Арбитражный суд Оренбургской области
Р Е Ш Е Н И Е
г. Оренбург Дело № А47-2358/2007-35ГК
20 сентября 2007 года
Резолютивная часть решения объявлена 18.09.2007 г.
Решение изготовлено в полном объеме 20.09.2007 г.
Арбитражный суд Оренбургской области
в составе судьи Ананьевой Натальи Александровны,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Новотроицк Оренбургской области
к государственному учреждению «Новотроицкое городское управление ветеринарии», г. Новотроицк Оренбургской области
о взыскании 16 120 руб. 60 коп.,
при участии в заседании представителей:
истца – ФИО2(доверенность от 27.07.2007 действ. три года),
ответчика - начальника ФИО3 (удостоверение № 104 выдано 04.03.2004), консультанта ФИО4.(доверенность от 30.07.2007, уд. № 51 выдано 01.03.2006),
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании с государственного учреждения «Новотроицкое городское управление ветеринарии» неосновательного обогащения в сумме 16 120 руб. 60 коп.
В порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялись перерывы с 11.09.2007 до 13 час. 05 мин. 17.09.2007 и до 17 час. 00 мин. 18.09.2007.
Отводов судье не заявлено.
Истец заявил ходатайство об уточнении размера исковых требований, который составляет 15 166 руб. 51 коп.
На основании п. 1 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворил ходатайство истца.
Исковые требования о взыскании с ответчика суммы неосновательного обогащения мотивированы следующими обстоятельствами.
Истец осуществляет деятельность в области общественного питания, занимаясь производством полуфабрикатов – пельменей, вареников и т.д. с 2001 года.
В период с 2003 по 2006 года между истцом и ответчиком были заключены договоры на выполнение ответчиком работ по осуществлению контроля за сырьем животного происхождения и продукции, обследование предприятия два раза в месяц на предмет ветеринарно-санитарного контроля за деятельностью предприятия в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил и текущих нормативных актов по ветеринарно-санитарным вопросам. За данные услуги истец ежемесячно вносил предусмотренную договором плату.
Ответчик обязывал истца заключать с ним данные договоры. Между тем данные действия ответчика являются незаконными, заключенные договоры – ничтожными, а внесенная истцом оплата представляет собой неосновательное обогащение ответчика.
По мнению истца, осуществляя деятельность по производству мясных и иных полуфабрикатов, его цех является предприятием общественного питания и не относится к предприятиям по производству и хранению продуктов животноводства, в отношении которых в соответствии с Положением о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.1994 № 706, должен осуществляться государственный ветеринарный надзор.
Законодательством не предусмотрена выдача ветеринарных сопроводительных документов на производимую истцом продукцию, поэтому взимание оплаты за это незаконно.
В предприятия общественного питания продовольственное сырье животного происхождения должно поступать после ветеринарно-санитарной экспертизы, проводимой государственной службой в соответствии с действующими ветеринарно-санитарными правилами и при обязательном наличии ветеринарных документов. Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 № 1036, а также ГОСТ 50763-95 «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению» определено, что сырье, продукты и полуфабрикаты, используемые для изготовления кулинарной продукции должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» и иметь сертификат соответствия, подтверждающие гарантии безопасности.
По сообщению ответчика № 122 от 23.04.2007 истцом в период с 2003 года по настоящее время внесено 15 166 руб. 51 коп., составляющих оплату по договорам и оплату за выдачу регистрационных удостоверений.
Указанную сумму истец просит взыскать с ответчика.
Ответчик исковые требования не признал, изложив мотивы в письменном отзыве на иск. По мнению ответчика, предприятие истца относится к предприятиям по изготовлению полуфабрикатов, реализующим продукцию в торговую сеть (ТУ 9214-554-00419779-00 п.2.1.1), а не к системе предприятий, оказывающих услуги общественного питания.
Приказом Минсельхоза России от 16.11.2006 № 422 определен порядок выдачи ветеринарно-сопроводительной документации и утверждены правила организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов. В соответствии с данными правилами на производимую истцом продукцию должны выдавать ветеринарное свидетельство формы № 2 либо ветеринарная справка № 4.
Платные ветеринарные услуги оказываются ответчиком в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации Постановлением № 898 от 06.08.1998 Правилами оказания платных ветеринарных услуг.
