АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-16584/2018
17 апреля 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена апреля 2019 года
В полном объеме решение изготовлено апреля 2019 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Сердюк Т.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Абязовой Н.И., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации муниципального образования Тюльганский поссовет Тюльганского района Оренбургской области, п. Тюльган
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, г. Оренбург
о признании в реестре ЕГРН сведений ошибочными - объект права: здание назначение - нежилое здание, 1-этажный, площадью - 107,8 кв.м., местоположение - <...>, гаражный участок № 19, гараж № 3, кадастровый номер 56:33:1301016:345 (с учетом уточнения).
Стороны извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 08.04.2019 объявлялся перерыв до 15.04.2019 до 15 часов 30 минут.
В судебном заседании приняли участие (до и после перерыва):
от заявителя: ФИО1 – представитель (доверенность от 17.07.2018 на 1 год, паспорт);
от заинтересованного лица: не явились.
Администрация муниципального образования Тюльганский поссовет Тюльганского района Оренбургской области (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее – заинтересованное лицо, Управление, Росреестр) об обязании исправить техническую ошибку в сведениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости об объекте недвижимости - здание с кадастровым номером 56:33:13010106:347 по адресу: <...>, гаражный участок № 19, гараж № 3, на основании заявления от 13.08.2018 № 461 и представленных документов.
22.01.2019 Администрацией представлено уточнение заявленных требований.
Право формулирования требований является прерогативой заявителя, которая предоставлена ему в силу прямого указания в законе, в связи с чем, суд, руководствуясь положениями статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признает заявленное обществом ходатайство подлежащим удовлетворению, дело рассмотрено с учетом уточнений.
Заинтересованным лицом представлен письменный отзыв (л.д. 69-73), из которого следует несогласие указанного лица с заявленными требованиями.
При рассмотрении материалов дела судом установлены следующие обстоятельства.
Сведения о здании с кадастровым номером 56:33:1301016:345, назначением - нежилое здание, местоположением: Оренбургская область, Тюльганский район, п. Тюльган, гаражный участок № 19, гараж № 3, площадью – 107,8 кв.м, внесены в реестр объектов Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) в апреле 2013 года на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, технического плана от 12.04.2013, подготовленного кадастровым инженером на основании постановления администрации МО Тюльганский поссовет Тюльганского района Оренбургской области «О присвоении почтового адреса гаражу» от марта 2013 и декларации об объекте недвижимости (здания) от 2013 со статусом «Учтенный».
Право собственности заявителя на здание с кадастровым номером 56:33:1301016:345, назначением - нежилое здание, 1-этажное, общая площадь 107,8 кв.м., местоположение: Оренбургская область, Тюльганский район, п. Тюльган, гаражный участок № 19, гараж № 3, подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 13.05.2013 № 56-АВ 042836 (л.д. 13).
В реестре прав ЕГРН содержатся сведения о зарегистрированных правах в отношении данного здания, возникших на основании Закона Оренбургской области от 08.12.2006 № 829/170-IV-ОЗ «Об утверждении перечня имущества муниципальной собственности Тюльганского района, передаваемого в собственность вновь образованных поселений, находящихся на территории Тюльганского района» (далее – Закон от 08.12.2006 № 829/170-VI – ОЗ), согласно которого переданный объект является строением (гараж).
Документами – основаниями возникновения права собственности заявителя на данный объект являются указанный закон и акт приема – передачи имущества, составленный между муниципальным образованием Тюльганский район и муниципальным образованием Тюльганский поссовет от 30.04.2007.
Сведения о здании с кадастровым номером 56:33:1301016:347, назначением - нежилое здание, местоположением - <...> площадью 480,5 кв.м., внесены в реестр объектов ЕГРН в октябре 2013 на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, технического плана от 09.10.2013, подготовленного кадастровым инженером на основании постановления администрации МО Тюльганский поссовет Тюльганского района Оренбургской области «О присвоении адреса объекту недвижимости» от февраля 2013 и технического паспорта здания от 14.12.2012 со статусом «Учтенный». В ЕГРН содержатся сведения о кадастровых номерах помещений, расположенных в здании - с кадастровыми номерами 56:33:1301016:361, 362, 363, 56:33:1301016:365, 56:33:1301016:366.
Заинтересованное лицо письмом от 13.09.2018 № 02-08-14/6537/3 (л.д. 8-12) на обращение Администрации от 28.08.2018 сообщило об отсутствии правовых оснований для внесения изменений о виде объекта недвижимости с кадастровым номером 56:33:1301016:345. Кроме того отметило, что процедура «перерегистрации права собственности» не предусмотрена действующим законодательством.
