ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-22/09 от 30.03.2009 АС Оренбургской области

Арбитражный суд Оренбургской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц

г. Оренбург

31 марта 2009 года Дело № А47-22/2009

Резолютивная часть решения объявлена 30 марта 2009 года

Решение в полном объеме изготовлено 31 марта 2009 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Чердинцевой Г.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.Н. Ширниной, рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Министерства труда и занятости населения Оренбургской области (Оренбургская область, г. Оренбург) от 31.12.2008 года, исх. № 2431/07-17, поступившего в Арбитражный суд Оренбургской области 11.01.2009 года, к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области (Оренбургская область, г. Оренбург), третье лицо: Министерство финансов Оренбургской области (Оренбургская область, г. Оренбург) о признании недействительным Предписания по устранению выявленных нарушений от 22.12.2008 года № 53-03-07/2239 в части признания незаконным использования средств федерального бюджета в сумме 7 123 100, 00 рублей и требования о возмещении указанной суммы в доход федерального бюджета, с участием представителей сторон:

От заявителя: ФИО1-начальник кадрово-правового отдела (доверенность от 13.01.2009 года №27/07-06, постоянная).

От заинтересованного лица: ФИО2-главный контролер-ревизор юридического отдела (доверенность от 28.05.2007 года, № 53-01-14/1620, постоянная).

От третьего лица-Министерства финансов Оренбургской области: ФИО3-консультант (доверенность от 11.01.2009 года, №12-06, постоянная).

В судебном заседании в соответствии со ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 24.03.2009 года до 13ч.00мин. 30.03.2009 года.

У С Т А Н О В И Л:

Министерство труда и занятости населения Оренбургской области (далее-заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области (далее-заинтересованное лицо, контролирующий орган, Управление) о признании недействительным Предписания по устранению выявленных нарушений от 22.12.2008 года № 53-03-07/2239 в части признания незаконным использования средств федерального бюджета в сумме 7 123 100, 00 рублей и требования о возмещении указанной суммы в доход федерального бюджета.

Отводов суду, секретарю судебного заседания и ходатайств не заявлено.

Заявитель настаивает на заявленных требованиях по мотивам, изложенным в заявлении и дополнительных письменных пояснениях.

Заинтересованное лицо заявленные требования не признает, по мотивам, изложенным в отзыве на заявление и дополнительных отзывах на заявление.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, полагает заявленные требования обоснованными и просит их удовлетворить.

В ходе открытого судебного разбирательства арбитражным судом установлено следующее:

В период с 21.10.2008 года по 05.12.2008 года территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области проведена проверка деятельности Заявителя на предмет использования субвенций бюджету Оренбургской области на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения.

По результатам этой проверки, 05. 12. 2008 года был составлен Акт, согласно которому, установлено неправомерное расходование субвенций по кодам 049, 0401, 5190000, 282, предметной статьи экономической классификации расходов 310 «Увеличение стоимости основных средств» в сумме 7 123 100, 00 рублей на приобретение 14 автомобилей, бытовой и оргтехники, мебели, производственного и хозяйственного инвентаря (т.1 л.д.18-46).

Указанный акт был подписан Министерством с возражениями (т.1 л.д.46).

На основании Акта территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области вынесло в адрес Министерства Предписание по устранению выявленных нарушений от 22.12.2008 года № 53-03-07/2239, в соответствии с которым потребовало возместить в доход федерального бюджета неправомерно израсходованную сумму субвенции в размере 7 123 100 рублей (т.1 л.д. 47-49).

Не согласившись с вынесенным Предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд, указав, что расходование средств субвенции производилось в строгом соответствии с действующим законодательством. Министерство, как главный распорядитель средств областного бюджета, имело право самостоятельно определять порядок расходования средств субвенции в рамках целевого использования этих средств и лимитов бюджетных ассигнований. Оспариваемое Предписание основано на неверной трактовке действующего законодательства.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям:

В соответствии с п. 7 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 года № 184-ФЗ полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами.

Финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

Общий объем субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, должен определяться с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий.

В соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ (в редакции от 29 декабря 2006 года) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» в Закон Российской Федерации «О занятости населения» от 19 апреля 1991 года введена статья 7.1., в соответствии с которой, полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданы для осуществления органам исполнительной власти Российской Федерации.

Во исполнение указанного Федерального закона Губернатор Оренбургской области 29 декабря 2006 года издал Указ № 211-ук «О департаменте занятости населения Оренбургской области», в соответствии с которым в структуру органов исполнительной власти Оренбургской области включен департамент занятости населения Оренбургской области (в связи с реорганизацией Управления Федеральной государственной службы занятости населения по Оренбургской области путем его преобразования в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации) и утверждено Положение о департаменте (т.2 л.д. 79-83).

В дальнейшем, 01.11.2007 года Губернатор Оренбургской области издал Указ № 141-ук «О реорганизации департамента занятости населения Оренбургской области», в соответствии с которым департамент занятости населения Оренбургской области преобразовывается в Министерство труда и занятости населения Оренбургской области путем присоединения к нему департамента Оренбургской области по труду и утверждается Положение о Министерстве (т.1 л.д. 10-17).

В соответствии с п. 2. ст. 7.1. Закона Российской Федерации «О занятости населения» от 19 апреля 1991 года, средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

В соответствии с п. 3. той же статьи общий объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий, определяется на основе методики, утвержденной Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 4-5 этой же статьи субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

В соответствии со п. 11 ст. 50 и Приложением № 39 Федерального Закона от 19 декабря 2006 года № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» предусмотрено выделение Оренбургской области субвенции на 2007 год в сумме 269 905 тыс. рублей на осуществление полномочий по реализации государственной политики занятости населения, включая расходы по осуществлению этих полномочий органами службы занятости населения Оренбургской области (т.1 л.д. 98-100).

В соответствии с Приложением № 7 к закону Оренбургской области от 29 декабря 2006 года №872/173-IV-ОЗ «Об областном бюджете на 2007 год» указанная сумма субвенции включена в бюджет Оренбургской области, в соответствии с Приложением № 9 к этому же закону «Ведомственная структура расходов областного бюджета на 2007 году» сумма субвенции в полном объеме отнесена к расходам Департамента занятости населения Оренбургской области с распределением по разделам, подразделам, целевым статьям расходов и видам расходов (т.1 л.д. 101-103).

22.01.2007 года Постановлениями Правительства Российской Федерации №35 и №36 утверждены Методика определения общего объема средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения и Правила учета и расходования средств, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения соответственно (далее-Постановление №35 и Постановление №36).

В соответствии с п. 30 Методики, утвержденной Постановлением № 35, расчет объема затрат на осуществление переданных полномочий осуществляется по специальной формуле и включает в себя затраты на оплату труда работников органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, материальные затраты, включающие затраты на услуги связи, коммунальные и транспортные услуги, арендную плату за пользование имуществом, услуги по содержанию имущества и прочие услуги, а также другие затраты органа исполнительной власти субъекта (исходя из уровня соответствующих показателей предшествующего периода).

По мнению Управления, поскольку в аналогичном периоде прошлого года (т. е. в 2006 году) объем затрат Управления Федеральной государственной службы занятости населения по Оренбургской области (правопредшественник Департамента занятости населения Оренбургской области) по предметной статье экономической классификации расходов 310 «Увеличение стоимости основных средств» составлял 33 000 рублей (т. 1 л. д. 40-41), расходы по данной предметной статье в 2007 году не могли превышать указанной суммы.

Кроме того, по мнению Управления, утвержденной Постановлением № 35 Методикой, не предусмотрено расходование средств субвенций по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств». В подтверждении своей позиции, заинтересованное лицо ссылается на Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 23. 09. 2008 года №12-05-06/3637 согласно которому решение вопросов материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации, осуществляется самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (т.1 л.д.72-73).

