ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-3036/2011 от 05.10.2011 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Володарского 39, г. Оренбург, 460046

e-mail: info@orenburg.arbitr.ru

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург Дело № А47-3036/2011

12 октября 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 05 октября 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 12 октября 2011 года.

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Сердюк Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Крапивиной В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Открытого акционерного общества «МТС «Светлинская», п. Светлый Светлинского района Оренбургской области исх. б/№ от 12.04.2011г. (поступило в арбитражный суд 13.04.2011г.) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Оренбургской области, г. Орск Оренбургской области о признании недействительным решения от 25.06.2010г. № 11-35/75 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, г. Оренбург, Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Оренбургской области, г. Оренбург

С участием:

От заявителя: ФИО1 – представителя (по доверенности № 031110/1 от 28.02.2011г., пост.);

От ответчика: ФИО2 – ведущего специалиста-эксперта юридического отдела (дов. б/№ от 31.08.2011г., пост.); ФИО3 – старшего государственного налогового инспектора (доверенность б/н от 26.09.2011г., постоянная);

От Росреестра: ФИО4 – главного специалиста-эксперта отдела правового обеспечения (дов. № 91 от 28.12.2010г., пост.);

От ФБУ «Кадастровая палата»: ФИО5 – заместитель начальника юридического отдела (доверенность № 0752/11-05 от 15.08.2011г., постоянная).

На основании ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 28.09.2011г. до 05.10.2011г. до 17 час. 00 мин.

У С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество «МТС «Светлинская», п. Светлый Светлинского района Оренбургской области (далее – заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением исх. б/№ от 12.04.2011г. (поступило в арбитражный суд 13.04.2011г.) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Оренбургской области, г. Орск Оренбургской области (далее – ответчик, налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения от 25.06.2010г. № 11-35/75 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Третье лицо – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, г. Оренбург, Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата».

До начала судебного заседания от ФБУ «Кадастровая палата» поступил отзыв на заявление (исх. № 0383/7-05 от 28.09.2011). От ответчика поступили дополнительные письменные пояснения по делу (исх. № 04-17/24737 от 03.10.2011г.). От ОАО «МТС «Светлинская» поступили письменные пояснения по заявлению с учетом отзыва ответчика (от 28.09.2011г.).

Указанные документы приобщены судом к материалам дела.

В открытом судебном заседании установлено следующее:

26.01.2010г. в Межрайонную ИФНС России № 9 по Оренбургской области представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2009 год в отношении земельного участка, принадлежащего открытому акционерному обществу «ОАО «МАШИНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ «СВЕТЛИНСКАЯ» на праве собственности и расположенного по адресу: <...>; кадастровый номер 56:27:0601001:0002 (земли населенных пунктов).

По результатам проведенной камеральной проверки указанной налоговой декларации составлен акт № 658 от 12.05.2010г. и вынесено решение от 25.06.2010 № 11-37/75 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислен земельный налог за 2009г. в размере 210 034,00 руб., пени по земельному налогу в сумме 7 713,79 рублей, а также применены штрафные санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату земельного налога в результате занижения налогооблагаемой базы в размере 42 006 руб. 80 коп.

Основанием для доначисления земельного налога, начисления пени и штрафных санкций явился вывод Инспекции о неправомерном занижении налогооблагаемой базы в результате занижения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:27:0601001:0002 на сумму 14 002 250,00 руб.

Обществом в налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год отражена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:27:0601001:0002 в размере 865 594,00 рубля.

Налоговый орган для исчисления суммы земельного налога руководствовался данными о кадастровой стоимости земельного участка, предоставленными Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Оренбургской области, согласно чему стоимость земельного участка составила 14 867 844 руб.

Полагая, что решение Инспекции нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в вышестоящий налоговый орган. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 04.04.2011 N 16-15/04279 решение Инспекции оставлено без изменения.

Не согласившись с вынесенным решением, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании решения Инспекции от 25.06.2010 № 11-37/75 недействительным.

В обоснование своих требований заявитель указывает на необоснованное доначисление земельного налога, поскольку в постановлении Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 № 414-П «Об утверждении результатов государственной кaдacтpoвoй оценки земель населенных пунктов» (далее - Постановление № 414-п) отсутствует информация о кадастровой стоимости земельного участка под номером 56:27:0601001:0002, следовательно, надлежащие доказательства обоснованности расчета земельного налога, произведенного Инспекцией отсутствуют.

В дополнении к заявлению налогоплательщик отмечает, что ни налоговым законодательством, ни земельным законодательством, ни законом об оценочной деятельности не предусмотрено право налогового органа определять кадастровую стоимость земельного участка расчетным путем, что фактически осуществлено налоговым органом при определении налоговой базы за 2009 год путем сложения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером 56:27:06 01 001:0699 и 56:27:06 01 001:0700, составляющих единое землепользование с кадастровым номером 56:27:0601001:0002.

