ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-15834/18 от 14.05.2019 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург                                                                Дело № А47-15834/2018  

20 мая 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена        мая 2019 года

В полном объеме решение изготовлено        мая 2019 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Вернигоровой Ольги Алексеевны, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Кустовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по  заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Санаторий-профилакторий «Зарница», Оренбургская область, г. Оренбург, ОГРН <***>, ИНН <***>,

к Министерству социального развития Оренбургской области, Оренбургская область г. Оренбург, ОГРН <***>, ИНН <***>,

о взыскании с Министерства социального развития Оренбургской области в пользу ООО «Санаторий-профилакторий «Зарница» расходов, затраченных на организацию отдыха и оздоровления детей в период с 26.12.2017г. по 15.01.2018г. в размере 439 403, 58 руб. (с учетом уточнений)

с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Инспекции Федеральной налоговой службы по
Ленинскому району города Оренбурга.

В судебном заседании приняли участие законный представитель общества с ограниченной ответственностью «Санаторий-профилакторий «Зарница» ФИО1, представители Министерства социального развития Оренбургской области по доверенности ФИО2 и ФИО3, представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Оренбурга по доверенности ФИО4 (после перерыва не явился).

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 06.05.2019 по 14.05.2019.

Общество с ограниченной ответственностью «Санаторий-профилакторий «Зарница» (далее – истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с требованием о взыскании с Министерства социального развития Оренбургской области (далее – ответчик, Министерство) 439 403 руб. 58 коп. в счет возмещения расходов на организацию отдыха и оздоровления детей в период с 26.12.2017г. по 15.01.2018г. (с учетом уточнений).

В судебном заседании представитель истца поддержала уточненные исковые требования, мотивируя их невыплатой ответчиком субсидий на возмещение затрат, связанных с оздоровлением и отдыхом 26-ти детей за период с 26.12.2017 по 15.01.2018 в ООО «Санаторий-Профилакторий «Зарница».

Представители ответчика требования истца не признают по мотивам, изложенным в письменных возражениях и отзыве, поясняют, что основанием для отказа в предоставлении субсидий стало наличие у истца неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах по состоянию на 01.12.2017, 01.01.2018, 01.02.2018, 01.03.2018, которую подтвердил налоговый орган на запрос Министерства.

Представитель налогового органа в судебном заседании до перерыва представил письменный отзыв, в котором подтвердил факт наличия неисполненной обязанности у Общества по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, отраженной в справках № 319552, № 321382, № 56784, № 334502 по состоянию на 01.12.2017, 01.01.2018, 01.02.2018, 01.03.2018 соответственно.

Судом в открытом судебном заседании установлены следующие фактические обстоятельства.

Министерство 15.01.2018 обратилось в ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга с требованием предоставить справку об отсутствии задолженности по обязательным платежам по состоянию на 01.12.2017 у ООО «Санаторий-Профилакторий «Зарница» в ответ на которое налоговым органом предоставлена справка № 319552 с указанием на наличие задолженности по уплате штрафа по НДФЛ, страховых взносов и пени в ПФ РФ и штрафа за нарушение законодательства по налогам и сборам (л.д. 101, 102-103 т. 1).

18.01.2018 Общество предоставило в Министерство пакет документов для получения субсидий на возмещение затрат, связанных с оздоровлением и отдыхом 26-ти детей за период с 26.12.2017 по 15.01.2018 в ООО «Санаторий-Профилакторий «Зарница» на сумму 439403,58 руб.

Письмом от 22.01.2018 № 501/09 Обществу возвращены отчетные документы на сумму 334 783,68 руб. с указанием на необходимость приведение их в соответствие (л.д. 100 т. 1). 

Письмом от 06.02.2018 исх. № 1225/09 Министерство сообщило Обществу о невозможности заключения соглашения и возмещение расходов, связанных с организацией отдыха и оздоровления детей, в связи с наличием задолженности по уплате обязательных платежей и санкций (л.д. 104 т. 1).