Стоимость оформления ветеринарных сопроводительных документов указана в Прейскуранте на ветеринарные услуги, оказываемые ГУ «Новотроицкое городское управление ветеринарии», утвержденные 29.12.2006 начальником ГУ «Новотроицкое городское управление ветеринарии».
Регулирование расценок на платные услуги, оказываемые ГУ «Новотроицкое городское управление ветеринарии», осуществляется на основании приказа Управления ветеринарии администрации Оренбургской области от 20.02.2004 № 16 «О разработке и утверждении прейскуранта цен на платные ветеринарные услуги».
Ветеринарное регистрационное удостоверение выдается на основании Постановления администрации Оренбургской области № 25-п от 04.06.1994 лицам, осуществляющим деятельность по производству, заготовке, переработке, хранению, перевозке и реализации продуктов животного происхождения на территории того муниципального образования, где осуществляется вышеперечисленная деятельность.
Ветеринарное регистрационное удостоверение выдается бесплатно, согласно прейскуранту оплачивается работа по проведению ветеринарно-санитарной аттестации предприятия.
Согласно инструктивного письма главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации от 06.04.1998 № 13-7-55/320 «Разъяснение о порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов на сырье и продукты животного происхождения» на производимую истцом продукцию должно выписываться ветеринарное свидетельство формы № 2 , а в качественных удостоверениях должен проставляться штамп госветслужбы установленного образца. На необходимость наличия штампа государственной ветеринарной службы в качественном удостоверении содержаться ссылки и в технических условиях по производству пельменей.
Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Судом отклоняются доводы истца о том, что предприятие индивидуального предпринимателя ФИО1 является предприятием общественного питания.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 занимается производством полуфабрикатов – пельменей, вареников и т.д. В договоре № 11/2005 от 01.01.2005 (с учетом дополнительного соглашения к договору), заключенном между истцом и ответчиком, предприятие ФИО1 значится как «цех полуфабрикатов» и «пельменный цех».
По сведениям Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области (исх. № 2147 от 12.10.2006) индивидуальный предприниматель ФИО1 зарегистрирована по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности как индивидуальный предприниматель, осуществляющий производство пищевых продуктов, включая напитки.
В сертификатах соответствия на выпускаемую истцом продукцию в качестве изготовителя значится: «Индивидуальный предприниматель ФИО1 Цех полуфабрикатов «Яик».
Как следует из п.2,3 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 № 1036, исполнителем в сфере оказания услуг общественного питания являются организации независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги общественного питания по возмездному договору. Услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.
В соответствии с Постановлением Госстандарта от 05.04.1995 № 198 с 01.07.1995 в общественном питании введены следующие основополагающие ГОСТы: ГОСТ Р № 50-762-95 «Классификация предприятий общественного питания», ГОСТ Р № 50-763-95 «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия», ГОСТ Р № 50-764-95 «Услуги предприятий общественного питания», ГОСТ Р 50647-94 «Общественное питание. Термины и определения».
Под предприятием общественного питания понимается предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления (ГОСТ Р 50647).
ГОСТ Р 50762-95 предусматривает классификацию предприятий общественного питания про типу (ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная), а ресторанов и баров – по классу.
ГОСТ Р № 50-764-95 «Услуги предприятий общественного питания» содержит перечень услуг, их характеристики в зависимости от типа и класса предприятий общественного питания.
Однако из представленных в материалы дела документов не следует, что предприятие по производству полуфабрикатов истца относится к какому-либо из предусмотренных стандартом и Правилами оказания услуг общественного питания типу.
Доводы истца о том, что цех по производству полуфабрикатов относится в соответствии с ГОСТ Р 50647-94 к заготовочному предприятию (цеху) общественного питания, предназначенному для централизованного механизированного производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий и снабжения ими доготовочных предприятий, магазинов кулинарии и предприятий розничной торговли, судом отклоняется, поскольку в соответствии с ГОСТ Р 50762-95 предприятия общественного питания классифицируются по типам, а уже предприятие каждого типа по характеру деятельности может быть доготовочным и (или) заготовочным.
Исходя из предусмотренных ГОСТом Р 50647-94 понятий «общественное питание» и «предприятие общественного питания», данные предприятия в соответствии с типом и классом предприятия осуществляют не только услуги по изготовлению кулинарной продукции, но и организацию ее потребления.
Между тем истец не осуществляет организацию потребления произведенной им продукции.
Из пояснений представителя истца следует, что произведенная продукция реализуется предпринимателем ФИО1 в торговую сеть.