Суд не может согласиться с указанными доводами по следующим основаниям:

Во-первых, как следует, из п. 7 ст. 26. 3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 года № 184-ФЗ, ст. 7.1 Закона Российской Федерации «О занятости населения» от 19 апреля 1991 года, п. 30 Методики определения общего объема средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 года № 35 в объем субвенций входят, в том числе, затраты на организацию осуществления переданных полномочий и иные затраты органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляющего переданные полномочия. Конкретный и исчерпывающий перечень этих расходов законодательством не установлен.

Во-вторых, указанные нормативно-правовые акты не содержат требования о выделении отдельных бюджетных ассигнований на организацию осуществления полномочий Российской Федерации, переданных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в связи с тем, что определение размера указанных затрат является компетенцией органов государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах общего объема предоставляемой им субвенции.

Следовательно, по мнению суда, в объем расходов органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляющего переданные полномочия должны включаться и расходы необходимые для организации осуществления этих полномочий, включая материально-техническое обеспечения деятельности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области содействия занятости населению.

В-третьих, суд полагает, что указанная Методика, как следует из ее названия и всего текстового содержания, предназначена для расчета общей суммы субвенции, необходимой органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для осуществления переданных полномочий и не может быть использована для целей контроля за расходованием средств предоставленных субвенций, тем более, что существуют отдельные Правила учета и расходования средств субвенции, которые являются специальным нормативно-правовым актом, который подлежит применению при проведении контрольных мероприятий за расходованием средств субвенции.

В-четвертых, суд отмечает, что при расчете общей суммы субвенции из федерального бюджета, указанная Методика, как обоснованно указывает заявитель, применяться не могла, так как она была утверждена уже после принятия федерального и областного бюджетов на 2007 год, соответственно, расчет общей суммы субвенции, в том числе в части расходов на увеличение стоимости основных средств, в соответствии с ней производиться не мог.

В-пятых, письмо Министерства финансов Российской Федерации от 23. 09. 2008 года №12-05-06/3637, на которое ссылается заинтересованное лицо, не может быть принято во внимание, поскольку оно не является нормативно-правовым актом, зарегистрированным в установленном действующим законодательством порядке в Министерстве юстиции РФ. При расходовании средств субвенции Департамент занятости населения Оренбургской области (правопредшественник Министерства) в силу положений Закона Оренбургской области от 29 декабря 2006 года №872/173-IV-ОЗ «Об областном бюджете на 2007 год», п. 11 Положения о Департаменте (п. 13 Положения о министерстве) являлся главным распорядителем средств областного бюджета.

В соответствии со ст. 211 Бюджетного кодекса РФ смета расходов заявителя утверждалась руководителем Департамента (т. 2 л.д. 5). Отчет о расходовании средств субвенции, по утвержденной форме, ежеквартально отправлялся в Федеральную службу по труду и занятости (т. 2 л.д.84-103). В указанной смете и отчетах отражены расходы в сумме 7 123 100 рублей по ст. 310 «Увеличение стоимости основных средств». При этом суд отмечает, что форма отчетов о расходовании средств субвенции утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 281 от 18 апреля 2007 года и наличие в формах отчетов графы «увеличение стоимости основных средств» свидетельствует о возможности произведения подобных расходов.

Каких-либо замечаний по составлению и содержанию сметы и ежеквартальных отчетов контролирующий орган в Акте не отразил. В соответствии с действующим бюджетным законодательством главный распорядитель средств бюджета имеет полномочия по самостоятельному распределению бюджетных ассигнований при планировании расходов и составлении и исполнении сметы на текущий год.

