Арбитражный суд Оренбургской области
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Оренбург
27 февраля 2009 года Дело № А47- 288 /2009
Резолютивная часть решения объявлена 24 февраля 2009 года
Решение изготовлено в полном объеме 27 февраля 2009 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Александрова А.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ларькиным В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Медногорский медно-серный комбинат» (г. Медногорск Оренбургской области) к Территориальному управлению Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области (г.Оренбург) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 29.12.2008 № 2/147
при участии представителей сторон:
от заявителя: ФИО1 – представитель (доверенность от 11 января 2009, № б/н, постоянная), ФИО2 – представитель (доверенность от 12.02.2009 № б/н, постоянная),
от ответчика: ФИО3 – главный специалист-эксперт (доверенность от 13.12.2006 № 53-01-14/2116, постоянная)
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании 17.02.2009 объявлялся перерыв до 24.02.2009 до 15час. 00 мин.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Медногорский медно-серный комбинат» (далее – ООО «ММСК», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области (далее – Управление, административный орган) о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении от 29.12.2008 № 2/147.
Отводов суду, помощнику судьи и ходатайств не заявлено.
В ходе открытого судебного заседания арбитражным судом установлено следующее:
Управлением проведена проверка соблюдения обществом валютного законодательства при совершении валютных операций за 2007-2008 год, в том числе, в части, касающееся исполнения контракта от 01.01.2007 г. № 10/01 (л.д. 93 т.1) между ООО «ММСК» (РФ) и ТОО «Юбилейное» (Республика Казахстан).
По результатам проверки 02.12.2008 составлен акт (л.д. 81-88 т.1), протокол об административном правонарушении от 16.12.2008 № 2/147 (л.д. 10-16 т.1). По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении административным органом вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 29.12.2008 № 2/147 (л.д. 17-23 т. 1), в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 40 000 рублей.
Общество, просит признать незаконным обжалуемое постановление в связи с отсутствием вины в совершении правонарушения, по мотиву задержки возврата КТС таможенным органом. В дополнении к заявлению от 24.02.2009 общество просит признать незаконным обжалуемое постановление в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, поскольку оно не содержит угроз для личности, общества и государства, совершено впервые без прямого умысла, не повлекло противоправных, негативных последствий, не представляет угрозы охраняемым общественным отношениям, а штраф в размере 40 000 руб. не соразмерен правонарушению.
Ответчик заявленные требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (л.д. 50-53 т. 1), просит суд в удовлетворении заявленного требования отказать. Считает, что доводы заявителя необоснованны, так как из Оренбургской таможни на Орский таможенный пост КТС должна вернуться 01.02.2008, следовательно, заявитель имел достаточно времени для исполнения требований законодательства. При этом, по мнению ответчика, ООО «ММСК» не лишено возможности требовать от таможенных органов исполнения обязанности по оформления КТС в сроки, установленные законодательством.
Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Проверкой установлено, что по контракту от 01.01.2007 г. № 10/01 (л.д. 93 т.1) между заявителем (покупателем) и ТОО «Юбилейное» (республика Казахстан) поставляется раздробленный кварцит на общую сумму 7 500 000 долларов США, вид сделки – «2» - ввоз товаров на территорию Российской Федерации.
Обществом, по данному контракту, 09.01.2007 оформлен паспорт сделки № 07010001/1326/0010/2/0 в филиале «Оренбургский» ОАО «Альфа-Банк» (л.д. 100 т.1).
В связи с изменениями дополнительными соглашениями суммы контракта, общество 01.10.2007, 25.12.2007, 28.04.2008 переоформляло паспорт сделки № 07010001/1326/0010/2/0.
Согласно пункту 6.4 названного контракта, платеж в размере 50 % предварительной стоимости товара, заявленной при отгрузке, производится не позднее 10 рабочих дней с даты отгрузки.
В соответствии с п. 6.5 названного контракта, окончательный платеж за каждую отгруженную продавцом партию товара осуществляется «как только станет известны окончательный вес и окончательные результаты анализов, в течение 10 банковских дней с даты выставления продавцом окончательного счета-фактуры, но в любом случае не позже 30 календарных дней с даты прибытия товара в адрес покупателя».
Общество получило от ТОО «Юбилейное» в декабре 2007 года кварцит необработанный, выпуск товара по всем названным ГТД осуществлен в декабре 2007 года, что подтверждается названными в оспариваемом постановлении ГТД.