Таким образом, цех полуфабрикатов индивидуального предпринимателя ФИО1 не относится к предприятиям общественного питания, а осуществляет деятельность как предприятие по переработке и хранению продуктов животноводства.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель ФИО1 производила пельмени, манты, хинкали, вареники и т.д.
Статья 21 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 О ветеринарии» предусматривает, что мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, молоко, молочные продукты, яйца, иная продукция животного происхождения подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей.
Инструкцией о порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные госветнадзору грузы, утвержденной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 12.04.1997 N 13-7-2/871 и утратившей силу 04.01.2007, была предусмотрена выдача на мясо и мясные продукты ветеринарных сопроводительных документов (ветеринарных справок формы № 4, ветеринарных свидетельств формы № 2).
В Приложении № 19 к Правилам организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2006 № 422, приводится перечень грузов, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, в том числе, к таким грузам отнесены мясо и мясные продукты.
Однако ни действовавшая до 04.01.2007 инструкция, ни утвержденные 16.11.2006 Правила не конкретизируют понятия «мясные продукты».
Между тем Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.12.1993 № 301, содержит систематизированный свод кодов и наименований продукции, построенный по иерархической схеме классификации, и к подклассу мясопродуктов всех видов скота относит, мясные полуфабрикаты, в том числе, и пельмени.
В соответствии с ГОСТ 18158-72 «Производство мясных продуктов. Термины и определения» мясные полуфабрикаты, пельмени включены в перечень мясных продуктов.
Следовательно, к грузам, подлежащим сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, относятся все мясные полуфабрикаты, в том числе и пельмени.
Кроме того, в соответствии с п. 1 Приложения № 4 к Порядку сертификации мяса, мясной продукции, мяса птицы, яйца и продуктов их переработки, утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 28.04.1999 № 21 «О правилах проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья» обязательная сертификация мяса, мясной продукции, мяса птицы, яйца и продуктов их переработки проводится после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы, клеймения (мяса) государственной ветеринарной службой и простановки маркировки в установленном порядке. Необходимым условием для выдачи сертификата соответствия на партию продукции является ветеринарное свидетельство, а на серийно вырабатываемую продукцию – наличие ветеринарного заключения (акта или регистрационного ветеринарного удостоверения), выданных государственной ветеринарной службой в установленном порядке. При этом согласно Приложению 4.4 к мясной продукции, подлежащей обязательной сертификации, относятся пельмени.
Ветеринарное регистрационное удостоверение выдавалось истцу на основании Временного положения о порядке проведения ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения и ветеринарно-санитарного контроля при их заготовке, переработке, хранении и реализации (изм. 30.11.2004), утвержденного Постановлением администрации Оренбургской области от 04.06.1994 № 25-п.
В соответствии с указанным положением все предприятия (организации) и граждане, занимающиеся заготовкой, переработкой и реализацией продуктов и сырья животного происхождения в Оренбургской области, обязаны зарегистрироваться в органах государственной ветеринарной службы районов и городов области и после проведения ветеринарно-санитарной аттестации получить ветеринарные регистрационные удостоверения по утвержденной главным госветинспектором Российской Федерации форме. Работники предприятий, учреждений, организаций и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны соблюдать установленные ветеринарно-санитарные требования и правила.
В силу п.1.1 положения мясо, мясные и другие продукты убоя животных, молоко, молочные продукты, яйца, иные продукты животноводства подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе с целью определения их пригодности и использованию для пищевых целей. Запрещается реализация и использование для пищевых целей продуктов животноводства не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе. Исключительное право выдачи заключения о ветеринарно-санитарной безопасности продуктов и сырья животного происхождения имеют работники государственной ветеринарной службы.
Таким образом, деятельность ответчика по проведению ветеринарно-санитарной экспертизы, выдаче на производимую истцом продукцию ветеринарных сопроводительных документов, проведение ветеринарно-санитарной аттестации и выдаче ветеринарного регистрационного удостоверения не противоречит действующему законодательству.
Согласно статьям 5 и 8 Закона РСФСР «О ветеринарии» от 14.05.1993 № 4979-1, разделу 2 Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.1994 № 706 Федеральные органы государственной ветеринарной службы осуществляют как функции, связанные с оказанием ветеринарных услуг, так и ветеринарного надзора.
