ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-2660/13 от 18.02.2014 АС Оренбургской области

Арбитражный суд Оренбургской области

  ул. Володарского, 39, г. Оренбург, 460000
  http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Оренбург Дело № А47- 2660/2013

25 февраля 2014 г.

Резолютивная часть решения объявлена 18 февраля 2014 года

Полный текст решения изготовлен 25 февраля 2014 июня

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Миллер И.Э.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поповой Ю.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

Администрации муниципального образования Оренбургский район
 Оренбургской области, с. Ивановка Оренбургский район, Оренбургская область, ОГРН 1095658014187

к Обществу с ограниченной ответственность «Парнас», п. Чкалов,
 Оренбургский район, Оренбургская область, ОГРН 1025602732704

о взыскании 465 520 руб.

третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора:1) Счетная палата Оренбургской области, г. Оренбург,
 2) Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, г. Оренбург, 3) Муниципальное унитарное предприятие «Пассажирские автотранспортные перевозки», с. Ивановка, Оренбургский район, Оренбургская область,

при участии:

от истца: Буравлева Ю.А. - представитель (доверенность от 08.02.2013 № 01-22/645),
 от ответчика: Бровикова О.Г. - директор, Ярыгин В.А. - представитель (доверенность от 16.04.2013),

от третьего лица 1: Зубова С.В. - представитель (доверенность от 02.04.2013 № 1-24/277); Воронова И.А. - представитель (доверенность от 01.08.2013 № 1-27/615); Воробъева Н.Н. - представитель (доверенность от 13.06.2013 № 1-24/515),
 от третьих лиц 2, 3: нет явки,

с объявлением перерыва до 18.02.2014 г.

установил: Администрация муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области обратилась в арбитражный суд с иском к ООО «Парнас», о взыскании необоснованно полученной субсидии в размере 465 520 руб. (л.д. 31- 34 т. 3).

Истец поддерживает исковые требования в полном объеме с учетом уточнений (л.д.31-34 т.3), ссылаясь на то, что согласно п. 11 постановления администрации МО Оренбургский район от 04.05.2011 г. № 2612-п автотранспортные организации несут ответственность за недостоверность представляемых отчетов. В случае нарушения условий предоставления субсидий, соответствующие средства подлежат возврату в областной бюджет, в связи с чем, ООО «Парнас» в четвертом квартале 2011 года в нарушение условий и порядка предоставления субсидий получены средства на возмещение расходов, связанных с осуществлением им пригородных пассажирских перевозок по маршруту № 157 Оренбург-Нежинка, в размере 465 520 руб., в том числе за счет областного бюджета - 418 968 руб.; за счет местного бюджета - 46 552 руб., согласно расчету (л.д.36 т.3), представив дополнительные пояснения по иску (л.д.52.54 т.11).

Ответчик относительно исковых требований возражает, по мотивам изложенных в письменном отзыве на иск, дополнительном отзыве и письменных пояснениях, ссылаясь на наличие договора поручения от 31.12.2010 г. № 3 на транспортное обслуживание населения в пригородном сообщении с МУП "ПАТП", осуществление пассажирских пригородных перевозок в спорный период 2011 г. по маршруту № 157 Оренбург-Нежинка, настаивает на том, что не является надлежащим ответчиком по делу (л.д.87 т.1, л.д.80, 147 т.2, л.д.61 т.3, л.д.92 т.12, л.д. 123 т. 12).

Счетная палата Оренбургской области поддерживает исковые требования, не возражают против исковых требований, поддерживают доводы, изложенные в письменных отзывах и дополнениях (л.д.92,149 т.1, л.д.104 т.2,л.д.1,60 т.3, л.д.21 т.10,л.д.110 т.11, л.д.126т.12).

Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области не возражает против исковых требований, представив письменный отзыв по делу (л.д.106 т.2).

МУП заявил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, судом установлено следующее.

