АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460000
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-3190/2015
09 ноября 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 27 октября 2015 года
В полном объеме решение изготовлено 09 ноября 2015 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Миллер И.Э., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поповой Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
дело по иску
Департамента молодежной политики Оренбургской области, г. Оренбург, ОГРН <***>,
к Муниципальному образованию «Пономаревский район» Оренбургской области в лице Администрации Пономаревского района Оренбургской области, с. Пономаревка, Оренбургская область,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
1.Министерство финансов Оренбургской области, г. Оренбург,
2.ФИО1, с. Пономаревка, Пономаревский район Оренбургская область,
3.ФИО2, с. Пономаревка, Пономаревский район Оренбургская область,
4.ФИО3, с. Пономаревка, Пономаревский район Оренбургская область,
5.ФИО4, с. Пономаревка, Пономаревский район Оренбургская область,
о взыскании 921 740 руб.,
при участии:
от истца: ФИО5 - представитель по доверенности; ФИО6 - представитель по доверенности,
от ответчика: явки нет,
от третьих лиц: явки нет,
с объявлением перерыва с 20.10.2015 г. по 27.10.2015 г.,
установил: Департамент молодежной политики Оренбургской области обратился в арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением о взыскании с Муниципального образования «Пономаревский район» Оренбургской области в лице Администрации Пономаревского района Оренбургской области, в доход областного бюджета Оренбургской области (код дохода - от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджетов муниципальных образований) денежные средства социальной выплаты, выплаченной незаконно, в размере 921 740 руб., за счет казны Муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области.
Ответчик, третьи лица, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, суд, руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проводит судебное заседание в отсутствие указанных лиц.
Истец поддерживает исковые требования в полном объеме.
Ответчик с исковыми требованиями не согласен, по основаниям указанным в отзыве на исковое заявление.
Третье лицо, Министерство финансов Оренбургской области, г. Оренбург, заявленные истцом исковые требования поддерживает, по основаниям указанным в отзыве на исковое заявление.
Третьи лица отзыв на исковое заявление не представили.
Определением от 22.09.2015 г., руководствуясь статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом, удовлетворено письменное ходатайство истца об уточнении исковых требований; а также, руководствуясь статьями 47, 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведена замена ненадлежащего ответчика Администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области, с. Пономаревка, Оренбургская область, на надлежащего Муниципальное образование «Пономаревский район» Оренбургской области в лице Администрации Пономаревского района Оренбургской области.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя истца, судом установлено следующее.
05.07.2013 в целях реализации областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011 - 2015 годы» между департаментом молодежной политики Оренбургской области и администрацией Пономаревского района было заключено соглашение № 04/2013 МС о реализации областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011 - 2015 годы» в 2013 году в Пономаревском районе Оренбургской области (л.д. 12-15 т. 1).
Согласно пункту 1.1 соглашение от 05.07.2013 года определяет порядок взаимодействия сторон по реализации областной программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 годы» в 2013 году, в том числе предоставление социальной выплаты на приобретение жилья молодым семьям, состоящим на учете в качестве участниц программы в администрации муниципального образования Пономаревский район, на условиях подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 годы». Социальная выплата на приобретение жилья молодым семьям предоставляется по принципу софинансирования за счет средств федерального и (или) областного и местного бюджетов (л.д. 12 т. 1).
В соответствии с пунктом 3.3. соглашения от 05.07.2013 года № 04/2013 МС в случае незаконного представления социальной выплаты по вине администрации, субсидия, перечисленная администрации в размере средств социальной выплаты, выплаченной незаконно и состоящей из средств федерального и (или) областного бюджетов, должна быть возвращена в областной бюджет (л.д. 14 т. 1).
В рамках осуществления контроля департаментом молодежной политики Оренбургской области в марте 2014 года была проведена проверка по формированию списков молодых семей - участниц программы и перечисления социальных выплат на приобретение жилья молодым семьям в муниципальном образовании «Пономаревский район».
В ходе проверки было выявлено незаконное предоставление социальной выплаты молодой семье ФИО1 по спискам 2013 года в сумме 1 221 203 руб., из которых 1 021 740 руб. - средства областного бюджета. Акт по результатам проверки подписан ведущим специалистом администрации Пономаревского района. ФИО7 (л.д. 16 т. 1).
На момент вручения свидетельства у молодой семьи ФИО1 имелось жилое помещение в собственности и в соответствии с условиями подпрограммы семья не могла быть включена в список молодых семей, находящихся в сложной жизненной ситуации.
Решением Пономаревского районного суда от 26 июня 2014 года, в иске администрации Пономаревского района к молодой семье ФИО1 о возврате денежных средств в бюджет муниципального образования «Пономаревский район» было отказано (л.д. 25-29 т. 1).