По всем названным ГТД обществом представлены справки о подтверждающих документах (л.д. 124-оборотная сторона 126 т.1).
Доводы заявителя о том, что окончательная стоимость ввезенного на таможенную территорию товара подлежала определению на территории покупателя-импортера и уточнялась посредством выставления продавцом- ТОО «Юбилейное» (Республика Казахстан) окончательных счетов-фактур, подтверждаются п. 6.5 и главной № 9 (взвешивание, отбор проб, определение влажности и анализ) контракта (л.д. 64-95 т.1).
Таким образом, изменение фактурной стоимости в связи с получением окончательных счетов-фактур подтверждается материалами дела и признается представителями сторон в судебном заседании.
Следовательно, в связи с получением окончательных счетов-фактур, свидетельствующих об увеличении фактурной стоимости ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации товаров, общество обязано исполнить требования п. 2.16 Положения Центрального банка Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (далее – Положение ЦБ РФ от 1 июня 2004 г. N 258-П).
В соответствии с п. 2.16 Положения ЦБ РФ от 1 июня 2004 г. N 258-П, в случае изменения в течение отчетного месяца данных о фактурной стоимости товаров, вывезенных с таможенной территории Российской Федерации или ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации по таможенной декларации, включенной резидентом в ранее представленную банку паспорта сделки справку о подтверждающих документах, резидент повторно вносит в представляемую за текущий отчетный период справку о подтверждающих документах сведения о такой таможенной декларации и указывает новые данные в порядке, изложенном в приложении 1 к настоящему Положению.
При внесении указанных в настоящем пункте сведений в справку о подтверждающих документах резидент представляет в банк паспорта сделки документы таможенных органов, подтверждающие изменения фактурной стоимости, в порядке, установленном пунктами 2.2 и 2.4 настоящего Положения.
В силу п. 2.4. Положения ЦБ РФ от 1 июня 2004 г. N 258-П, резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 45 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Таким образом, по ввезенному в декабре 2007 года на таможенную территорию Российской Федерации товару общество обязано было представить справку о подтверждающих документах вместе с документами таможенных органов, подтверждающими изменения фактурной стоимости, в банк ПС до 14.02.2008.
Фактически, справки о подтверждающих документах и копии КТС в банк ПС предоставлены в период с 20.03.2008 по 16.04.2008 (л.д. 153-154 т. 1), то есть с нарушением установленного срока.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлено, что несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно Указанию Банка России от 10 декабря 2007 г. N 1950-У формами учета по валютным операциям для резидентов, является, в том числе, справка о подтверждающих документах, указанная в п. 2.2 Положения Банка России N 258-П и составляемая в соответствии с Приложением 1 к Положению Банка России N 258-П.
Таким образом, под несоблюдением установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, понимается также несоблюдение установленных сроков представления справки о подтверждающих документах, что образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Факт нарушения требований пунктов 2.1., 2.2., 2.4., 2.16. Положения ЦБ РФ от 1 июня 2004 г. N 258-П, выразившихся в несвоевременном представлении формы учета и отчетности по валютным операциям (справки о подтверждающих документах), подтверждается материалами дела и признается заявителем.
Однако, нарушение сроков заявитель связывает с задержкой возврата КТС Оренбургской таможней и Орским таможенным постом, в связи с чем, ссылается на отсутствие вины в совершении административного правонарушения.
Общество ссылается на пункт 11. Приложения к Приказу ГТК России от 05.12.2003 N 1399 «О контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации». Согласно названному пункту, после получения и анализа дополнительных документов и сведений или получения письменного обоснования причин, по которым такие документы не могут быть представлены, уполномоченные должностные лица таможенных органов в течение трех рабочих дней со дня их получения принимают решение:
- о принятии заявленной декларантом таможенной стоимости;
- о необходимости корректировки таможенной стоимости путем изменения величины таможенной стоимости в рамках выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости или путем применения другого метода определения таможенной стоимости.
В соответствии с письмом Оренбургской таможни от 21.11.2008 № 53-17/0641 (л.д. 74 т. 1), после принятия решения по стоимости согласно технологической схеме взаимодействия с отделом таможенных платежей ГТД с пакетом документов передаются в Орский таможенный пост Оренбургской таможни для оформления окончательной КТС.
