ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-2347/09 от 21.05.2009 АС Оренбургской области

Арбитражный суд Оренбургской области

Именем Российской Федерации

  Р Е Ш Е Н И Е

г. Оренбург Дело № А47-2347/2009

27 мая 2009

Резолютивная часть решения объявлена 21.05.2009

Решение изготовлено в полном объеме 27.05.2009

Арбитражный суд Оренбургской области в составе:

судьи Петровой Л.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шарыповой О.П.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», г. Москва, в лице Орского отделения Южно-Уральской железной дороги – филиала Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», г. Орск, Оренбургской области,

к Открытому акционерному обществу «Кувандыкский элеватор», г.Кувандык, Оренбургской области,

о взыскании 30 047 руб. 52 коп.

При участии в заседании представителей:

от истца: ФИО1 – заместитель начальника юридического отдела Орского отделения Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» (доверенность без номера от 05.05.2009, сроком – по 31.12.2009)

от ответчика: не явился

установил:

Иск заявлен о взыскании 30 047 руб. 52 коп. – сбора за пользование подъездным путем.

Представитель ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте арбитражного суда в сети Интернет, не явился. Дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика в порядке ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Отводов составу суда и лицу, ведущему протокол, не заявлено.

Представителем истца заявлено письменное ходатайство об уточнении наименования истца: просит считать исковое заявление поданным Открытым акционерным обществом «Российские железные дороги», г.Москва, в лице Орского отделения Южно-Уральской железной дороги - филиала Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», г.Орск, Оренбургской области. Рассмотрев ходатайство истца в порядке ст. 159 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд считает его подлежащим удовлетворению, поскольку на основании пункта 1 приказа филиала Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Южно-Уральской железной дороги № 538/н от 26.12.2008 с 01 апреля 2009 на базе Оренбургского и Карталинского отделений - структурных подразделений Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» создано Орское отделение - структурное отделение Южно-Уральской железной дороги - филиал ОАО «РЖД».

Представитель истца поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснив следующее.

Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком заключен договор № 6/9 от 09.11.2004 на подачу и уборку вагонов (с учетом дополнительных соглашений от 26.10.2005, 08.08.2008).

Согласно договору № 6/9 от 09.11.2004 истец обязуется производить подачу и уборку вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, примыкающего к станции Кувандык Южно-Уральской железной дороги через стрелки № 415, 107, обслуживаемого локомотивом перевозчика (истца). Границей железнодорожного пути необщего пользования является знак «Граница подъездного пути», установленный у стыка рамного рельса стрелочного перевода № 415 и на расстоянии 222 метра от стыка рамного рельса стрелочного перевода № 107. Развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 454 м., в том числе принадлежащего перевозчику 454 метра.

Руководствуясь условиями договора № 6/9 от 09.11.2004, части 2 таблицы № 11, пунктами 2.7.1, 2.7.13, 2.8.1 Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство № 3), утвержденных Постановлением Федеральной экономической комиссии РФ 19.06.2002 № 35\15 (зарегистрировано в Минюсте РФ 12.08.2002 № 3681), истцом начислен сбор за пользование подъездным путем в порядке пункта 18 «а» договора № 6/9 от 09.11.2004 с учетом дополнительного соглашения от 08.08.2008 (л. д. 20).

Согласно пункту 18 «а» договора № 6/9 от 09.11.2004 (в редакции пункта 4 дополнительного соглашения от 08.08.2008) пользователь (ответчик) уплачивает перевозчику (истцу) предоплатой сбор за подачу и уборку вагонов за среднесуточное число поданных и убранных вагонов, в том числе сбор за пользование подъездным путем, и за маневровую работу, не совмещенную с подачей и уборкой вагонов по ставкам Тарифного руководства № 3.

Среднесуточное число поданных и убранных вагонов определяется по результатам прошедшей декады на основании памяток приемосдатчика. Если оно не превышает 1,5 вагона в сутки, сбор за подачу и уборку взыскивается по ставкам таблицы № 11 Тарифного руководства № 3, а именно взыскивается сбор за каждый выход локомотива по фактическому числу выходов по части 1 таблицы № 11, ежесуточно независимо от выхода локомотива взыскивается сбор за пользование железнодорожным подъездным путем перевозчика за 454 метра по ставкам части 2 таблицы № 11 и пункту 2.7.13 Тарифного руководства № 3, являющиеся составными частями сбора за подачу и уборку вагонов. Если среднесуточное число поданных и убранных вагонов превышает 1,5 вагона в сутки, сбор за подачу и уборку вагонов взыскивается по ставкам таблицы 9 и пункту 2.7.5. Тарифного руководства № 3 ежесуточно.

При наличии в составе убираемой группы с мест погрузки-выгрузки не принятых перевозчиком вагонов за время их отцепки локомотивом перевозчика или ожидания устранения недостатков, холостой пробег локомотива перевозчика, учитывается в общем числе выходов, взыскивается сбор за маневровую работу согласно пунктов 2.7.15., 2.7.18. Тарифного руководства № 3 с отметкой в памятке приемосдатчика.