Заявитель, полагая, что была допущена реестровая ошибка в сведениях о виде объекта недвижимости с кадастровым номером 56:33:1301016:345 со «здания» на «помещение», а также в площади и описании местоположения помещения в пределах этажа здания, обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с соответствующим заявлением.
В обоснование заявленных требований Администрация ссылается на то, что при приведении в соответствии сведений об объектах недвижимости, находящихся в собственности у муниципального образования Тюльганский поссовет Тюльганского района Оренбургской области, было выявлено, что здание с кадастровым номером 56:33:1301016:345, местоположение: Оренбургская область, Тюльганский район, п. Тюльган, гаражный участок № 19, гараж № 3, фактически является помещением, которое расположено в границах здания с кадастровым номером 56:33:1301016:347.Указывает, что в техническом плане от 11.04.2013 при подготовке декларации об объекте недвижимости б/н от 11.04.2013 была допущена ошибка в части определения вида объекта недвижимости и указан вид объекта - «здание», вместо «помещения».
Заинтересованное лицо указывает на то, что законодательством не предусмотрена процедура изменения вида объекта капитального строительства в реестре объектов ЕГРН ни в рамках исправления реестровой ошибки на основании технического плана, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений ЕГРН об объекте недвижимости, с сохранением того же кадастрового номера, ни в рамках образования помещения, в результате смены вида объекта недвижимости учтенного ранее объекта с присвоением таким сведениям нового кадастрового номера. Также отмечает, что смена вида объекта капитального строительства в реестре объектов ЕГРН со здания на помещение либо с помещения на здание невозможна в связи с разным составом сведений для этих видов объектов.
На основании имеющихся в деле доказательств, представленных в материалы дела и исследованных согласно требованиям, определенным статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заслушав объяснения представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, установленными данной нормой, в том числе, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, а также способами, установленными специальным законом.
Способ защиты своих прав и законных интересов является исключительным способом и применяется в случае, если иные способы не приведут к более быстрому и эффективному восстановлению нарушенных, либо оспариваемых прав и интересов.
Выбор способа защиты гражданских прав является прерогативой истца, между тем он должен осуществляться с таким расчетом, что удовлетворение заявленных требований приведет к восстановлению нарушенных и (или) оспариваемых прав и законных интересов путем удовлетворения заявленных истцом требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 закона Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) действовавшем в период постановки на кадастровый учет, ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: 1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях); 2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или представления в орган кадастрового учета, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, от любого лица заявления о такой ошибке в форме, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения органом кадастрового учета, представления в орган кадастрового учета этого заявления или указанного решения суда.
Орган кадастрового учета в случае представления этого заявления обязан проверить содержащуюся в нем информацию и устранить соответствующую техническую ошибку либо не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, принять решение об отклонении этого заявления с обоснованием причин отклонения, направив данное решение обратившемуся с этим заявлением лицу в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, или заверенную копию данного решения по указанному в заявлении почтовому адресу. Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке (ч. 2 ст. 28 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 28 Закона о кадастре недвижимости если иное не предусмотрено настоящей статьей, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Указанная норма утратила силу с 01.01.2017, с указанной даты государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в соответствии с порядком, установленным ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
В соответствии с названным законом исправление технической ошибки (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях) происходит в порядке, определенном ст. 61 Закона.
Норма призвана обеспечить достоверность сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в случаях выявления технической ошибки, приведшей к несоответствию этих сведений сведениям в документах, на основании которых вносились записи в данный реестр.
Как следует из материалов дела постановка спорных объектов на государственный кадастровый учет (далее - ГКН) именно как отдельных объектов недвижимости, заявителем не оспаривалась в установленном законом порядке.
Постановка произведена в соответствии с заявлениями о постановке на ГКН, а также на основании представленных для регистрации документов.
Расхождения, противоречия между имеющимися в кадастровых делах сведениями об объектах недвижимости и внесенными в Единый государственный реестр недвижимости сведениями отсутствуют.
Исходя из материалов дела, техническая ошибка (которая в соответствии с частью 1 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» является ошибкой, допущенной органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН) в сведениях реестра объектов ЕГРН в отношении указанных зданий отсутствует.
