ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-2516/2011 от 04.08.2011 АС Оренбургской области

Арбитражный суд Оренбургской области

460000, г. Оренбург, ул. Володарского, д. 39

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  Дело А47-2516/2011

г. Оренбург «11» августа 2011 г.

Резолютивная часть решения объявлена «04» августа 2011 г.

Решение изготовлено в полном объёме «11» августа 2011 г.

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи И.А. Малышевой,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания В.Г. Карпенко,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Оренбургской области, г. Бузулук Оренбургской области к обществу с ограниченной ответственностью «Домашкинское», г. Бузулук Оренбургской области о взыскании задолженности по налогам, сборам, пени штрафам в общей сумме 5 080 678 руб. 42 коп.

при участии представителей:

от заявителя- ФИО1 Евгеньевича-специалиста-эксперта юридического отдела (доверенность постоянная № 23787 от 28.12.2010, служебное удостоверение);

от ответчика-Федотова Евгения Анатольевича-директора (выписка из ЕГРЮЛ, паспорт).

При рассмотрении настоящего спора арбитражный суд

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Оренбургской области, г. Бузулук Оренбургской области (далее по тексту - налоговый орган, инспекция, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Домашкинское», г. Бузулук Оренбургской области (далее по тексту – ответчик, ООО «Домашкинское», налогоплательщик, общество) задолженности по налогам, сборам, пени, штрафам в общей сумме 5 080 678 руб. 42 коп., в том числе: пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 02 руб. 78 коп.; единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования, в сумме 123 руб. 95 коп. и пени по данному налогу в сумме 244 руб. 24 коп.; единый социальный налог, зачисляемый в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, в сумме 701 руб. 06 коп. и пени по данному налогу в сумме 595 руб. 65 коп..; транспортный налог в сумме 6 891 руб. 35 коп. и пени по данному налогу в сумме 4 075 руб. 14 коп.; земельный налог в общей сумме 2 609 190 руб. 74 коп. и пени, а также штрафы по данному налогу в общей сумме 2 228 713 руб. 56 коп.; единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощённой системы налогообложения, в общей сумме 7 655 руб. 00 коп. и пени по данному налогу в сумме 5 025 руб. 56 коп.; задолженность во внебюджетные фонды (Пенсионный фонд и Фонд социального страхования) в сумме 5 416 руб. 00 коп. и пени по данным взносам в сумме 147 269 руб. 73 коп.; пени по целевым сборам с граждан и организаций в сумме 09 руб. 40 коп., а также страховые взносы в сумме 39 993 руб. 33 коп. - недоимка и 24 770 руб. 93 коп.- пени и штрафы.

Как следует из материалов дела, по результатам анализа лицевых счетов ответчика, отражённых в справке о задолженности по налогам (сборам), по страховым взносам, а также по начисленным пеням и штрафам по состоянию на 01.03.2011, налоговым органом была выявлена образовавшаяся у налогоплательщика задолженность по уплате указанных выше сумм налогов, сборов, пени, штрафов.