Учитывая, что с осени 2008 года ответчик вагоны на рассматриваемом подъездном пути не получал и с пути не отправлял, то среднесуточное число поданных и убранных вагонов составило нулевое количество.

В соответствии со вторым вариантом пункта 2.7.1. Тарифного руководства № 3 «Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой на федеральном железнодорожном транспорте», утвержденного постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ 19.06.2002 за № 35/15, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 12.08.2002 под № 3681, сбор за подачу и уборку вагонов локомотивом, принадлежащим организации федерального железнодорожного транспорта, взимается за расстояние подачи и уборки вагонов в оба конца за каждый выход локомотива по ставкам таблицы № 10, если железнодорожный путь не принадлежит железной дороге, и за каждый выход локомотива и пользование железнодорожным подъездным путем по ставкам таблицы № 11, если железнодорожный подъездной путь принадлежит железной дороге.

На основании пункта 2.7.13. Тарифного руководства № 3, при применении таблицы № 11 Тарифного руководства № 3 сбор за пользование железнодорожным подъездным путем начисляется ежесуточно независимо от выхода локомотива, то есть независимо от фактического подъездного пути.

Как пояснил в судебном заседании представитель истца, ежесуточное взимание сбора за пользование железнодорожным подъездным путем независимо от выхода локомотива и фактического использования пути по договору обусловлено необходимостью проведения железной дорогой работ по постоянному поддержанию железнодорожного подъездного пути в состоянии, обеспечивающем его безопасную эксплуатацию.

Таким образом, начисление ответчику сбора за пользование подъездным путем обосновано пунктами 2.7.1. и 2.7.13 Тарифного руководства № 3, статьей 64 Устава железнодорожного транспорта РФ, пунктами 3 и 18 «а» договора № 6/9 от 09.11.2004 на подачу и уборку вагонов

За период со второй декады декабря 2008 по третью декаду января 2009 (включительно) истцом ответчику начислен сбор за пользование подъездным путем по четырем накопительным карточкам в общей сумме 30 047 руб. 52 коп. (25 464 руб. + 18 % НДС 4 583 руб. 52 коп.).

На основании изложенного, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском и просит взыскать с ответчика 30 047 руб. 52 коп. – сбора за пользование подъездным путем.

Ответчик письменного отзыва на исковое заявление, доказательств надлежащего исполнения обязательств по договору № 6/9 от 09.11.2004 на подачу и уборку вагонов не представил.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно ст. 64 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу уборку вагонов.

Применение к правоотношениям сторон при разрешении настоящего спора правил, установленных Тарифным руководством № 3 обусловлено условиями заключенного сторонами договора от 09.11.2004 (пункт 18 «а»).

Согласно пункту 1.1. Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство № 3), утвержденных Постановлением Федеральной экономической комиссии РФ 19.06.2002 № 35\15 (зарегистрировано в Минюсте РФ 12.08.2002 № 3681), предусмотренные статьями 23, 24, 28, 32, 37, 43, 47, 59, 60, 81 Федерального закона от 8 января 1998 № 2-ФЗ «Транспортный устав железных дорог Российской Федерации» сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (за предъявление грузов к перевозке с объявлением их ценности, сопровождение и охрану грузов, погрузку и выгрузку грузов, контейнеров, взвешивание, переадресовку, хранение грузов, подачу и уборку вагонов), применяются на всех железных дорогах, входящих в единую сеть железных дорог Российской Федерации, для всех грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных подъездных путей.

В соответствии с пунктами 2.7.1., 2.7.2. Тарифного руководства № 3, сбор за подачу и уборку груженых и порожних вагонов локомотивом, принадлежащим организации федерального железнодорожного транспорта, взимается за расстояние подачи и уборки вагонов в оба конца по одному из двух вариантов: в зависимости от среднесуточного числа поданных и убранных вагонов по ставкам таблицы № 8 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь не принадлежит железной дороге, и по ставкам таблицы № 9 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь принадлежит железной дороге; за каждый выход локомотива по ставкам таблицы № 10 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь не принадлежит железной дороге, и за каждый выход локомотива и пользование железнодорожным подъездным путем по ставкам таблицы № 11 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь принадлежит железной дороге (применяется для 1 и 2 группы железнодорожных подъездных путей).

Выбор варианта оплаты для 1 и 2 группы железнодорожных подъездных путей осуществляется грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожного подъездного пути при заключении или продлении договора, связанного с подачей и уборкой вагонов, и договора, связанного с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути.

При применении таблицы № 11 настоящего Тарифного руководства сбор за пользование железнодорожным подъездным путем, развернутая длина которого определяется от знака «Граница железнодорожного подъездного пути», начисляется ежесуточно независимо от выхода локомотива, а за выход локомотива - по фактическому числу выходов (пункт 2.7.13. Тарифного руководства № 3).

