29/2020-113447(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-1874/2020 23 сентября 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 16 сентября 2020 года В полном объеме решение изготовлено 23 сентября 2020 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Цыпкиной Е.Г. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пиксаевой Н.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Оренбургская инвестиционно- промышленная компания» (460021, <...> Октября, д. 14А; ОГРН <***>; ИНН <***>) к Департаменту по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу (г.Нижний Новгород)
- о признании незаконным и отмене приказа от 31.03.2017 № 131-пр/Е «О досрочном прекращении права пользования недрами»;
- об обязании Департамента по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу издать Приказ об отмене приказа от 31.03.2017 № 131-пр/Е «О досрочном прекращении права пользования недрами» и осуществить его опубликование в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и ходатайство о восстановлении срока.
В судебном заседании приняли участие представители сторон
от заявителя: ФИО1;
от заинтересованного лица: ФИО2
Общество с ограниченной ответственностью «Оренбургская инвестиционно-промышленная компания» (далее – заявитель, общество, ООО «ОрИнвестПром») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу (далее - заинтересованное лицо, департамент, Приволжскнедра) о признании
незаконным и отмене приказа от 31.03.2017 № 131-пр/Е «О досрочном прекращении права пользования недрами»; об обязании Департамента по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу издать Приказ об отмене приказа от 31.03.2017 № 131-пр/Е «О досрочном прекращении права пользования недрами» и осуществить его опубликование в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов.
Лица, участвующие в деле, не заявили ходатайств о необходимости предоставления дополнительных доказательств. При таких обстоятельствах суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений ст. 65 АПК РФ.
При рассмотрении дела судом установлены следующие обстоятельства.
ООО «ОрИнвестПром» было предоставлено право пользования участком недр Южно-Ушкотинского месторождения первичных (элювиальных) каолинов (залежь 1) с целью разведки и добычи полезных ископаемых года по лицензии ОРБ 01489 ТЭ (дата государственной регистрации 25.11.2003) (т. 1 л.д. 34) в соответствии с п. 3 ст. 10.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) и на основании совместного постановления администрации Оренбургской области и ГУПР по Оренбургской области от 10.11.2003 № 201-п/10-211 «О лицензировании пользования недрами», принятого по результатам аукциона, проведенного в г. Оренбурге главной экспертной комиссией по предоставлению права пользования недрами (кроме общераспространенных месторождений полезных ископаемых) на территории Оренбургской области 08.10.2003 (протокол № 159). Срок окончания действия лицензии - 31.12.2028.
Управлением Федеральной службы по надзору к сфере природопользования (Росприроднадзора) по Оренбургской области
проведена проверка ООО «ОрИнвестПром» по выполнению условий пользования недрами.
Росприроднадзор письмом от 12.02.2016 № ВО-02-02-30/2335 (т. 1 л.д. 91) представил в Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) информацию по итогам проверки ООО «ОрИнвестПром» обязательных требовании по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр по лицензии ОРБ 01489 ТЭ на разведку и добычу первичного каолина-сырца на Южно-Ушкотинском месторождении первичных (элювиальных) каолинов.
На основании поручения Роснедр от 17.02.2016 (т. 1 л.д. 91) Департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (Приволжскнедра) рассмотрены материалы, предоставленные Росприроднадзором (акт проверки от 11.12.2015 № ПН/Н-284 – т. 1 л.д. 92-
95; предписания от 11.12.2015 №№ ПН/Н-284.1, ПН/Н-284.2 – т. 1 л.д.95 оборотная сторона листа - 97).
На основании решения Комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии и переоформлении лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами на территории Приволжского федерального округа, отнесенным к полномочиям Департамента
по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (далее - Комиссия) Приволжскнедра в адрес ООО «ОрИнвестПром» направлено уведомление от 26.04.2016 № СМ-ПФО-13-00-08/937 (т. 1 л.д. 45-46) о допущенных нарушениях обязательных требований по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр, выполнению лицензионных соглашений к лицензии ОРБ 01489 ТЭ, с указанием на необходимость устранения нарушений в срок до 01.12.2016.
В уведомлении Приволжскнедра указано о допущенных обществом нарушениях обязательных требований по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр, выполнению условий лицензионного соглашения к лицензии от 26.04.2016, выявленных Управлением Росприроднадзора по Оренбургской области в ходе проверки 11.12.2015:
-не представлен технический проект разработки;
-не введено месторождение в разработку.
