АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-1996/2022
19 мая 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена апреля 2022 года
Мотивированное решение изготовлено мая 2022 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Лебедянцевой Анны Александровны, рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по исковому заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал», ОГРН: <***>, ИНН: <***>, г. Оренбург,
к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» министерства обороны Российской Федерации, ОГРН: <***>, ИНН: <***>, г. Москва,
о взыскании 98 912 руб. 09 коп.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Определением от 28.02.2022 иск принят к производству Арбитражного суда Оренбургской области, рассмотрение дела назначено в соответствии с главой 29 АПК РФ порядке упрощенного производства без вызова сторон.
В адреса лиц, участвующих в деле, направлены данные, необходимые для идентификации, в целях доступа к материалам дела в электронном виде. Сторонам предложено в срок до 22.03.2022 представить в суд указанные в определении документы, в срок до 12.04.2022 дополнительные документы.
Лица, участвующие в деле, о принятии искового заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены арбитражным судом надлежащим образом, в том числе путем размещения информации о принятии искового заявления к производству в сети «Интернет» по веб-адресу - https://kad.arbitr.ru/ (абз. 2 ч. 1 ст. 121 АПК РФ).
Определение от 28.02.2022 направлено судом в установленном законом порядке лицам, участвующим в деле, почтовым отправлением с уведомлением по их адресам, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, кроме этого, в соответствии с абз. 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ, информация о принятии искового заявления к производству размещена всети «Интернет» по веб-адресу - https://kad.arbitr.ru/.
Определение от 28.02.2022 вручено ответчику 10.03.2022.
Ответчиком в материалы дела представлен письменный отзыв, согласно которому просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Арбитражным судом Оренбургской области 21.04.2022 принято решение по данному делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, путем подписания судьей резолютивной части решения и размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» согласно пункту 1 статьи 229 АПК РФ.
Согласно п. 2 ст. 229 АПК РФ мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления или со дня подачи апелляционной жалобы.
В этом случае арбитражным судом решение принимается по правилам, установленным главой 20 настоящего Кодекса, если иное не вытекает из особенностей, установленных настоящей главой.
От ответчика 11.05.2022 (согласно штампу экспедиции) поступила апелляционная жалоба на решение от 21.04.2022.
Общество с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал» (далее – истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» министерства обороны Российской Федерации (далее – ответчик) о взыскании пени за несвоевременную оплату за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточных водах с превышением нормативов ДК, за несвоевременную оплату за прием сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоснабжения за январь 2021 года в размере 98 912 руб. 09 коп.
Ответчик в отзыве возражал против удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 22.11.2021 по делу № А47-8068/2021 с Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно - коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал» взыскано 458 416 руб. 09 коп. – сумма основного долга (из которых 224 805 руб. 67 коп. - плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточных водах с превышением нормативов допустимых концентраций, 233 610 руб. 42 коп. - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), а также государственная пошлина в размере 12168руб. 00 коп.
Решение от 22.11.2021 по делу № А47-8068/2021 вступило в законную силу 12.01.2022.
Ответчиком по решению суда в полном объеме 25.01.2022 произведена оплата долга, что подтверждается платежными поручениями № 693443 от 25.01.2022, № 693440 от 25.01.2022, а также ответом на претензию исх. 268 от 14.02.2022.
Кроме того, ответчик пояснил, что не вправе отказаться от выполнения государственного задания, финансовое обеспечение выполнения государственного задания Учреждения осуществляется в рамках выделенных субсидий из государственного бюджета, направление выделенных денежных средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, является нарушением бюджетного законодательства.
Ходатайств о необходимости предоставления дополнительных
доказательств сторонами не заявлено, в связи с чем, суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 65 АПК РФ.
При рассмотрении материалов дела судом установлены следующие обстоятельства.
Между обществом с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал» (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (заказчик) заключен государственный контракт от 11.09.2020 № 7602/145-р.
Согласно пункту 1 договора организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект.
Абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на сбросы) (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим государственный контрактом, соблюдать в соответствии с настоящим государственным контрактом режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Разделом 4 контракта стороны предусмотрели права и обязанности сторон.
В силу подпункта «о» пункта 12 организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется требовать от абонента реализации мероприятий, направленных на достижение установленных нормативов допустимых сбросов абонентов, нормативов по объему сточных вод нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно пункту 29 контракта сведения об узлах учета и приборах учета воды, сточных вод указываются по форме согласно приложению № 4 к настоящему государственному контракту.
В соответствии с пунктом 34 контракта стороны определили, что при превышении абонентом установленных нормативов по объему сточных вод абонент оплачивает объем сточных вод, отведенных в расчетном периоде в централизованную систему водоотведения с превышением установленного норматива, по тарифам на водоотведение, действующим в отношении сверхнормативных сбросов сточных вод, установленным в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».
Согласно нормам действующего законодательства, условиям контракта истец имеет право систематически производить контроль качества сточных вод, отводимых ответчиком в систему канализации, путем отбора проб (п/п «в» пункта 12).
В результате обнаружения превышения загрязняющих веществ в сточных водах истец произвел ответчику расчет платы за сброс загрязняющих веществ в сточных водах с превышением нормативов допустимых концентраций за январь 2021 на сумму 224 805 руб. 67 коп.
Кроме того, истец произвел начисление платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения. Истец произвел расчет платы за указанный выше период за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения на общую сумму 233 610 руб. 42 коп. в соответствии с пунктами 114, 123 Правил холодного водоснабжения и водоотведения РФ № 644 и выставил на оплату счет №357 от 31.01.2021.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 22.11.2021 по делу № А47-8068/2021 с ответчика в пользу истца взыскана вышеуказанная задолженность.
Решение вступило в законную силу 12.01.2022.
Истец в настоящем деле обратился к ответчику с требованием о взыскании пени за нарушение сроков за несвоевременную оплату за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточных водах с превышением нормативов ДК, за несвоевременную оплату за прием сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоснабжения за январь 2021 года в размере 98 912 руб. 09 коп.
Расчет пени произведен истцом за период с 02.03.2021 по 25.01.2022 (л.д. 12-13) в общей сумме 98 912 руб. 09 коп., из которых: 48 506 руб. 15 коп. – пени за несвоевременную оплату за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточных водах с превышением нормативов ДК, 50 405 руб. 94 коп. – пени за несвоевременную оплату за прием сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоснабжения за январь 2021 года.
Как указывает истец, в соответствии с п 6.2. ст. 13,14 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ), Абонент, несвоевременно и (или) не полностью оплативший горячую, питьевую и (или) техническую воду, услуги по водоотведению обязан уплатить организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
В соответствии со ст. 15 Закона № 416-ФЗ в случае заключения единого договора холодного водоснабжения и водоотведения такой договор должен содержать существенные условия, установленные настоящим Федеральным законом для договоров холодного водоснабжения и водоотведения.
К отношениям сторон по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения применяются в соответствующих частях правила о договорах холодного водоснабжения и водоотведения, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа договора.
Применение к указанным отношениям в соответствующей части предусмотренных 416-ФЗ порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате питьевой и (или) технической воды, подаваемой по договорам холодного водоснабжения, порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате водоотведения, а также порядка начисления пеней по указанным договорам является обязательным.
Сроки оплаты за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в систему централизованной канализации и/или негативное воздействие вышеуказанным контрактом не регламентирован, в связи с чем, истец выставлял в адрес ответчика соответствующие счета и расчеты платы за сброс загрязняющих веществ, негативное воздействие и требовал оплату в соответствии с ч. 2 ст. 314 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), из которой следует, что в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства. При непредъявлении кредитором в разумный срок требования об исполнении такого обязательства должник вправе потребовать от кредитора принять исполнение, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не явствует из обычаев либо существа обязательства.