21.01.2011 между администрацией МО Оренбургский район и МУП «ПАТП» заключен договор № 1 на транспортное обслуживание населения в пригородном сообщении. Согласно приложению 1 к указанному договору одним из маршрутов, обслуживаемых МУП «ПАТП», является маршрут «Оренбург-Нежинка» (л.д.67 т.1).

В соответствии с пунктом 1.4 указанного договора дотирование перевозок администрацией МО Оренбургский район осуществляется в пределах средств, поступающих из областного бюджета в бюджет муниципального образования на погашение убытков.

31.12.2010 между МУП «ПАТП» (доверитель) и ООО "Парнас" (поверенный) заключен договор поручения № 8, согласно пункту 1.1. которого поверенный обязуется от имени и за счет доверителя осуществлять пригородные перевозки по маршруту № 157 Оренбург- Нежинка Оренбургского района в части осуществления перевозки по маршруту № 157 «Оренбург- Нежинка» согласно Приложению №1 и выполнить 48 180 рейсов с 01.01.2011 г. по 31.12.2011 г. (л.д.69 т.1).

Согласно пункту 1.2 договора, за совершение действий, указанных в пункте 1.1 настоящего договора доверитель обязуется оплатить поверенному выделенную субсидию, выплата по настоящему договору производятся не позднее 5 дней со дня поступления субсидии на расчетный счет доверителя, согласно предоставленным отчетам при соблюдении п.1.1 обязательств по перевозке пассажиров по маршрутам Оренбургского района, согласно Приложению № 1.

Администрацией МО Оренбургский район постановлением от 04.05.2011 № 2612-п утвержден порядок распределения и предоставления субсидий на возмещение расходов, связанных с осуществлением пригородных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, за счет средств областного и местного бюджетов (далее -Порядок № 2612-п) (л.д.41-43 т.1).

В период с 15.11.2012г. по 21.12.2012г. Счетной палатой Оренбургской области проводилась проверка администрации муниципального образования Оренбургский район по вопросам использования средств областного бюджета, выделенных на возмещение расходов, связанных с осуществлением пригородных пассажирских перевозок.

22.01.2013 г. составлен Отчет № 33-17/2 о результатах проверки использования средств, выделенных в 2011 году муниципальному образованию Оренбургский район на возмещение расходов, связанных с осуществлением пригородных перевозок, в том числе относительно ООО "Парнас"( л.д.99 ,115 т.1).

Согласно пункту 10 Порядка № 2612-п объем субсидий, выделенных перевозчикам, не должен превышать объема убытков автотранспортных организаций, осуществляющих пассажирские перевозки населения на пригородных маршрутах по тарифам, не превышающим предельного тарифа, утвержденного Правительством Оренбургской области. В случае нарушения условий предоставления субсидий, соответствующие средства подлежат возврату.

Истец полагает, что средства на возмещение расходов, связанных с осуществлением ООО "Парнас" пригородных пассажирских перевозок, в размере 465 520 руб., в том числе за счет областного бюджета - 418 968 руб. и 46 552 руб. за счет местного бюджета получены ООО «Парнас» в нарушение условий и порядка предоставления субсидий, в связи с чем администрация МО Оренбургский район обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии названным лицам предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации. Муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Согласно статье 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате: принятия муниципальных правовых актов по вопросам, которые вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам. Такие расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам должны определять цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий, в частности, юридическим лицам.

Из материалов дела следует, что 10.02.2011 г. между Министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области и Администрацией МО Оренбургский район Оренбургской области заключено соглашение № 26 о предоставлении субсидий из областного бюджета бюджету муниципального образования на возмещение расходов, связанных с осуществлением пригородных пассажирских перевозок автомобильным пассажирским транспортом общего пользования в 2011 г.( л.д.44 т.1).

Затем, 21.01.2011 между администрацией МО Оренбургский район и МУП «ПАТП» заключен договор № 1 на транспортное обслуживание населения в пригородном сообщении. Согласно приложению 1 к указанному договору одним из маршрутов, обслуживаемых МУП «ПАТП», является маршрут «Оренбург-Нежинка» (л.д.67 т.1).