Управлением Росприроднадзора по Оренбургской области в декабре 2016 года в отношении ООО «ОрИнвестПром» проведена внеплановая документарная проверка (акт проверки № ПН/Н-302 от 23.12.2016 – т. 1 л.д. 76-77) на предмет выполнения предписания Управления от 11.12.2015 № ПН/Н-284.1, согласно которому недропользователю надлежало в срок до 01.12.2016 «составить и согласовать в установленном порядке технический проект разработки Южно-Ушкотинского месторождения каолинов». В ходе проверки установлено, что нарушения условий пользования недрами по лицензии ОРБ 01489 ТЭ не устранены (письмо от 27.03.2017 № МК-02-01- 12/7350). Информация об устранении нарушений в Приволжскнедра от ООО «ОрИнвестПром» также не представлена.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона Российской Федерации «О недрах» Приволжскнедра рекомендовано досрочно прекратить право пользования недрами, предоставленное ООО «ОрИнвестПром» по лицензии ОРБ 01489 ТЭ (протокол от 29.03.2017 № 413 – т. 1 л.д. 105-106).
На основании рекомендаций Комиссии приказом Приволжскнедра от 31.03.2017 № 131-пр/Е право пользования недрами, предоставленное ООО «ОрИнвестПром» по лицензии ОРБ 01489 ТЭ досрочно прекращено.
Департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу объявлен открытый аукцион на право пользования недрами с целью разведки и добычи каолина на Южно-Ушкотинском участке недр в Оренбургской области. Информация о проведении торгов была размещения на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о
проведении торгов (torgi.gov.ru - извещение о проведении торгов № 121119/0923413/01 от 12.11.2019 – т. 1 л.д. 50-52). В назначенную дату проведения - 27.12.2019 - аукцион не состоялся ввиду отсутствия заявок.
Обществом в адрес распорядителя недр было направлено обращение (т. 1 л.д. 78) об отмене торгов и предоставлении информации и документов, обосновывающих проведения аукциона.
Отделом геологии и лицензирования Приволжскнедра по Оренбургской области письмом от 11.12.2019 № 00-ПФО-12-00-06/465 8 даны разъяснения (т. 1 л.д. 43-44) с приложением документов о досрочном прекращении у общества права пользования недрами согласно приказа Департамента по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу (Приволжскнедра) № 131 -пр/Е от 31.03.2017.
Не согласившись с вышеуказанным ненормативным правовым актом, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Заявитель считает, что приказ вынесен незаконно, без учета требований разумности, справедливости и адекватности наказания совершенному нарушению, что департаментом не был соблюден порядок досрочного прекращения права пользования недрами, предусмотренный Законом о недрах. Оспариваемым приказом нарушаются права и законные интересы общества.
Кроме того, заявитель указывает, что уведомление от 26.04.2016 № СМ-ПФО-13-00-08/937, оспариваемый приказ подписаны неуполномоченным лицом.
Заинтересованное лицо требования общества не признает по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (т. 1 л.д. 69-72). Указывает, что действия Департамента по реализации процедуры досрочного прекращения права пользования недрами были совершены в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства о недрах и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением 12.02.2020 (согласно штампу почтового отделения – т. 1 л.д.63).
ООО «ОрИнвест Пром» заявлено ходатайство (т. 1 л.д. 12-14) о восстановлении срока на подачу заявления в суд. Ходатайство мотивированно уважительностью причины пропуска срока, а именно неосведомленностью общества о проведении департаментом мероприятий по досрочному прекращению права пользования участком недр согласно лицензии ОРБ № 01489 ТЭ и издании оспариваемого приказа.
Заинтересованное лицо представило возражения относительно указанного ходатайства в рамках отзыва на заявление, мотивируя началом течения срока на обращения в суд с момент получения обществом оспариваемого приказа – 11.04.2017.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации
каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; право на судебную защиту относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека; оно признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии со статьей 18 Конституции является непосредственно действующим, определяет смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 20.02.2002 N 58-О, от 18.11.2004 N 367-О само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании.
Исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в определении от 02.12.2013 N 1908-О, по своему смыслу положение части 4 статьи 198 АПК РФ для исчисления закрепленного им процессуального срока исходит не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении.
Исчисление сроков для обращения в суд возможно с учётом особенностей публично-правовых отношений и имея в виду, в конечном счете, необходимость восстановления нарушенных прав участников правоотношений и недопустимость отказа в этом исключительно по формальным основаниям вопреки требованиям Конституции Российской Федерации (статья 19, части 1 и 2; статья 46, части 1 и 2).