Таким образом, обязанность оплачивать предусмотренные в установленном порядке сборы, не может изменяться по соглашению сторон, поскольку она распространяется на всех грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных подъездных путей. Только выбор оплаты при заключении или продлении договора осуществляется грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожного подъездного пути.

В пункте 4 дополнительного соглашения от 08.08.2008 к договору № 6/9 от 09.11.2005 пункт 18 «А» договора согласован в новой редакции, согласно которой пользователь (ответчик) уплачивает перевозчику (истцу) предоплатой сбор за подачу и уборку вагонов за среднесуточное число поданных и убранных вагонов, в том числе сбор за пользование подъездным путем, и за маневровую работу, не совмещенную с подачей и уборкой вагонов по ставкам Тарифного руководства № 3.

Среднесуточное число поданных и убранных вагонов определяется по результатам прошедшей декады на основании памяток приемосдатчика. Если оно не превышает 1,5 вагона в сутки, сбор за подачу и уборку взыскивается по ставкам таблицы № 11 Тарифного руководства № 3, а именно взыскивается сбор за каждый выход локомотива по фактическому числу выходов по части 1 таблицы № 11, ежесуточно независимо от выхода локомотива взыскивается сбор за пользование железнодорожным подъездным путем перевозчика за 454 метра по ставкам части 2 таблицы № 11 и пункту 2.7.13 Тарифного руководства № 3, являющиеся составными частями сбора за подачу и уборку вагонов. Если среднесуточное число поданных и убранных вагонов превышает 1,5 вагона в сутки, сбор за подачу и уборку вагонов взыскивается по ставкам таблицы 9 и пункту 2.7.5. Тарифного руководства № 3 ежесуточно.

Дополнительное соглашение подписано уполномоченным представителем ответчика. Никаких возражений по указанной редакции ответчиком не заявлялось, доказательства исключения указанного пункта или его изменения в деле также отсутствуют.

То есть истец и ответчик, в установленном порядке согласовали, что в рассматриваемой ситуации следует руководствоваться вторым вариантом пункта 2.7.1. Тарифного руководства № 3 или по 1-2 группе подъездного пути.

В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (ст. 310 Гражданского кодекса РФ).

Пунктом 22 договора № 6/9 от 09.11.2004 установлено, что по вопросам, не предусмотренным договором, стороны руководствуются Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации, Федеральным Законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 2.7.13 тарифного руководства № 3, при применении таблицы № 11 данного тарифного руководства сбор за пользование железнодорожным подъездным путем, развернутая длина которого определяется от знака «граница железнодорожного подъездного пути», начисляется ежесуточно независимо от выхода локомотива, а за выход локомотива – по фактическому числу выходов.

Как указывает истец, с осени 2008 года ответчик вагоны на подъездном пути не получал и не отправлял, среднесуточное число поданных и убранных вагонов составляет ноль.

Начисление сбора за пользование подъездным путем, за период со второй декады декабря 2008 по третью декаду января 2009 истцом произведено правомерно в соответствии с действующим тарифным руководством, по накопительным карточкам (л.д. 21-24) в сумме 30 047 руб. 52 коп.

В нарушение статьи 309 Гражданского кодекса РФ, условий заключенного между сторонами договора, ответчик обязательства надлежащим образом не исполнил, сбор за пользование подъездным путем за спорный период не оплатил.

Согласно пункту 2 ст. 401 Гражданского кодекса РФ, отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Следовательно, бремя доказывания своевременной и полной оплаты сбора за пользование подъездным путем закон возлагает на ответчика, а не на истца.

На истца процессуальное бремя доказывания названных обстоятельств переложено быть не может, так как это противоречит ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Согласно ст. ст. 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ в арбитражном суде судопроизводство осуществляется на основе равноправия и состязательности сторон, которые в том числе заключаются в том, что стороны пользуются равными правами на представление доказательств, участие в их исследовании, дают объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам.

В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Арбитражным судом ответчику, с предоставлением достаточного времени, неоднократно предлагалось документально подтвердить заявленные возражения, представить доказательства полной и своевременной оплаты сбора, однако, последний своим правом не воспользовался.

В порядке пункта 2 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.

На основании изложенных обстоятельств, носящих объективный характер, исковые требования истца о взыскании 30 047 руб. 52 коп. – сбора за пользование подъездным путем признаются судом обоснованными и подлежащими удовлетворению в полной сумме.

Расходы по госпошлине в размере 1 201 руб. 90 коп. в порядке ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ относятся на ответчика и подлежат взысканию в пользу истца.

Руководствуясь статьями 101, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1.Взыскать с Открытого акционерного общества «Кувандыкский элеватор», г.Кувандык, Оренбургской области, в пользу Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», <...> 249 руб. 42 коп., в том числе: 30 047 руб. 52 коп. – сбора за пользование подъездным путем, 1 201 руб. 90 коп. – расходов по госпошлине.

2. Исполнительный лист выдать истцу после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного суда www.18aaс.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr. ru.

Судья Л.В. Петрова