Бюджетным законодательством лишь установлены ограничения в части их целевого использования и лимитов бюджетных ассигнований по соответствующим кодам, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджета. Как следует из сметы расходов заявителя за 2007 год в расходы в сумме 7 123 100, 00 рублей по ст. 310 отнесены к 04 разделу, 01 подразделу, 519 целевой статье расходов, 282 виду расходов кодов бюджетной классификации. В соответствии с законом Оренбургской области «Об областном бюджете на 2007 год» расходы по 04 разделу, 01 подразделу, 519 целевой статье расходов, 282 виду расходов, кодов бюджетной классификации, запланированы в сумме 98 197 тыс. рублей, то есть расходы заявителя не вышли за пределы бюджетных ассигнований. Правомерность отнесения расходов по предметной статье 310 к указанным разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов заинтересованным лицом не оспаривается

Согласно Акта проверки, фактов нецелевого использования средств субвенции либо расходования средств субвенции свыше лимитов бюджетных обязательств контролирующий орган не выявил.

Суд также считает необходимым отметить, в этом случае, непоследовательную позицию заинтересованного лица, поскольку он, с одной стороны, настаивает на невозможности расходования средств субвенции на увеличение стоимости основных средств в размере большем, чем в аналогичном периоде прошлого года, то есть признает саму возможность расходования средств на эти цели, а с другой стороны, настаивает на том, что любые расходы средств субвенции на материально-техническое обеспечение деятельности Заявителя по осуществлению переданных полномочий в области занятости населения, в том числе и по увеличению стоимости основных средств, не предусмотрены действующим законодательством и осуществляться не могут.

Довод заявителя о том, что поскольку с 01. 11. 2007 года к компетенции заявителя отнесены также функции Департамента по труду Оренбургской области, в силу чего заявитель использовал приобретенные основные средства для осуществления полномочий, не отнесенных к переданным, судом также отклоняется по следующим основаниям:

Во-первых, заинтересованное лицо в ходе проведения проверки не доказало факт нецелевого использования средств субвенции, при приобретении заявителем основных средств для осуществления иных полномочий, не относящихся к переданным. Согласно обжалуемому Предписанию сущность нарушения состоит в незаконном использовании средств федерального бюджета, не являющимся нецелевым использованием. Суд же, в рамках настоящего судебного разбирательства не имеет возможности выйти за рамки обжалуемого Предписания, на предмет выявления возможных иных нарушений бюджетного законодательства со стороны заявителя.

Во-вторых, согласно п. 4 Положения о Министерстве, расходы по содержанию службы для осуществления полномочий в области труда и трудовых отношений осуществляются за счет средств областного бюджета.

В-третьих, согласно Приложению № 9 к закону Оренбургской области от 29 декабря 2006 года №872/173-IV-ОЗ «Об областном бюджете на 2007 год» (т.2 л.д. 113) Департаменту по труду выделялись бюджетные ассигнования, в том числе и на осуществление установленных функций, в размере 12 551 тыс. рублей, а в соответствии с п. 6 Указа Губернатора Оренбургской области № 211-ук «О департаменте занятости населения Оренбургской области» все имущество Департамента по труду передано в оперативное управление Министерства, то есть органами государственной власти Оренбургской области осуществлялось финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Министерства для осуществления полномочий в области труда и трудовых отношений.

Таким образом, суд приходит к выводу, что расходование заявителем средств субвенции в сумме 7 123 100,00 рублей по ст. 310 экономической классификации расходов «Увеличение стоимости основных средств» осуществлялось в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В силу вышеизложенного, суд считает необходимым признать Предписание по устранению выявленных нарушений от 22.12.2008 года № 53-03-07/2239, вынесенное Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области в адрес Министерства труда и занятости населения Оренбургской области, в части признания незаконным использования средств федерального бюджета в сумме 7 123 100, 00 рублей и требования о возмещении указанной суммы в доход федерального бюджета, незаконным.

В соответствии с п.п. 1.1. п. 1 ч. 1 ст. 333.37 Налогового Кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 года №281-ФЗ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, заинтересованное лицо освобождается от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,-

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным Предписание по устранению выявленных нарушений от 22.12.2008 года № 53-03-07/2239, вынесенное Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области, в адрес Министерства труда и занятости населения Оренбургской области, в части признания незаконным использования средств федерального бюджета в сумме 7 123 100, 00 рублей и требования о возмещении указанной суммы в доход федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объёме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www. 18aas.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья: Г. В. Чердинцева