АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-1728/2019
01 ноября 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена октября 2019 года
В полном объеме решение изготовлено ноября 2019 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Е.Г. Цыпкиной, при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.С. Пиксаевой,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлениям общества с ограниченной ответственностью «Пассажирский альтернативный транспорт» (460050, <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>), общества с ограниченной ответственностью «Лидерком» (460028, <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>), общества с ограниченной ответственностью «Альтернатива» (460052, <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>), общества с ограниченной ответственностью «Первый автобусный парк»(460009, <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>)к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (г.Оренбург) о признании недействительным предупреждения № 06-19-39/2018 от 11.12.2018 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в судебном заседании, проходившем 22.10.2019, объявлен перерыв до 25.10.2019.
В судебном заседании приняли участие представители сторон
от заявителей:
- ООО «Пассажирский альтернативный транспорт»: ФИО1 (доверенность от 02.01.2019, паспорт);
- ООО «Лидерком»: ФИО2 (доверенность от 03.04.2019, паспорт);
- ООО «Альтернатива»: ФИО1 (доверенность от 19.08.2019, паспорт);
- ООО «Первый автобусный парк»: ФИО2 (доверенность от 12.08.2019, паспорт);
от заинтересованного лица: ФИО3 (доверенность от 09.01.2019, № 6, удостоверение), после перерыва – ФИО4 (доверенность от 09.01.2019, № 2, удостоверение);
от третьего лица: ФИО5 (доверенность от 29.12.2018, № 173, удостоверение).
Общество с ограниченной ответственностью «Пассажирский альтернативный транспорт» (далее - заявитель, ООО «Пассажирский альтернативный транспорт») обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее – заинтересованное лицо, УФАС по Оренбургской области, антимонопольный орган) о признании недействительным предупреждения № 06-19-39/2018от 11.12.2018 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Определением от 18.02.2019 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Администрацию города Оренбурга.
Определением от 01.04.2019 суд удовлетворил ходатайство ООО «Лидерком» о привлечении к участию в деле в качестве соистца (т. 7, л.д. 83).
Определением от 22.04.2019 суд по ходатайству УФАС по Оренбургской области объединил в одно производство дело № А47-1890/2019 по заявлению ООО «Альтернатива» к УФАС по Оренбургской области о признании недействительным предупреждения № 06-19-39/2018 и дело № А47-1728/2019 для совместного рассмотрения в рамках дела № А47-1728/2019 (т. 8, л.д. 69).
Определением от 29.04.2019 суд по ходатайствам ООО «Первый автобусный парк», УФАС по Оренбургской области объединил в одно производство дело № А47-1752/2019 по заявлению ООО «Первый автобусный парк» к УФАС по Оренбургской области о признании недействительным предупреждения № 06-19-39/2018 и дело № А47-1728/2019 для совместного рассмотрения в рамках дела № А47-1728/2019 (т. 9, л.д. 158).
От заявителей 17, 18 июня 2019 года поступили ходатайства о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу судебных актов по делам № А47-3739/2019, № А47-7252/2019, № А47-4707/2019.
Протокольным определением от 16.07.2019 суд отказал в удовлетворении ходатайств заявителей о приостановлении производства по делу (т. 10, л.д. 38-40), поскольку заявители не представили достаточных обоснований и доказательств невозможности рассмотрения настоящего дела до вступления в законную силу судебных актов по делам № А47-3739/2019, № А47-7252/2019, № А47-4707/2019.
15.08.2019 от ООО «Южанка» поступило ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве созаявителя.
Определением от 20.08.2019 суд отказал в удовлетворении ходатайства ООО «Южанка» о привлечении его к участию в деле в качестве созаявителя (т. 12, л.д. 17-18).
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2019 определение суда первой инстанции от 20.08.2019 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ООО «Южанка» - без удовлетворения.
22.10.2019 от представителей заявителей поступили устные ходатайства об отложении судебного заседания для ознакомления с дополнительными пояснениями, представленными антимонопольным органом.
Суд, рассмотрев ходатайство заявителей об отложении судебного разбирательства в порядке ст. 158 АПК РФ, в его удовлетворении отказал и объявил перерыв в судебном заседании (протокольное определение от 22.10.2019).
После перерыва от третьего лица в судебном заседании поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с невозможностью согласовать с руководством позицию по дополнительным пояснениям от 21.10.2019, представленным заинтересованным лицом.
Суд, рассмотрев ходатайство третьего лица об отложении судебного разбирательства в порядке ст. 158 АПК РФ, в его удовлетворении отказал, поскольку третье лицо обладало достаточным количеством временем для совершения необходимых процессуальных действий, формирования правовой позиции по делу и предоставления соответствующих доказательств (в судебном заседании был объявлен перерыв с 22.10.2019 до 25.10.2019).
Представители заявителя настаивали на заявленных требованиях по основаниям, изложенным в заявлениях (т. 1, л.д. 5-15, л.д. 144-155, т. 6, л.д. 137-146, т. 8, л.д. 11-17, т. 9, л.д. 3-15), в письменных дополнительных пояснениях по делу (т. 7, л.д. 98-102 - ООО «Лидерком; т. 10, л.д. 42-51 – ООО «Пассажирский автобусный парк»; т. 10, л.д. 57-74 – ООО «Альтернатива»).
