Арбитражный суд Оренбургской области
ул. 9 января 64, г. Оренбург, 460046
e-mail: info@orenburg.arbitr.ru
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-3382/2007-19 ГК
04 февраля 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена 28 января 2009 года Полный текст решения изготовлен 04 февраля 2009 года
Арбитражный суд в составе председательствующего судьи Н.Ю. Лапшиной
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.А. Тимофеевой
рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Оренбургская коммунальная теплоснабжающая компания», г. Оренбург
к 1) Министерству финансов Оренбургской области, г. Оренбург 2) Правительству Оренбургской области, г. Оренбург 3) Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва
третьи лица: 1) Финансовое управление администрации г. Оренбурга, г.Оренбург 2) Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга, г. Оренбург 3) открытое акционерное общество «Оренбургская теплогенерирующая компания», г. Оренбург 4) Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов, г. Оренбург 5) Федеральная служба по тарифам Российской Федерации, г. Москва
о взыскании 34 847 141 руб. 10 коп.
при участии представителей сторон:
от истца: ФИО1 – представитель, доверенность № 5/05-725 от 25.10.2008 г., пост.; ФИО2 – заместитель директора, доверенность № 8/05-557 от 25.05.2008 г., пост.
от 1-го ответчика: ФИО3 – консультант, доверенность № 12-06 от 11.01.2009 г., пост.; ФИО4 – консультант, доверенность № 12-06 от 11.01.2009 г., пост.
от 2-го ответчика: ФИО4 – консультант, доверенность № 01/22-641 от 31.12.2008 г., пост.; ФИО5 – консультант, доверенность № 01/22-627 от 31.12.2008 г., пост.
от 1-го третьего лица: ФИО6 – гл. спец. юр. отдела, доверенность №1092 от 18.08.2008 г., пост.
от 2-го третьего лица: не явились
от 3-го третьего лица: ФИО7 – начальник юридического отдела, доверенность № 022 от 01.01.2009 г., пост.
от 4,5 третьих лиц: не явились
УСТАНОВИЛ:
Иск предъявлен о взыскании 34 847 141 руб. 10 коп. убытков, возникших в результате применения государственных регулируемых цен на тепловую энергию.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании 21.01.2009 г. объявлялся перерыв до 28.01.2009 г. до 09 часов 30 минут.
Ответчик, третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
В порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривается в отсутствие ответчика и третьих лиц.
В ходе открытого судебного заседания установлено, что с целью последующей продажи тепловой энергии потребителям согласно реестра договоров на ее покупку общество «Оренбургская коммунальная теплоснабжающая компания» приобретает теплоэнергию у общества «Оренбургская теплогенерирующая компания» для потребителей, получающих тепловую энергию через сети общества «Оренбургская теплогенерирующая компания» по тарифу 302 руб. 06 коп. за 1 Гкал, всего 22784,55 Гкал на сумму 6 882 301 руб. 17 коп., а также для потребителей, получающих тепловую энергию через сети муниципального унитарного предприятия «Оренбургортепло», переданные в аренду обществу «Оренбургская теплогенерирующая компания», по тарифу 451 руб. 05 коп. за 1 Гкал, всего 2180199,84 Гкал на сумму 984 360 226 руб. Данные тарифы утверждены решением Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 06.12.2005 N 50.5 «Об утверждении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям общества «Оренбургская теплогенерирующая компания».
Постановлением Правительства Оренбургской области от 13.01.2006 №10-П «О региональных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг» установлен уровень платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги в целом по всем видам этих услуг в размере 90% их стоимости. В связи с этим Законом Оренбургской области «Об областном бюджете на 2006 г.» утвержден размер субсидий для бюджета г. Оренбурга на 2006 г. в сумме 227 622 000 руб. Указанное бюджетное обязательство исполнено в полном объеме.
Решением департамента по ценам и регулированию тарифов Оренбургской области от 30.01.2006 № 1.1 установлены предельный индекс изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги с учетом соотношения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги затратам на содержание и ремонт жилья, а также затратам по оказанию коммунальных услуг для муниципального образования «город Оренбург» в размере 123,5% и 121,4% соответственно.
Между обществом «Оренбургская коммунальная теплоснабжающая компания», Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга и Финансовым управлением г. Оренбурга заключен договор от 23.01.2006 № 8/12 о бюджетном финансировании расходов истца в размере денежных средств, необходимых для возмещения затрат, возникающих в результате разницы в цене в связи с применением государственных регулируемых цен. Финансирование осуществляется из бюджета Оренбургской области за счет целевых субсидий, предоставляемых в связи с применением государственных регулируемых цен, для оказания коммунальных услуг населению по отоплению и подогреву воды (п. 2.1 договора).
Министерство финансов Оренбургской области считает свои договорные обязательства исполненными в полном объеме - из областного бюджета истцу выплачено 106 466 821 руб. 49 коп. - 100% заложенных в областном бюджете денежных средств. Из акта сверки на 01.01.2007 видно, что истец предъявил к оплате 141 313 962 руб. 59 коп. за период с 01.01.2006 по 31.12.2006 и считает задолженность областного бюджета перед ним (с учетом полученных 106 466 821 руб. 49 коп.) в размере 34 263 183 руб. 77 коп.
Полагая, что сумма невозмещенных расходов на теплоснабжение граждан (жителей), подлежащих субсидированию, по состоянию на 01.01.2007 составила 34 847 141 руб. 10 коп. убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен при оказании услуг теплоснабжения, истец обратился в суд настоящим иском. По мнению истца, сумма убытков представляет собой разницу между суммой произведенных им расходов и полученной им из областного бюджета субсидии.