Таким образом, истец произвел расчет пени в соответствии с требованиями Закона № 416-ФЗ в следующем порядке:
дата начала расчета пени - по истечении семи рабочих дней со дня получения ответчиком соответствующего счета на оплату;
дата окончания расчёта пени - день фактической оплаты ответчиком суммы задолженности.
Истцом в адрес ответчика направлен пакет документов для оплаты с сопроводительным письмом № 02/036 от 10.02.2021, который вручен ответчику почтовой службой 18.02.2021, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления.
Ответчиком долг оплачен платежными поручениями № 693443 от 25.01.2022, № 693440 от 25.01.2022.
Таким образом, с учетом положений п. 2 ст. 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец начислил пени по истечении 7 (семи) рабочих дней со дня получения ответчиком требования.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539 - 547 названного Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416 - ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», а также Правилами холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила № 644).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Требованиями действующего законодательства предусмотрено, что сточные воды, сбрасываемые в систему коммунальной канализации, не должны содержать вещества, запрещенные к сбросу в систему канализации, а также загрязняющие вещества в концентрациях, превышающих установленные нормы допустимых концентраций.
Пунктом 1 статьи 30 Закона № 416 - ФЗ определено, что контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 10 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416 - ФЗ).
В силу пункт 25 Правил № 644 абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и названными Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводноканализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 35 Правил № 644 абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, а также вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с Правилами.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий по общему правилу не допускаются.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частью 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Факт превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ в отобранных пробах в период с в спорный период установлен вступившим в силу решением Арбитражного суда Оренбургской области от 22.11.2021 по делу № А47-8068/2021.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Обстоятельства, установленные решением Арбитражного суда Оренбургской области 22.11.2021 по делу № А47-8068/2021, являются преюдициально установленными и не подлежат доказыванию по данному делу.
Наличие просрочки в исполнении денежного обязательства является основанием для применения к ответчику ответственности в виде предъявленной истцом в рамках настоящего иска суммы неустойки по пункту 6.2. статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В силу пункта 2 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться, в частности, неустойкой.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно пункту 1 статьи 331 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства.
Согласно пункту 6.2 статьи 13 Закона N 416-ФЗ абонент, несвоевременно и (или) не полностью оплативший горячую, питьевую и (или) техническую воду, обязан уплатить организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Истец предъявляет ко взысканию пени за несвоевременную оплату за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточных водах с превышением нормативов ДК, за несвоевременную оплату за прием сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоснабжения за январь 2021 года в общей сумме 98 912 руб. 09 коп., рассчитанную за периоды по истечение 7 рабочих дней в соответствии со статьей 314 Гражданского кодекса Российской Федерации после получения ответчиком первичных документов (счетов-фактур), а именно с 02.03.2021 по 25.01.2022.
Лицо, нарушившее обязательство, несет ответственность установленную законом или договором (ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 6.2 ст. 13 Закона N 416-ФЗ абонент, несвоевременно и (или) не полностью оплативший горячую, питьевую и (или) техническую воду, обязан уплатить организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Таким образом пунктом 6.2. статьи 13 Закона N 416-ФЗ установлены размер и порядок начисления предусмотренной законом неустойки за невыполнение или несвоевременное выполнение абонентом обязательств по оплате оказанных ему услуг по водоснабжению и водоотведению.
Из материалов дела усматривается и ответчиком не оспорено, что ответчик нарушил сроки внесения платы за превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Полное погашение задолженности произведено ответчиком 25.01.2022.
Доводы ответчика отклоняются судом, как основанные на неверном толковании действующего законодательства.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации», в случае предъявления кредитором требования о применении к учреждению мер ответственности за нарушение денежного обязательства суду при применении статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду, что отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота. Поэтому недофинансирование учреждения со стороны собственника его имущества само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины ответчика, и, следовательно, основанием для освобождения управления от ответственности на основании статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15.06.2005 №15378/04, установление повышенной платы за превышение нормативного сброса сточных вод и загрязняющих веществ, по сути, является видом дифференцированного тарифа за услуги по приему и обезвреживанию вредных веществ, содержащихся в сточных водах.