На основании проверки реализации подпрограммы "Обеспечением жильем молодые семьи в Оренбургской области на 2014 -2020 годы" государственной программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014 - 2020 года" (утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от30.08.2013 года № 737-п, в отношении формирования списка молодых семей-участниц выявлено незаконное предоставление социальной выплаты молодой семье ФИО1 по спискам 2013 года в сумме 1 221 203 руб., в том числе средства областного бюджета в размере 1 021 740 руб.( л.д.22, 30, т.1)
Проверкой установлено, что на момент вручения свидетельства у семьи имелось жилое помещение в собственности и в соответствии с условиями данной Подпрограммы семья не могла быть включена в список остронуждающихся.
11 июля 2014 года между Департаментом молодежной политики Оренбургской области и муниципальным образованием «Пономаревский район» было заключено дополнение к соглашению от 05.07.2013 года № 04/2013 МС, в соответствии с которым администрация Пономаревского района обязалась произвести возврат в областной бюджет средства в размере 1 021 740 руб., в соответствии с графиком возврата средства (л.д. 20, 21 т. 1).
За период действия вышеназванного дополнения к соглашению администрация Пономаревского района произвела возврат денежных средств в областной бюджет в размере 100 000 руб. (л.д. 33-34 т.1).
Администрации Пономаревского района было направлено письмо с требованием исполнения обязательства, закрепленного дополнением к соглашению от 05.07.2013 года № 04/2013МС (л.д. 30-31 т. 1).
12 января 2015 года департаментом молодежной политики Оренбургской области был получен ответ, в котором администрация Пономаревского района отказывается от исполнения обязательств, закрепленных дополнением к соглашению от 05.07.2013 года № 04/2013МС, с предложением его расторгнуть (л.д. 32 т. 1).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд Оренбургской области с настоящим иском о взыскании субсидий в связи с нецелевым характером использования.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации (действующей в период возникновения спорных правоотношений) нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в том числе, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
Нецелевое использование бюджетных средств является одним из оснований применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства (статья 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Оренбургской области от 27.05.2010 года № 370-пп утверждена областная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 года " (л.д.90 т.1).
Постановлением Правительства Оренбургской области от 03.08.2010 N 527-п, утверждены правила учета и формирования списков молодых семей-участниц областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 годы" (л.д. 118-137 т. 1).
Законом Оренбургской области от 18 декабря 2012 г. № 1314/363-V-03 «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» в 2013 году были предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидий муниципальным образованиям области на реализацию областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 27 мая 2010 года № 370-пп.
Распределение указанных субсидий между муниципальными образованиям области утверждено постановлением Правительства Оренбургской области от 2 июля 2013 г. № 565-п, исходя из сводного списка участниц программы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году, в том числе, муниципальному образованию «Пономаревский район» Оренбургской области были предоставлены субсидии в размере 8 206 893 руб. за счет средств областного бюджета и 2 115 737 руб. - за счет средств федерального бюджета.
Государственным заказчиком данной программы выступил департамент молодежной политики Оренбургской области.
Согласно Положению о департаменте молодежной политики Оренбургской области, утвержденному Указом Губернатора Оренбургской области от 20.09.2012 № 627-ук одной из основных задач департамента является формирование системы поддержки молодых семей, содействие решению жилищных проблем молодых семей и специалистов (раздел II).
В соответствии с ведомственной структурой расходов областного бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (приложение № 8 к Закону Оренбургской области «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» от 18 декабря 2012 г. № 1314/363-V-03) департамент молодежной политики Оренбургской области является главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на выполнение целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011 - 2015 годы».
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации на главного распорядителя бюджетных средств возлагается следующее бюджетное полномочие - обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
В соответствии с абзацем 3 пункта 12 Положения о департаменте молодежной политики Оренбургской области (в ред. от 10.07.2014 N 424-ук) для осуществления возложенных функций департамент имеет право реализовывать полномочия главного распорядителя средств областного бюджета, в том числе осуществлять контроль за целевым использованием средств областного бюджета, своевременным их возвратом, предоставлением отчетности и т.д.
Согласно пункту 22 Правил учета и формирования списков молодых семей - участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014 - 2020 годы» в список молодых семей, находящихся в сложной жизненной ситуации, государственным заказчиком Программы включаются участницы Программы, имеющие одного и более детей и не имеющие жилого помещения в собственности, в том числе доли, или по социальному найму..."( л.д.129 т.1).
Таким образом, для участия по данной Программе субсидирования и получения социальной выплаты, молодая семья не должна была иметь в собственности или по социальному найму жилье, а так же доли в жилых помещениях (домах).
Из пояснений представителя истца указанная программа предоставления субсидий рассчитана на молодые семьи, которые не имеют в собственности или по социальному найму никакого жилья (доли).
Между тем, у семьи ФИО1 имелось в собственности 1/4 доли в квартире площадью 46,58 кв.м, так же согласно свидетельству о государственной регистрации права от 22 апреля 2014 года собственниками земельного участка и жилого дома площадью 61,7 кв.м, по ул. Дачная, д. 21 с. Пономаревка Оренбургской области по 1/4 доли каждый является Плисов К.С, ФИО1, ФИО4, ФИО3, о чем в администрацию Пономаревского района данная семья предоставила соответствующие документы (л.д. 17-19 т.1).
