ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-198/13 от 24.04.2013 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Володарского, д. 39, г. Оренбург, 460046

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург

26 апреля 2013 года Дело №А47-198/2013

Резолютивная часть решения объявлена 24 апреля 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено 26 апреля 2013 года.

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Сердюк Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Хачатрян С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ФИО1, г. Оренбург (арбитражного управляющего) исх. б/№, б/даты (поступило в арбитражный суд 14.01.2013г.) о признании незаконным оставление Управлением Росреестра по Оренбургской области запроса о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, о правах ФИО2 на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества, выраженный в Уведомлении от 26.12.2012г. № 01-069/2012-631, а также обязании Управления Росреестра по Оренбургской области предоставить заявителю информацию о правах ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт) на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества,

с участием в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 – арбитражный управляющий (паспортные данные занесены в протокол судебного заседания);

от ответчика: ФИО3 – главного специалиста-эксперта правового обеспечения (доверенность №29 от 26.12.2012, сроком действия 01.01.2014);

В судебном заседании объявлялся перерыв с 17.04.2013 до 24.04.2013 г. до 15 часов 00 минут на основании ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о перерыве размещена на официальном Интернет-сайте Арбитражного суда Оренбургской области.

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, г. Оренбург (арбитражный управляющий) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением исх. б/№, б/даты (поступило в арбитражный суд 14.01.2013г.) о признании незаконным оставление Управлением Росреестра по Оренбургской области запроса о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, о правах ФИО2 на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества, выраженный в Уведомлении от 26.12.2012г. № 01-069/2012-631, а также обязании Управления Росреестра по Оренбургской области предоставить заявителю информацию о правах ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт) на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества.

Оспаривая Уведомление от 26.12.2012 №01/069/2012-631, заявитель ссылается на нарушение прав арбитражного управляющего на получение информации.

Управление Росреестра по Оренбургской области требования заявителя не признает по основания, изложенным в письменном отзыве.

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 19.07.2012 по делу А47-13449/2011 индивидуальный предприниматель ФИО2 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) признан банкротом с открытием конкурсного производства сроком на шесть месяцев. Конкурсным управляющим утвержден ФИО1.

Конкурсный управляющий ФИО1 24.12.2012 обратился в Управление Росреестра по Оренбургской области с запросом о предоставлении информации о регистрации прав на недвижимое имущество и земельные участки, принадлежащие ФИО2

Уведомлением от 26.12.2012 №01/069/2012-631 Росреестр отказал в предоставлении информации, указав, что запрос предоставлен с нарушением требований п. 25 Порядка предоставления сведений, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 14.05.2010 №180.

Не согласившись с отказом в предоставлении информации, ФИО1 обратился в арбитражный суд.

Заслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу частей 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет доказывания по делу об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов входит их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа на их принятие (совершение), а также наличие нарушений ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания указанных обстоятельств и обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения действия (бездействия), лежит на органе, принявшем решение.

Вместе с тем в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно пункту 1 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления. Физические лица, юридические лица, государственные органы и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.

Пунктами 1 и 2 статьи 66 Закона о банкротстве предусмотрено, что временный управляющий вправе получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника. Сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе имущественных правах, и об обязательствах, запрошенные временным управляющим у физических лиц, юридических лиц, в государственных органах, органах местного самоуправления, предоставляются указанными лицами и органами временному управляющему в течение семи дней со дня получения запроса арбитражного управляющего без взимания платы.

Таким образом, указанные нормы законодательства не ограничивают права временного управляющего на получение от регистрирующего органа сведений и информации о принадлежащем должнику имуществе, в том числе имущественных прав.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о регистрации государственная регистрация прав носит открытый характер. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Реестре, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (для юридического лица - документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя).

По смыслу названной нормы любому лицу должны быть предоставлены содержащиеся в Реестре сведения о любом, но конкретном объекте (объектах) недвижимого имущества, для чего в запросе указываются данные, позволяющие идентифицировать объект (объекты) недвижимого имущества.