24.10.2019 от ООО «Альтернатива» поступили письменные дополнительные доводы на возражения, заявленные антимонопольным органом.
В обоснование заявленных требований указывают, что оспариваемое предупреждение затрагивает права, обязанности и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку в настоящее время осуществляют перевозку пассажиров по регулярным муниципальным маршрутам № 39, № 40 (ООО «Лидерком»), № 33 (ООО «Альтернатива»), № 17, № 53, № 63 (ООО «Первый автобусный парк»), № 67 (ООО «Пассажирский автобусный парк») на основании свидетельств об осуществлении перевозок по указанным маршрутам, выданным в установленном порядке.
В обоснование заявленных требований перевозчики указывают на следующие обстоятельства:
- проведение конкурентных процедур невозможно до прекращения действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу;
- свидетельство об осуществление перевозок выдается без конкурса перевозчику, который на законных основаниях (были заключены договоры от 30.12.2015 об организации пассажирских перевозок; сведения об маршрутах были внесены в реестр муниципальных маршрутов) осуществлял перевозку пассажиров по муниципальному маршруту регулярных перевозок в переходный период вступления в силу Федерального закона № 220-ФЗ, то есть в период с 13.07.2015 по 11.01.2016 (ст. 39 Федерального закона № 220-ФЗ);
- нормы Федерального закона № 220-ФЗ не содержат в качестве основания для проведения конкурсного отбора – наличия предупреждения антимонопольного органа о проведении конкурсного отбора в сроки, установленные таким предупреждением;
- открытый конкурс в соответствии с требованиями Федерального закона № 220-ФЗ проводится только в случае, если маршрут является новым, то есть установленный после дня вступления в силу Федерального закона № 220-ФЗ;
- открытый конкурс в переходный период проводится лишь в случаях, когда регулярные перевозки осуществляются совместно более чем тремя юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями и такие юридические лица, индивидуальные предприниматели отказались от заключения договора простого товарищества. Наличие указанных обстоятельств в отношении спорных маршрутов антимонопольным органом не установлено;
- оспариваемое предупреждение является неисполнимым.
Кроме того, ООО «Альтернатива» в письменных дополнениях (поступили в суд 13.08.2019 – т. 10, л.д. 57-74) приводит следующие доводы:
- не проведение торгов является частным случаем нарушения процедуры торгов;
- антимонопольным органом избран неверный способ реагирования, надлежащим способом реагирования могло служить обращение в суд с иском на основании ч. 4 ст. 17 Закона о защите конкуренции;
- антимонопольным органом при вынесении оспариваемого предупреждения не установлено негативное влияние на конкурентную среду на товарном рынке;
- факт нарушения Администрацией города Оренбурга антимонопольного законодательства при осуществлении им своих полномочий не может отрицательно влиять на хозяйствующий субъект.
Таким образом, по мнению перевозчиков, в действиях Администрации города Оренбурга по выдаче свидетельств об осуществлении перевозок без проведения открытого конкурса, отсутствуют признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».
Заинтересованное лицо заявленные требования не признает по основаниям, изложенным в отзывах на заявление (т. 2, л.д. 16-22, т. 7, л.д. 107-114), дополнений к отзыву и дополнительным пояснениям от 21.10.2019.
В обоснование возражений антимонопольный орган указывает, что действия Администрации города Оренбурга в отношении выдаче свидетельств об осуществлении пассажирских перевозок и карт маршрута регулярных перевозок, выданных перевозчикам (ООО «Лидерком», ООО «Альтернатива», ООО «Первый автобусный парк», ООО «Пассажирский автобусный парк») не соответствуют положениям статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ и ущемляют права неопределенного круга лиц – субъектов предпринимательской деятельности, претендующих на право осуществления регулярных пассажирских перевозок на территории муниципального образования «город Оренбург».
Как пояснил представитель антимонопольного органа, на дату опубликования Федерального закона № 220-ФЗ (14.07.2015) указанные перевозчики перевозку пассажиров не осуществляли, а начали осуществлять 30.12.2015 на основании договоров об организации и осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Оренбурга.
В связи с чем, переходные положения статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ к данным перевозчикам не могут быть применены, поскольку она распространяется на лиц, заключивших договор перевозки до публикации указанного закона (14.07.2015).
Таким образом, по мнению антимонопольного органа, у Администрации города Оренбурга отсутствовали основания в выдаче свидетельств и карт маршрута без проведения конкурсных процедур.
Третье лицо поддержало заявленные требования по основаниям, изложенным в отзыве (т. 2, л.д. 71-73) и в уточненном отзыве (т. 11, л.д. 43-44), указав, что Администрация города Оренбурга оформила и выдала карты маршрута и свидетельства об осуществлении регулярных перевозок в рамках реализации переходных положений, предусмотренных статьей 39 Федерального закона № 220-ФЗ.
