ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-179/09 от 11.02.2009 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. 9 января 64, г. Оренбург, 460046

e-mail: info@orenburg.arbitr.ru

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург Дело № А47-179/2009

12 февраля 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 11 февраля 2009 года

Полный текст решения изготовлен 12 февраля 2009 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи З.И. Галиаскаровой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной Ж.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области г. Оренбург о привлечении арбитражного управляющего Киржаева Василия Семеновича к административной ответственности по ч.3 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве),

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: Сухорученковой Т.Ю. – ведущего специалиста – эксперта отдела по контролю и надзору за деятельностью саморегулируемых организаций по доверенности №49 от 23.12.2008

от ответчика: Киржаева В.С. – арбитражного управляющего (паспорт 5303 403791, выдан ОВД Сакмарского района Оренбургской области 07.03.2003, код подразделения 562-032),

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Киржаева Василия Семеновича к административной ответственности по ч.3 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Процессуальные права и обязанности разъяснены в порядке, установленном ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ).

Отводов судье, секретарю судебного заседания, заявлений и ходатайств не поступило.

Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Оренбургской области от 21.05.2008 г. по делу №А47-9111/2007-14/4 ГК Потребительское общество «Центральное» Александровского района признано несостоятельным (банкротом) с открытием конкурсного производства. Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 10.06.2008 г. конкурсным управляющим должника утвержден Киржаев Василий Семенович, член НП «Приволжская саморегулируемая организация арбитражных управляющих».

В Управление Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области поступила жалоба Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Оренбургской области №10-07/30311 от 01.12.2008 г. на действия (бездействия) конкурсного управляющего Потребительского общества «Центральное» Киржаева В.С. В результате проведённой проверки Управлением Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области было установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 133 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту – Закон о несостоятельности) от 26.10.2002 г. №127 –ФЗ конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника), а при его отсутствии или невозможности осуществления операций по имеющимся счетам обязан открыть в ходе конкурсного производства такой счет. На основной счет должника зачисляются денежные средства должника, поступающие в ходе конкурсного производства и с него осуществляются выплаты кредиторам, в порядке, предусмотренном ст. 134 Закон о несостоятельности, то есть с соблюдением очередности (пункт 2 статьи 133 Закона).

В нарушение вышеуказанных норм конкурсным управляющим, в период конкурсного производства, расчетный счет должника не открывался, движение денежных средств осуществлялось через кассу должника (отчет конкурсного управляющего Киржаева В.С. от 12.11.2008 г., справка об открытых счетах в кредитных организациях). Между тем, факт начисления в ходе конкурсного производства денежных средств, на основной расчетный счет должника, и поступления их непосредственно в кассу, а также осуществление выплат из кассы подтверждены копиями из кассовой книги от 24.09.2008 г., 30.09.2008 г., 02.12.2008 г. Так, денежные средства, полученные от реализации имущества должника, на общую сумму 200000 руб. приняты по приходным кассовым ордерам от 24.09.2008 г., 30.09.2008 г., 02.12.2008 г. Вознаграждение конкурсному управляющему на общую сумму 90000 руб. оформлялось расходными кассовыми ордерами от 24.09.2008 г., 02.12.2008 г.

Установив признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, 13.01.2009 г., начальником отдела по контролю за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих УФРС по Оренбургской области Бондаревым А.В. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренным ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ в отношении конкурсного управляющего ПО «Центральное» Киржаева В.С.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, представило письменные пояснения по заявлению, которое приобщено к материалам дела. В своем выступлении пояснил, что согласен с выводами Управления о наличии в его действиях признаков состава вменяемого ему правонарушения, однако считает, что имеются основания для применения норм КоАП РФ о малозначительности совершенного правонарушения ввиду того, что его действиями не причинен ущерб ни кредиторам, ни должнику. Кроме того, арбитражный управляющий полагает, что на него распространяются гарантии независимости и неприкосновенности арбитражных заседателей, предусмотренных ст. 7 Федерального Закона от 30.05.2001г. № 70-ФЗ, так как в настоящее время он привлечен к осуществлению правосудия в качестве арбитражного заседателя по делу №А47-7111/2008-18 ГК, рассматриваемому Арбитражным судом Оренбургской области.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, заслушав доводы сторон, суд считает, что заявление Управления Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области не подлежит удовлетворению по следующим обстоятельствам.