В оспариваемом постановлении по делу об административном правонарушении указано (л.д. 20 т. 1), что после принятия решения по стоимости, согласно технологической схеме взаимодействия с отделом таможенных платежей, ГТД с пакетом документов передаются в Орский таможенный пост Оренбургской таможни для оформления окончательной КТС. Передача документов Оренбургской таможне от Орского таможенного поста осуществляется ежедекадно (1, 10, 20 числа каждого месяца), что соответствует письму Оренбургской таможни от 21.12.2008 № 53-17/0641 (л.д. 74 т. 1).
Согласно служебной записке от 01.12.2008 № 53-15/3071 начальника Орского таможенного поста на имя заместителя начальника Оренбургской таможни (л.д. 4 т. 2), после оформления окончательной КТС отдел таможенных платежей Оренбургской таможни передает на Орский таможенный пост ГТД с КТС, а инспектор Орского таможенного поста вручает 2,3 экземпляры КТС декларанту ООО «ММСК» впоследствии по прибытию его на Орский таможенный пост. В связи с этим, не представляется возможным указать точную дату направления КТС в адрес ООО «ММСК».
Таким образом, порядок взаимодействия декларанта, Орского таможенного поста и Оренбургской таможни предполагает, что после представления декларантом КТС на Орский таможенный пост и принятия решения по КТС (таможенной стоимости) в течение установленных трех рабочих дней (подтверждения стоимости) происходит документооборот между таможенным постом и Оренбургской таможней. Вместе с тем, осуществление данного документооборота фактически требует более длительного периода времени. При этом, декларант, получает подтвержденную (окончательную) КТС при личной явке за ним на Орский таможенный пост.
В силу ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Данные оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении, о датах представления в таможенный орган корректировок таможенной стоимости и о датах получения заявителем корректировок таможенной стоимости от таможенного органа, подтверждаются списками входящих документов Орского таможенного поста, журналом входящей корреспонденции общества, штампами входящей корреспонденции на КТС и признаются представителями сторон в судебном заседании.
В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие, что в отношении всех названных в оспариваемом постановлении ГТД окончательные корректировки таможенной стоимости от Оренбургской таможни были получены Орским таможенным постом до 01.02.2008.
Таким образом, изложенные в оспариваемом постановлении и отзыве доводы административного органа о том, что КТС на Орский таможенный пост должна была вернуться 01.02.2008, не подтверждены документально и носят предположительный характер.
Кроме того, письмом от 11.03.08 № 01-2008/456 (л.д. 23 т.2) подтверждается направление обществом в таможенный орган просьбы ускорить возврат КТС (имеющие отношения к предмету настоящего спора КТС №№ 10409100 /061207 /П000085, 10409100 /061207 /П000086, 10409100/ 071207 /П000110, 10409100 /111207 /П000194, 10409100 /121207/ П000235, 10409100 /151207/ 0000315, 10409100/ 181207 /0000368, 10409100/ 191207/ 0000401, 10409100/ 201207 /П000467, 10409100/ 221207/ П000536, 10409100/ 241207/ П000565, 10409100 /251207 /П000596).
Письмом от 31.03.08 № 01-2008/612 (оборотная сторона л.д. 23 т.2) подтверждается обращение в таможенный орган с просьбой указать причину длительного рассмотрения КТС, которые не были возвращены по состоянию на дату письма (имеющие отношения к предмету настоящего спора КТС №№ 10409100 /061207 /П000085, 10409100 /061207 /П000086, 10409100/ 071207 /П000110). При этом, в тексте названного письма имеется ссылка на письмо от 11.03.08 № 01-2008/456.
В ответ на письмо от 31.03.08 № 01-2008/612, Оренбургской таможней письмом от 21.04.2008 № 25-10/6752 (л.д. 24 т. 2) сообщено заявителю, что сложившаяся ситуация будет учтена в случае проведения специалистами таможни проверки ООО «Медногорский медно-серный комбинат» требований валютного законодательства.
Названная переписка, с обоснованием причин нарушения установленных валютным законодательством сроков представления в банк ПС справки о подтверждающих документах, письмом от 24.11.2008 № 01-2008/2145 (л.д. 22 т.2) предоставлена Управлению, что послужило основанием возбуждения дела об административном правонарушении (л.д. 79 т. 1) для установления вины общества.