Анализ положений Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - закон N 218-ФЗ), вступившего в действие с 01.01.2017, показывает, что в настоящее время сведения об объекте недвижимости, содержащиеся ранее в государственном кадастре недвижимости и Едином государственном реестре прав, в настоящее время объединены и содержатся в ЕГРН.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость).
В силу части 1 статьи 8 указанного Закона в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - закон N 218-ФЗ) к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков.
Одним из основных сведений об объекте недвижимости является вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид).
Согласно п. 42 Требований, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 18.12.2015 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» к подготовке технического плана, в случае, если технический план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений ЕГРН об объекте недвижимости, заполнению подлежат строки раздела «характеристики объекта недвижимости», содержащие новые значения соответствующих характеристик объекта недвижимости, подлежащие внесению в ЕГРН, за исключением сведений, содержащихся в подпунктах 1, 2, 3 пункта 43 Требований, а именно: вид объекта недвижимости, в отношении которого подготавливается технический план (здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс); кадастровый номер объекта недвижимости, в случае если технический план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений ЕГРН о таком объекте недвижимости, в том числе в связи с исправлением ошибки; ранее присвоенный государственный учетный номер (указывается кадастровый, инвентарный или условный номер, если такой номер был присвоен в установленном законодательством РФ порядке органом, уполномоченным на присвоение такого номера), дата присвоения соответствующего номера, а также сведения о присвоившем такой номер органе (организации).
Если объекту ранее присвоено несколько государственных учетных номеров, указывается информация обо всех такихномерах. При отсутствии названных сведений указанная строка не заполняется.
Частью 3 ст. 61 закона N 218-ФЗ предусмотрено, что воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.
Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав (ч. 4 ст. 61 Закона N 218-ФЗ).
Учитывая, что данные технического паспорта от 11.04.2013 (л.д. 14-23), подготовленного для постановки на государственный учет здания, расположенного в пределах земельного участка с кадастровым номером 56:33:1301016:30, адрес земельного участка: <...>, адрес здания: Оренбургская область, Тюльганский район, п. Тюльган, гаражный участок № 19, гараж № 3 на основании постановления № 54-п от 21.03.2013, объект недвижимости - гараж, соответствуют сведениям, имеющимся в документах, подтверждающих право заявителя на спорный объект недвижимости, суд считает несостоятельными доводы Администрации о том, что в ЕРГН содержаться ошибочные сведения о виде спорного объекта, воспроизведенные из технического паспорта от 11.04.2013.
Безусловных доказательств наличия реестровой ошибки, понятие которой дано в ч.3 ст. 61 Закона N 218-ФЗ заявителем не представлено.
Ссылка заявителя на технический план от 30.07.2018 судом отклоняется исходя из следующего.
Как следует из материалов дела в августе 2018 в орган регистрации прав поступило заявление о государственном кадастровом учете с приложением технического плана от 30.07.2018, подготовленного кадастровым инженером, в связи с постановкой помещения с местоположением: <...>.
В результате рассмотрения представленных документов органом регистрации прав было подготовлено и направлено уведомление о возврате прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете документов без рассмотрения, так как при составлении технического плана кадастровым инженером допущена ошибка, повлекшая невозможность загрузки данных xml-файла технического плана в ЕГРН.
Судом принято во внимание, что исходя из положений п. 42 Требований к подготовке технического плана в реестре объектов ЕГРН смена вида объекта недвижимости со «здание» на «помещение» в рамках исправления реестровой ошибки на основании технического плана, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений ЕГРН об объекте недвижимости, с сохранением того же кадастрового номера не предусмотрена.
При этом суд находит состоятельным довод заинтересованного лица о том, что исправление указанной ошибки путем включения в реестр объектов ЕГРН сведений об объекте недвижимости («помещении») с присвоением таким сведениям нового кадастрового номера не представляется возможным, так как объект недвижимости с кадастровым номером 56:33:1301016:345 не является по сведениям ЕГРН ранее учтенным объектом.
С учетом вышеизложенного, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований заявителя о признании в реестре ЕГРН сведений ошибочными - объект права: здание назначение - нежилое здание, 1-этажный, площадью - 107,8 кв.м., местоположение - <...>, гаражный участок № 19, гараж № 3, кадастровый номер 56:33:1301016:345. В связи с чем, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Изложенные иные доводы заявителя отклоняются судом как основанные на неверном толковании действующих норм права и противоречащие материалам судебного дела.
Поскольку заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований, заявленных Администрацией муниципального образования Тюльганский поссовет Тюльганского района Оренбургской области, отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Оренбургской области.
Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья Т.В.Сердюк