ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-16869/18 от 30.04.2019 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург                                                                Дело № А47-16869/2018  

13 мая 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена        апреля 2019 года

В полном объеме решение изготовлено        мая 2019 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Шабановой Тамары Васильевны при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Босыревой М.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению №н5-03/6054 от 11.12.2018 Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, г.Оренбург)

к  Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, г.Оренбург)

о признании недействительным распоряжения Отдела надзорной деятельности  и профилактической работы по г.Оренбургу и Оренбургскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Оренбургской области от 10.10.2018 №12-ГО о проведении проверки,

о признании недействительным предписания об устранении нарушений обязательных требований и мероприятий в области гражданской обороны от 12.11.2018 №12-ГО.

В судебном заседании приняли участие:

от истца - представитель ФИО1 по доверенности № 17/139 от 23.05.2018,

от ответчика -   представитель  ФИО2 по доверенности №18-2-10 от 09.01.2019, ФИО3 по доверенности №18-2-10 от 09.01.2019, ФИО4 (служебное удостоверение).

  Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области (далее – заявитель, Росимущество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, МЧС, административный орган) о признании недействительным распоряжения Отдела надзорной деятельности  и профилактической работы по г.Оренбургу и Оренбургскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Оренбургской области от 10.10.2018 №12-ГО о проведении проверки, о признании недействительным предписания об устранении нарушений обязательных требований и мероприятий в области гражданской обороны от 12.11.2018 №12-ГО.

Лица, участвующие в деле, не заявили ходатайств о необходимости предоставления дополнительных доказательств. При таких обстоятельствах суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 65 АПК РФ.

При  рассмотрении материалов дела судом установлены следующие обстоятельства.

В соответствии с распоряжением (приказом) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой выездной проверки от 10.10.2018 № 12-ГО (л.д. 25) отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Оренбургу и Оренбургскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Оренбургской области в период с 22 октября по 12 ноября 2018 года проведена проверка в отношении Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области.

Копия распоряжения о проведении проверки была получена Росимуществом 16.10.2018, о чем в распоряжении имеется печать канцелярии с указанием даты получения. Срок проведения проверки, согласно распоряжения от 10.10.2018 № 12-ГО, установлен в 20 рабочих дней с 16.10.2018 по 12.11.2019.

Результаты проверки зафиксированы в акте проверки №12-ГО от 12.11.2018 (л.д. 28).

В связи с выявленными в ходе проверки фактами нарушений обязательных требований в области гражданской обороны ТУ Росимущества в Оренбургской области было вынесено предписание №12-ГО об устранении нарушений обязательных требований и мероприятий в области гражданской обороны (л.д. 32) с установлением сроков устранения – до 15.11.2019 :

- согласовать план гражданской обороны  с Главным управлением МЧС России по Оренбургской области (п. 1),

- с Главным управлением МЧС России но Оренбургской области согласовать план основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации  чрезвычайных ситуаций (п. 2),

- разработать документы определяющие номенклатуру создаваемых запасов, объемы создаваемых запасов (п. 3),

- в целях гражданской обороны накопить запасы материально-технических средств, запасы продовольственных средств, запасы медицинских средств и иных средств (п. 4),

- согласовать с территориальным органом МЧС России состав нештатных аварийно-спасательных формирований, структуру нештатных аварийно-спасательных формирований, оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований (п. 5),

- руководителю организации провести первичную аттестацию нештатных аварийно-спасательных формирований с выдачей свидетельств на право ведения аварийно спасательных и других неотложных работ (п. 6),

- руководителю организации провести   периодическую      аттестацию      нештатных      аварийно-спасательных формирований с получением свидетельств на право ведения аварийно спасательных и других неотложных работ (п. 7),

- спасателям нештатных аварийно-спасательных формирований, пройти периодическую аттестацию (п. 8),

- создать в организации локальную систему оповещения (п. 9),

- сотрудникам организации пройти подготовку согласно занимаемой должности (п. 10),

- спланировать и организовать обеспечение выдачи  должностным лицам и работникам организации средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной зашиты в установленные сроки (п. 11).