Реестр регулярных городских маршрутов города Оренбурга, содержащий сведения в отношении каждого маршрута, был размещен на официальном сайте администрации города Оренбурга и опубликован 30.12.2015, где все муниципальные маршруты города Оренбурга, обслуживаемые частными перевозчиками, отнесены к перевозкам по нерегулируемым тарифам. Данное обстоятельство было установлено решением Управления Федералы антимонопольной службы по Оренбургской области от 26.07.2016 г. № 05-10-04/2016.
Сведения включены в реестр в соответствии с наименованием маршрутов, предусмотренных расстановкой транспорта по муниципальным маршрутам регулярных пассажирских перевозок города Оренбурга, утвержденной постановлением администрации города Оренбурга от 25.12.2015 № 3621-п.
Таким образом, реестр формировался исходя из утвержденной на основании рекомендаций автономной некоммерческой организации научно-технологического парка Оренбургского государственного университета «Технопарк ОГУ» постановлением администрации города Оренбурга от 25.12.2015 № 3621-п муниципальной транспортной сети муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Оренбурга и расстановки транспорта по ним.
Соответственно, договоры об организации и осуществлении пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок с перевозчиками заключались Администрацией города Оренбурга в отношении маршрутов, утвержденных постановлением Администрации города Оренбурга от 25.12.2015 № 3621-п сроком 180 дней в соответствии с Положением о порядке допуска перевозчиков к осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по городским (муниципальным) автобусным маршрутам города Оренбурга, утвержденным Решением Оренбургского городского Совета от 01.12.2008 № 724.
Таким образом, третье лицо поддержало правовую позицию заявителей – перевозчиков.
25.10.2019 от третьего лица поступило ходатайство о приобщении к материалам дела копии административного искового заявления Прокуратуры города Оренбурга к Администрации города Оренбурга об обязании обратиться в суд с исковыми заявлениями о прекращении действия свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам, выданных Администрацией города Оренбурга 24.06.2016 с нарушением требований Федерального закона № 220-ФЗ.
Суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 65 АПК РФ.
При рассмотрении материалов дела, судом установлены следующие обстоятельства.
В УФАС России по Оренбургской области поступило обращение Прокуратуры Оренбургской области № 6862 от 14.09.2018 и обращение ИП ФИО6 на действия Администрации г.Оренбурга при организации пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городе Оренбурге (№№ 13, 17, 18, 22, 25, 26, 27, 30, 31, 32, 33, 35, 36, 38, 39, 40, 41, 43, 45, 49, 51, 52, 53, 56, 59, 61, 62, 63, 67, 103, 108, 112, 115).
По итогам указанных обращений антимонопольным органом проведена правовая оценка действиям Администрации города Оренбурга при организации пассажирских перевозок по данным муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городе Оренбурге.
Антимонопольный орган пришел к выводу о том, что у Администрации города Оренбурга отсутствовали основания в выдаче свидетельств и карт маршрута без проведения, установленных Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 220-ФЗ) конкурсных процедур.
В действиях (бездействии) администрации города Оренбурга антимонопольный орган усмотрел признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», выразившиеся в выдаче карт маршрута регулярных перевозок без проведения конкурсных процедур, предусмотренных Федеральным законом № 220-ФЗ, что влечет и может повлечь ограничение конкуренции на соответствующем товарном рынке - в деятельности по осуществлению пассажирских перевозок, подчиняющихся расписанию, на территории муниципального образования город Оренбург, соответственно, в создании условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции, поскольку в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение не может не влиять на конкуренцию, так как лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить право пользования муниципальным имуществом, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем, равно так же как и обеспечены равные возможности всем заинтересованным лицам в заключении договоров (контрактов) на осуществление пассажирских перевозок по маршрутам регулярного сообщения.
В целях пресечения нарушений антимонопольного законодательства 11.12.2018 Администрации города Оренбурга выдано предупреждение № 06-19-39/2018 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (т. 2, л.д. 100-102).
В соответствии с указанным предупреждением, Администрации города Оренбурга надлежит в срок до 19.02.2019 обеспечить привлечение перевозчиков, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам №№ 17, 33, 39, 40, 53, 63, 67, в установленном законом порядке, в том числе, при необходимости, путем проведения конкурентных процедур.
15.02.2019 в антимонопольный орган поступило ходатайство Администрации города Оренбурга о продлении срока исполнения предупреждения № 06-19-39/2018 - до 01.10.2019 (т. 2, л.д. 104).
18.02.2019 УФАС по Оренбургской области принято решение о продлении срока исполнения предупреждения № 06-19-39/2018 до 01.10.2019 (т. 2, л.д. 105).
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании приобщил к материалам дела ходатайство Администрации города Оренбурга от 01.10.2019 о продлении срока исполнения предупреждения № 06-19-39/2018 - до 01.12.2019 и письмо УФАС по Оренбургской области от 03.10.2019 о продлении срока исполнения предупреждения № 06-19-39/2018 до 01.12.2019.
Не согласившись с предупреждением № 06-19-39/2018 от 11.12.2018 о прекращении действий (бездействия), заявители обратились в суд с настоящим заявлением.
Заслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа названных норм права следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения, и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя (пункт 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Частью 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (часть 1). Предупреждение должно содержать выводы о наличии оснований для его выдачи; нормы антимонопольного законодательства, которые нарушены действиями (бездействием) лица, которому выдается предупреждение; перечень действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, а также разумный срок их выполнения (часть 4).
Согласно правовой позиции, содержащейся в пункте 3 Обзора по вопросам судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016 года, и в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.04.2014 года № 18403/13, судебный контроль при обжаловании предупреждения как при проверке его соответствия закону, так и при оценке нарушения им прав и законных интересов должен быть ограничен особенностями вынесения такого акта, целями, достигаемыми этим актом, соразмерностью предписанных мер и их исполнимостью.
Предупреждение выносится при обнаружении лишь признаков правонарушения, а не его факта (часть 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции), поэтому судебной проверке подлежит факт наличия таких признаков по поступившим в антимонопольный орган информации и документам как основаниям вынесения предупреждения.
На основании п. п. 1, 3, 9, 19, 20 статьи 7 Закона Оренбургской области от 04.03.2011 года № 4326/1015-IV-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области" (далее - Закон Оренбургской области от 04.03.2011 года № 4326/1015-IV-ОЗ, утратил силу 11.03.2016 года) к полномочиям органов местного самоуправления, в числе прочего отнесено: создание условий для предоставления транспортных услуг и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования, между поселениями муниципального района, городского округа; принятие муниципальных правовых актов по созданию условий и организации транспортного обслуживания населения по муниципальным маршрутам; координация деятельности предприятий, учреждений, организаций, индивидуальных предпринимателей по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения; организация и проведение конкурсов на право заключения договоров на обеспечение пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок; заключение договоров на обеспечение пассажирских перевозок на муниципальных маршрутах регулярных перевозок.
Пунктом 1 статьи 12 Закона Оренбургской области от 04.03.2011 года № 4326/1015-IV-ОЗ предусмотрено, что конкурс на право осуществления пассажирских перевозок по регулярным маршрутам (конкурс) является способом обеспечения безопасных и качественных перевозок пассажиров и багажа путем выбора перевозчиков, способных обеспечить лучшие условия транспортного обслуживания населения. Организатором конкурса по межмуниципальным (пригородным и междугородным) регулярным маршрутам является уполномоченный орган Правительства Оренбургской области, организатором конкурса по муниципальным маршрутам является уполномоченный орган местного самоуправления. Конкурс проводится не реже одного раза в пять лет или по истечении срока действия договора на обеспечение перевозок по маршрутам регулярных перевозок.
С 11.03.2016 года отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Оренбургской области регулируются Законом Оренбургской области от 9 марта 2016 года № 3801/1039-V-ОЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Оренбургской области (далее - Закон Оренбургской области от 09.03.2016 года № 3801/1039-V-ОЗ).
Из статьи 2 Закона Оренбургской области от 09.03.2016 года № 3801/1039-V-ОЗ следует, что отношения, возникающие при организации регулярных перевозок, регулируются законами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Оренбургской области и муниципальными нормативными правовыми актами.
Статьей 8 Закона Оренбургской области от 09.03.2016 года № 3801/1039-V-ОЗ определено, что органы местного самоуправления Оренбургской области:
1) организуют регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок;
2) устанавливают регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок;
3) проводят открытый конкурс на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок.
Статьей 8 Устава муниципального образования "город Оренбург", принятого решением Оренбургского городского Совета от 28.04.2015 года № 1015, определено, что к вопросам местного значения муниципального образования "город Оренбург" относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
В соответствии с п. 1.2. Положения № 724 заказчик пассажирских перевозок, заказчик - администрация города Оренбурга; маршрут регулярных перевозок - маршрут, предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям, путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке; муниципальный маршрут - маршрут регулярного сообщения, пролегающий в границах муниципального образования "город Оренбург".
Из п. 1.4. Положения о порядке допуска перевозчиков к осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по городским (муниципальным) автобусным маршрутам г.Оренбурга, утвержденное Решением Оренбургского городского Совета от 1 декабря 2008 года № 724 (далее - Положение № 724) следует, что заказчик пассажирских перевозок или уполномоченная им организация заключает договоры об организации и осуществлении пассажирских перевозок с участником, определенным по результатам проведения открытого конкурса, а в случаях, предусмотренных настоящим Положением, - с единственным участником, или в порядке реализации процедуры временного допуска.
Пунктом 2.1.2. Положения № 724 установлено, что заказчик пассажирских перевозок обязан объявить конкурс в следующие сроки:
- при открытии нового маршрута (при утверждении новой маршрутной сети) - в течение трех месяцев со дня утверждения соответствующего маршрута регулярных перевозок;
- в случае окончания срока заключенного заказчиком с перевозчиком договора - не позднее, чем за три месяца до окончания срока договора;
- в случае расторжения или прекращения договора, а также в случае отказа заказчика от исполнения заключенного им с перевозчиком договора - в течение 15 дней с момента расторжения (прекращения) договора.