В соответствии с пунктом 3 Инструкции о порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные госветнадзору грузы, утвержденной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации от 12.04.1997 N 13-7-2/871 и утратившей силу 04.01.2007, выдача ветеринарных сопроводительных документов на мясопродукты осуществлялась ветеринарными специалистами государственных и производственных ветеринарных служб.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2006 № 422 утверждены Правила организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, согласно п.1.4 которых ветеринарные сопроводительные документы оформляются и выдаются органами и учреждениями, входящими в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.
В соответствии с п. 5.6 Устава ГУ «Новотроицкое городское управление ветеринарии» разрабатывать, утверждать и использовать в работе прейскурант цен на ветеринарные услуги, оказываемые Учреждением, на договорной основе оказывать платные услуги, осуществлять иную предпринимательскую деятельность, соответствующую целям и задачам Учреждения и не запрещенную действующим законодательством.
Действующее законодательство не только не содержит запрета на взимание государственными учреждениями ветеринарной службы платы за выдачу ветеринарных сопроводительных документов, но и прямо указывает на возмездность данных услуг.
Согласно пункту 4 статьи 23 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» работа по обязательному подтверждению соответствия подлежат оплате заявителем.
Перечнем платных и бесплатных услуг, оказываемых бюджетными организациями и учреждениями Государственной ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 20.01.1992 N 2-27-145 и согласованным с Министерством экономики и финансов Российской Федерации 28.01.1992 N 5-ф, определены ветеринарные услуги, выполняемые за счет средств бюджета и платные ветеринарные услуги, оказываемые продуктивным и непродуктивным животным в хозяйствах и предприятиях независимо от подчиненности и форм собственности. К платным ветеринарным услугам, в частности, отнесены ветеринарно-санитарная экспертиза пищевых продуктов, выдача ветеринарных документов (ветсвидетельств: справок, паспортов и регистрационных удостоверений).
Согласно п. 2 Временного положения о порядке проведения ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения и ветеринарно-санитарного контроля при их заготовке, переработке, хранении и реализации, утвержденного Постановлением администрации Оренбургской области от 04.06.1994 № 25-п услуги по ветеринарно-санитарной аттестации, по результатам проведения которой выдается ветеринарное регистрационное удостоверение, и ветеринарно-санитарная экспертиза подлежат оплате. При этом формы оплаты оказываемой услуги определяются по соглашению между потребителем и исполнителем. Платные услуги оказываются согласно разработанному государственным учреждением ветеринарии прейскуранту. В случае оказания государственным учреждением ветеринарии услуг, не предусмотренных прейскурантом, на выполнение работ, предусмотренных договором, может быть составлена твердая или приблизительная смета.
Таким образом, услуги ответчика по проведению ветеринарно-санитарной аттестации, ветеринарно-санитарной экспертизе и выдаче ветеринарных сопроводительных документов должны оплачиваться.
На основании изложенного судом отклоняются доводы истца о незаконности действий ответчика по выдаче истцу ветеринарных регистрационных удостоверений, ветеринарных сопроводительных документов и взиманию оплаты за оказание данных услуг.
Истец ссылается на ничтожность заключенных в период с 2003-2007 г.г. между истцом и ответчиком договоров. Однако в материалы дела представлены договоры № 11/2005 от 01.01.2005 и № 11/07-п от 01.02.2007, при этом договор от 01.02.2007 ФИО1 не подписан.
В силу п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Однако истец не представил доказательств, свидетельствующих о том, что ответчик обязал истца заключить с ним договор.
В подтверждение доводов о ничтожности договора истец не привел соответствующего документального и правового обоснования.
Пунктами 1 и 2 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Поскольку истец не представил доказательств, свидетельствующих о том, что у ответчика за счет истца возникло неосновательное обогащение в сумме 15 166 руб. 51 коп., в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в сумме 606 руб. 66 коп., подлежащая уплате по делу, как и судебные издержки, относятся на истца.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная по квитанции 12.03.2007 государственная пошлина в сумме 38 руб. 34 коп. подлежит возврату истцу из федерального бюджета Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 102, 110, 167-170, 176, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.18, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1.Ходатайство истца об уточнении размера исковых требований, который составляет 15 166 руб. 51 коп., удовлетворить.
2.В удовлетворении заявленных требований отказать.
3.Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1, проживающей по <...> области из федерального бюджета Российской Федерации излишне уплаченную 12.03.2007 по квитанции государственную пошлину в сумме 38 руб. 34 коп
4.Справку выдать истцу после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья Н.А.Ананьева
2 копии