ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-3246/08 от 09.06.2008 АС Оренбургской области

Арбитражный суд Оренбургской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  по делу об административном правонарушении

г. Оренбург Дело № А47- 3246/2008АК-32

18 июня 2008 г

Резолютивная часть решения объявлена 09.06.2008г.

Полный текст решения изготовлен 18.06.2008 г.

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи С.Г. Федоровой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Войцеховской Л.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Заместителя прокурора Оренбургской области (г. Оренбург) к  обществу с ограниченной ответственностью «Медицинский центр «Эскулап» (г. Оренбург) о  привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 – прокурора отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе (удостоверение № 107647 от 03.08.2008 г.);

от лица, привлекаемого к административной ответственности: ФИО2 – директора (паспорт 09.06.2004 г., выдан ОВД Дзержинского района г. Оренбурга);

В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 03.06.2008 года до 09.06.2008 года 16 часов.

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Оренбургской области (г. Оренбург) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с требованием к обществу с ограниченной ответственностью «Медицинский центр «Эскулап» (г. Оренбург) о  привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Отводов суду, секретарю судебного заседания и ходатайств не заявлено.

При рассмотрении дела в открытом судебном заседании арбитражным судом установлено следующее.

Должностными лицами прокуратуры совместно с сотрудниками Министерством здравоохранения Оренбургской области 17.04.2008 г. проведена проверка соблюдения ООО «Медицинский центр «Эскулап» законодательства о лицензировании медицинской деятельности, осуществление деятельности связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Проверка проводилась в ООО «Медицинский центр «Эскулап» осуществляющего медицинскую деятельность по адресу: <...>.

В ходе проверки общества выявлены нарушения требований ФЗ РФ «О лекарственных средствах», ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», постановления Правительства РФ от 04.11.2006 г. № 644 «О порядке представления сведений о деятельности связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров», а именно журнал регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ ведется с 2007 г. не по установленной форме; с 2007 г. не ведется предметно-количественный учет прекурсоров; не ведется учет спирта этилового и перевязочного материала; инвентаризация наркотических средств и психотропных веществ проводится без оформления инвентаризационных описей, в журналах регистрации операций не делается отметка о проведении инвентаризации.

В нарушение требований приказа Министерства здравоохранения РФ от 12.11.1997 г. № 330 «О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических средств и психотропных веществ» обществом не по утвержденной форме оформлены акты на уничтожение пустых ампул из-под наркотических средств и психотропных веществ; не оформлен сейф для хранения наркотических средств и психотропных веществ; завышен запас кетамина и фентанила.

В нарушение требований приказа Министерства здравоохранения РФ от 13.12.1996 г. № 377 «Об утверждении требования к организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения» медицинским центром не ведется учет температурного режима в процедурном кабинете; нарушаются условия хранения лекарственных средств.

По итогам проверки 30.04.2008 г. заместителем прокурора Центрального района г. Оренбурга в отношении ООО Фирма «Медицинский центр «Эскулап» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. Постановление составлено в присутствии законного представителя общества директора ООО «Медицинский центр «Эскулап»» ФИО2

Действия общества квалифицированы прокуратурой в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 30.04.2008г. по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Заместитель прокурора Оренбургской области обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Медицинский центр «Эскулап» к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

В ходе судебного заседания представитель прокуратуры просит привлечь общество к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, с требованиями заявителя не согласен, ссылаясь на то, что инвентаризация наркотических средств проводится ежемесячно, учет ведется на магнитном носителе, кроме того, обществом не был завышен десятидневный запас кетамина и фентанила. Относительно остальных выявленных правонарушений представитель привлекаемого лица пояснил, что они были устранены незамедлительно.

Заслушав доводы и пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 3 ст.14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

На основании подпункта 53 пункта 1 статьи 17 Закона Российской Федерации от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список 2 в соответствии с Федеральным законом от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» подлежит лицензированию.