Как следует из п. 5.1. Положения № 724, временный допуск к осуществлению пассажирских перевозок на определенном маршруте (далее - временный допуск) осуществляется заказчиком пассажирских перевозок лишь в случаях, в том числе:
- если в порядке, установленном настоящим Положением, не заключен договор об организации и осуществлении пассажирских перевозок на таком маршруте;
- если договор об организации и осуществлении пассажирских перевозок на маршруте с соответствующим перевозчиком прекращен (расторгнут) досрочно.
Согласно п. 5.2. Положения № 724 временный допуск осуществляется в случаях, указанных в абзацах 2, 3, 4 пункта 5.1 настоящего Положения, - на период до заключения в порядке, установленном настоящим Положением, договора с новым перевозчиком на срок не более чем сто восемьдесят дней.
В соответствии с п. 5.3. Положения № 724 при временном допуске заказчик пассажирских перевозок заключает с перевозчиком, удовлетворяющим требованиям пунктов 1.5 и 2.5 настоящего Положения и имеющим намерение и возможность осуществлять соответствующие пассажирские перевозки на соответствующем маршруте, договор о временном осуществлении пассажирских перевозок в соответствии с требованиями раздела 4 настоящего Положения. При этом в реестре договоров делается пометка о временном характере допуска.
Решением Оренбургского городского Совета от 22.12.2015 года № 70 (дата публикации 30.12.2015 года) установлено, что с 11.01.2016 года Положение № 724 действует в части, не противоречащей Закону № 220-ФЗ.
Решением Оренбургского городского Совета от 01.03.2016 года № 94 (дата публикации 16.03.2016 года) Положение № 724 признано утратившим силу.
Администрацией 23.07.2009 года на основании в т.ч. Положения № 724, принято постановление за № 5238-п "О дополнительных мерах по организации транспортного обслуживания населения города Оренбурга", согласно которому управлению пассажирского транспорта администрации города поручено провести необходимые организационные мероприятия по заключению договоров "Об организации и осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на условиях временного допуска"; заместителю главы администрации города Оренбурга по городскому хозяйству предоставлено право заключения и подписи договоров "Об организации и осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на условиях временного допуска".
Постановлением администрации от 22.03.2016 года № 720-п (дата публикации 30.03.2016 года) постановление администрации города Оренбурга от 23.07.2009 года № 5238-п "О дополнительных мерах по организации транспортного обслуживания населения города Оренбурга" признано утратившим силу.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации от 25.12.2015 года № 3621-п утверждены муниципальные маршруты регулярных пассажирских перевозок муниципальной транспортной сети города Оренбурга, в том числе маршрут № 13 «<...>», маршрут № 17 «ул. Техническая - Локомотивное депо», маршрут № 22 «Завод РТИ-24 микрорайон», маршрут № 25 «Автоколонна 1825 -ТЭЦ», маршрут № 26 «ул. Мусы Джалиля - 24 микрорайон», маршрут № 27 «ТК «Форштадт» - ул. Новая», маршрут № 30 «Автоколонна 1825 - Торгмаш», маршрут № 31 «ЦРБ -ж/д вокзал, маршрут № 32 «МОЛЛ «Армада» - ТЭЦ», маршрут № 33 «МОЛЛ «Армада» - ж/д вокзал», маршрут 35 «ТК «Форштадт» - завод РТИ», маршрут № 36 «пос. Кушкуль - ТК «Форштадт», маршрут № 38 «Автоколонна 1825 - ж/д вокзал», маршрут № 39 «ул. Мусы Джалиля - ул. Родимцева», маршрут № 40 «ТК «Медовый» - ул. 60 лет Октября», маршрут № 41 «ул. Техническая - пос. Карачи», маршрут № 43 «пос. Карачи - ж/д вокзал», маршрут № 45 «Шарлыкское шоссе - 24 микрорайон», маршрут № 49 «ул. Гаранькина - Драм, театр», маршрут № 51 «ул. Гаранькина - ж/д вокзал», маршрут № 52 «ТК «Медовый» - ж/д вокзал», маршрут № 53 «пос. Карачи- 24 микрорайон», маршрут № 56 «пос.Ростоши - ж/д вокзал», маршрут № 59 «ТК «Медовый» - 24 микрорайон», маршрут № 61 «МОЛЛ «Армада» - пос.Солнечный», маршрут № 62 «ТК «Медовый» - пос. Пристанционный, маршрут № 63 «пос. Кушкуль-24 микрорайон», маршрут № 67 «14 микрорайон - пос. им. Куйбышева», маршрут № 103 «ул. Челюскинцев - пос. Самородово», маршрут № 108 «ул. Челюскинцев - с. Краснохол -пос. Красный Партизан - пос. Троицкий», маршрут «ул. Челюскинцев - пос. Бердяна», маршрут № 115 «ул. Челюскинцев - с. Городище».