В силу ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела, и доводов заинтересованного лица, оспариваемый приказ получен обществом 11.04.2017 (отчет об отслеживании отправления с идентификатором 46000008286354 – т. 1 л.д. 90). Между тем, уведомление о вручении в материалах дела отсутствует. В материалах дела также отсутствуют доказательства содержания в почтовом отправлении с
почтовым идентификатором № 46000008286354 от 07.04.2017 копии оспариваемого приказа (опись вложения отправителем не оформлена).
Кроме того, обществом 17.12.2019 в ФГУП «Почта России» представлен запрос (т. 1 л.д. 124) о том, кому вручены отправления, содержащие уведомление от 26.04.2016 № СМ-ПФО-13-00-08/937 и копию оспариваемого приказа.
Согласно ответу Почты России от 26.05.2020 (т. 1 л.д. 125), провести детальную проверку по заказному письму от 26.04.2016 не представляется возможным, поскольку в запросе отсутствует информация о номере почтового отправления, присвоенного при его приемке; провести проверку по вручению заказного письма № 46000008286354 от 07.04.2017 невозможно по причине истечения шести месяцев со дня подачи почтового отправления (ст. 37 Федеральный закон от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи").
Определением суда от 10.07.2020 судом по ходатайству заявителя у АО «Почта России» истребованы:
- доказательства вручения заказного письма с почтовым идентификатором № 46000008286354 от 07.04.2017 (отправитель - Отдел геологии и лицензирования по Оренбургской области (Оренбургнедра), 460000, <...>) обществу с ограниченной ответственностью «Оренбургская инвестиционно-промышленная компания» (извещение с отметкой о вручении) и копию доверенности, лица, получившее данное письмо;
- доказательства вручения заказного письма (дата отправки 05.07.2016, отправитель Приволжскнедра в лице Самаранедра (443030, <...>) с почтовым идентификатором № 44305894028548 и копию доверенности, лица, получившее данное письмо;
- доказательства вручения заказного письма (дата отправки 05.07.2016, отправитель Приволжскнедра в лице Самаранедра (443030, <...>) с почтовым идентификатором № 44305894078549 и копию доверенности, лица, получившее данное письмо.
Письмом от 12.08.2020 № Ф56-10/2808 (т.2 л.д. 12) почтой сообщено, что в связи с тем, что производственная документация за период с 2016г. по 2017г. была уничтожена по истечении срока хранения (приказ ФГУП «Почта России» от 29.09.2015 № 482-п «Об утверждении Перечня производственных документов, образующихся в процессе деятельности ФГУП «Почта России»), предоставить запрашиваемую информацию не представляется возможным.
Одновременно сообщено, что согласно данным автоматизированной системы учета заказное письмо без разряда № 46000008286354 от 07.04.2017, направленное на организацию ООО «Оринвестпром», поступило в адресное отделение почтовой связи 460021 Оренбург - 07.04.2017, вручено11.04.2017. Заказное письмо без разряда № 46000008286354 от 05.07.2016, направленное в организацию ООО «Оринвестпром», поступило в адресное отделение почтовой связи 460021 Оренбург - 09.07.2016, вручено 11.07.2016. По почтовому отправлению № 44305894078549 отсутствуют данные по этому идентификатору.
Таким образом, учитывая отсутствие в деле достоверных доказательств получения заявителем копии оспариваемого приказа (в том числе, доказательств вручения почтового отправления уполномоченному на получение корреспонденции лицу, отсутствие описи вложения почтового отправления), суд приходит к выводу о том, что о досрочном прекращении у общества права пользования недрами заявителю достоверно стало известно после получения писем департамента в ответ на обращение ООО об отмене торгов № 121119/0923413/01 от 12.11.2019 и предоставлении информации и документов, обосновывающих проведения аукциона – 23.12.2019.
Учитывая изложенное, ходатайство общества о восстановлении срока на обращение в суд подлежит удовлетворению.
Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из положений ст. 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя
или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Вместе с тем, указанные нормы не освобождают заявителя от обязанности доказывания обстоятельств, на которые он ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как следует из рассматриваемого заявления, предметом судебного разбирательства в рамках настоящего дела является оспаривание соответствия закону приказа от 31.03.2017 № 131-пр/Е, в соответствии с которым Приволжскнедра досрочно (03.04.2017) прекратило право пользования недрами ООО "ОрИнвестПром" по лицензии ОРБ 01489 ТЭ.