В соответствии с пунктом 1.4 указанного договора дотирование перевозок администрацией Оренбургского района осуществляется в пределах средств, поступающих из областного бюджета в бюджет муниципального образования на погашение убытков.

Администрацией МО Оренбургский район постановлением от 04.05.2011 № 2612-п утвержден порядок распределения и предоставления субсидий на возмещение расходов, связанных с осуществлением пригородных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, за счет средств областного и местного бюджетов (далее -Порядок № 2612-п) (л.д.41-43 т.1).

31.12.2010 между МУП «ПАТП» (доверитель) и ООО "Парнас" (поверенный) заключен договор поручения № 8, согласно пункту 1.1. которого поверенный обязуется от имени и за счет доверителя осуществлять пригородные перевозки по маршруту № 157 Оренбург - Нежинка Оренбургского района в части осуществления перевозки по маршруту № 157 «Оренбург- Нежинка» согласно Приложению №1 и выполнить 48 180 рейсов с 01.01.2011 г. по 31.12.2011 г. (л.д.69 т.1).

Согласно пункту 1.2 договора за совершение действий, указанных в пункте 1.1 настоящего договора доверитель обязуется оплатить поверенному выделенную субсидию, выплата по настоящему договору производятся не позднее 5 дней со дня поступления субсидии на расчетный счет доверителя, согласно предоставленным отчетам при соблюдении п.1.1 обязательств по перевозке пассажиров по маршрутам Оренбургского района, согласно Приложению № 1.

Из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле следует, что МУП «ПАТП» перечислены ООО «Парнас» субсидии на
 возмещение расходов, связанных с осуществлением пригородных
 пассажирских перевозок за период октябрь-декабрь 2011 года, в размере 465 500 руб., в том числе за счет областного бюджета - 418 900 руб., за счет местного бюджета 46 620 руб., что не оспаривается сторонами по делу (л.д.115 т.1, л.д.70-79 т.2, л.д.36 т.3).

Судом установлено, что ООО «Парнас» представляло МУП «ПАТП» отчеты, согласно которым фактические доходы от перевозки пассажиров на пригородных маршрутах за октябрь, ноябрь, декабрь 2011 года составили 1 815 530 руб., расходы составили - 3 058 320 руб., убытки получены в размере 1 242 790 руб. (из материалов Счетной палаты Оренбургской области, л.д.115 т.1, л.д.3-11 т.3). Администрация МО Оренбургский район предоставляла в Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области отчеты по расходованию выделенных субсидий (л.д.35-39 т.3).

Судом установлено, что между МУП «ПАТП» и ООО "Парнас" в спорный период 2011 года действовал договор поручения № 8 от 31.12.2010, согласно условиям которого МУП «ПАТП» (доверитель) и ООО "Парнас" (поверенный), обязуется от имени и за счет доверителя - МУП "ПАТП" осуществлять пригородные перевозки по маршруту № 157 Оренбург - Нежинка Оренбургского района, согласно Приложению №1 и выполнить 48 180 рейсов с 01.01.2011 г. по 31.12.2011 г. (л.д.69 т.1).

В материалы дела представлен паспорт автобусного маршрута МУП "ПАТП" - № 157 Т "Оренбург- Нежинка" (пригородный) (л.д.3-20 т.10), выданный МУП "ПАТП", согласно которому ООО "Парнас" в связи с подписанием с МУП "ПАТП" договора поручения от 31.12.2010 г. должно было осуществлять пассажирские перевозки.

