Арбитражный суд Оренбургской области
Именем Российской Федерации
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Р Е Ш Е Н И Е
г. Оренбург Дело № А47-2906/2009
30 сентября 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена 23 сентября 2009 года.
Полностью текст решения изготовлен 30 сентября 2009 года.
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи С. Г. Фёдоровой, при ведении протокола секретарем Л. П. Войцеховской, рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Администрации Муниципального образования Бузулукский район (г. Бузулук) к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области (г. Оренбург) о признании недействительным предписания от 04.03.2009г. № 53-07-07/484, с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя – Министерства молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области (с учетом определения об установлении процессуального правопреемства от 01.07.2009г.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился (извещен);
от ответчика: ФИО1 – главного контролера-ревизора юридического отдела (доверенность № 53-01-14/1620 от 28.05.2007г., постоянная);
от третьего лица: не явился (извещен)
На основании ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 16 сентября 2009г. до 23 сентября 2009г. до 16 час. 00 мин.
УСТАНОВИЛ:
Администрация Муниципального образования Бузулукский район (далее заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с требованием к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области (далее ответчик, Управление) о признании недействительным предписания от 04.03.2009г. № 53-07-07/484. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя, привлечено Министерство молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области (с учетом определения об установлении процессуального правопреемства от 01.07.2009г.).
Права и обязанности лицам, участвующим в деле, разъяснены. Отводов составу суда, секретарю судебного заседания и ходатайств не заявлено.
В открытом судебном заседании арбитражным судом установлено следующее.
В период с 28.01.2009г. по 03.02.2009г. должностными лицами Управления проведена проверка использования субсидий бюджету Оренбургской области, в том числе проверка соблюдения порядка предоставления и правомерности использования субсидий молодым семьям для приобретения жилья администрацией Бузулукского района Оренбургской области.
Результаты проверки оформлены актом б/н от 03.02.2009г., в котором зафиксированы нарушения бюджетного законодательства, выразившиеся в следующем:
- в нарушение п. 3, 17 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006г. № 285 (далее Правила № 285) Администрацией не выносились решения о признании молодых семей участниками программы и включении этих семей в список молодых семей – участников подпрограммы;
- в нарушение п. 21 Правил не соблюден порядок формирования списков молодых семей - участников подпрограммы, а именно неправомерно включена в список участников подпрограммы ФИО2, поскольку на момент включения ее в списки необходимый пакет документов отсутствовал. Управление пришло к выводу, что ФИО2 включена в список претендентов 24.11.2006г., однако представленные на проверку документы, подтверждающие право ФИО2 на получение субсидии датированы мартом-апрелем 2007г.
Тем самым, с позиции контролирующего органа, в результате неправомерных действий Администрации ФИО2 необоснованно выплачена субсидия на строительство жилого дома в сентябре 2007г. в сумме 376 920 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 94 230 руб., за счет средств областного бюджета в сумме 282 690 руб.
В связи с выявленными нарушениями, на основании акта проверки администрации муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области вынесено предписание № 53-07-07/484 от 04.03.2009г.
Указанным актом Администрации вменены нарушения п. 21 Правил № 285, п.п. 10, 15, 16, 20, 21, 23 Правил расчета размера субсидии и формирования списков участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области в Оренбургской области на 2003-2010 годы», утвержденных постановлением Правительства Оренбургской области от 28.08.2006 г. № 286-п. (далее Правила № 286-п), а также предписано возместить в доход федерального бюджета средства в сумме 94 230 руб.
Полагая, что предписание № 53-07-07/484 от 04.03.2009г. не соответствует закону и нарушает ее права и охраняемые интересы, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Незаконность предписания заявитель мотивирует следующим.
В соответствии с федеральными Правилами № 285 порядок формирования списка участников программы и его форма определяются органом исполнительной власти субъекта РФ. Подобное регламентирование содержится в Правилах расчета размера субсидии и формирования списков участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области в Оренбургской области на 2003-2010 годы», утвержденных постановлением Правительства Оренбургской области от 28.08.2006 г. № 286-п.
Заявитель отмечает, что областными Правилами № 286-п предусмотрено, что в отдельных случаях по решению государственного заказчика Программы на основании ходатайства муниципального образования в данный список могут быть включены молодые семьи - участники Программы, изъявившие желание получить социальную выплату в планируемом году. Именно данный порядок был применен в отношении ФИО2, главой муниципального образования Бузулукский район в адрес заказчика (Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области) было направлено ходатайство от 22.11.2006 г. за № 1499 о включении молодой семьи ФИО2 в число участников программы-претендентов на получение субсидии в 2007г.