В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293, пунктами 2.2.2, 2.3.9 Положения о Департаменте по недропользованию по Приволжскому федеральному округу в новой редакции" утв. Приказ Роснедр от 31.03.2014 N 192, Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утв. Приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315, Департамент является органом, оспариваемый ненормативный правовой акт принят уполномоченным государственным органом в пределах предоставленной ему компетенции.
Довод заявителя о том, что оспариваемый приказ и уведомление от 26.04.2016 № СМ-ПФО-13-00-08/937 подписаны неуполномоченным
должностным лицом – заместителем начальника Н.Л. Ерофеевой - судом отклоняется ввиду следующего.
Приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315 утвержден Административный регламент Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр (далее – Административный регламент).
В силу п. 109 Административного регламента уведомление о допущенных пользователем недр нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами подписывается руководителем Роснедр или его территориального органа.
В силу п. 117 Административного регламента приказ о досрочном прекращении права пользования недрами подписывает руководитель Роснедр либо соответствующего территориального органа.
Полномочия заместителя начальника Приволжскнедра ФИО3 на подписание документов, оформляющих предоставление, внесение изменений, переоформление, приостановление, ограничение, прекращение права пользования участками недр определены п. 4.2 Приказа Приволжскнедра то 03.04.2014 № 248-пр «О распределении обязанностей между заместителями начальника департамента по недропользованию по приволжскому федеральному округу» (т.2 л.д. 38-41).
В качестве оснований принятия оспариваемый приказ содержит ссылки на следующие нормы: п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона о недрах, п.п. 99, 112 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, утв. приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315, рекомендации комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии и переоформлении лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами на территории Приволжского федерального округа, отнесенным к полномочиям Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (протокол от 29.03.2017 № 413 – т. 1 л.д. 105-106).
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, регулируются Законом о недрах, обеспечивающим защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о недрах законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской
Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 11 Закона о недрах установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии с положениями статьи 16 Закона о недрах федеральные органы исполнительной власти участвуют в обеспечении функционирования государственной системы лицензирования в соответствии с их полномочиями, определяемыми Правительством Российской Федерации.
Положения статьи 20 Закона о недрах предусматривают, что право пользования недрами прекращается:
При этом право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях:
8) непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах, непредставления или нарушения сроков представления геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации (в отношении лицензий на пользование участками недр местного значения);
Пункт 94 Административного регламента предусматривает, что государственная функция по осуществлению принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр реализуется Роснедрами или его территориальным органом в соответствии с разграничением полномочий в следующих случаях:
Подпункт 2 пункта 95 Административного регламента предусматривает, что основанием для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр является представления (предложения) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) с приложением копии акта соответствующей контрольной проверки и, в случае наличия, - копий сделанных предписаний по устранению выявленных нарушений, а также других материалов, оформленных по результатам проверок.
Пункт 99 Административного регламента указывает, что осуществление Роснедрами и его территориальными органами государственной функции по осуществлению принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном
прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр включает в себя:
- регистрацию документов, являющихся в соответствии с пунктом 95 настоящего Административного регламента основанием для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции (далее - документы);
- рассмотрение полученных документов, подготовка и направление комплекта документов в Комиссию по досрочному прекращению права пользования недрами в предусмотренных настоящим Административным регламентом случаях;
- рассмотрение материалов на Комиссии по досрочному прекращению права пользования недрами и принятие рекомендательного решения;
- принятие Роснедрами или его территориальным органом решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами;
- реализацию решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами.
В течение 7 рабочих дней с момента регистрации полученных документов должностное лицо структурного подразделения Роснедр или его территориального органа, ответственного за лицензирование, осуществляет подготовку комплекта документов по вопросу возможного досрочного прекращения, приостановления или ограничения права пользования недрами в отношении конкретного участка недр и конкретного пользователя недр (пункт 101 Административного регламента).
В случае, если началом осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр являются основания, предусмотренные в подпунктах 2, 3, 4 пункта 95 настоящего Административного регламента, то должностное лицо структурного подразделения Роснедр или его территориального органа, ответственного за лицензирование, в течение 5 рабочих дней с момента регистрации поступивших документов направляет запрос в Росприроднадзор о предоставлении копии акта проведения проверки о выполнении условий пользования недрами по конкретному участку недр и копии предписания по устранению выявленных нарушений (в случае их отсутствия в поступившем комплекте документов) и в федеральный или территориальный фонд геологической информации о представлении копии лицензии на пользование недрами (пункт 103 Административного регламента).