До обращения в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением инспекцией принимались отдельные меры по взысканию перечисленных выше сумм налогов, сборов, пени и санкций в бесспорном порядке, в связи с чем ответчику были выставлены: требование об уплате налога № 1305 по состоянию на 04.11.2003; требование об уплате налога № 1419/Ю по состоянию на 14.08.2003; требование об уплате налогов № 524/Ю по состоянию на 15.05.2003; требование об уплате налогов № 2641/Ю по состоянию на 30.09.2003; требование об уплате земельного налога № 2189/Ю по состоянию на 24.09.2003; требование об уплате налоговых санкций № 2189/Ю по состоянию на 24.09.2003; требование об уплате налога № 4465 по состоянию на 06.09.2004; требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 575 по состоянию на 26.01.2009; требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 576 по состоянию на 26.01.2009; требование об уплате налога № 64747 по состоянию на 08.11.2005; требование об уплате налога № 64611 по состоянию на 08.11.2005; требование об уплате налога № 64610 по состоянию на 08.11.2005; требование об уплате налога № 65843 по состоянию на 23.11.2005; требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 6436 по состоянию на 09.09.2007; требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 6435 по состоянию на 09.09.2007; требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 6434 по состоянию на 09.09.2007; требование об уплате налога № 2504 по состоянию на 05.05.2004; требование об уплате налога № 380 по состоянию на 16.01.2004; требование об уплате налога № 13734 по состоянию на 08.12.2004; требование об уплате налога № 2020 по состоянию на 14.04.2004; требование об уплате налога № 11497 по состоянию на 30.11.2004; требование об уплате налога № 1845 по состоянию на 07.04.2004; требование об уплате налога № 13479 по состоянию на 03.12.2004; требование об уплате налога № 11341 по состоянию на 17.11.2004; требование об уплате налога № 3937 по состоянию на 10.08.2004; требование об уплате налога № 2929 по состоянию на 02.06.2004; требование об уплате налога № 11479 по состоянию на 25.11.2004; требование об уплате налога № 93 по состоянию на 01.03.2007; требование об уплате налога ,сбора, пени, штрафа № 3318 по состоянию на 09.06.2007; требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 3315 по состоянию на 09.06.2007; требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 3316 по состоянию на 09.06.2007; требование об уплате налога № 5760 по состоянию на 13.06.2006; требование об уплате налога № 38575 по состоянию на 07.09.2005; требование об уплате налога № 47027 по состоянию на 08.12.2006; требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 24098 по состоянию на 08.10.2008; требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 9399 по состоянию на 07.11.2007; требование об уплате налога, сбора, пени,   штрафа № 18846 по состоянию на 08.07.2008; требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 18847 по состоянию на 08.07.2008; требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 16369 по состоянию на 08.04.2008; требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 16368 по состоянию на 08.04.2008; требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 9398 по состоянию на 07.11.2007; требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 9400 по состоянию на 07.11.2007; требование об уплате налога № 3239 по состоянию на 09.07.2004; требование об уплате налога № 10544 по состоянию на 20.10.2004; требование об уплате налога № 9364 по состоянию на 11.09.2006.

 Помимо этого, в связи с неисполнением обществом обязанности по уплате налогов, сборов, пени и санкций, указанных в отдельных требованиях, выставленных в 2005-2008 г.г., инспекцией были вынесены решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счёт денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя в банках № 11956 от 16.09.2005, № 16604 от 29.06.2006; № 19116 от 28.12.2006; № 19116 от 28.12.2006; № 3148 от 13.04.2007; № 3153 от 27.06.2007; № 3446 от 04.07.2007; № 3447 от 04.07.2007; № 7829 от 08.12.2007; № 7830 от 08.12.2007; № 7831 от 08.12.2007; № 4092 от 08.05.2008; № 4093 от 08.05.2008; № 6877 от 01.08.2008; №6878 от 01.08.2008; № 10543 по состоянию на 14.11.2008, которые также не были исполнены либо были исполнены не в полном объёме.

Ответчик со своей стороны факт получения перечисленных выше требований налогового органа об уплате налогов, сборов, пени и налоговых санкций и соблюдение досудебного порядка обращения в арбитражный суд признал под подпись в протоколе судебного заседания от 04.08.2011, что оценивается арбитражным судом в порядке ч.ч. 3, 3.1 ст. 70 Арбитражного процессуального кодекса РФ как признание факта направления и вручения данных требований, не требующее их дальнейшего доказывания. С учётом изложенного, суд признаёт соблюдённым заявителем досудебный порядок обращения в арбитражный суд с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций и рассматривает спор по существу.

В судебном заседании заявитель свои требования поддерживает, просит удовлетворить их в полном объёме. При обращении в арбитражный суд инспекцией заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на взыскание налогов, сборов, пени, санкций.

Ответчик возражает против удовлетворения заявленного требования, ссылаясь на отсутствие доказательств обоснованности начисления предъявленных ко взысканию налогов, сборов, пени, санкций, истечение пресекательного трёхлетнего срока давности взыскания налогов, сборов, пени и санкции, а также процессуального срока давности обращения в арбитражный суд, который до внесения в Налоговый кодекс РФ изменений, вступивших в законную силу с 01.01.2007, также носил пресекательный характер и не подлежал восстановлению. Обществом заявлено ходатайство о применении данного срока к рассматриваемым правоотношениям.

Заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования, исходя из следующего.

Согласно ч. 4 ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

В нарушение положений указанной нормы права заявитель не представил в материалы дела документов, подтверждающих наличие оснований для начисления налогов, сборов, пени и штрафов, предъявленных ко взысканию в рамках данного дела, ссылаясь на истечение срока их хранения.

Из содержания заявленного требования следует, что ко взысканию в рамках данного дела инспекцией предъявлена вся имевшаяся у налогоплательщика по лицевым счетам задолженность по налогам, сборам, пени и санкциям.