Заявитель утверждает, что администрация района воспользовалась лишь своим правом, окончательное решение о включении ФИО2 в списки принималось государственным заказчиком Программы. Кроме того, по мнению Администрации, ФИО2 были представлены все необходимые документы.
Заявитель также не согласен с выводами Управления о нарушении пунктов 15, 16 Правил № 286-п, содержащих требование об учете приоритетности при формировании списков, поскольку согласно пункту 14 данного нормативного правового акта формирует и утверждает единый областной список участников Программы Исполнитель Программы, которым администрация Бузулукского района не является.
По мнению Администрации, в силу действующего законодательства на органе местного самоуправления лежит только обязанность по приему заявлений и формированию учетных дел участников Программы, что исполнено надлежащим образом. Заявитель также полагает, что указание в предписании на нарушение иных пунктов областных Правил не является обоснованным, т.к. они регламентирует компетенцию Исполнителя, которым является Комитет по делам молодежи Оренбургской области, а не администрация Бузулукского района. Заявитель настаивает, что субсидия на строительство индивидуального жилого дома в 2007 г., в том числе за счет средств федерального бюджета 94230 рублей, получена ФИО2 правомерно.
Ответчик требования Администрации не признает, считает оспариваемое предписание законным и обоснованным, поскольку анализ всей документации, представленной в ходе проверки, показал наличие выявленных нарушений. Управление считает, что ФИО2 была включена в список молодых семей – претендентов на получение субсидии, минуя включение в единый список молодых семей-участников программы, т.е. последовательная процедура, предусмотренная нормативными положениями не была соблюдена. При этом Управление указывает, что условия для включения ФИО2 в списки претендентов фактически не соблюдены, поскольку администрацией муниципального образования Бузулукский район решение о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий не принималось, представленное к проверке решение от 27.10.2006г. № 682 вынесено другим муниципальным образованием и позднее сроков формирования областных списков участников программы. Кроме того, обращает внимание на то обстоятельство, что на заявлении ФИО2 отсутствует дата, которая фактически определяет дату постановки на учет.
Основное возражение ответчика касается того обстоятельства, что документы ФИО2 представлены позднее (ноябрь 2006г.), чем был сформирован областной список участников программы, формирование которого осуществляется не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому году.
В отзыве на заявление Управление указывает, что Администрацией не были исполнены надлежащим образом функции по учету молодых семей, что в конечном итоге привело к неправомерной выдаче субсидии. Просит суд в удовлетворении требований заявителю отказать.
Министерство молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области по существу заявленных требований поддерживает правовую позицию заявителя. В отзыве на заявление поясняет, что основанием для включения ФИО2 в списки молодых семей, изъявивших желание получить субсидию в 2007г. явилось решение государственного заказчика – Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области в лице министра ФИО3, которое, в свою очередь, принято по ходатайству администрации Бузулукского района. Третье лицо считает, что в спорном случае был соблюден порядок формирования списка молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты согласно п. 23 областных Правил, неправомерного исключения иных семей из списка претендентов за счет включения семьи ФИО2 не допущено. Просит суд требования заявителя удовлетворить.
Исследовав имеющиеся по делу доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что требования администрации муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома регулируется Правилами предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006г. № 285.
В силу указанных Правил, организация работы по приему необходимых документов и проверка содержащихся в них сведений возложена на органы местного самоуправления.
Согласно п. 22 федеральных Правил порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В связи с чем, Правительством Оренбургской области принято Постановление № 286-п от 28.08.2006г., утвердившее Правила расчета размера социальной выплаты и формирования списков участников программы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003 - 2010 годы" (Правила № 286-п).
Анализ положений нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения, позволяет суду прийти к выводу, что законодательством фактически предусмотрено два способа внесения молодой семьи в список участников программы, изъявивших желание получить субсидию в планируемом году.
В первом случае идет последовательная заявительная процедура, предусмотренная как федеральными, так и областными Правилами, со строго регламентированными сроками формирования единых списков участников программы и их утверждения.
Во втором случае, законодатель допустил возможность включения в списки участников программы молодой семьи на основании решения государственного заказчика. Согласно п. 17 областных Правил в отдельных случаях по решению государственного заказчика Программы на основании ходатайства муниципального образования в единый список участников Программы могут быть включены молодые семьи - участники Программы.
Анализ п. 23 областных Правил позволяет суду прийти к выводу о том, что законодательством допускается возможность внесения дополнительных лиц (в том числе по решению государственного заказчика) до момента утверждения списка участников Программы – претендентов на получение субсидий в планируемом году.