После получения запрашиваемой информации, указанной в пункте 103 настоящего Административного регламента, должностное лицо структурного подразделения Роснедр или его территориального органа, ответственного за лицензирование, в течение 7 рабочих дней формирует комплект имеющихся документов и осуществляет рассмотрение данных документов на предмет наличия оснований для принятия решений о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами, предусмотренных статьей 20 Закона Российской Федерации "О недрах"
(пункт 104 Административного регламента N 315).
В целях обеспечения объективного, качественного и комплексного анализа документов, связанных с досрочным прекращением, приостановлением или ограничением права пользования недрами, в соответствии с приказом Роснедр образуется постоянно действующий совещательный орган - Комиссия по досрочному прекращению права пользования недрами (пункт 106 Административного регламента).
На заседаниях Комиссии принимаются рекомендательные решения о направлении в адрес пользователя недр уведомления о допущенных пользователем недр нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами, прекращении (без процедуры), приостановлении или ограничении права пользования недрами в отношении конкретного участка недр, либо рекомендательные решения о нецелесообразности проведения указанных административных процедур (о принятии к сведению).
При досрочном прекращении права пользования недрами пользователем недр прекращаются все виды деятельности (за исключением работ по консервации и (или) ликвидации горных выработок, скважин и объектов инфраструктуры, связанных с пользованием этим участком недр) на участке недр и получение соответствующей продукции. В сроки, определенные органами, принявшими решение о досрочном прекращении права пользования недрами, начинаются работы по консервации и (или) ликвидации горных выработок, скважин и объектов инфраструктуры, связанных с пользованием этим участком недр. Лицензия на пользование недрами при досрочном прекращении права пользования недрами подлежит снятию с государственного учета и передаче на хранение в федеральный или территориальный фонд геологической информации (пункт 107 Административного регламента).
Решение Комиссии по досрочному прекращению права пользования недрами оформляется протоколом заседания Комиссии. Протокол оформляется в течение 3 рабочих дней с даты заседания Комиссии и подписывается председателем Комиссии и секретарем. Подписанный протокол в течение 2 рабочих дней направляется секретарем Комиссии в структурное подразделение Роснедр или его территориального органа, ответственное за лицензирование (пункт 108 Административного регламента).
Пункты 109 и 110 Административного регламента предусматривает, что в случае рекомендации Комиссии о направлении в адрес пользователя недр уведомления о допущенных пользователем недр нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами должностное лицо структурного подразделения Роснедр или территориального органа, ответственного за лицензирование, в течение 20 рабочих дней с момента получения протокола заседания Комиссии оформляет и подписывает у руководителя Роснедр или его территориального органа письменное уведомление о допущенных пользователем недр нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами.
Должностное лицо структурного подразделения Роснедр или его территориального органа, ответственного за делопроизводство, в течение 3
дней с даты подписания уведомления о допущенных пользователем недр нарушениях направляет указанное уведомление пользователю недр заказным письмом с уведомлением о вручении, а копию этого уведомления направляет в адрес Росприроднадзора для организации контроля за устранением выявленных нарушений.
При этом письменное уведомление о допущенных пользователем недр нарушениях должно содержать:
- указание на нарушения условий пользования недрами;
- требования к информации об устранении нарушений, которая должна быть представлена пользователем недр, с указанием на срок исполнения;
- предупреждение о том, что в случае, если указанные нарушения не будут устранены в указанный в уведомлении срок, то право пользования недрами может быть досрочно прекращено.
Срок, устанавливаемый в уведомлении на устранение нарушений, не может быть менее 3 месяцев и превышать 12 месяцев, исчисляемых с даты получения пользователем недр уведомления.
Пункт 116 Административного регламента также предусматривает, что в приказе о досрочном прекращении права пользования недрами в случае, если пользователь недр в указанный в письменном уведомлении срок не устранил нарушения условий пользования недрами, указываются:
Приказ о досрочном прекращении, приостановлении либо ограничении права пользования недрами подписывает руководитель Роснедр, либо соответствующего территориального органа в течение 15 рабочих дней с момента принятия Комиссией рекомендательного решения о досрочном прекращении права пользования недрами в отношении конкретного участка недр (пункт 116 Административного регламента).