В соответствии с ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно п. 1 ст. 2.1 и п. 1 ст. 1.4 Кодекса статус лица как субъекта правонарушения определяется на момент совершения правонарушения.

Арбитражным судом установлено, что моментом совершения конкурсным управляющим нарушений предусмотренных ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ является дата проведения проверки (13.01.2009 г.).

Из материалов дела установлено, что Киржаев Василий Семенович Постановлением Пленума ВАС РФ от 20.06.2007 г. №38 утвержден арбитражным заседателем Арбитражного суда Оренбургской области.

В силу п. 1 и 2 ст. 4 Федерального закона от 30.05.2001 N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение двух лет.

Согласно п. 1 статьи 7 Федерального закона от 30.05.2001 N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" на арбитражного заседателя и членов его семьи в период осуществления им правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации".

В информационном письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 декабря 1999 г. сказано, что вопросы ответственности судей решаются с учетом того, что Конституцией и законодательством Российской Федерации судьи наделены особым статусом. Конституция РФ (ч. 1 ст. 122) провозгласила неприкосновенность судей в качестве принципа, исходя из, которого решаются конкретные вопросы ответственности судей. Судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности.

Частью 2 ст. 4.1 КоАП РФ предусмотрены особые условия привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц).

Особый порядок привлечения судьи к административной ответственности выступает лишь в качестве процедурного механизма и способа обеспечения независимости судей и не означает освобождения их ответственности. При наличии достаточных оснований и с соблюдением установленных в федеральном законодательстве процедур судья за допущенные им нарушения законов может быть привлечен к административной ответственности, в связи с чем могут быть не только приостановлены, но и прекращены его полномочия.

Судейская неприкосновенность является определенным исключением из принципа равенства всех перед законом и судом и по своему содержанию выходит за пределы личной неприкосновенности. Это обусловлено тем, что общество и государство, предъявляя к судье и его профессиональной деятельности высокие требования, вправе и обязаны обеспечить ему дополнительные гарантии надлежащего осуществления деятельности по отправлению правосудия

Конституционное положение о неприкосновенности судьи, закрепляющее один из существенных элементов статуса судьи и важнейшую гарантию его профессиональной деятельности, направлено на обеспечение основ конституционного строя, связанных с разделением власти, самостоятельностью и независимостью судебной власти. Судейская неприкосновенность является не личной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, а средством защиты публичных интересов и, прежде всего, интересов правосудия. Следует также учитывать особый режим судейской работы: повышенный профессиональный риск, наличие различных процессуальных и организационных средств контроля за законностью действий и решений судьи.

Судья призван осуществлять свои полномочия независимо от чьих-либо пристрастий и посторонних влияний. В этих целях Конституция РФ закрепляет специальные требования, предъявляемые к кандидатам на должности судей и порядку их назначения, гарантирует несменяемость, независимость и неприкосновенность судей. Тем самым обеспечивается самостоятельность судебной власти. Наличие такой регламентации на конституционном уровне отличает правовой статус судей от статуса граждан и тех должностных лиц, которые согласно Конституции РФ обладают неприкосновенностью.

Судом установлено, что в период совершения конкурсным управляющим Киржаевым В.С. правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, им осуществлялись полномочия по осуществлению правосудия в качестве арбитражного заседателя. Данные обстоятельства подтверждаются Постановлением Пленума ВАС РФ от 20.06.2007 г., приглашениями Арбитражного суда Оренбургской области от 19.01.2009 г., от 16.02.2009 г. для участия в рассмотрении дел в качестве арбитражного заседателя. Таким образом, в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 30.05.2001 N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" на этот период на Киржаева В.С. и на членов его семьи распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей, и особый порядок привлечения к ответственности.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Управлением Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области не соблюден особый порядок привлечения арбитражного заседателя Киржаева В.С. к административной ответственности, что является обстоятельством, исключающим привлечение конкурсного управляющего ПО «Центральное» к административной ответственности.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд считает, что в привлечении к административной ответственности конкурсного управляющего ПО «Центральное» Киржаева В.С. следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 167-170, 202, 205,206 Арбитражного процессуального Кодекса РФ, ст. 29.1, 29.6, ст. 29.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ, суд

РЕШИЛ  :

1. В удовлетворении заявления Управления Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области, г. Оренбург о привлечении конкурсного управляющего ПО «Центральное», Киржаева Василия Семеновича, г. Оренбург к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет – сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья З.И.Галиаскарова