30.03.2018 Общество повторно с целью получения субсидии направило в Министерство отчет об оказании услуг по организации отдыха и оздоровления детей, объяснив наличие задолженности по уплате обязательных платежей и санкций ошибкой в указании КБК (л.д. 112 т. 1).

В тот же день Министерством в налоговый орган был направлен запрос исх. № 4443/09 о наличии налоговой задолженности у истца, в ответе на который ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга представлена справка № 57521 от 06.04.2018 о наличии задолженности по уплате страховых взносов и пени в ПФ РФ, пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование, пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы без расходов и штрафа за нарушение законодательства по налогам и сборам, в связи с чем, Министерством письмом от 27.04.2018 исх. № 6060/09 Обществу повторно отказано в возмещении расходов, связанных с организацией оздоровительного заезда в СОЛ «Зарница» для 26-ти детей (с 26.12.2017 по 15.01.2018) (л.д. 113, 116, 117-118 т. 1).

Ссылаясь на невозмещение Обществу из бюджета Оренбургской области расходов на оздоровление 26 детей в СОЛ «Зарница», истец предъявил настоящий иск.

Исследовав представленные доказательства, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации в постановлении от 06.09.2016 № 887 утверждены общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее – Общие требования).

Согласно подпунктам «а», «б» и «в» пункта 2 Общих требований,   нормативные правовые акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или акты уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальные правовые акты местной администрации или акты уполномоченных ею органов местного самоуправления, устанавливающие порядок предоставления из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий получателям субсидий, принимаемые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в случаях и порядке, которые предусмотрены законом (решением) о соответствующем бюджете бюджетной системы Российской Федерации (далее - правовые акты), должны содержать, в том числе, общие положения о предоставлении субсидий, условия и порядок предоставления субсидий, требования к отчетности.

Согласно подпункту «е» пункта 1 Правительством Оренбургской области принято постановление от 02.04.2013 № 255-п, которым в соответствии с Законами Оренбургской области от 18 декабря 2009 года № 3271/751-IV-ОЗ «Об осуществлении и финансовом обеспечении оздоровления и отдыха детей в Оренбургской области», от 18 декабря 2009 года № 3272/752-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области государственными полномочиями Оренбургской области по финансовому обеспечению отдыха детей в каникулярное время» утвержден порядок предоставления субсидии на возмещение затрат, связанных с оказанием услуг по отдыху и (или) оздоровлению детей, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, включенным в региональный реестр организаций отдыха детей и их оздоровления (далее – Порядок, приложение № 6).

Настоящий Порядок устанавливает цели, условия и механизм предоставления из областного бюджета субсидии на возмещение затрат, связанных с оказанием услуг по отдыху и (или) оздоровлению детей, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, включенным в региональный реестр организаций отдыха детей и их оздоровления (далее – субсидия, пункт 1 Порядка).

Субсидия предоставляется юридическим лицам, за исключением государственных (муниципальных) учреждений, и индивидуальным предпринимателям (далее - хозяйствующий субъект (хозяйствующие субъекты)) в целях возмещения затрат, связанных с оказанием ими услуг по отдыху и (или) оздоровлению одаренных детей, детей в возрасте от 4 до 15 лет (включительно), нуждающихся в санаторном оздоровлении по заключению организации здравоохранения, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в пределах денежных средств, предусмотренных сертификатом на отдых и (или) оздоровление детей (далее - сертификат), в зависимости от типа организаций отдыха детей и их оздоровления:

а) загородный стационарный детский оздоровительный лагерь, лагерь круглосуточного пребывания, созданный на базе учреждений социального обслуживания, образовательных, лечебно-профилактических, спортивных и иных учреждений (далее - детский оздоровительный лагерь);

б) детский санаторий, санаторный оздоровительный лагерь (далее - санаторный оздоровительный лагерь);

в) детский туристический лагерь палаточного типа (далее - палаточный лагерь) (пункт 2 Порядка).