Вместе с тем, пункт 4 статьи 21 Закона о недрах предусматривает, что решение о прекращении права пользования недрами по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 2 статьи 20 настоящего Закона, может быть принято не ранее, чем по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Исходя из изложенного, срок для добровольного устранения выявленных нарушений может быть установлен административным органом
от трех месяцев до одного года. При этом исчисление установленного срока начинается не с момента подписания соответствующего уведомления уполномоченным должностным лицом Роснедра и его направления в адрес лицензиата, а с момента получения такого уведомления недропользователем. При этом решение о прекращении пользования недрами по основанию пункта 2 статьи 2 статьи 20 Закона о недрах может быть принято не ранее истечении указанного в уведомлении срока на устранение допущенных нарушений, исчисленного с указанной даты вручения уведомления (фиксации вручения).
Таким образом, обязательным условием для принятия решения о прекращении права пользования недрами по указанном в оспариваемом приказе основанию является надлежащее уведомление о нарушении и неустранение выявленных нарушений в установленный в уведомлении срок.
В рассматриваемом случае, в адрес ООО "ОрИнвестПром" направлено уведомление от 26.04.2016 СМ-ПФО-13-00-08/937 N 04-01/2471 (т. 1 л.д. 45- 46) о допущенных нарушениях обязательных требований по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр, выполнению лицензионных соглашений к лицензии ОРБ 01489 ТЭ, с указанием на необходимость устранения нарушений в срок до 01.12.2016.
В уведомлении Приволжскнедра указано о допущенных обществом нарушениях обязательных требований по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр, выполнению условий лицензионного соглашения к лицензии от 26.04.2016, выявленных Управлением Росприроднадзора по Оренбургской области в ходе проверки 11.12.2015:
-не представлен технический проект разработки;
-не введено месторождение в разработку.
По доводам департамента, Уведомление в адрес ООО «ОрИнвестПром» направлено заказным письмом 05.07.2016 (идентификатор 46305894078549) с уведомлением (письмо вручено 20.07.2016 согласно уведомлению (т. 1 л.д. 98)). В качестве отправителя указано «Самаранедра, 443041, <...>». В графе «получил» указан представитель по доверенности ФИО4, в графе «подпись» прописана фамилия «Бровкова». При этом ссылки на основание выдачи отправления уполномоченному лицу (дата и номер доверенности) не указаны. Кроме того, согласно ответу АО «Почта России» от 12.08.2020 № Ф56-10/2808 по почтовому отправлению 46305894078549 отсутствуют данные по указанному идентификатору. Согласно сервису «Отслеживание почтовых оправлений» сайта АО «Почта России» отправление с таким треком-номером не существует.
Почтовый идентификатор, который позволяет отслеживать движение почтовых отправлений на официальном сайте ФГУП "Почта России" www.russianpost.ru присваивается только регистрируемым почтовым отправлениям (Приказ Министерства связи и информации Российской Федерации N 15 от 11.02.00 "О развитии системы штрих-кодовой идентификации в почтовой связи").
Также письмом от 13.01.2020 Департаментом сообщено, что уведомление направлено в адрес общества отправлением с иным идентификатором 44305894028548 (т. 1 л.д.130-131), вручено 11.07.2016 (согласно отчету об отслеживании). Между тем, согласно протоколу от 29.03.2017 № 413 Комиссии департамента спорное уведомление вручено обществу все-таки 20.07.2016.
К доводу заинтересованного лица о допущенных сотрудниками почты описках суд относится критически, т.к. в отчете об отслеживании отправления № 44305894028548 содержатся иные даты, в том числе, прибытия отправления в место вручения, вручения адресату, нежели даты, содержащиеся в оттисках календарного штемпеля на уведомлении с отправлением 46305894078549. Сделать вывод, что данные отправления являются идентичными не представляется возможным.
Таким образом, учитывая отсутствие доказательств соблюдения прав извещения лица о вынесенном в отношении него уведомлении, у Департамента отсутствовали основания полагать, что общество фактически уведомлено о вынесенном уведомлении.
Получив от почтовой службы уведомление о вручении отправления ООО «ОрИнвестПром», содержащим иной трек-номер, нежели в квитанции об отправке, заинтересованному лицу необходимо было предпринять меры по получению информации у Почты России относительно обстоятельств изменения трека-номера, даты и номера доверенности лица, получившего корреспонденцию (например, направить соответствующий запрос). В противном случае у ответчика отсутствовали основания для вывода о надлежащем извещении общества о наличие в его деятельности нарушений и необходимости их устранения в установленный срок.
В соответствии с распоряжением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 22.04.2011 N ИС-П9-2558 Росприроднадзору и Роснедрам необходимо обеспечить проведение контрольных мероприятий в отношении всех выдаваемых Роснедрами уведомлений об устранении допущенных нарушений условий пользования недрами.