В качестве доказательств начисления предъявленных ко взысканию сумм налогов, сборов, пени и санкций заявителем представлены копия решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения № 5169/36129 от 26.06.2006 о начислении обществу налоговых санкций по п. ст. 122 Налогового кодекса РФ за неполную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, в общей сумме 3 104 руб. 00 коп., принятого по результатам проверки уточнённой налоговой декларации ответчика по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2004 год, а также уведомления № 12-34/330 от 14.06.2006 о необходимости уплаты указанных сумм санкции, которые не являются относимыми доказательствами по делу с позиций ст.ст. 64, 67 Арбитражного процессуального кодекса РФ, поскольку из содержания заявления инспекции со всеми уточнениями не следует, что ко взысканию в рамках данного дела предъявлены суммы таких санкций.

Кроме того, инспекцией представлено решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения № 1580 от 24.09.2003, согласно которому обществу был начислен земельный налог за 2003 год в сумме 295 200 руб. 00 коп., пени по данному налогу в сумме 11 900 руб. 00 коп. и налоговая санкция по п. ст. 122 Налогового кодекса РФ в сумме 59 040 руб. 00 коп.

Иных документов в обоснование начисления налогов, сборов, пени и санкций, предъявленных ко взысканию в рамках данного дела, в материалы дела не представлено.

В ходе судебного разбирательства представитель инспекции подтвердил, что доказательств наличия у общества иных сумм недоимки по налогам и сборам, предъявленным ко взысканию, а также задолженности, на которую начислены пени, предъявленные ко взысканию, позволяющих определить размер недоимки, период её образования и период просрочки оплаты, не имеется, равно, как и документов, подтверждающих наличие оснований для начисления налоговых санкций.

Ответчик наличие неисполненных налоговых обязательств со своей стороны отрицает.

Таким образом, в нарушение требований ч. 4 ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса РФ инспекция не доказала обоснованность начисления налогов, сборов, пени и санкций, предъявленных ко взысканию в рамках данного дела, за исключением земельного налога, начисленного за 2003 год, в сумме 295 200 руб. 00 коп., пени по данному налогу в сумме 11 900 руб. 00 коп. и налоговой санкции по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в сумме 59 040 руб. 00 коп.

Судом установлено, что представленные налоговым органом в материалы дела документы, а именно, перечисленные выше требования об уплате налогов, сборов, пени, штрафов, направленные в адрес налогоплательщика, а также решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счёт денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя в банках, не содержат данных о суммах и периодах образования недоимки по спорным налогам и сборам, а также о периодах начисления пени, в них указаны лишь итоговые суммы подлежащих уплате или взыскиваемых сумм недоимки и пени.

Между тем, согласно разъяснениям, данным в п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», досудебное урегулирование спора по вопросу взыскания пеней состоит в указании налоговым органом в направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней размера недоимки, даты, с которой начисляются пени, и ставки пеней, то есть данных, позволяющих убедиться в обоснованности их начисления, что помогает налогоплательщику, исходя из содержания требования об уплате налога, чётко определить, куда, за какой налоговый период и в каком объёме он должен внести обязательные платежи.

Таким образом, инспекцией не представлено доказательств обоснованности и правомерности начисления большей части недоимки по налогам, сборам, пеней и налоговых санкций, предъявленных ко взысканию в рамках данного дела.

Кроме того, налоговым органом нарушен порядок и пресекательные сроки взыскания всех предъявленных ко взысканию сумм недоимки, пени и налоговых санкций. Выводы арбитражного суда в данной части основаны на следующем.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать суммы недоимки по налогам и сборам, а также пени в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно - правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели пп. «ж» п. 1 ст. 21 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» № 2118-1 от 27.12.1991 были отнесены к числу местных налогов, обязанность по уплате которых на территории г. Оренбурга была установлена постановлением Оренбургского городского Совета от 26.03.1998 № 16 «О целевом сборе с граждан, предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, благоустройство территории, нужды образования и иные цели», утратившего силу в связи с изданием решения Оренбургского городского Совета от 20.04.2009 № 828, и одноимённым постановлением Оренбургского городского Совета № 265 от 28.11.2001, утратившим силу с 01.01.2004 в связи с изданием постановления Оренбургского городского Совета № 108 от 09.06.2004, в связи с чем задолженность по данным сборам не могла образоваться после 01.10.2004.