Судом установлено, что в спорный период общество "Парнас" внесено в "Областной реестр регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов" (по семи маршрутам), в том числе был утвержден и согласован свой паспорт автобусного маршрута "Оренбург "Армада" - Нежинка" № 157 (пригородный) (л.д., л.д.36, 39-42, 68-74 т.10), время движение которого в реестре с 6-30 утра до 19-50 вечера совпадает со временем следования, отраженным в представленных путевых листах по исполнению договора поручения с МУП "ПАТП" на этот же маршрут, между тем первичных документов об осуществлении пассажирских перевозок по маршруту ООО "Парнас" "Армада" - Нежинка" № 157 (пригородный) суду не представлено.

Согласно пояснениям представителей Счетной палаты по Оренбургской области и Отчета о результатах проверки использования средств, выделенных в 2011 г. муниципальному образованию Оренбургский район на возмещение расходов, связанных с осуществлением пригородных пассажирских перевозок, в ходе проверки было установлено, что ООО «Парнас» утеряны первичные документы, подтверждающие факты получения доходов и расходов, отраженных в отчетах, представляемых МУП «ПАТП» за период октябрь-декабрь 2011 г. (л.д.41-46 т.3).

Из письменных пояснений Счетной палаты (л.д.22 т.10) следует, что в ходе проверки МУП «ПАТП» первичные бухгалтерские документы запрашивались Счетной палатой непосредственно в ООО «Парнас», о чем свидетельствуют письма, подписанные директором ООО «Парнас» на имя инспектора Счетной палаты области, в частности, о невозможности представить бухгалтерские документы по причине их утраты в связи с переездом.

Данные обстоятельства подтверждаются перепиской директора общества "Парнас" с представителями Счетной палаты (л.д.41-46 т.3), согласно которой директор общества "Парнас" поясняет, что документы были утеряны в сентябре 2012 года при переезде в новый офис, банковские и кассовые документы утеряны, ведется внутреннее расследование (л.д.44 т.3).

При этом, как следует из пояснений представителей счетной палаты и представленным документам проверки, в связи с отсутствием билетной продукции сумма доходов проверкой не подтверждена и не опровергнута и была принята специалистами Счетной палаты Оренбургской области в полном размере - 1 815 530 руб. (л.д.115 т.1), что ответчиком не оспаривается.

Из материалов дела следует, что при проверке расходов ООО «Парнас» специалистами Счетной палаты установлено, что к проверке были представлены путевые листы, отражающие общий пробег автотранспорта ООО «Парнас» фактически по автобусному маршруту «Оренбург "Армада-Нежинка» в размере 289 747 км (т.4 л.д.1-165, т.5 л.д.1-177, т.6 л.д.1 -166, т.7 л.д.1-166, т.8 л.д.1-163, т.9 л.д.1-181).

Из акта проверки от 19.12.2012№33-16/212 (л.д.26-38, л.д.31-32 т.10), пояснений представителей третьего лица - Счетной палаты, следует, что по данным путевых листов перевозка пассажиров осуществлялась 11 автобусами, ежедневно от "Нежинки" до ТК"Армада". При исследовании путевых листов в судебном разбирательстве установлено, что расчетный показатель протяженности маршрута от "Нежинки" до Оренбурга (ТК "Армада") составляет 35 км, что отражено в акте проверки Счетной палаты области исходя из 8 096 рейсов и общего пробега 289 747 км за октябрь-декабрь 2011 г. (по всем путевым листам), а по паспорту автобусного маршрута МУП "ПАТП" следует, что протяженность маршрута составляет 23 км (л.д. 26-53 т. 10).

Из представленного паспорта маршрута № 157 Т МУП "ПАТП" "Оренбург - Нежинка" его конечным пунктом является пригородный Автовокзал (л.д. 66 т.11). Однако, в путевых листах ООО «Парнас» имеется отметка конечного пункта в городе Оренбурге - «Армада», условно обозначенная как сокращенное "Арм...", в иных случаях применялось - сокращенное наименование "Нежинка"- "Неж..." (л.д.49, 50, 51, 61, 86, 148, 158, 165, т.6 и т. д. по текстам путевых листов, т.7 8, 9,10, 11, 16, 18, 29, 30, 32, 39, 40, 41, 43 и т.д. по текстам путевых листов).