От подписи в акте проверки, предписании законный представитель юридического лица отказался, о чем в указанных документах имеются соответствующие записи. Документы были направлены заявителю почтовым отправлением.

В адрес Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Оренбургу и Оренбургскому району из ТУ Росимущества в Оренбургской области поступило информационное письмо от 19.11.2018 № СП-03/5635 с указанием фактов, свидетельствующих о незаконности проведения данной проверки в отношении ТУ Росимущества в Оренбургской области, с просьбой проведенную в период с 16.10.2018 по 12.11.2018 проверку отменить, а также внести соответствующие изменения в план проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

18.12.2018 в адрес руководителя ТУ Росимущества в Оренбургской области ФИО5 Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Оренбургу и Оренбургскому району УНД и ПР Главного управления МЧС России по Оренбургской области был отправлен разъяснительный ответ.

Считая недействительным распоряжение Отдела надзорной деятельности  и профилактической работы по г.Оренбургу и Оренбургскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Оренбургской области от 10.10.2018 №12-ГО о проведении проверки, а также предписание об устранении нарушений обязательных требований и мероприятий в области гражданской обороны от 12.11.2018 №12-ГО, Росимущество обратилось в суд с настоящим заявлением.

30.01.2019 заинтересованным лицом вынесено распоряжение №5 от 30.01.2019 о внесении изменений в материалы по результатам проверки (л.д. 115), в соответствии с которым пункты 5 – 9 предписания №12-ГО от 12.11.2018  отменены.

Заявитель считает, что включение ТУ Росимущества в Оренбургской области в план проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год противоречит п. 31 Административного регламента, п. 15 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 № 305, в связи с чем, проведение проверки в отношении Территориального управления является нарушением норм действующего законодательства о гражданской обороне.

Относительно содержания оспариваемого предписания и выявленных в ходе проверки нарушений обязательных требований в области гражданской обороны (в неотмененной распоряжением №5 от 30.01.2019 части) заявитель требований не предъявляет (аудиопротокол судебного заседания от 30.04.2019).

Заинтересованное лицо требования не признает по следующим основаниям, изложенным в отзыве на заявление (л.д.90), дополнительном отзыве (л.д. 126):

- отсутствие процессуальных нарушений проведения проверки (планы проверок размещены на официальных интернет-сайтах прокуратуры, ГУ МЧС России по Оренбургской области),

- проверка ТУ Росимущества в Оренбургской области не как организации или юридического лица, а как территориального органа Федерального органа исполнительной власти,

- неприменение критериев отнесения деятельности к определенной категории риска (утв. Постановления Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 № 305) в отношении Федерального органа исполнительной власти,

- законность, обоснованность и законность мероприятий, изложенных в предписании  (в неотмененной части).

Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ,суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из положений ст. 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.

Вместе с тем, указанные нормы не освобождают заявителя от обязанности доказывания обстоятельств, на которые он ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со ст. 13Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", п. 2 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утв. постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 N305, заинтересованное лицо является органом, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" в целях реализации государственной политики в области гражданской обороны Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, осуществляет соответствующее нормативное регулирование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 №305 «Об утверждении Положения о государственном, надзоре в области гражданской обороны» государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется в целях обеспечения выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны.

Государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Существенных нарушений требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении выездной проверки судом не установлено.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности органами государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) может применяться риск-ориентированный подход.

Риск-ориентированный подход и присвоение категории риска применяется для опасной производственной деятельности и объектов защиты.

Применение риск-ориентированного подхода применяется на основании Постановления Правительства РФ от 21.05.2007 N 305 "Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны" и Правил отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

В целях применения при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны риск-ориентированного подхода деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей подлежит отнесению к одной из категорий риска. Решение о присвоении категории риска принимается распорядительным документом органа, осуществляющего государственный надзор в области гражданской обороны.