Из перечисленных выше требований об уплате налогов, сборов, пени, санкций, а также представленных инспекцией письменных пояснений от 31.05.2011 № 05-13/11263 и приложенной к ним таблицы расчёта задолженности ООО «Домашкинское» (том 1 л.д. 117-125) следует, что задолженность, предъявленная ко взысканию, в том числе недоимка, на которую начислены пени и санкции, образовалась преимущественно в период 2002-2005 г.г., недоимка и пени в Пенсионный фонд РФ и в Фонд социального страхования РФ были приняты как сальдо по состоянию на 01.01.2001, лишь период начисления земельного налога включает 2006 год.

Согласно ст. 45 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей в 2002- 2006 г.г. (исходя из дат образования недоимки, указанных инспекцией в письменных пояснениях и перечисленных выше требованиях об уплате недоимки по налогам, сборам, пени и санкций) обязанность по уплате налога налогоплательщик должен исполнить самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

По общему правилу, закреплённому в статье 45 Налогового кодекса РФ, взыскание налога с коммерческой организации производится в бесспорном (внесудебном) порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Налогового кодекса РФ.

Исключения из общего правила о бесспорном (внесудебном) порядке взыскания налоговыми органами с налогоплательщиков налогов приведены в пункте 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ, а также пункте 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ.

В нормах названных статей указаны случаи, когда налоговые органы не вправе взыскивать налог с налогоплательщиков-организаций во внесудебном порядке и обязаны обратиться в суд с заявлением о взыскании недоимки, пени.

Мерами принудительного характера, применяемыми в бесспорном порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ, и направленными на исполнение налогоплательщиком, плательщиком сборов либо налоговым агентом обязанностей, установленных налоговым законодательством, являются направление ему требования об уплате налогов, принятие налоговым органом решений о взыскании неуплаченных сумм за счёт денежных средств на счетах в банках, а также за счёт иного имущества налогоплательщика в порядке, установленном ст.ст. 46, 47, 69, 70 Налогового кодекса РФ.

Данные меры, а также установленные перечисленными выше нормами права порядок и сроки их реализации применяются и в отношении сборов и пени в соответствии с п. 9 ст. 46, п.п.7, 9 ст. 47, ст. 70 Налогового кодекса РФ.

В отношении налоговых санкций, независимо от их размера и оснований начисления, до 01.01.2006 применялся исключительно судебный порядок взыскания, установленный п. 7 ст. 114 Налогового кодекса РФ. При этом право на взыскание налоговой санкции в судебном порядке согласно ст. 115 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2006) могло быть реализовано инспекцией не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции). Данный срок являлся пресекательным и восстановлению не подлежал.

В силу п. 3 ст. 46, п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей в 2002-2006 г.г.) решение о взыскании налога и пени за счёт денежных средств должно быть принято после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считалось недействительным и не подлежащим исполнению. В этом случае налоговый орган, не реализовавший полномочия на бесспорное взыскание недоимки и (или) пени, вправе был обратиться в суд с иском о её взыскании в течение шести месяцев с момента истечения 60-дневного срока принятия решения о взыскании за счёт денежных средств после истечения срока исполнения требования об уплате налога. При этом пропуск налоговым органом, не реализовавшим полномочия на бесспорное взыскание недоимки и (или) пени, срока обращения в суд свидетельствовал об утрате им возможности принудительного исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налога либо пени в связи с пресекательным характером данного срока, который не подлежал восстановлению в соответствии с положениями перечисленных выше норм права в редакциях, действовавших в 2002- 2006 г.г.

Таким образом, налоговый орган утрачивал право применения мер принудительного исполнения налогоплательщиком, плательщиком сборов, налоговым агентом обязанности по уплате налога, пени, штрафа в случае, если им в установленные сроки не были приняты меры по бесспорному взысканию недоимки и пени и пропущен срок обращения в суд с иском о её взыскании (в отношении недоимки и пени), либо пропущен установленный ст. 115 Налогового кодекса РФ шестимесячный пресекательный срок обращения в суд с иском о взыскании налоговой санкции (в отношении штрафа).

В этом случае налоговый орган утрачивал не только право требовать от налогоплательщика исполнения обязанности по уплате налога, но и лишался возможности обеспечивать исполнение такой обязанности путём начисления пеней в отношении указанной недоимки.

Поскольку задолженность, предъявленная ко взысканию в рамках данного дела, сформировалась до 01.01.2007, то есть в тот период, когда сроки взыскания носили пресекательный характер, истечение данных сроков исключает возможность её взыскания.

На основании анализа правовых норм, содержащихся в статьях 46 и 75 Налогового кодекса РФ, уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней.

Следовательно, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.

Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.2007 № 8241/07 была сформирована правовая позиция, согласно которой после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.