В силу п. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Согласно представленным в материалы дела путевым листам, время отправления, указанное в путевых листах ООО «Парнас», не совпадает со временем отправления, указанным в паспорте маршрута № 157 Т для МУП «ПАТП». Между тем, согласно договору поручения от 31.12.2010 г. № 8 , общество "Парнас" обязано осуществлять перевозки пассажиров от имени и за счет МУП "ПАТП" согласно паспарту автобусного маршрута № 157 Т (л.д.69 т.1).

Доказательств того, что в паспорт маршрута МУП "ПАТП" вносились изменения в материалы дела не представлено, подобные документы с Администрацией Оренбургского района не согласовывались и не утверждались.
  Из материалов проверки Счетной палаты следует, что в декабре 2012 г. ООО «Парнас» не были представлены билетно-учетные листы и билетная продукция. В подтверждение доходов в размере 1 815 500 руб., отраженных в отчете о понесенных убытках, к проверке представлены копии ведомостей на принятие в кассу ООО «Парнас» выручки от подотчетных лиц на общую сумму 1 695 500 руб. за период с 1 октября по 31 декабря 2011 года (за исключением утерянных ведомостей за 19-30 ноября) (акт от 19.12.2012 г., л.д.37 т.10).

Данные обстоятельства судом исследованы непосредственно в судебном разбирательстве, между тем надлежащих доказательств, опровергающих, указанные выше обстоятельства, в материалы дела не представлены.

Кроме того, судом исследованы обстоятельства наличия расходов ООО «Парнас». Как следует из акта проверки, в качестве подтверждения расходов на ГСМ, в том числе были представлены товарные чеки от 3 октября, 2 ноября и 2 декабря 2011 г., на приобретенный ГСМ в ООО "Стандарт", на общую сумму 1 799 971 руб.95 коп.,   кассовые чеки представлены не были (акт от 19.12.12, л.д.35 т.10).

Между тем, из представленной в материалы дела выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 25.06.2013 № 36825В/2013 ООО «Стандарт» (ИНН 5612079013) создано в июле 2012 г., а товарные чеки на приобретение ГСМ датированы с октября по декабрь 2011 года (л.д.155 т.1).

Исследуя данные обстоятельства, ответчиком не представлено надлежащих документальных доказательств относительно суммы расходов на ГСМ в размере 1 799 700 руб., на вопрос суда о наличии разночтений по датам выдачи товарных чеков на ГСМ ООО "Стандарт" в 2011 г., при его создании в 2012 г., конкретных пояснений суду представлено не было.

Таким образом, в данной части расходы общества "Парнас" в связи с осуществлением пассажирских автоперевозок по договору поручения с МУП "ПАТП", в связи с получением субсидий, не доказаны.

Из пояснений представителей ответчика следует, что раздельный учет доходов и расходов непосредственно в хозяйственной деятельности общества, а так же по каждому из автобусных маршрутов, в ООО "Парнас" не велся.

Суд, исследовав представленные в материалы дела документы, схемы маршрутов согласно паспортов автобусных маршрутов № 157 МУП "ПАТП " и №157 ООО "Парнас" полагает, что общество "Парнас" одновременно при исполнении договора поручения № 8 с МУП "ПАТП" и осуществлению пассажирских перевозок от имени и за счет МУП "ПАТП" по маршруту 157 Т "Оренбург-Нежинка" (на основании чего обществу перечислялись бюджетные субсидии на покрытие убытков), практически по той же схеме движения автотранспорта осуществлял пассажирские перевозки по автобусному маршруту № 157 Т "Оренбург "Армада"-Нежинка", согласованному для общества "Парнас".

При этом движение автобусов по маршруту № 157 Т "Оренбург "Армада"-Нежинка" должно было осуществляться согласно графику, указанному в паспорте автобусного маршрута ООО "Парнас".