Во исполнение вышеуказанных поручений Правительства РФ, письмом (поручением) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от 24.02.2016 N ОД-02-01-36/3034 территориальным органам Росприроднадзора указано, что при поступлении из центрального аппарата Росприроднадзора или территориального органа Роснедр копии уведомления о допущенных пользователем недр нарушениях, территориальным органам Росприроднадзора следует проводить внеплановые проверки пользователей недр по вопросу устранения нарушений, указанных в уведомлении, в том числе в случае поступления уведомления с уже истекшим сроком. Также вышеуказанным письмом поручено организовать работу по проведению проверок выполнения недропользователями предписаний об устранении выявленных нарушений.
Таким образом, установление факта выполнения, либо невыполнение условий уведомления Роснедра лицензиатом (недропользователем) в целях решения вопроса о применении последующих процедур лицензирующим органом, производится путем проведения внеплановой документарной проверки территориальными органами Росприроднадзора на основании пункта 3 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.11.2008 N 294-ФЗ.
Между тем, согласно письму Росприроднадзора от 27.03.2017 № МК- 02-01-12/1350 (т.1 л.д. 53) проверка выполнения ООО «ОрИнвестПром» уведомления Приволжскнедра от 26.04.2016 не проводилась в связи с тем, что в 2016 года и на текущий период 2017 года указанное уведомление в адрес управления не поступало.
Из материалов дела следует, что Управлением Росприроднадзора по Оренбургской области в декабре 2016 года в отношении ООО «ОрИнвестПром» проведена внеплановая документарная проверка исполнения обществом предписания Управления от 11.12.2013 № ПН/Н- 284.1, результаты которой оформлены актом проверки № ПН/Н-302 от 23.12.2016 (т. 1 л.д. 76-77). Они и послужили предметом рассмотрения комиссией Роснедра и основанием для издания оспариваемого приказа о прекращении права пользования недрами.
В ходе указанной проверки установлено, что нарушения условий пользования недрами по лицензии ОРБ 01489 ТЭ полностью не устранены. Между тем, технический проект разработки Южно-Ушкотинского месторождения каолинов разработан, но не согласован в установленном порядке.
Судом установлено, что Департамент не проводил проверку обстоятельств устранения обществом выявленных нарушений условий лицензии, не истребовал у общества соответствующих документов, доказательств тому не представлено.
Об отсутствии информации о проведении мероприятий по досрочному прекращению права пользования Южно-Ушкотинским участком недр согласно лицензии ОРБ № 01489, свидетельствует также проверка, проведенная Управлением Росприроднадзора по Оренбургской области после издания оспариваемого приказа, по результатам которой был составлен акт проверки от 08.08.2017 (т.1 л.д. 56-58) и выдано предписание об устранении нарушений (т.1 л.д.59-60, т.2 л.д.58). Проверка, проведенная контролирующим органом, также свидетельствует о том, что Управление Росприроднадзора по Оренбургской области также не располагало информацией о досрочном прекращении права пользования недрами Южно- Ушкотинским участком недр согласно лицензии ОРБ № 01489.
Согласно предписанию Управления Росприроднадзора по Оренбургской области от 08.08.2017 № ПН/Н-153 (т.1 л.д.59-60, т.2 л.д. 58) обществу был определен срок для устранения нарушений до 08.08.2018. При этом нарушения выразились в том, что месторождение не введено в разработку.
Таким образом, департаментом не соблюдены процедуры, предполагающие проверку и фиксацию устранения (неустранения) пользователем недр выявленных нарушений, вывод о неисполнении ООО "ОрИнвестПром" требований уведомления от 26.04.2016 № СМ-ПФО-13-00- 08/937 и не устранении выявленных нарушений лицензии сделан заинтересованным лицом в отсутствие доказательств надлежащего уведомления лица о необходимости устранения выявленных нарушений и в отсутствие достоверных доказательств не устранения выявленных нарушений, собранных и оформленных в соответствии с требований действующего федерального законодательства.
Доводы Департамента о неустранении обществом нарушений условий недропользования, не доказывают законность принятого Департаментом приказа, поскольку в силу статьи 21 Закона о недрах, проверку устранения допущенных нарушений должен осуществлять компетентный орган до принятия решения о прекращении права пользования недрами.