Главным распорядителем средств областного бюджета, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии на соответствующий финансовый год и плановый период, является министерство социального развития Оренбургской области (далее - министерство) (пункт 3 Порядка).

Разделом II Порядка установлены условия и порядок предоставления субсидии, при этом, согласно подпункту «а» пункта 6 Порядка, одним из таких условий предоставления субсидии является отсутствие у хозяйствующего субъекта на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется предоставление субсидии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Для получения субсидии хозяйствующие субъекты в течение 10 рабочих дней после окончания соответствующей смены представляют в министерство:

а) заявление на получение субсидии, составленное по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку;

б) отчет об оказании услуг по отдыху и (или) оздоровлению детей с использованием сертификата, составленный по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку;

в) оригинал отрывного талона к сертификату;

г) оригиналы обратных талонов к путевкам;

д) список детей, получивших услугу по отдыху и (или) оздоровлению с использованием сертификата (пункт 8 Порядка).

Пунктом 9 Порядка установлено, что Министерство в течение 10 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, самостоятельно в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивает на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется принятие решения о предоставлении субсидии, в форме электронного документа или на бумажном носителе в том числе справку об отсутствии у хозяйствующего субъекта неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно пункту 10 Порядка, Министерство в течение 30 календарных дней со дня представления хозяйствующим субъектом документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, осуществляет их проверку и принимает решение о предоставлении субсидии либо об отказе в предоставлении субсидии.

Основанием для отказа в предоставлении субсидии, согласно пункту 12 Порядка является, в том числе, несоответствие хозяйствующего субъекта требованиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка, и условиям, указанным в подпунктах «а» - «е» пункта 6 настоящего Порядка.

 Из материалов дела следует, что факт оказания Обществом услуг по отдыху и оздоровлению детей, Министерством не оспаривается.

Факт наличия у Общества, на дату обращения в Министерство с заявлением на получение субсидии, неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, подтверждается материалами дела и также не оспаривается сторонами.

Между тем, как следует из справки № 55227 от 21.05.2018, представленной налоговым органом, о состоянии расчетов на 27.04.2018, Обществом не погашена задолженность по пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ в размере 132 руб. 88 коп, в то время как ранее, у истца имелась более значительная задолженность, что свидетельствует о принятии Обществом мер для исполнения обязательств перед бюджетом. В связи с чем, суд полагает, что отказ Министерства в выдаче субсидии в настоящем случае носит формальный характер и, учитывая социальную направленность деятельности Общества, не может являться основанием для отказа в возмещении уже понесенных Обществом расходов на организацию оздоровительного отдыха для детей.

Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Принимая во внимание отсутствие спора между сторонами о фактическом оказании услуг по организации оздоровительного отдыха детей, их стоимости, а также по размеру субсидий, учитывая положения статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, правовой позиции, изложенной в пунктах 18, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», и исходя из обязанности ответчика по компенсации расходов на оплату услуг по оздоровлению детей, уточненные требования истца суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Расходы по уплате государственной пошлины в размере 11 788 руб., в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат возмещению истцу за счет ответчика.

Руководствуясь статьями 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требования общества с ограниченной ответственностью «Санаторий-профилактория «Зарница» удовлетворить.

Взыскать с  Министерства социального развития Оренбургской области  в пользу  общества с ограниченной ответственностью «Санаторий-профилактория «Зарница» расходы, затраченные на организацию отдыха и оздоровления детей в период с 26.12.2017г. по 15.01.2018г. в размере 439 403,58 руб., расходы по уплате государственной пошлины в сумме  11 788 руб.

Исполнительный лист выдать взыскателю в порядке, установленном статьями 319, 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (город Челябинск) в срок, не превышающий  месяц со дня его принятия  через Арбитражный суд Оренбургской области.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья                                                                          О.А. Вернигорова