Данный маршрут имеет иную протяженность, более длительную, и фактически поглощает маршрут МУП "ПАТП" - 157 Т "Оренбург-Нежинка", поскольку указанные пригородные маршруты имеют одинаковую конечную остановку - село Нежинка и далее продолжают движение в одном направлении по одним и тем же улицам г.Оренбурга, до автовокзала "Пригородный" по ул.Терешковой в г.Оренбурге, что подтверждается выписками из областного реестра межмуниципальных автобусных маршрутов относительно маршрута № 157 -перевозчик МУП "ПАТП" (л.д.1 т.12) и маршрута № 157, где перевозчик - ООО "Парнас" (л.д.2 т.12).

Суд, рассмотрев доводы, участвующих в деле лиц, относительно представленных ответчиком в дело путевых листов, рассмотрев письменный отзыв Счетной палаты от 18.12.2013 г. с приложенными аналитическими справками (л.д.21, л.д.43-53 т.10) в отношении путевых листов, считает доводы, изложенные в письменном отзыве Счетной палаты обоснованными.

Проанализировав путевые листы, их содержание, сведения, изложенные Счетной палатой в аналитических справках, судом установлено, что фактически обществом "Парнас" изменен маршрутный график автобусов относительно паспорта маршрута МУП "ПАТП" "Оренбург-Нежинка" (пригородный), каких - либо документальных доказательств того, что указанные изменения были согласованы с истцом, суду не представлено. Следовательно, у суда отсутствуют надлежащие доказательства того, что ответчиком исполнялись условия договора поручения от 31.12.2010 г. № 8 с МУП "ПАТП" об осуществлении пригородных перевозок согласно паспорту маршрута № 157 Оренбург-Нежинка (л.д.69 т.1).

Как установлено судом, с учетом сведений, изложенных в материалах проверки Счетной палаты, а так же устных пояснений ответчика, раздельный учет доходов и расходов по видам маршрутов в обществе не велся, в связи, с чем определить с достоверностью конкретные расходы и доходы относительно субсидированного маршрута, наличие убытков для их покрытия субсидированными средствами, не представляется возможным, а обществом обратное не доказано.

С актом проверки Счетной палаты области от 19.12.2012 № 33-16/212, в котором отражены все вышеуказанные обстоятельства, ознакомлена директор ООО «Парнас» Бровикова О.Г. и главный бухгалтер ООО «Парнас» Коваленко О.В.

Ответчиком акты счетной палаты от 21.12.2012 г., от 19.12.2012 г. не оспорены, о фальсификации акта или о проведении бухгалтерской экспертизы, в установленном законом порядке, ответчиком не заявлялось, несмотря на то, что суд предлагал ответчику рассмотреть вопрос о назначении бухгалтерской экспертизы, в связи с чем откладывал судебное разбирательство на 18.02.2014 г.

В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Таким образом, сведения, изложенные в акте проверки от 21.12.2012 г. (л.д.20 т.1), в акте проверки от 19.12.2012 г.(л.д.26 т.10) и отчете о результатах проверки от 22.01.2013 г. (л.д.99 т.1), судом принимаются в качестве надлежащих доказательств по делу в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а доводы ответчика, изложенные в дополнительном отзыве (л.д.62 т.3) о том, что акт Счетной палаты не может являться надлежащим доказательством отклоняются.

В ходе проверки Счетной палатой Оренбургской области было установлено, что доходы ООО «Парнас» от осуществления перевозки по договору поручения № 8 с МУП "ПАТП", заключенному с МУП «ПАТП» составили 1 815 500 руб., расходы - 1 373 500 руб., полученная прибыль составляет 442 000 руб. (стр. 48 Отчета о результатах проверки счетной палаты Оренбургской области, л.д.122 на обороте т.1).

Правила распределения и предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на возмещение расходов, связанных с осуществлением пригородных пассажирских перевозок автомобильным транспортом утверждены Постановлением Правительства Оренбургской области от 30.06.2009 г. № 337-п.