Однако, в результате проведения административного расследования Управлением не опровергнуты изложенные в письмах от 11.03.08 № 01-2008/456, 31.03.08 № 01-2008/612 сведения о том, что по состоянию на 11.03.2008 у общества отсутствует возможность получения подтвержденной таможенным органом корректировки таможенной стоимости.
Согласно ч. 3 и 4 ст. 1.5. КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу ч. 4 ст. 210 АПК РФ, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Соответственно, наличие у общества возможности до 14.02.2008 получить от таможенного органа подтвержденные КТС административным органом с позиции ч. 4 ст. 210 АПК РФ, ч. 3 и 4 ст. 1.5. КоАП РФ не доказано.
При вынесении решения судом отклоняется довод ответчика о том, что Общество имело возможность обратиться в таможенный орган заблаговременно, то есть в день получения от контрагента исправленных счетов-фактур, как не имеющий значения для рассмотрения спора по существу, поскольку из представленных в материалы дела доказательств следует, что спорные КТС находились на утверждении в таможенном органе более 45 дней, что исключило соблюдение ответчиком установленного законодательством срока представления в банк паспорта сделки справки о подтверждающих документах.
В связи с тем, что установленный п. 2.16 Положения ЦБ РФ от 1 июня 2004 г. N 258-П порядок требует от резидента представления в банк ПС документов таможенных органов, подтверждающих изменения фактурной стоимости, возможность исполнения резидентом своих обязанностей поставлена в зависимость от своевременного подтверждения таможенным органом корректировки таможенной стоимости и, соответственно, своевременности возврата таможенным органом КТС резиденту.
Однако, от таможенного органа корректировки таможенной стоимости возвращены обществу в период с 26.03.2008 по 16.04.2008, то есть после истечения установленного законодательством срока представления справки о подтверждающих документах (14.02.2008).
Соответственно, в момент мстечения установленного срока представления в банк ПС справки о подтверждающих документах у общества отсутствовала возможность соблюдения требования законодательства в связи с задержкой возврата таможенным органом подтвержденных корректировок таможенной стоимости.
В связи с чем, наличие вины общества в совершении правонарушения административным органом не доказано.
Доводы ответчика о том, что ООО «ММСК» не лишено возможности требовать от таможенных органов исполнения обязанности по оформлению КТС в сроки, установленные законодательством, с учетом писем общества от 31.03.08 № 01-2008/612, от 11.03.08 № 01-2008/456 не основаны на материалах административного дела.
Кроме того, при вынесения решения судом принимается во внимание, что в спорный период имелась несогласованность между нормативными правовыми актами, регулирующими данные правоотношения в части установления сроков для предоставления сведений в банк паспорта сделки и установления сроков проведения таможенного контроля соответствующих сведений. В частности, согласно п. 2.4. Положения ЦБ РФ от 1 июня 2004 г. N 258-П, резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 45 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11. Приложения к Приказу ГТК России от 05.12.2003 N 1399 «О контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации». Согласно названному пункту, после получения и анализа дополнительных документов и сведений или получения письменного обоснования причин, по которым такие документы не могут быть представлены, уполномоченные должностные лица таможенных органов в течение трех рабочих дней со дня их получения принимают соответствующее решение. Пунктом 10 данного приложения установлен срок для проведения мероприятий таможенного контроля, который также составляет не более 45 дней.
Указанием ЦБ РФ от 26.09.2008 N 2080-У в пункт 2.16 Положения Центрального банка РФ от 1 июня 2004 г. N 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» внесены изменения, согласно которым изменения в стоимости учитываются в новой справке, к которой прикладываются документы, подтверждающие изменение стоимости (в прежней редакции указывались документы таможенных органов, подтверждающие изменения фактурной стоимости) и срок представления которых, не превышает 15 календарных дней, исчисляемый после даты оформления документов, подтверждающих изменение стоимости.
Данные изменения свидетельствуют об устранении несогласованности в правовом регулировании, относящегося к периоду предмета настоящего дела, допускающего возможность нарушения резидентом требований валютного законодательства без наличия его вины в совершении правонарушения.
На основании изложенного заявленные обществом требования о признании незаконным постановления Управления по делу об административном правонарушении от 29.12.2008 № 2/147 подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
1. Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области по делу об административном правонарушении от 29.12.2008 № 2/147 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Медногорский медно-серный комбинат» к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 40 000 рублей.
Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18aaс.ru) или ФАС Уральского округа (www.fasuo.arbitr.ru).
Судья А.А. Александров