Поскольку налоговым органом не подтверждено наличие у общества недоимки, на сумму которой начислены пени, а также принятие всего комплекса предусмотренных ст. ст. 46-48 Налогового кодекса РФ мер по принудительному взысканию недоимки и, как следствие, не доказано право на начисление пени, суд не усматривает оснований для начисления пени, предъявленных ко взысканию.

Доводы ответчика в данной части суд признаёт обоснованными.

Более того, из перечисленных выше требований об уплате пени и штрафа, а также решений о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счёт денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя в банках следует, что до обращения в арбитражный суд инспекцией была начата предусмотренная статьями 46 и 47 Налогового кодекса РФ процедура принудительного бесспорного (внесудебного) взыскания налогов, сборов и пени.

Согласно действовавшим до 01.01.2007 редакциям норм статей 46 и 47 Налогового кодекса РФ, с учётом судебной практики их применения, в том числе содержащейся в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2006 № 10353/05, от 27.11.2007 № 8661/07 и от 15.01.2008 № 8922/07, ко всей процедуре принудительного взыскания налога, осуществляемого в бесспорном (внесудебном) порядке, как за счёт денежных средств, так и за счёт иного имущества налогоплательщика, применялся единый 60-дневный срок, в пределах которого налоговые органы имели право взыскать налог без обращения в суд, а в случае пропуска этого срока - вправе были обратиться в суд за взысканием налога. С 01.01.2007 в статьях 46 и 47 Налогового кодекса РФ были установлены как срок вынесения решения о взыскании налога (пени) путём обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика в банке (в течение двух месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога), так и сроки направления в банк поручения на перечисление налога (в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании), а также принятия решения о взыскании налога за счёт иного имущества налогоплательщика - организации (в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога).

При этом установление вышеперечисленных сроков не изменило ранее занятой законодателем позиции о единстве, взаимосвязанности, неразрывности и последовательности установленной в статьях 46 и 47 Налогового кодекса РФ процедуры бесспорного взыскания налогов, сборов, пени. Это подтверждается положениями пунктов 3, 4 и 7 статьи 46 Налогового кодекса РФ (в редакции, действующей с 01.01.2007), из которых следует, что начатая налоговым органом процедура бесспорного взыскания путём вынесения решения о взыскании налога, пени за счёт денежных средств на счетах налогоплательщика - организации должна быть продолжена путём направления соответствующего поручения в банк, а затем и вынесения решения о взыскании налога за счёт иного имущества налогоплательщика - организации, если на счетах налогоплательщика в банке недостаточно или отсутствуют денежные средства или отсутствует информация о счетах налогоплательщика. То есть статья 47 Налогового кодекса РФ подлежит применению во взаимосвязи с пунктом 7 статьи 46 Налогового кодекса РФ. Поэтому налоговый орган, приняв предусмотренное пунктом 2 статьи 46 Налогового кодекса РФ решение о взыскании, обязан довести до конца начатую им процедуру бесспорного взыскания недоимки по налогу, пени, включая направление поручения в банк, а также вынесение - при необходимости - решения о взыскании налога за счёт иного имущества налогоплательщика-организации и последующее возбуждение исполнительного производства.

Поскольку в рассматриваемом случае до обращения в арбитражный суд инспекция уже приняла перечисленные выше решения о бесспорном взыскании с ответчика части предъявленных ко взысканию в рамках данного дела налогов, сборов, пени, то есть начала процедуру бесспорного (внесудебного) взыскания данных сумм, она утратила право на применение судебного порядка их взыскания, в связи с чем последующее предъявление ко взысканию таких сумм недоимки и пени в судебном порядке нельзя признать обоснованным.

Кроме того, суд признаёт обоснованным довод ответчика о пропуске установленного ст. 113 Налогового кодекса РФ пресекательного срока давности взыскания налоговой санкции.

В силу пункта 1 статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации лицо не может быть привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено налоговое правонарушение, истекли три года (срок давности).

При этом срок давности привлечения к ответственности исчисляется с момента совершения правонарушения.

В соответствии с пунктом 36 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» моментом привлечения лица к налоговой ответственности является дата вынесения руководителем налогового органа решения о привлечении лица к налоговой ответственности.

Из письменных пояснений инспекции № 05-13/00595 от 22.06.2011 следует, что ко взысканию в рамках данного дела предъявлена только санкция, начисленная по п. 1 ст. 122Налогового кодекса РФ за неполную уплату земельного налога за 2003 год решением № 1580 от 24.09.2003 (том 1 л.д. 42, том 2 л.д. 2-5).