Согласно пункту 3 Постановления администрации МО Оренбургский район № 2612-п от 04.05.2011 г. субсидии предоставляются перевозчикам при условии:

1) предоставления выписки из утвержденного реестра регулярных
 муниципальных маршрутов;

2) наличие заключенных договоров на право осуществления
 пассажирских перевозок на пригородных маршрутах;

3) обеспечения перевозок населения на пригородных маршрутах по тарифам, утвержденным в установленном законодательством порядке;

4) ведения перевозчиками раздельного учета доходов и расходов по видам перевозок.

В ходе проверки Счетной палатой было установлено, что прибыль ООО "Парнас" (Перевозчика) составила 442 000 руб. (л.д.115 (а так же л.д.115 на обороте, т.1), убытки не установлены, раздельного учета доходов и расходов по видам перевозок перевозчиком не велось, надлежащих доказательств того, что возникшие убытки возникли у общества в связи с исполнением договора поручения с МУП "ПАТП", при осуществлении пассажирских перевозок по аналогичному маршруту, зарегистрированному непосредственно ООО "Парнас", не представлено, следовательно, право на получение субсидии ООО «Парнас» не имело, иное в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не доказано.

При данных обстоятельствах, доводы ответчика (л.д.81 т.2) о том, что постановлением администрации МО Оренбургский район от 04.05.2011 г. № 2612-п не установлен порядок определения размера убытков, перечень расходов при осуществлении перевозок, подлежащих включению в состав убытков, в связи с чем субсидии были получены обоснованно, судом отклоняются.

В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Согласно п. 11 постановления администрации МО Оренбургский район № 2612-п от 04.05.2011 г. автотранспортные организации несут ответственность за недостоверность представляемых отчетов. В случае нарушения условий предоставления субсидий, соответствующие средства подлежат возврату в областной бюджет.

При данных обстоятельствах у суда отсутствуют основания полагать, что обществом правомерно получены бюджетные средства.

Исходя из вышеизложенного, перевозчиком ООО «Парнас» в нарушение условий и в нарушение порядка предоставления субсидий были получены средства на возмещение расходов, связанных с осуществлением им пригородных пассажирских перевозок, в размере 465 520 рублей, в том числе за счет областного бюджета - 418 968 рублей; за счет местного бюджета - 46 552 руб.

Доводы ответчика о том, что он является ненадлежащим ответчиком, судом рассмотрены и отклоняются по следующим основаниям.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (статья 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Под субсидиями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Согласно договору поручения от 31.12.2010 г. № 8 обществу "Парнас" (поверенному) оплачивается выделенная субсидия, выплату которой производят не позднее 5 дней со дня поступления субсидии на расчетный счет доверителя, согласно предоставленным отчетам.

Согласно платежным поручениям № 302 от 24.11.2011 г., № 327 от 22.12.2011 г., № 367 от 30.12.2011 г. (л.д.70-72 т.1), общество "Парнас" являлось получателем субсидии по выпадающим доходам автотранспортных предприятий, о чем указано в платежных поручениях в графе: "Основания платежа".

Поскольку материалами дела подтверждается, что спорные денежные средства, полученные ООО "Парнас", выделялись из бюджета на покрытие расходов, связанных с осуществлением пригородных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, следовательно, ответчику целевым образом перечислялись денежные средства, являющиеся субсидиями для автоперевозчиков (л.д.42 т.1).

Доводы ответчика о том, что в состав расходов общества "Парнас" входили расходы от автобазы ответчика, расположенной по адресу: г.Оренбург,ул.Березка,16 до начального пункта маршрута № 157 - с. Нежинка, что составляет более 10 км, судом рассмотрены и отклоняются в силу норм статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по следующим основаниям.

