами из органов местного самоуправления в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации,  не подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям.

Установленный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ срок на обжалование ненормативного правового акта заявителем соблюдён.

При таких обстоятельствах дела суд признаёт требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению в порядке ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Понесённые заявителем расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение заявления в сумме 2 000 руб. 00 коп. подлежат взысканию с ответчика в качестве судебных издержек, поскольку Налоговый кодекс РФ не урегулировал вопрос, при котором лицо, обратившееся в арбитражный суд, понесло судебные расходы, а проигравшей стороной является лицо, в силу Налогового кодекса РФ освобождённое от уплаты государственной пошлины. Норма, согласно которой возмещение государственной пошлины должно производиться из федерального бюджета, также отсутствует, в связи с чем в таком случае следует руководствоваться общими положениями главы 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ, где в статье 110 указано, что судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другой стороны, что также соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в информационном письме от 13.03.2007 № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации».

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 167-170,176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.Заявленное требование удовлетворить.

2.Признать недействительным решение Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации г. Оренбурга, г. Оренбург от 23.11.2011 № 1-24-1/6096 об отказе в заключении договора аренды земельного участка, предоставленного по акту выбора № 1/71 от 15.09.2005, с кадастровым номером 56:44:0210002:56, местоположение: участок находится примерно в 36 м. на север от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <...>, разрешённое использование: застройка участка в целях реализации проекта «Национальная деревня», категория земель: земли населённых пунктов.

3.Обязать Департамент градостроительства и земельных отношений Администрации г. Оренбурга, г. Оренбург принять меры по устранению нарушения прав и законных интересов заявителя путём предоставления обществу с ограниченной ответственностью «Армянский дом» земельного участка, предоставленного по акту выбора № 1/71 от 15.09.2005, с кадастровым номером 56:44:0210002:56, местоположение: участок находится примерно в 36 м. на север от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <...>, разрешённое использование: застройка участка в целях реализации проекта «Национальная деревня», категория земель: земли населённых пунктов, в установленном законом порядке, то есть посредством заключения договора аренды.

4.Взыскать с Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации г. Оренбурга (ОГРН <***>,  ИНН <***>,   место нахождения: 460000, <...>, зарегистрирован в качестве юридического лица 25.05.2011) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Армянский дом» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 460520, Оренбургская область, Оренбургский район, ул. Нежинская, д. 27, зарегистрировано в качестве юридического лица 04.07.2005) судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб. 00 коп. (две тысячи рублей).

5.Исполнительный лист на взыскание судебных расходов выдать заявителю после вступления решения суда в законную силу.

6.Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

7.Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объёме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

Документы в электронном виде могут быть представлены через сервис «Мой арбитр» на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по адресу: http://my.arbitr.ru/.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://www.18aac.ru.

Судья И.А. Малышева