Согласно данным реестра, размещенного на сайте Администрации города Оренбурга, по состоянию на дату обращений, деятельность по спорным маршрутам осуществляли, в том числе следующие перевозчики:
- ООО «Лидерком» с 30.12.2015 г. осуществляет перевозки по маршруту № 39 «ул. Мусы Джалиля - ул. Родимцева», до 30.12.2015 г. на указанном маршруте осуществлял перевозки ИП ФИО7;
- ООО «Первый автобусный парк» с 30.12.2015 г. осуществляет перевозки по маршруту № 53 «<...>», до 30.12.2015 г. на указанном маршруте осуществлял перевозки ООО «Лавр»;
- ООО «Первый автобусный парк» с 30.12.2015 г. осуществляет перевозки по маршруту № 63 «<...>», до 30.12.2015 г. на указанном маршруте осуществлял перевозки ИП ФИО7;
- ООО «Пассажирский альтернативный транспорт» с 30.12.2015 г. осуществляет перевозки по маршруту № 67 «14 микрорайон - пос. им. Куйбышева», до 30.12.2015 г. на указанном маршруте осуществлял перевозки ИП ФИО1;
- ООО «Первый автобусный парк» с 30.12.2015 г. осуществляет перевозки по маршруту № 17 «ул. Техническая - Локомотивное депо», до 30.12.2015 г. на указанном маршруте осуществлял перевозки ИП ФИО7;
- ООО «Альтернатива» с 30.12.2015 г. осуществляет перевозки по маршруту № 33 «МОЛЛ «Армада» - ж/д вокзал», до 30.12.2015 г. на указанном маршруте осуществлял перевозки ИП ФИО8;
- ООО «ЛИДЕРКОМ» с 30.12.2015 г. осуществляет перевозки по маршруту № 40 «ТК «Медовый» - ул. 60 лет Октября», до 30.12.2015 г. на указанном маршруте осуществлял перевозки ИП ФИО7
ООО «Лидерком» перевозку пассажиров по маршруту № 39 «ул. Мусы Джалила - ул. Родимцева» начало осуществлять 30.12.2015 года на основании договора № 122/15 об организации и осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Оренбурга; по маршруту № 40 «ТК «Медовый» - ул. 60 лет Октября» начало осуществлять 30.12.2015 года на основании договора № 123/15 об организации и осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Оренбурга.
ООО «Альтернатива» перевозку пассажиров по маршруту № 33 «МОЛЛ «Армада» - ж/д вокзал» начало осуществлять 30.12.2015 года на основании договора № 116/15 об организации и осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршру м регулярных перевозок города Оренбурга.
ООО «Первый автобусный парк» перевозку пассажиров по маршруту № 17 «ул. Техническая - Локомотивное депо» начало осуществлять 30.12.2015 года на основании договора № 121/15 об организации и осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Оренбурга; по маршруту № 53 «пос. Карачи -24 микрорайон» начало осуществлять 30.12.2015 года на основании договора № 125/15 об организации и осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Оренбурга; по маршруту № 63 «<...>» начало осуществлять 30.12.2015 года на основании договора № 126/15 об организации и осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортам общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Оренбурга.
ООО «Пассажирский альтернативный транспорт» перевозку пассажиров по маршруту № 67 «14 микрорайон - п. им. Куйбышева» начало осуществлять 30.12.2015 г. на основании договора № 120/15 об организации и осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Оренбурга.
24.06.2016 ООО «Лидерком», ООО «Альтернатива», ООО «Первый автобусный парк», ООО «Пассажирский альтернативный транспорт» выданы свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок и карты маршрута регулярных перевозок.
14 июля 2015 года вступили в силу положения статей 1-3, 39 Федерального закона № 220-ФЗ.
Из ст. 1 Федерального закона № 220-ФЗ следует, что им регулируются отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
Согласно ст. 2 Федерального закона № 220-ФЗ законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (часть 1). Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 2). Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами (часть 3). Подготовка документов планирования регулярных перевозок осуществляется с учетом положений настоящего Федерального закона в порядке, установленном законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами (часть 4).
Из части 1ст. 3Федерального закона № 220-ФЗ следует, что муниципальный маршрут регулярных перевозок - маршрут регулярных перевозок в границах поселения, городского округа, субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо двух и более поселений одного муниципального района (п. 7);вид регулярных перевозок - регулярные перевозки по регулируемым тарифам или регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам (п. 16);регулярные перевозки по регулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке (п. 17); регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком (п. 18); свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок -документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок (п. 19); карта маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту (п. 20).
Согласно частям 2и 3ст. 17Федерального закона № 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок. Карта муниципального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту.
Как предусматривает часть 1статьи 19Федерального закона № 220-ФЗ, свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.
В силу части 2статьи 19Федерального закона № 220-ФЗ (в ред., действующей до 29.12.2017), свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (далее – открыты конкурс) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
- данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок по новому маршруту, за исключением маршрута, установленного в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации;
- данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок после прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, указанного в пункте 1 части 3 настоящей статьи;
- в случае, если в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона в отношении данного маршрута принято решение о прекращении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Согласно части 3 ст. 19 Федерального закона № 220-ФЗ (в ред., действующей до 29.12.2017), без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются в случае, если они предназначены для осуществления регулярных перевозок:
- после наступления предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 29 настоящего Федерального закона обстоятельств и до начала осуществления регулярных перевозок в соответствии с новым свидетельством -об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданным по результатам проведения открытого конкурса;
- по маршруту регулярных перевозок, установленному в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации.