Согласно подпункту «и» пункта 5 Положения о лицензировании деятельности связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список 2 в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» лицензионными требованиями и условиям является соблюдение лицензиатом, осуществляющим использование наркотических средств и психотропных веществ в медицинских, научных и учебных целях, а также в экспертной деятельности, требований статей 31, 34 и 35 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах".

Пунктами 1 и 3 статьи 31 Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» предусмотрено, что в медицинских целях могут использоваться наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в списки II и III. Федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения определяет порядок и условия использования наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях.

В соответствии с подпунктом «м» пункта 5 Положения о лицензировании деятельности связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список 2 в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах», утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 г. № 648 к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ относится соблюдение лицензиатом правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, установленных Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 39 Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» при осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, любые операции, в результате которых изменяются их количество и состояние, подлежат регистрации в специальных журналах лицами, на которых эта обязанность возложена приказом руководителя юридического лица. Указанные журналы хранятся в течение 10 лет после внесения в них последней записи.

Порядок ведения и хранения специальных журналов регистраций, связанных с оборотом наркотических средств психотропных веществ определен Правилами ведения и хранения специальных журналов регистраций, связанных с оборотом наркотических средств психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 г. № 644.

Ежемесячно юридические лица (и их структурные подразделения при наличии отдельного баланса товарно-материальных ценностей) должны проводить инвентаризацию наркотических средств и психотропных веществ. Инвентаризация проводится в соответствии с требованиями статьи 38 Федерального закона от 08.01.98 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", Приказа Минфина России от 13.06.95 N 49 "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств", Постановления Госкомстата России от 18.08.98 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" и Приказа Минздрава СССР от 08.01.88 N 14 "Об утверждении специализированных (внутриведомственных) форм первичного бухгалтерского учета для хозрасчетных аптечных учреждений", с созданием инвентаризационной комиссии, с оформлением описных инвентаризационных листов, выведением остатков наркотических средств и психотропных веществ в суммовом выражении. В журнале регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, проставляется отметка о проведенной инвентаризации (дата инвентаризации, номер сличительной ведомости или инвентаризационной описи).

Согласно п. 4 Правил хранения и учета наркотических средств и психотропных веществ специальных рецептурных бланков в лечебно-профилактических учреждениях, утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ № 330 от 12.11.1997 г. запасы наркотических средств и психотропных веществ в отделениях (кабинетах) определяются руководителем лечебно-профилактического учреждения и не должны превышать 3-дневной потребности в них, а в аптеках лечебно-профилактических учреждений - месячной потребности.

Понятие "запас наркотического средства или психотропного вещества" для учреждений здравоохранения следует понимать как 3-дневная (5-дневная) потребность в этих средствах и веществах, исходя из операционной и реанимационной активности учреждения, с обязательным наличием переходящего остатка. Сроки использования запаса наркотических средств и психотропных веществ не лимитируются, контролирующим органам недопустимо требовать наличия "нулевого" остатка наркотиков или обязательного расходования их при отсутствии показаний к использованию.

Приказом Министерства здравоохранения РФ № 330 от 12.11.1997 г. утверждена форма акта на уничтожение использованных ампул из-под наркотических средств и психотропных веществ.

В соответствии с Правилами хранения и учета наркотических средств и психотропных веществ и специальных рецептурных бланков в лечебно-профилактических учреждениях, утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ № 330 от 12.11.1997 г. наркотические вещества и психотропные вещества, сильнодействующие и ядовитые вещества должны храниться в опечатанных или опломбированных сейфах. Наркотические средства и психотропные вещества, полученные сменным медицинским персоналом, должны храниться в прикрепленном к полу или стене закрытом и опечатанном сейфе в специально отведенном помещении.

На внутренней стороне дверки сейфа должен находиться перечень наркотических средств и психотропных веществ с указанием высших разовых и суточных доз.

Факты нарушения выше перечисленных требований законодательства зафиксированы в акте целевой проверки от 17.04.2008 г., и подтверждаются объяснениями директора общества.