Как следует из материалов дела, семья ФИО2 включена в число молодых семей – претендентов на получение субсидии на основании решения государственного заказчика.
Таким образом, определяющее значение в спорной ситуации (законность использования субсидии) имеет наличие либо отсутствие у ФИО2 оснований для участия в Программе (соблюдение п. 10 Правил № 286-п), правильность формирования учетного дела (соблюдение п. 20 Правил № 286-п), а также принятие решения государственным заказчиком о включении ФИО2 в список молодых семей, желающих получить субсидию в 2007г. до момента утверждения списков молодых семей – претендентов и резерва на получение субсидии на приобретение жилья в 2007г. по программе «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003-2010 годы» (соблюдение п. 23 Правил № 286-п).
Согласно Закону Оренбургской области от 28 февраля 2003 года N 63/3-III-ОЗ «ОБ ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММЕ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003 - 2010 ГОДЫ", Правилам № 286-п (в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям) участником Программы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 30 лет, либо неполная семья, состоящая из одного родителя в возрасте, не превышающем 30 лет, и одного и более детей, признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий, постоянно проживающая на территории Оренбургской области и изъявившая желание участвовать в реализации Программы.
Перечень документов, представление которых обязательно для участия в Программе содержится в п. 15 Правил предоставления субсидий № 285, п. 10 Правил расчета размера субсидии и формирования списков участников программы № 286-п.
Согласно п. 10 Правил № 286-п молодые семьи подают в органы местного самоуправления по месту своей регистрации заявление с приложением следующих документов:
а) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность супругов (копия);
б) свидетельство о браке (на неполную семью не распространяется) (копия);
в) свидетельство о рождении на каждого ребенка либо документы, подтверждающие усыновление ребенка (копия);
г) гарантию, подписанную заявителем, в том, что молодая семья способна оплатить стоимость жилья, превышающую размер субсидии.
В соответствии с указанным пунктом органы местного самоуправления организуют проверку правильности заполнения заявления и соответствие копий оригиналам документов. В установленном муниципальным образованием порядке орган местного самоуправления принимает решение, подтверждающее нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий. Данное решение прикладывается к заявлению молодой семьи.
Вместе с тем, п. 15 федеральных Правил № 285 предусматривает, что для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления, в том числе, документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, федеральное законодательство не содержит требования об обязательном признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий именно тем органом местного самоуправления, в который подается заявление на участие в Программе.
В акте проверки контролирующий орган указал на отсутствие необходимых документов, датированных ноябрем 2006г., в связи с чем, пришел к выводу о неправомерности постановки семьи ФИО2 на учет 21.11.2006г.
Однако заявителем к акту проверки были представлены возражения, в которых Администрация указала на фактическое наличие документов, подтверждающих правомерность постановки семьи ФИО2 на учет 21.11.2006г.
В заключении на возражение к акту проверки Управление дало оценку представленным документам, отметив отсутствие решения о признании семьи ФИО2 нуждающейся в улучшении жилищных условий в ноябре 2006г.
Следует отметить, что при разрешении спора в судебном разбирательстве суд устанавливает фактические обстоятельства дела и дает оценку всем представленным в дело доказательствам.
Как усматривается из материалов дела, пакет документов, представленный ФИО2 в администрацию муниципального образования Бузулукский район, включал в себя:
- заявление о включении в состав участников программы б/д;
- копии паспортов ФИО2 и ее супруга ФИО4;
- копию свидетельства о заключении брака;
- свидетельство о рождении ребенка;
- справки № № 2353, 2354, 2355 от 11 ноября 2006г. об отсутствии у ФИО2 и ее супруга ФИО4, ее сына ФИО5 в г. Бузулуке и Бузулукском районе домовладения (приватизированной квартиры);
- справки органа местного самоуправления № 20, 21 от 17.11.2006г. о том, что ФИО2 зарегистрирована на территории Краснослободского сельсовета Бузулукского района Оренбургской области, не имеет жилья на территории данного муниципального образования;
Кроме того, в материалах арбитражного дела имеется:
- постановление главы г. Бузулука № 111 от 27.10.2006г. о признании семьи ФИО4 (супруг ФИО2) нуждающейся в улучшении жилищных условий;
- уведомление № 682 от 27.10.2006г. о признании семьи ФИО4 нуждающейся в улучшении жилищных условий с составом семьи 3 чел.