Кроме того, в определении от 09.03.2017 N 565-О Конституционный Суд Российской Федерации дополнительно пояснил, что решение о досрочном прекращении пользования недрами следует расценивать как специальную меру государственного принуждения. Такая мера должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой для защиты не только публичных интересов государства, связанных с его экономической и экологической безопасностью, но и частных интересов физических и юридических лиц как субъектов правоотношений в сфере недропользования.
Понятие существенного условия лицензия относится к числу оценочных, широко используемых в законодательной технике, и в силу особенностей, которые могут быть присущи каждому участку недр (геологических, географических, климатических, экономических и т.п.), не представляется возможным дать единое нормативное определение этого термина. На практике при выдаче лицензии уполномоченные органы указывают непосредственно в прилагаемых к лицензии условиях пользования недрами (в лицензионных соглашениях), какие из них относятся к "существенным" для целей применения норм Закона N 2395-1, в частности норм о досрочном прекращении права пользования недрами.
Поскольку лишение права пользования недрами ограничивает правоспособность юридического лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.
Поэтому наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для принятия уполномоченным органом решения о досрочном прекращении права пользования недрами.
В рассматриваемом случае ни оспариваемый приказ о досрочном прекращении права пользования недрами, ни решения Комиссии по данному вопросу не содержат какого-либо обоснования избранной меры воздействия, а также невозможности применения к обществу более мягкой санкции в виде приостановления либо ограничения права пользования недрами.
Иные доводы, приводимые сторонами по данному спору, судом не принимаются во внимание, как основанные на неверном толковании норм материального права и противоречащие материалам дела, а также в виду того, что данные обстоятельства не имеют правового значения и не влияют на исход рассмотрения настоящего дела.
На основании вышеизложенного, требования общества с ограниченной ответственностью «Оренбургская инвестиционно-промышленная компания» подлежат удовлетворению, приказ Департамента по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу от 31.03.2017 № 131-пр/Е «О досрочном прекращении права пользования недрами» - признанию недействительным.
В качестве восстановления нарушенного права заявитель просит суд обязать Департамент по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу издать Приказ об отмене приказа от 31.03.2017 № 131-пр/Е «О досрочном прекращении права пользования недрами» и осуществить его опубликование в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, так же как и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации не предусматривает в качестве последствия принятия решения о признании ненормативного акта недействительным необходимость его отмены органом, издавшим акт.
Признанием арбитражным судом в рамках настоящего спора приказа Департамента от 31.03.2017 № 131-пр/Е «О досрочном прекращении права пользования недрами» недействительным констатирована его незаконность и невозможность применения.
Само по себе признание недействительным ненормативного правового акта во многих случаях еще не защищает нарушенное право лица, оспаривающего такой акт.
Конституционный Суд РФ разъяснил, что в случае признания судом акта недействующим нарушенное право в любом случае подлежит восстановлению либо защите способами, предусмотренными ст. 12 ГК (п. 3.3. Определения Конституционного Суда РФ от 12 июля 2006г. № 182-О). Те же правила применяются и в ситуациях признания недействительным ненормативного правового акта.
На основании изложенного суд считает необходимым обязать Департамент по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу (ПРИВОЛЖСНЕДРА) устранить нарушенные права и законные интересы общества с ограниченной ответственностью «Оренбургская инвестиционно- промышленная компания».
При обращении в суд с рассматриваемым заявлением заявитель уплатил государственную пошлину в размере 3 000 рублей, что подтверждается платежным поручением № 3 от 24.12.2019г. (т.1 л.д. 15).
Понесённые заявителем расходы по оплате государственной пошлины подлежат взысканию с заинтересованного лица в качестве судебных расходов в порядке, установленном статьями 106, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 110, 117, 159, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Ходатайство заявителя о восстановлении процессуального срока удовлетворить. Пропущенный срок на обращение в суд, восстановить.
Требования общества с ограниченной ответственностью «Оренбургская инвестиционно-промышленная компания» удовлетворить.
Признать недействительным приказ Департамента по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу (ПРИВОЛЖСНЕДРА) от 31.03.2017 № 131-пр/Е «О досрочном прекращении права пользования недрами».
Обязать Департамент по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу (ПРИВОЛЖСНЕДРА) устранить нарушенные права и законные интересы общества с ограниченной ответственностью «Оренбургская инвестиционно-промышленная компания».
Взыскать с Департамента по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу в пользу общества с ограниченной ответственностью «Оренбургская инвестиционно-промышленная компания» расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины выдать заявителю в порядке, предусмотренном статьями 318 и 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Судья Е.Г. Цыпкина
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 22.06.2020 11:39:00
Кому выдана Цыпкина Елена Геннадьевна