Налогоплательщик полагает, что в спорном случае следует руководствоваться п. 7 ст. 3 НК РФ, предусматривающим, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны толковаться в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Межрайонная ИФНС России № 9 по Оренбургской области требования заявителя не признает по мотивам, лежащим в основе оспариваемого акта. В отзыве на заявление указывает, что факт принадлежности налогоплательщику земельного участка с кадастровым номером 56:27:0601001:0002 подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности № 56-56-30/004/2007-096. В силу действующего законодательства общество должно самостоятельно определить налоговую базу при исчислении земельного налога на основании сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке, принадлежащем ему на праве собственности путем получения сведений от уполномоченного органа. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:27:0601001:0002 по сведениям Управления Росреестра по Оренбургской области изменилась 04.05.2008г. и в дальнейшем составила 14 867 844 руб.

В дополнении к отзыву на заявление Инспекция отмечает, что кадастровая стоимость единого землепользования 56:27:0601001:0002 определена в соответствии с п. 2.1.15 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка. Просит суд в удовлетворении требований заявителю отказать.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области в отзыве на заявление сообщило об отсутствии заинтересованности в исходе дела, дополнительно отметило, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:27:06 01 001:0002 была рассчитана в ходе проведения работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 и Техническими рекомендациями, утвержденными Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 №П/0152 в разрезе видов разрешенного использования, а также Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования лил уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 № 222.

Управление указало, что земельный участок с кадастровым номером 56:27:06 01 001:0002 является единым землепользованием, в которое входит два земельных участка с кадастровым номером 56:27:06 01 001:0699 и 56:27:06 01 001:0700, в связи с чем в приложении № 3 Постановления Правительства Оренбургской области № 414-п от 30.11.2007 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов» отсутствуют данные о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:27:06 01 001:0002, однако имеются сведения о кадастровой стоимости земельного участка кадастровым номером 56:27:06 01 001:0699 и 56:27:06 01 001:0700.

Со ссылкой на нормы права Управление поясняет, что кадастровая стоимость единого землепользования определяется как сумма кадастровых стоимостей, входящих в его состав земельных участков.

ФБУ «КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА» по Оренбургской области в отзыве на заявление представило сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка 56:27:0601001:0002, а также данные о кадастровой стоимости обособленных земельных участков 56:27:0601001:699 и 56:27:0601001:700 в 2007г. и в 2008г.

ФБУ «Кадастровая палата» поясняет, что в 2007 году проведены работы по актуализации кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Оренбургской области, результаты указанных работ утверждены постановлением правительства Оренбургской области № 414-п от 30.11.2007, в связи с чем кадастровая стоимость обособленных земельных участков 56:27:0601001:699, 56:27:0601001:7007 (3 019 279 руб., 11 848 565 руб.), входящих в состав участка единого землепользования, внесена в государственный кадастр недвижимости на основании приложения № 3 к постановлению № 414-п. Кадастровая стоимость 14 867 844 руб. единого землепользования 56:27:0601001:2 определена в соответствии с п. 2.1.15 Методических указаний путем суммирования кадастровых стоимостей обособленных земельных участков, входящих в его состав.

Исследовав имеющиеся документальные доказательства, заслушав доводы и возражения представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что требования открытого акционерного общества «МТС «Светлинская» удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Согласно ч. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 3 ст. 391 Кодекса).

Как следует из материалов дела, заявителю принадлежит единое землепользование площадью 123600 + 331 кв.м., кадастровый номер 56:27:06 01 001 0002 с разрешенным использованием «для производственных нужд» (свидетельство о государственной регистрации права собственности серии 56 АА 211665, кадастровый план земельного участка от 18.12.2006г.).

Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила). В силу пунктов 2, 4, 8 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.

Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 утверждены «Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", которые позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе видов разрешенного использования.

Согласно п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков на территории Оренбургской области были утверждены Постановлением Администрации Оренбургской области N 103-п от 29.05.2003 г. и действовали до принятия Правительством Оренбургской области Постановления N 414-п от 30.11.2007 года, которым были утверждены результаты актуализированной (измененной) кадастровой оценки земельных участков.

В приложении № 1 к Постановлению Правительства Оренбургской области № 414-п от 30.11.2007 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" установлены 16 видов разрешенного использования земельных участков из земель населенных пунктов, в приложении № 2 - средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Оренбургской области, в приложении № 3 – кадастровая стоимость обособленных земельных участков.

Материалами дела документально подтверждено, что единое землепользование (земельный участок с кадастровым номером 56:27:0601001:0002) включает в себя два земельных участка с кадастровым номером 56:27:0601001:0699 и 56:27:06 01 001:0700.