Инструкцией по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденной Приказом Минздрава России от 13.11.1996 N 377, установлено, что лекарственные средства, требующие защиты от воздействия повышенной температуры, следует хранить при комнатной (18 - 20°С) прохладной (или холодной) - (12 - 15°С) температуре. В некоторых случаях требуется более низкая температура хранения…, что должно быть указано на этикетке или в инструкции по применению препарата (пункт 4.5.2).

Актом проверки зафиксировано, что с нарушением температурного режима хранились окситоцин 5 мл. серия 070307 (производитель Эллар) – 16 ампул; аскорбиновая кислота 5 % - 2 мл. (Биосинтез) серия 540907 – 30 ампул, серия 801107 – 15 ампул (Борисовск), - адреналин сер 23 0505 – 13 ампул, спирт этиловый 70 % - 50,0 серия 30107 ОАО «Ф.Ф. Копейск» - 5 флаконов.

Исходя из изложенного, суд считает установленным наличие события, состава административного правонарушения, доказанность факта его совершения обществом, наличие у административного органа и его должностных лиц оснований и полномочий для вынесения постановления об административном правонарушении.

Санкция ч.3 ст.14.1 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Однако при определении меры ответственности суд считает необходимым отметить следующее.

В соответствии с п. 2 ст. 1.1 КоАП РФ, указанный кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.

Согласно положениям, сформулированным Европейским судом по правам человека на основе Протокола № 1 от 20.03.1952 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г. (информационное письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.1999 г. № С1-7/СМП-1341) при разрешении споров необходимо учитывать баланс публичного и частного интересов. Государство (в лице его уполномоченных органов) может в исключительных случаях ограничивать частные имущественные права (в том числе путем взыскания налогов, сборов или штрафов) во имя поддержания публичного общественного порядка, но такие ограничения не должны носить фискального характера.

Исходя из п. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В настоящем деле суд, оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и правосознанием, находит, что допущенное обществом, правонарушение не содержит существенной угрозы для личности, общества и государства. Правонарушение совершено не умышленно, доказательств наступления негативных последствий ввиду его совершения для кого-либо в деле не имеется.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Принимая во внимание, что КоАП РФ не детализирует понятие «малозначительность» совершенного правонарушения, а также тот факт, что правонарушение обществом совершено впервые, суд приходит к выводу, что освобождением ООО «Медицинский центр «Эскулап» от уплаты штрафа и ограничившись устным замечанием, будет достигнута реальная цель воспитательного эффекта вынесенного решения.

При этом суд предупреждает ООО «Медицинский центр «Эскулап» о недопустимости совершения впредь подобных правонарушений. Сделанное устное замечание не является видом административной ответственности, но характеризует лицо привлекаемое к административной ответственности и может быть учтено в случае привлечения в будущем к ответственности по аналогичным основаниям.

Руководствуясь статьями 167-170, 202, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявленных первым заместителем прокурора Оренбургской области требований о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Медицинский центр «Эскулап» к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации отказать.

Освободить Общество с ограниченной ответственностью «Медицинский центр «Эскулап», совершившее административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.

Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объёме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области. Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www. 18aac.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья С.Г. Фёдорова

Арбитражный суд Оренбургской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  по делу об административном правонарушении

(Резолютивная часть)

г. Оренбург Дело № А47- 3246/2008АК-32

09 июня 2008 г

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи С.Г. Федоровой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Войцеховской Л.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Заместителя прокурора Оренбургской области (г. Оренбург) к  обществу с ограниченной ответственностью «Медицинский центр «Эскулап» (г. Оренбург) о  привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией,

Руководствуясь статьями 167-170, 202, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявленных первым заместителем прокурора Оренбургской области требований о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Медицинский центр «Эскулап» к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации отказать.

Освободить Общество с ограниченной ответственностью «Медицинский центр «Эскулап», совершившее административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.

Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объёме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области. Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www. 18aac.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья С.Г. Фёдорова