Из текста представленного ответчиком в материалы дела договора аренды нежилого помещения от 01.06.2011 г. № 2, заключенный между ООО "Парнас" (арендатор) и ООО "СК- "Солидарность" (арендодатель) на аренду 630 кв.м, из которых 30,0 кв.м - под офис, 600 кв.м - под гараж (л.д.64 т.3) не следует, что по данному адресу располагалась автобаза ответчика и находился именно тот автотранспорт, который осуществлял пассажирские перевозки по спорному маршруту № 157 Т, поскольку из материалов дела следует и судом установлено, что ответчик включен в реестр перевозчиков по иным семи автобусным маршрутам. При этом акт приема-передачи указанных нежилых помещений не представлен, надлежащих документальных доказательств того, что от указанного адреса до начальной остановки в с.Нежинка расстояние составляет 10 км не представлено.

Доводы ответчика о том, что администрация МО Оренбургский район не является надлежащим истцом по делу, судом рассмотрены и отклоняются по следующим основаниям, поскольку вопросы возврата областных бюджетных субсидий регулируются между администрацией МО Оренбургский район и Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области на основании соглашения № 26 от 10.02.2011 г. о предоставлении субсидий из областного бюджета бюджету муниципального района на возмещение расходов, связанных с осуществлением пригородных пассажирских перевозок автомобильным пассажирским автотранспортом общего пользования в 2011 г. (л.д.11 т.1). На основании данного соглашения Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области вправе потребовать возврат выделенных субсидий именно от администрации МО Оренбургский район, как от лица, получившего субсидию, иные лица не являются участниками данного соглашения.

Согласно пункту 1.1 соглашения №26 от 10.02.2011 г. о предоставлении субсидий из областного бюджета бюджету муниципального района на возмещение расходов, связанных с осуществлением пригородных пассажирских перевозок автомобильным пассажирским автотранспортом общего пользования в 2011 г. администрация МО Оренбургский район обязана принять субсидию, использовать по целевому назначению и обеспечить софинансирование указанных мероприятий.

Следовательно, относительно правомерности использования выделенных субсидий перед администрацией Оренбургского района несут ответственность непосредственно перевозчики, получившие данную субсидию от муниципального образования в лице его исполнительных органов.

Кроме того, суд полагает необоснованным ссылки ответчика на пункт 11 Порядка распределения и предоставления субсидий (утв. постановлением администрации МО Оренбургский район 04.05.2011 г. № 2612-п, л.д.18 т.1) (далее-Порядок), поскольку из смысла указанного Порядка, учитывая условия пункта 7 Порядка, в случае нарушения условий предоставления субсидий, соответствующие средства подлежат возврату в областной бюджет администрацией МО Оренбургский район, являющейся главным распорядителем полученных бюджетных средств.

Кроме того, Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (далее - Министерство) в своем письменном отзыве не возражает против заявленного иска (л.д.106 т.2). Так же у Министерства не утрачено право возврата в областной бюджет субсидий, предоставленных перевозчикам администрацией МО Оренбургский район в нарушение установленного Порядка, предъявив данные требования непосредственно к администрации МО Оренбургский район.

Вместе с тем, доводы истца о ничтожности договора поручения от 31.10.2012 г. № 8 (л.д.69 т.1, л.д.52 т.11), судом оцениваются критически, поскольку суд полагает, что наличие в данном договоре условий об оплате стоимости услуг полученными субсидиями, не влечет недействительность всей сделки по основаниям ничтожности.

При данных обстоятельствах, а так же, поскольку доказательств возврата ответчиком субсидии в материалы дела не представлено, исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Взыскать с Общества с ограниченной ответственность «Парнас», п. Чкалов, Оренбургский район, Оренбургская область в пользу Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области, с. Ивановка Оренбургский район, Оренбургская область, 465 520 руб.

2. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Парнас», п. Чкалов, Оренбургский район, Оренбургская область в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 12 310 руб.40 коп.

3. Исполнительный лист выдать взыскателю и налоговой инспекции в порядке, предусмотренном статьями 319, 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

Копии решения направить лицам, участвующим в деле.

Судья И.Э. Миллер