В соответствии с Положением о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области (утв. приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N278) ТУ Росимущества в Оренбургской области относится к федеральному органу исполнительной власти.

В отношении федерального органа исполнительной власти применение критериев отнесения деятельности к определенной категории риска (утв. Постановления Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 № 305) не осуществляется.

Решение органа, осуществляющего государственный надзор в области гражданской обороны, о присвоении заявителю определенной  категории риска материалы дела не содержат.

Приказом МЧС России от 26.06.2012 N358 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны (далее – Административный регламент).

В соответствии с п. 31, 33 Административного регламента деятельность должностных лиц надзорных органов по планированию проверок осуществляется в соответствии с:

ежегодными планами проведения проверок федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов;

ежегодными планами проведения проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

ежегодными планами проведения проверок органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

ежегодными планами проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

В ежегодные планы не включаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки в отношении которых не планируются.

Планы проверок деятельности федеральных органов исполнительной власти оформляются в соответствии с приложением N 4 к настоящему Административному регламенту.

В нарушение указанных положений, МЧС отдельный план проведения проверки деятельности федеральных органов исполнительной власти на 2018 год не утвержден.  Росимущество, наряду с другими органами исполнительной власти, включено в план проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год с пометкой не отнесения деятельности  к категории риска (п.1551 плана).

Между тем, указанное обстоятельство не является существенным нарушением процедуры проверки и не исключает достоверность отраженных в акте проверки и предписании сведений, а также не может быть положено в основу для признании оспариваемого распоряжения о проведении проверки и вынесенного предписания недействительными.

План проверок на 2018 год разработан заинтересованным лицом в соответствии с требованиями Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489, размещен на официальных сайтах прокуратуры, МЧС России по Оренбургской области, внесен в ФГИС ЕРП за номером 2018057951.

Относительно существа изложенных в оспариваемом предписании нарушений и мероприятий по их устранению заявитель доводов не привел, возражения отсутствуют.

В соответствии с ч. 3 ст. 70 АПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.

Отраженные в оспариваемом предписании требования об устранении заявителем выявленных нарушений (в неотмененной части) соответствуют закону, основаны на положениях ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", п. 3, 7, п.10-21 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804), п. 3, 4, 7, 16.1, 16.3-16.14 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях (утв. приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687), п. 118 Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны (утв. Приказом МЧС России от 16.02.2012 N 70 ДСП), п. 2-5, пп. «»в» п. 6, п. 6(1), пп. «а» п.7,  пп. «а» п. 8 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (утв. постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 N 379), п.1.6, 3.4.4, 6.3.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (утв. Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583), пп. «а» п. 3, п. 4, пп. «д», «г» п. 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны" (утв. постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 N 841), п. 5  Постановления Правительства РФ от 10.07.1999 N 782 "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны", п. 9 Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций (утв. Приказом МЧС России от 23.05.2017 N 230), п. 44 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты (утв. приказом МЧС России от 01.10.2014 N 543).

Формулировка предписания позволяет его признать конкретным и исполнимым. В этой связи предписание является законным, что исключает возможность удовлетворения требований заявителя о признании его недействительным.

Заявителем не представлено доказательств и судом не установлено нарушение прав и законных интересов Росимущества проведенной проверкой и вынесенным предписанием.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. При указанных обстоятельствах требования заявителя  удовлетворению не подлежат.

В силу п. 1.1 ч. 1 ст. 333.37 НК РФ заявитель от уплаты государственной пошлины освобожден.

Согласно разъяснений, содержащихся в п. 12 постановления пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" у суда отсутствуют правовые основания для взыскания государственной пошлины по делу, по которому принято судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины (статья 333.37 НК РФ).

Судом разъясняется, что в соответствии с ч. 1 ст. 177 АПК РФ, решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области отказать.

Решение  может  быть  обжаловано  в  порядке  апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья                                                                             Т.В.Шабанова