Арбитражный суд Оренбургской области
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Оренбург Дело № А47-276/2008 АК-21 «04» марта 2008 г.
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Н.И. Говыриной.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.Н. Поляковой
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Оренбургоблгаз», г. Оренбург
к ГУ «Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области», г. Оренбург.
о признании решения от 21.11.07 г. № 06-1071 недействительным
при участии:
от заявителя: Горбунова Татьяна Яковлевна – начальник юридического отдела (доверенность № 175 от 26.12.2007 г.);
от ответчика: Мутагаров Ильнур Маратович – юрисконсульт (доверенность № 03-05 от 14.01.08 г.); Вагнер Ольга Александровна – государственный эксперт (доверенность № 10 от 11.02.2008 г.).
Заявление рассмотрено в открытом судебном заседании в соответствии с ч. 1 ст. 11, ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Установил:
ОАО «Оренбургоблгаз» просит суд признать недействительным решение ГУ «Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области» от 21.11.07 г. № 06-1071 об аннулировании лимитов размещения отходов.
ГУ «Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области» в отзыве от 03.03.08 г. № 03-148 с заявлением общества не согласилась в связи с его неправомерностью.
В ходе судебного разбирательства ходатайств, отводов от лиц, участвующих в деле заявлено не было. Правовых оснований для отложения судебного разбирательства не имелось.
Изучив материалы дела и законодательство, регулирующее данные правоотношения, арбитражный суд счел заявление ОАО «Оренбургоблгаз» подлежащим удовлетворению по следующим правовым основаниям.
Как видно из заявления общества 8 ноября 2007 года ОАО «Оренбургоблгаз» обратился в государственное учреждение «Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области» за продлением лимитов на размещение отходов для структурных единиц Общества.
21 ноября 2007 года письмом № 06-1071 ГУ «Государственная
инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области» отказывает
в продлении лимитов из-за отсутствия лицензии на осуществление
деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке,
размещению опасных отходов.
Считая, данный отказ незаконным, общество обратилось в арбитражный суд по следующим основаниям.
В силу п/п 74 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 09.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерациипредпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Из смысла ст. 17 Закона «О лицензировании отдельных видов, деятельности» следует, что лицензированию подлежит самостоятельный вид деятельности – по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке,размещению опасных отходов.
В Федеральном законе № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» используются следующие основные понятия:
отходы производства и потребления (далее-отходы) – остатки сырья,материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду;
использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;
обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду.
Таким образом, в Законе прямо указано, что деятельность, в процессе которой образуются отходы не подлежит лицензированию.
В процессе деятельности Общества образуютсяопасные отходы, как например: ртутные лампы, отработанные аккумуляторы, отработанные масла моторные, опилки древесные, использованный обтирочный материал и др.
В соответствии с Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 года № 461 OAO «Оренбургоблгаз» был разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представлены указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа.
OAO «Оренбургоблгаз» были разработаны проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по трестам «Гаймежрайгаз», «Новотроицкмежрайгаз», Адамовской КЭС треста «Орскмежрайгаз», выданы соответствующие заключения, установлены лимиты на размещение отходов до 30.08.2009 г.
Лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья.
Общество представило в уполномоченный орган технический отчет о неизменности процессов хозяйственной деятельности и баланса массы отходов за отчетный период с 30.08.06 г. по 30.08.2007 г. Однако получило решение ГУ «Государственная инспекция по охране окружающей среды оренбургской области» о том, что лимиты не подтверждаются, в связи с отсутствием в материалах дела лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Арбитражный суд согласился с правовой позицией ОАО «Оренбургоблгаз» как основанной на ст. 17 Закона «О лицензировании отдельных видов, деятельности» № 128-ФЗ от 09.08.2001 г., так как само общество не занимается таким самостоятельным видом деятельности как сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, размещение опасных отходов. Целью ОАО «Оренбургоблгаз» является поставка газа потребителям.
В арбитражном деле имеется решение арбитражного суда Оренбургской области от 14.02.08 г. № А47-8784/07 АК-34 об удовлетворении заявления ОАО «Оренбургоблгаз» к Управлению Ростехнадзора по Оренбургской области о признании незаконным решения последнего № 01-ж-11-7643 от 26.09.07 г. «Об аннулировании лимитов». Суд решил, что представление лицензии является обязанностью тех лиц которые осуществляют деятельность непосредственно по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в процессе производственной деятельности открытое акционерное общество «Оренбургоблгаз» образуются отходы, относящиеся к 1,4,5 классам опасности. Обществом осуществляется их частичное накопление и временное хранение на своей территории в специально обустроенных местах до момента их передачи соответствующим лицензируемым организациям, непосредственно занимающимся деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов. Данные обстоятельства, подтверждаются договорами, актом выполненных работ.
Поскольку накопление и временное размещение отходов не являются целенаправленной деятельностью общества, то следовательно, у заявителя отсутствует обязанность по получению лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Возражения ответчика судом отклоняются, как основанные на неправильном расширительном толковании ст. 17 ФЗ № 128-ФЗ от 09.08.01 г. «О лицензировании отдельных видов, деятельности».
В соответствии с ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Указанную обязанность ответчиком суд счел не выполненной.
С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, с у д
Р Е Ш И Л:
1. Заявление открытого акционерного общества «Оренбургоблгаз», г. Оренбург удовлетворить.
Признать недействительным решение ГУ «Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области» № 06-1071 от 21.11.2007 г. Обязать ответчика устранить допущенное нарушение в недельный срок.
2. Взыскать с ГУ «Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области» в пользу открытого акционерного общества «Оренбургоблгаз» 2000 руб. расходов по государственной пошлине.
Исполнительный лист выдать заявителю после вступления решения в законную силу.
3. Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области. Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья Н.И. Говырина
Резолютивная часть решения объявлена 04.03.2007г.
В полном объеме решение изготовлено и отдано в печать 04.03.2007г.
3