Исходя из содержания приведенных нормативных актов, устанавливающих порядок расчета такой платы, этот порядок не является штрафной санкцией, а, по существу, представляет собой дифференцированный подход к определению тарифа за указанные услуги и является мерой экономического стимулирования абонентов к выполнению требований по охране природы и таким образом увязывается с осуществлением работ по охране окружающей среды от вредного воздействия, оказываемого в результате экономической и иной деятельности лиц, на которых возложена обязанность платы.
Такой порядок начисления платы установлен органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, переданных ему Правительством Российской Федерации, и являются необходимым элементом регулирования отношений по предотвращению негативного воздействия, оказываемого на окружающую среду сбросами загрязняющих веществ в составе сточных вод абонентов.
Таким образом, начисление истцом пени на задолженность по водоотведению с превышением норм ПДК загрязняющих веществ является правомерным.
Довод ответчика о том, что на него не могут быть отнесены расходы по оплате государственной пошлины и подлежит применению норма подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, судом исследован и отклонен.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Статьей 101 АПК РФ установлен состав судебных расходов, в который в том числе входят расходы по уплате государственной пошлины.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» в силу главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации, отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.
Согласно статье 110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.
Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Таким образом, расходы по уплате государственной пошлины подлежат возмещению в составе судебных расходов и законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.
Учитывая, что ответчиком допущена просрочка исполнения денежного обязательства, принимая во внимание характер сложившихся между сторонами правоотношений, суд приходит к выводу, что требование о взыскании пени заявлено обоснованно.
Суд, проверив начальные даты начисления пени, приходит к выводу о верном исчислении истцом семидневного срока для добровольного исполнения обязательства согласно статье 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, кроме того при расчете неустойки истцом правомерно применена ставка рефинансирования Банка России, действовавшая на дату погашения долга.
В соответствии с последним абзацем пункта 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 день фактического исполнения нарушенного обязательства, в частности, день уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета неустойки.
В связи с чем, начисление истцом пени по дату фактической оплаты задолженности является правомерным.
Поскольку материалами дела подтвержден факт просрочки исполнения ответчиком обязательства по оплате, суд проверив расчет неустойки за спорные периоды, признает обоснованным начисление истцом пени в сумме 98 912 руб. 09 коп., исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, предусмотренной пунктом 6.2 статьей 13 Закона N 416-ФЗ.
Ответчиком не представлено доказательств принятия всех необходимых и достаточных мер, с той степенью осмотрительности, заботливости и добросовестности, которые от него требовались в силу рассматриваемых обстоятельств, обязательств и положений законодательства.
Ходатайства о снижении неустойки по ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации не заявлено.
Учитывая изложенные обстоятельства, носящие объективный характер, а также то, что требования истца подтверждаются материалами дела, они признаются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном размере в сумме 98 912 руб. 09 коп.
Поскольку исковые требования судом удовлетворены, расходы истца по уплате государственной пошлины в сумме 3 956 руб. подлежат взысканию в его пользу с ответчика в порядке статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал» удовлетворить.
Взыскать сфедерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» министерства обороны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал» пени за период с 02.03.2021 по 25.01.2022 по договору № 7602/145-р холодного водоснабжения и водоотведения от 27.12.2017 в размере 98 912 руб. 09 коп., а также судебных расходов на оплату государственной пошлины в размере 3 956 руб.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Исполнительный лист выдается взыскателю по его ходатайству независимо от подачи в суд заявления о составлении мотивированного решения или подачи апелляционной жалобы.
Составление мотивированного решения осуществляется только при наличии письменного заявления лица, участвующего в деле и при условии подачи данного заявления в течение пяти рабочих дней со дня размещения резолютивной части на официальном сайте арбитражного суда.
Решение арбитражного суда первой инстанции по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня его принятия, через Арбитражный суд Оренбургской области.
Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья А.А. Лебедянцева