Из части 4 данной статьи следует, что по результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются победителю этого конкурса, а в случае, если этот конкурс был признан не состоявшимся в связи с тем, что только одна заявка на участие в этом конкурсе была признана соответствующей требованиям конкурсной документации, - юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или уполномоченному участнику договора простого товарищества, подавшим такую заявку на участие в открытом конкурсе.
В силу части 6 статьи 19 Федерального закона № 220-ФЗ (в ред., действующей до 29.12.2017), без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются один раз на срок, который не может превышать сто восемьдесят дней, в день наступления обстоятельств, которые явились основанием для их выдачи.
Таким образом, из приведенных положений названной нормы следует, что открытый конкурс не проводится в случаях, когда выдача свидетельства об осуществлении регулярных перевозок и карты маршрута имеет временный характер. Такой временный характер связан с конкретными обстоятельствами: наличие чрезвычайной ситуации, либо аннулирование лицензии перевозчика или прекращение действия ранее выданного свидетельства в силу решения суда. Во всех остальных случаях, когда свидетельство и карта выдаются для осуществления регулярных перевозок по новому маршруту регулярных перевозок, или после прекращения действия вышеуказанных обстоятельств, или при смене на маршруте регулируемых тарифов на нерегулируемые, такие документы выдаются только по результатам открытого конкурса.
Из части 1 ст. 39 Федерального закона № 220-ФЗ следует, что в течение тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования настоящего Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.
В силу части 2 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ, по истечении тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок:
1) организуют проверку указанных в части 1 настоящей статьи сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры;
2) размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанные в части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, и включены в соответствующие реестры.
Частью 3 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ предусмотрено, что до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией выдает юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
Таким образом, Федеральным законом № 220-ФЗ предусмотрена выдача карт маршрута перевозчикам, осуществляющим регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры на срок, на который перевозчикам предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными разрешениями до дня официального опубликования закона.
В соответствии с п. 1 части 4 ст. 39 Федерального закона № 220-ФЗ уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с установленное настоящим Федеральным законом компетенцией до окончания срока действия указанных в части 3 настоящей статьи карт выдают их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута.
Как следует из части 5 ст. 39 Федерального закона № 220-ФЗ, указанные в части 4 настоящей статьи свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок, выдаются на срок не менее чем пять лет и начинают действовать по истечении срока, на который юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю были выданы карты маршрута регулярных перевозок, предусмотренные частью 3 настоящей статьи. Выдача свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок на меньший срок допускается в случае, если по истечении этого срока в соответствии с документом планирования регулярных перевозок предусматривается отмена данного маршрута или изменение вида регулярных перевозок по данному маршруту. Юридическое лицо, индивидуальные предприниматель должны быть уведомлены об отмене маршрута регулярных перевозок, изменении вида регулярных перевозок не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня вступления соответствующего решения в силу.
В силу части 6 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ, указанные в части 4 настоящей статьи свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок, выдаются на основание заявлений, поданных в письменной форме юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, уполномоченными участниками договоров простого товарищества в уполномоченный орган местного самоуправления.
Переходные положения Федерального закона № 220-ФЗ направлены на обеспечение гарантий сохранения маршрутов регулярных перевозок для лиц, осуществлявших на законных основаниях соответствующие перевозки и имеющих намерение продолжать осуществлять предпринимательскую деятельность в указанной сфере.
Исходя из смысла вышеизложенной нормы, законодатель предоставил гарантию для правовых ожиданий субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим перевозку пассажиров по маршрутам регулярных перевозок до опубликования Федерального закона № 220-ФЗ в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В противном случае нарушается принцип правовой определенности, заключающийся в ясности и четкости действующих правовых норм, стабильности на их основе правоотношений, чтобы заинтересованные лица с разумной степенью вероятности могли предвидеть последствия применения к ним действующих правовых предписаний и в соответствии с этим предвидеть последствия выбора того или иного варианта своего поведения.
Как следует из материалов дела, на дату опубликования Федерального закона № 220-ФЗ, а именно – 14.07.2015, перевозку пассажиров по маршрутам регулярных перевозок № 39, № 40, № 53, № 63, № 17, № 67, № 33 осуществляли индивидуальные предприниматели ФИО7, ФИО8, ФИО1, ООО «Лавр» на основании договоров заключенных в 2012 году до 30.12.2015.
В свою очередь, перевозчики - ООО «Лидерком, ООО «Первый автобусный парк», ООО «Пассажирский альтернативный транспорт», ООО «Альтернатива» осуществляли перевозку пассажиров по маршрутам регулярных перевозок № 39, № 40, № 53, № 63, № 17, № 67, № 33 на основании договоров об организации и осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Оренбурга от 30.12.2015, срок действия договоров по 26.06.2016 либо до даты выдачи (получения другим перевозчикам) по итогам открытого конкурса свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, в зависимости от того, какое событие наступит ранее (п. 6.2 договоров).
