ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-1721/14 от 23.04.2014 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Володарского 39, г. Оренбург, 460046

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург Дело № А47-1721/2014

30 апреля 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 23 апреля 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 30 апреля 2014 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Н.А.Кофановой, при ведении протокола судебного заседания секретарём Ясаковой Л.О.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску ФИО1 г. Оренбург к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" г. Москва,

третьим лицам, не заявляющим самостоятельные требования на предмет спора, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области

об установлении кадастровой стоимости земельного участка.

при участии в судебном заседании

от истца: ФИО2 – представитель (доверенность от 01.02.2013)

от ответчика: явки нет

от третьих лиц: явки нет

У С Т А Н О В И Л:


  Иск заявлен об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:44:0309003:170, общей площадью 13 375 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенной использование: земельные участки предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений с размещением здания котельной, здания – «Бытовое помещение», административного здания, помещения № 3 в одно-четырехэтажном здании железобетонного цеха с подвалом, здания гаража, расположенного по адресу: <...> земельный участок расположен на севере кадастрового квартала 56:44:0309003, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 в размере 9 362 000 руб.

Ответчик и третье лицо, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явились. В порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие ответчика и третьего лица.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на следующие обстоятельства.

ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 56:44:0309003:170, общей площадью 13 375 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенной использование: земельные участки предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений с размещением здания котельной, здания – «Бытовое помещение», административного здания, помещения № 3 в одно-четырехэтажном здании железобетонного цеха с подвалом, здания гаража, расположенного по адресу: <...> земельный участок расположен на севере кадастрового квартала 56:44:0309003, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 56-АБ 212724 от 11.09.2013 (л.д. 11).

Как усматривается из кадастровой справки о кадастровой стоимости земельного участка от 18.02.2014 (л.д. 12) кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:44:0309003:170 составляет 24 906 791 руб. 25 коп.

Между тем, как указывает истец, данные сведения о кадастровой стоимости земельного участка не соответствуют сведениям о его рыночной стоимости.

Так, в отчете об оценке № 4 от 14.01.2014 г., составленным ООО «Предприятие «ЭНАПРАКТ», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:44:0309003:170, общей площадью 13 375 кв.м, составляет 9 362 000 руб.

Истец полагает, что от законности установленного размера кадастровой стоимости земельного участка зависит законность подлежащей взысканию платы за его использование. Существенное завышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью влечет нарушение прав истца, так как кадастровая стоимость в соответствии с нормой статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации является базовой для расчета земельного налога.

Ссылаясь на положения статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 65-66 Земельного кодекса Российской Федерации, истец полагает, что несоответствие установленной в государственном кадастре недвижимости кадастровой стоимости участка его рыночной стоимости является нарушением прав его правообладателя, которое может быть устранено путем внесения изменения в государственный кадастр недвижимости сведений о стоимости участка.

На основании изложенного, поскольку установленная ответчиком кадастровая стоимость спорного участка, явно не соответствует ее рыночной стоимости, истец обратился в суд с настоящим иском.

Возражая против требований истца, ответчик в письменном отзыве № 0197/7-05 от 26.03.2014 указал, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:44:0309003:170 в размере 127 170 971 руб. 25 коп. определена в соответствии с Методическими указаниями с применением удельного показателя кадастровой стоимости 9508.11 руб. кв.м., требования по расчету кадастровой стоимости реализованы согласно требованиям законодательства.

Кроме того, учитывая нормы Закона об оценке по вопросу об изменении стоимости, определенной в рамках государственной кадастровой оценки земель, в судебном порядке ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Оренбургской области считает себя ненадлежащим ответчиком. Как полагает ответчик, требования должны быть предъявлены к органу кадастрового учета, которым в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 является Федеральная службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

В материалы дела 24.03.2014 года поступил письменный отзыв на исковое заявление третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, согласно которому, третье лицо не имеет заинтересованности в исходе данного арбитражного дела и просит рассмотреть исковое заявление на усмотрение суда.

Заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минэкономразвития от 12.08.2006 №222 «Об утверждении Методических рекомендаций по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка», в том числе сведения о кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с постановлением № 1122-п от 24.12.2012 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов».

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ) предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Положения данного пункта вступили в действие с момента официального опубликования, а именно с 26.07.2010, согласно статье 6 Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ.

Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:44:0309003:170 кадастровая стоимость установлена в размере 127 170 971 руб. 25 коп. (л.д. 12).

В соответствии с представленным истцом в материалы дело отчетом № 4 от 14.01.2014, выполненным ООО «Предприятие «ЭНАПРАКТ», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:44:0309003:170 составляет 9 362 000 руб.

Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка существенно завышена по сравнению с его рыночной стоимостью.

Права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.

Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных-методов массовой оценки недвижимости.

Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. При этом достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Согласно статье 24.20  Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной  кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.

В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.

Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457,   определено, что именно данная служба осуществляет функции по государственной кадастровой оценке (пункт 1 Положения)

В соответствии с п. 4 Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Согласно Приказу от 11.03.2010 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая  палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета» государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

Следовательно, органом, уполномоченным на внесение изменений в государственный кадастр недвижимости является именно ФГУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», как правопреемник ФГУ «Земельная кадастровая палата по Оренбургской области», из чего суд полагает, что данное учреждение является надлежащим ответчиком, в обязанности которого входит исполнение решения суда по внесению изменений в реестр.

Суд также отмечает, что истцом в материалы дела представлено положительное экспертное заключение № 073/02/14 от 07.02.2014 Некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация оценщиков «Деловой союз оценщиков» на отчет об оценке № 4 рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:44:0309003:170, общей площадью 13 375 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенной использование: земельные участки предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений с размещением здания котельной, здания – «Бытовое помещение», административного здания, помещения № 3 в одно-четырехэтажном здании железобетонного цеха с подвалом, здания гаража, расположенного по адресу: <...> земельный участок расположен на севере кадастрового квартала 56:44:0309003, по состоянию на 01.01.2012 (л.д. 79-90).

Согласно положительному экспертному заключению № 073/02/14 от 07.02.2014 содержание отчета об оценке № 4 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и стандартам и правилам оценочной деятельности Саморегулируемой организации оценщиков Некоммерческого партнерства «Деловой союз оценщиков».

Доказательств обратного материалы дела не содержат.

Доводы ответчика, судом отклоняются как основанные на неверном толковании норм права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.

Учитывая изложенное, суд считает требования подлежащими удовлетворению и установлению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:44:0309003:170, площадью 13375кв.м., расположенного по адресу: <...> равной его рыночной стоимости в размере 9 362 000 руб. по состоянию на 01.01.2012.

Расходы по государственной пошлине в размере 4 000 руб. относятся на истца с учетом того, что его обращение в суд вызвано не нарушением его прав и законных интересов со стороны ответчика по делу, а возможностью установления кадастровой стоимости на заявленные земельные участки исключительно в судебном порядке.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 г. Оренбург к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" г. Москва об установлении кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, равную рыночной, по состоянию на 01.01.2012г. в размере 9 362 000 руб. с кадастровым номером № 56:44:0309003:170, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений с размещением здания котельной, здания "бытовое помещение", административного здания, помещения №3 в одно - четырёх этажном здании железобетонного цеха с подвалом, здания гаража, площадью 13 375кв.м., местоположение: <...>. Земельный участок расположен на севере кадастрового квартала 56:44:0309003.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме).

Судья Н.А. Кофанова