В приложении № 3 Постановления Правительства Оренбургской области № 414-п от 30.11.2007 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов» имеются сведения о кадастровой стоимости земельного участка кадастровым номером 56:27:06 01 001:0699 и 56:27:06 01 001:0700.

Следует признать обоснованной позицию налогового органа и третьих лиц относительно определенности кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:27:0601001:0002 равной 14 867 844 руб. и законности определения кадастровой стоимости единого землепользования путем сложения сумм кадастровых стоимостей, входящих в его состав земельных участков.

Данный вывод основан на анализе пункта 7 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 660 (подлежит применению к спорному правоотношению), пункта 10 постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", постановления Правительства Оренбургской области № 414-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов", разъяснения Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенные в письме от 16.01.2009 N 266-ИМ/Д23 "О многоконтурных земельных участках", согласно которому государственный кадастровый учет с присвоением отдельного кадастрового номера осуществлялся в отношении как единого землепользования, так и в отношении всех земельных участков, входящих в его состав, пункта 2.1.15 Методических указаний, пункта 2.1 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 в целях разъяснения положений Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".

Согласно п. 2.1.15 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 (ред. от 02.11.2009) в случае образования нового или выявления ранее учтенного единого землепользования его кадастровая стоимость определяется как сумма кадастровых стоимостей, входящих в его состав обособленных земельных участков.

Сведения об экономических характеристиках земельного участка внесены в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой оценки и положений нормативных правовых актов.

Таким образом, судом установлено, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:27:0601001:0002 определена в установленном законом порядке уполномоченным органом исполнительной власти.

Письмом от 16.06.2010г. № 04-1758 (т. 1 л.д. 107) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (орган, осуществляющий кадастровый учет) представило в Инспекцию информацию о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:27:0601001:2 равной 14 867 844 руб.

Следовательно, использование Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 9 по Оренбургской области для определения налоговой базы по земельному налогу сведений о кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости на основании положений, утвержденных постановлением Правительства Оренбургской области № 414-П, является правомерным.

Ссылка общества на фактическое использование земельного участка в целях сельскохозяйственного производства, а также на имеющиеся сведения о предстоящем изменении вида разрешенного использования земельного участка отклонена судом, поскольку при наличии утвержденной кадастровой стоимости эти сведения не влияют на размер налоговых обязательств общества за налоговый период 2009г.

При оценке обоснованности привлечения заявителя к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК за неполную уплату земельного налога в результате занижения налоговой базы, суд исходит из следующего.

В силу ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

В силу п. 3 ст. 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования

В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со ст. 388 Кодекса, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.

На официальном сайте Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области www.to56.rosreestr.ru в разделе "Кадастровый учет» в рубрике «Кадастровая оценка земель и земельный налог" размещена подробная информация о порядке получения сведений о кадастровой стоимости земельных участков, а также имеется сервис «получение справочной информации о кадастровой стоимости земельного участка по его кадастровому номеру в режиме реального времени».

Таким образом, поскольку сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка содержались в Государственном кадастре недвижимости, информация о кадастровой стоимости земельного участка была доступна налогоплательщику, до даты представления декларации по земельному налогу за 2009 год ОАО «Машино-технологическая станция «Светлинская» обязано было получить действительные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:27:0601001:2, однако данную обязанность налогоплательщик не исполнил, что привело к неверному исчислению и неуплате земельного налога за 2009г. в сумме 210 034 руб.

Состав правонарушения по п. 1 ст. 122 НК РФ, в том числе вину налогоплательщика, следует признать установленной, сумма штрафа рассчитана верно.

В силу пункта 1 статьи 72, пункта 1 статьи 75 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, подлежат перечислению в случае уплаты налога в более поздний по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах срок.

В соответствии с пунктом 2 статьи 75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Согласно пунктам 3 и 5 статьи 75 НК РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога; пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Таким образом, пени, носящие по своей правовой природе компенсационный характер, следуют судьбе налога, на который начислены. Обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является обеспечивающей (акцессорной) обязанностью. Согласно пункту 4 статьи 75 НК РФ пени определяются в процентах от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки.

Для проверки начисленной суммы пени налоговым органом представлен расчет, который проверен судом и является верным.

В результате чего суд приходит к выводу о законности и обоснованности оспариваемого решения налогового органа № 11-37/75 от 25.06.2010г. При таких обстоятельствах требования заявителя удовлетворению не подлежат.

На основании ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-171, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ  :

1. Требования Открытого акционерного общества «МТС «Светлинская», п. Светлый Светлинского района Оренбургской области оставить без удовлетворения.

2. Расходы по государственной пошлине отнести на заявителя.

Решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (город Челябинск) в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru.

Судья Т.В. Сердюк