На момент обращения в арбитражный суд (30.03.2011) с заявлением о взыскании налоговой санкции установленный ст. 113 Налогового кодекса РФ трёхлетний пресекательный срок давности её взыскания истёк, в связи с чем суд признаёт обоснованными доводы налогоплательщика в соответствующей части.

Арбитражный суд также считает необходимым отметить, что налоговым органам в указанный заявителем период образования задолженности по страховым взносам и пени не было предоставлено полномочий по самостоятельному начислению и взысканию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пени.

Выводы суда в данной части основаны на следующем.

Статьёй 25 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в соответствующей редакции) было установлено, что контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. При этом налоговый орган обязан передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности.

Взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в установленных размерах осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения органов Пенсионного фонда в порядке, предусмотренном статьёй 25.1 вышеназванного Закона.

Согласно пункту 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.2006 № 105 «О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 04.11.2005 № 137-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров» при рассмотрении дел, связанных с взысканием недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов либо с обжалованием действий по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии с положениями статьи 25 Закона № 167-ФЗ с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2006, следует иметь в виду, что полномочиями по взысканию указанных сумм наделены лишь территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, налоговые органы такими полномочиями не обладают.

Исходя из перечисленных выше норм действующего законодательства, а также пункта 3.3 распоряжения от 28.12.2006 Пенсионного фонда Российской Федерации № 282р, Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 231@ «Об утверждении порядка взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной налоговой службы Российской Федерации по вопросам реализации отдельных положений Федерального закона от 04.11.2005 № 137-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров», арбитражный суд приходит к выводу о том, что сведения о недоимке и пени по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ должны быть переданы в орган Пенсионного фонда РФ для вынесения решения, на основании которого производится взыскание таких сумм самостоятельно или предъявления их ко взысканию.

Следовательно, предъявив ко взысканию суммы страховых взносов, подлежащих зачислению в Пенсионный фонд РФ, и пени налоговый орган в данной части вышел за пределы своей компетенции.

Заявленное инспекцией ходатайство о восстановлении пропущенного срока на взыскание удовлетворению не подлежит ввиду пресекательного характера сроков, предусмотренных положениями ст. ст. 46-48, 115 Налогового кодекса РФ, в редакциях, действовавших до 01.01.2006, в период возникновения у ответчика обязанности по уплате пени и штрафа.

Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, истолкованному применительно к п. 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», исковое заявление о взыскании недоимки с физического лица может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. В то же время пункт 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающий право налогового органа, не реализовавшего полномочия на бесспорное взыскание недоимки с юридического лица, обратиться в суд с аналогичным иском в отношении указанного лица, не устанавливает срок, в течение которого такое обращение должно быть осуществлено. В связи с этим, основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ), судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц. При этом, срок для обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ, для бесспорного взыскания соответствующих сумм. Имея в виду, что данный срок является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа к юридическому лицу.

Аналогичным образом пресекательный характер срока взыскания (шесть месяцев с момента обнаружения правонарушения) был установлен и в отношении процедуры взыскания налоговых санкций положениями ст. 115 Налогового кодекса РФ в редакциях, действовавших до 01.01.2006.

Вступление же в силу Федерального закона от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования», которым включены в п. 3 ст. 46 и в ст. 115 Налогового кодекса Российской Федерации положения о том, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом, не означает, что действие вышеуказанной нормы имеет обратную силу. В соответствии с общей нормой п. 2 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Учитывая изложенное, суд считает, что ходатайство заявителя о восстановлении срока на подачу заявления в суд о взыскании задолженности по пене и налоговой санкции удовлетворению не подлежит.

При таких обстоятельствах требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Оренбургской области о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Домашкинское», г. Бузулук Оренбургской области о взыскании задолженности по налогам, сборам, пени штрафам в общей сумме 5 080 678 руб. 42 коп. удовлетворению не подлежат.

Вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлины арбитражным судом не рассматривается, поскольку заявитель от её уплаты освобождён.

Руководствуясь статьями 159, 167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

1.Ходатайство заявителя о восстановлении срока давности взыскания отклонить.

2.В удовлетворении заявленного требования отказать.

3.Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Челябинск) в месячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Оренбургской области.

4.Документы в электронном виде могут быть представлены через сервис «Мой арбитр» на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по адресу: http://my.arbitr.ru/.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18aaс.arbitr.ru).

Судья И.А. Малышева