Поскольку материалы дела содержат решение о признании семьи С-вых в составе 3 чел. (ФИО2, ФИО4, ФИО5) нуждающейся в улучшении жилищных условий, данное решение вынесено органом местного самоуправления по месту регистрации одного из супругов и датировано 27.10.2006г. (постановление главы г. Бузулука № 111 от 27.10.2006г.), при этом иные имеющиеся в деле документы (справки № № 2353, 2354, 2355 от 11 ноября 2006г., № 20, 21 от 17.11.2006г.) не содержат сведений, позволяющих усомниться в фактической нуждаемости семьи ФИО2 в улучшении жилищных условий, суд приходит к выводу о соблюдении п. 15 Правил № 285, п. п. 10, 20 Правил № 286-п в части наличия необходимого пакета документов для постановки семьи ФИО2 на учет в качестве молодой семьи, желающей стать участником Программы.
Суд находит обоснованным довод заявителя о том, что сам факт отсутствия оформленного в виде отдельного документа решения о включении либо об отказе во включении молодой семьи в число участников Программы не является безусловным основанием для признания Администрации нарушившей п. 10 Правил № 286-п.
Так в материалах дела имеется уведомление № 1498 от 22.11.2006г., направленное администрацией муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области в адрес ФИО2 о рассмотрении представленного ею пакета документов, постановке семьи ФИО2 на учет по программе «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области» с указанием даты постановки на учет 21.11.2006г.
Кроме того, в ходатайстве органа местного самоуправления № 1499 от 22.11.2006г, поданном государственному заказчику в порядке ст. 17 Правил № 286-п также указано, что семья ФИО2 является участником программы, дата постановки на учет 21.11.2006г. Помимо этого, информация о постановке семьи ФИО2 на учет 21.11.2006г. содержится в информационной анкете молодой семьи, состоящей в очереди на улучшение жилищных условий.
Таким образом, суд считает, что имеющиеся в деле документальные доказательства подтверждают как факт наличия документов, перечень которых предусмотрен п. 15 Правил № 285, п. п. 10. 20 Правил № 286-п, так и факт решения вопроса о включении семьи ФИО2 в число участников программы.
Кроме того, исследование материалов дела показало, что ходатайство государственному заказчику органом местного самоуправления подано 22.11.2006г. Данное ходатайство было рассмотрено, 22.11.2006г. министром строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области (государственный заказчик) принято решение о включении семьи ФИО2 в список молодых семей, желающих получить субсидию в 2007г.
На основании данного решения исполнителем Программы (комитет по делам молодежи Оренбургской области) семья ФИО2 включена в единый областной список молодых семей, желающих получить субсидию в 2007г., что оформлено приказом № 137 от 22.11.2006г. (т.1 л.д. 79, 80).
Таким образом, выводы Управления о том, что семья ФИО2 минуя включение в единый список молодых семей – участников программы, была включена в список - претендентов на получение субсидии противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Согласно п. 23 Правил № 286-п молодые семьи, внесенные в список участников Программы, изъявивших желание получить субсидию в планируемом году, по решению государственного заказчика Программы на основании ходатайства муниципального образования включаются в число участников Программы - претендентов на получение субсидий в планируемом году.
24 ноября 2006г. исполнителем Программы был утвержден список молодых семей – претендентов и резерва на получение субсидии на приобретение жилья в 2007г. по программе Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003-2010 г. Т.е. семья ФИО2 внесена в список участников программы до момента утверждения списка претендентов, что соответствует императивным требованиям п. 23 Положения № 286-п.
На основании изложенного суд считает, что выводы контролирующего органа о незаконном использовании субсидии бюджету Оренбургской области не нашли документального подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Кроме того, вменение заявителю нарушений п. п. 15, 16, 21, 23 Правил №
286-п и возложение на заявителя ответственности в виде возмещения в доход федерального бюджета средств в размере 94230 руб. произведено контролирующим органом без учета предоставленных органу местного самоуправления полномочий применительно к спорной ситуации.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В результате суд приходит к выводу о том, что наличие обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого предписания № 53-07-07-/484 от 04.03.2009г. опровергнуто имеющимися в материалах дела документальными доказательствами, требования заявителя подлежат удовлетворению, предписание Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области следует признать недействительным.
На основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на ответчика, но взысканию не подлежат в силу п/п 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Требования заявителя удовлетворить.
2. Признать недействительным предписание Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области № 53-07-07-/484 от 04.03.2009г.
3. Обеспечительные меры отменить.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Оренбургской области. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом.
Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражный апелляционного суда www.18aac.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru .
Судья С. Г. Фёдорова