Сведения же о правах конкретного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, необходимые, в частности, для принятия арбитражным управляющим мер по поиску имущества должника, для неограниченного круга лиц не доступны.

В силу пункта 3 статьи 7 Закона о регистрации сведения о содержании правоустанавливающих документов, за исключением сведений об ограничениях (обременениях), обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, выписки, содержащие сведения о переходе прав на объекты недвижимости, а также сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются в установленном законом порядке лицам, прямо перечисленным в названной норме.

Содержащийся в пункте 3 статьи 7 Закона о регистрации перечень лиц, которым могут быть предоставлены обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, является исчерпывающим и включает в себя в том числе самих правообладателей или их законных представителей.

Из изложенного следует, что общая норма права предусматривает ограничения в отношении получения сведений о содержании правоустанавливающих документов.

В то время как специальная норма права, регулирующая правоотношения связанные с несостоятельностью (банкротством), порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур банкротства, предусматривает, что временный управляющий вправе получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника, на временного управляющего возложена обязанность проведения финансового анализа состояния должника путем определения стоимости принадлежащего должнику имущества, выявления признаков преднамеренного и фиктивного банкротства.

Следовательно, при разрешении данного вопроса подлежит применению специальная норма права.

Из вышесказанного суд приходит к выводу, что конкурсный управляющий ФИО1 обладал правом на получение информации о правах ФИО2 на объекты недвижимости, расположенные на территории Оренбургской области.

Между тем, для получения сведений о правах должника на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества конкурсному управляющему должника, обращающемуся в регистрирующий орган в порядке пункта 3 статьи 7 Закона о регистрации, необходимо представить письменное заявление, документы, подтверждающие наличие у него полномочий конкурсного управляющего Общества, и документ, удостоверяющий его личность.

Как следует из материалов дела, согласно, штампу входящей корреспонденции Росреестра, конкурсным управляющим ФИО1 запрос о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок от 24.12.2012, представлен в Управление Росреестра по Оренбургской области нарочно 24.12.2012, иного ответчиком не доказано.

Довод Управления Росреестра по Оренбургской области о том, что запрос конкурсного управляющего был представлен в административно-хозяйственный отдел, расположенный по адресу: <...>, который не уполномочен принимать заявления, судом отклоняется.

Так как, представленное в материалы дела Положение об административно-хозяйственном отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области не свидетельствует о том, административно-хозяйственный отдел расположен по адресу: <...>, и именно указанным отделом был принят запрос конкурсного управляющего ФИО1

Наряду с изложенным, суд считает, что в случае предоставления запроса в неуполномоченный отдел, государственный орган должен был отказать конкурсному управляющему в приеме его запроса, а не регистрировать его и считать направленным по почте.

При указанных обстоятельствах, уведомление Управления Росреестра по Оренбургской области от 26.12.2012 01/069/2012 об оставлении без рассмотрении запроса о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о правах ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт 5305 №263210 выдан Ленинским ОВД г. Оренбурга 06.08.2005) на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества, является незаконным и нарушает права и законные интересы конкурсного управляющего ФИО1

Расходы по государственной пошлине возлагаются на ответчика в порядке ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 110, 112, 163, 167-171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

Р Е Ш И Л:

  1. ФИО4 Фаритовича, г. Оренбург (арбитражного управляющего) удовлетворить.

Признать незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, г. Оренбург от 26.12.2012 01/069/2012 об оставлении без рассмотрении запроса о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о правах ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт 5305 №263210 выдан Ленинским ОВД г. Оренбурга 06.08.2005) на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества.

2.Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, г. Оренбург предоставить арбитражному управляющему ФИО1 информацию о правах ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт 5305 №263210 выдан Ленинским ОВД г. Оренбурга 06.08.2005) на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества.

3.Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, г. Оренбург в пользу арбитражного управляющего ФИО1, г. Оренбург 200 рублей в возмещение государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать заявителю после вступления решения в законную силу.

Решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (город Челябинск) в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru.

Судья Т.В. Сердюк