Вместе с тем, семья П-вых имела право на получение жилья в порядке очередности по иной программе субсидирования, в том числе по Федеральному закону "О ветеранах" (л.д.19 т.1), а так же в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а получила жилье без очереди, что и явилось нарушением со стороны Администрации Пономаревского района.
Нарушение требований, изложенных в пункте 22 Правил учета и формирования списков молодых семей - участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014 - 2020 годы» привело к нецелевому использованию бюджетных средств. В нарушение пункта 22 Правил, семья ФИО1 была без оснований включена администрацией Пономаревского района в категорию молодых семей, находящихся в сложной жизненной ситуации, подпадающей под критерии молодых семей по данной программе согласно пункту 22 Правил, администрацией не проверена достоверность и полнота сведений, содержащихся в документах, представленных указанной семьей, что привело к нецелевому использованию социальной выплаты (л.д. 129 т. 1).
В соответствии с пунктом 9 Правил учета и формирования списков молодых семей-участниц областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области" органы местного самоуправления организуют проверку правильности заполнения заявления и соответствия копий документов оригиналам, принимают решение о включении молодой семьи в число участниц Программы на получение социальной выплаты (л.д.122 т.1).
Из смысла указанных выше Правил следует, что молодая семья на основании соответствующих документов признается участницей Программы на получение социальной выплаты, а не нуждающейся в соответствии с нормами статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (с 01.03.2005) и статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР (до 01.03.2005), которые в свою очередь оперируют понятием состава семьи применительно к жилищным, а не семейным правоотношениям (в отличие от понятия "молодая семья" в подпрограмме и Правилах).
Факт нецелевого использования социальной выплаты молодой семье ФИО1 по спискам 2013 года в сумме 1 221 203 руб., из которой 1 021 740 руб. - средства областного бюджета выявлен главным распорядителем средств в ходе проверки. По результатам проверки был составлен и подписан акт (л.д. 16 т. 1).
Согласно пункту 3.3 соглашения от 05.07.2013 года в случае незаконного представления социальной выплаты по вине администрации, субсидия в размере средств социальной выплаты должна быть возвращена в областной бюджет (л.д.14т.1).
Кроме того, муниципальным образованием «Пономаревский район» подписано дополнительное соглашение от 11.07.2014 года к соглашению от 05.07.2013 № 04/2013 МС, в соответствии с которым администрация Пономаревского района приняла на себя обязанности по возврату в областной бюджет денежных средств в размере 1 021 740 руб. в соответствии с графиком, что косвенно подтверждает нецелевое использование денежных средств данным исполнительным органом (л.д. 20, 21т.1).
Данное дополнительное соглашение недействительным не признано, администрацией Пономаревского района произведен возврат денежных средств в областной бюджет в размере 100 000 руб. (л.д. 33-34 т.1).
Доводы ответчика о наличии решения суда Пономаревского районного суда от 26.06.2014 года по делу № 2-157/2014 судом рассмотрены и отклоняются, поскольку в настоящем судебном разбирательстве рассматриваются основания нецелевого использования субсидий ( ненадлежащее исполнение бюджетного законодательства) с учетом Постановления Правительства Оренбургской области от 03.08.2010 г. № 527-п, Правил учета и формирования списков молодых семей - участниц областной целевой программы, а так же условий соглашения от 05.07.2013 года № 04/2013.
Согласно пункту 1 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
При несоблюдении органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, определенных бюджетным законодательством Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации вправе принять решение о приостановлении (сокращении) в установленном ими порядке предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) соответствующим местным бюджетам до приведения в соответствие с требованиями данной статьи положений, обуславливающих условия предоставления межбюджетных трансфертов (пункт 5 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: цели, условия и порядок предоставления субсидий; а также порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 2.2.5 соглашения № 04/2013 от 05.07.2013 года департамент молодежной политики Оренбургской области осуществляет контроль целевого использования бюджетных средств , полученных в рамках настоящего соглашения.
Как установлено судом, условия предоставления субсидии по соглашению от 05.07.2013 года № 04/2013 ответчиком не исполнены.
С учетом изложенного, исходя из предмета заявленных требований - о возврате субсидий в связи с их нецелевым использованием, суд приходит к выводу о возникновении у ответчика обязанности по возврату субсидии в областной бюджет на основании заключенного соглашения.
При данных обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению в полной сумме в размере 921 740 руб. в доход бюджета Оренбургской области.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующим в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются судом со стороны, с учетом пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, стороны освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1.Взыскать с Муниципального образования «Пономаревский район» Оренбургской области в лице Администрации Пономаревского района Оренбургской области, за счет казны Муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области, в доход областного бюджета Оренбургской области, 921 740 руб.
2.Исполнительный лист выдать взыскателю, в порядке, предусмотренном статьями 319, 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Челябинск в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Судья И.Э.Миллер