24.06.2016 ООО «Лидерком», ООО «Альтернатива», ООО «Первый автобусный парк», ООО «Пассажирский альтернативный транспорт» выданы свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок и карты маршрута регулярных перевозок.
Таким образом, переходные положения, установленные статьей 39 Федерального закона № 220-ФЗ, не могут быть применимы к указанным перевозчикам, поскольку они распространяются исключительно на лиц, заключивших договор перевозки до публикации Федерального закона № 220-ФЗ – 14.07.2015.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Администрацией города Оренбурга неправомерны выданы свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок и карты маршрута регулярных перевозок: ООО «Лидерком» - маршруты № 39, № 40; ООО «Первый автобусный парк» - маршруты № 53, № 63, № 17; ООО «Пассажирский альтернативный транспорт» - маршрут № 67; ООО «Альтернатива» - маршрут № 33 без проведения установленных Федеральным законом № 220-ФЗ конкурсных процедур.
Таким образом, видны признаки нарушения положений части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ со стороны Администрации города Оренбурга.
Следовательно, основания для выдачи антимонопольным органом предупреждения имелись.
Из взаимосвязанных положений части 2, 3, 6 данной статьи, части 1 статьи 29 Федерального закона № 220-ФЗ следует, что без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются один раз на срок, который не может превышать сто восемьдесят дней, в день наступления обстоятельств, которые явились основанием для их выдачи.
Таким образом, из приведенных положений названных норм следует, что открытый конкурс не проводится в случаях, когда выдача свидетельства об осуществлении регулярных перевозок и карты маршрута имеет временный характер. Во всех остальных случаях такие документы выдаются только по результатам открытого конкурса.
Вынесенное предупреждение и сроки его исполнения соответствует требованиям, предъявляемым к нему Федеральным законом № 220-ФЗ и Порядком выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, утвержденного Приказом ФАС России от 22.01.2016 № 57/16 (Зарегистрировано в Минюсте России 08.04.2016 № 41723).
Доводы заявителей о неисполнимости предупреждения подлежат отклонению, поскольку УФАС по Оренбургской области указало Администрации города Оренбурга на результат, который должен быть достигнут с целью устранения выявленных признаков нарушения – Администрации города Оренбурга надлежит в установленный срок обеспечить привлечение перевозчиков, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам №№ 17, 33, 39, 40, 53, 63, 67, в установленном законом порядке, в том числе, при необходимости, путем проведения конкурентных процедур. То, каким образом может быть достигнут этот результат, является правом выбора Администрации города Оренбурга.
Для достижения целей выдачи предупреждения антимонопольный орган вправе предоставить по собственной инициативе или по письменному ходатайству хозяйствующего субъекта, которому выдано предупреждение, разъяснения предупреждения, которые не должны выходить за пределы предупреждения и расширять содержащиеся в нем требования.
Указанное положение в части возможности разъяснения предупреждения антимонопольного органа может быть применимо и к предупреждениям, выданным по иным статьям Закона о защите конкуренции в соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции (Разъяснения Президиума ФАС России от 07.06.2017 № 8 «О применении положений статьи 10 Закона о защите конкуренции»).
Администрация города Оренбурга в антимонопольный орган с ходатайством о разъяснении спорного предупреждения не обращалась.
Кроме того, суд отмечает, что механизм выдачи предупреждений направлен на ускорение процедуры антимонопольного реагирования при выявлении признаков нарушения антимонопольного законодательства, когда органу власти, в действиях которого усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства, предоставлена возможность самостоятельно, в добровольном порядке отреагировать на выявленные признаки нарушения и принять решение об их устранении до возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства и применении мер административного воздействия.
В этой связи суд приходит к выводу о доказанности антимонопольным органом наличия в действиях Администрации города Оренбурга признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Суд установил, что оспариваемое предупреждение соответствует требованиям части 4 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции: содержит выводы о наличии оснований для его выдачи, ссылки на нормы антимонопольного законодательства, которые нарушены действиями (бездействием) заявителя, а также перечень действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения.
Иные доводы, приводимые сторонами по данному спору, судом в рамках настоящего дела не принимаются и не оцениваются по указанным выше основаниям, исходя из его предмета и обстоятельств подлежащих доказываю и установлению, а также как основанные на неверном толковании норм материального права, противоречащие материалам дела, и в виду того, что данные обстоятельства не имеют правового значения и не влияют на исход рассмотрения настоящего дела.
Учитывая изложенное оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителей.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований, заявленных обществом с ограниченной ответственностью «Пассажирский альтернативный транспорт», обществом с ограниченной ответственностью «Лидерком», обществом с ограниченной ответственностью «Альтернатива», обществом с ограниченной ответственностью «Первый автобусный парк»,отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Оренбургской области.
Судья Е.Г. Цыпкина