Министерство финансов Оренбургской области, г. Оренбург не согласно с предъявленными требованиями по мотивам, изложенным в письменном отзыве на иск и дополнениях к нему.
Так, Министерство финансов Оренбургской области указывает, что является ненадлежащим ответчиком, так как правовые основания возникновения обязательств ответчика - Министерства финансов Оренбургской области перед истцом - ООО «Оренбургская коммунальная теплоснабжающая компания» отсутствуют (статья 8 ГК РФ).
Правительство Оренбургской области, г. Оренбург против удовлетворения исковых требований также возражает по мотивам, изложенным в письменном отзыве на иск и дополнениях к нему, считая себя ненадлежащим ответчиком.
По мнению данного ответчика, принятие Правительством Оренбургской области Постановления от 13.01.2006 г. № 10-п «О региональных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг» не только не имеет отношения к убыткам, а напротив – постановлением определен объем межбюджетных трансфертов для определения объема субсидий из областного фонда софинансирования социальных расходов, то есть оно регулирует только межбюджетные отношения, и не направлено на установление прав и обязанностей хозяйствующих субъектов. Также данный ответчик считает, что представленный истцом расчет носит «теоретический» характер, основан на разнице в тарифах при продаже определенного количества тепла.
Министерство финансов РФ в судебное заседание представителя не направило, письменного отзыва на иск не представило.
Финансовое управление Администрации города Оренбурга, г.Оренбург в письменном отзыве на иск указало, что убытки истца возникли в результате того, что в соответствии с действующим законодательством, федеральным и региональными стандартами оплаты коммунальных услуг, тариф на услуги теплоснабжения, установленный для населения, ниже фактической стоимости тепловой энергии.
На 2006 год максимально допустимый рост платы за коммунальные услуги для Оренбургской области был определен на уровне 120 % (приказ Федеральной службы по тарифам № 853-э/4, от 29.12.2005 г.).
Решением Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 30 января 2006 г. № 1.1 утверждены предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги для муниципальных образований Оренбургской области. Для города Оренбурга указанный предельный индекс был установлен 121,4 %.
Оренбургским городским Советом было произведено повышение ставок оплаты гражданам в соответствии с этими предельными индексами. Таким образом, убытки истца являются следствием решений органов государственной власти, а органы местного самоуправления города Оренбурга не имеют возможности каким-либо образом повлиять на уменьшение убытков истца, поскольку и так установили максимально возможное повышение тарифа.
Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Оренбурга, г. Оренбург заявленные истцом требования поддерживает в полном объеме (письменный отзыв в дело представлен – т.3 л.д. 52-53).
Управление указывает, что регулирование тарифов жилищно-коммунальных услуг производится с учетом следующих нормативных актов: Федерального закона от 26.12.2006 г. № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» (приложено к отзыву); Постановления Правительства Оренбургской области от 13.01.2006 г. № 10-п «О региональных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг» (приложено); Решения департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов № 1.1 от 30.01.2006 г. «Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги» (приложено).
Постановление Правительства Оренбургской области от 13.01.2006 г. № 10-п принято 13 января 2006 года, а Решение департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов № 1.1 от 30.01.2006 г. принято 30 января 2006 года. Однако правовые акты должны быть приняты до принятия бюджетов различных уровней на следующий год.
Таким образом, по мнению Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Оренбурга, несвоевременность принятия вышеуказанных актов для утверждения размера платы за жилищно-коммунальные услуги, наем жилых помещений для граждан, проживающих на территории города Оренбурга, привело к возникновению убытков у ООО «Оренбургская коммунальная теплоснабжающая компания».
Открытое акционерное общество «Оренбургская теплогенерирующая компания», г. Оренбург согласно с предъявленными истцом требованиями в полной сумме по мотивам, изложенным в письменном отзыве на иск (том 3, л. д. 65).
Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов, г. Оренбург в письменном отзыве на иск указал, что он является органом исполнительной власти Оренбургской области, осуществляющим правовое регулирование в области государственного регулирования тарифов и контроля за ценами в сферах, определенных федеральным законодательством и законодательством Оренбургской области. Департамент действует на основании Положения о департаменте Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов, утвержденного указом Губернатора Оренбургской области от 16.12.2005 № 141-ук. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» Департамент в целях реализации возложенных на него задач, в том числе, устанавливает тарифы на тепловую энергию, за исключением тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; устанавливает тарифы на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральном органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической тепловой энергии.
Решением Департамента от 6.12.2005 г. № 30.5 утверждены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую потребителям ОАО «Оренбургская теплогенерирующая компания» на 2006 год.
В связи с заключением договоров аренды оборудования между ОАО «Оренбургская теплогенерирующая компания» и МПП ЖКХ города Медногорска и МУП «Оренбурггортепло» города Оренбурга тарифы на тепловую энергию на 2006 год для ОАО «Оренбургская теплогенерирующая компания» установлены по каждому «источнику» отдельно.
Тарифы на тепловую энергию на 2006 год для потребителей собственно ОАО «Оренбургская теплогенерирующая компания» (без учета арендованного имущества), рассчитывались, исходя из среднего тарифа 316,3 руб./Гкал (на уровне предельного максимального тарифа, утвержденного приказом ФСТ от 02.08.2005 года № 337-э/5«О внесении изменений в приказ ФСТ от 7.09.2004 г. № 69-э/4 «О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2005 - 2006 годы»).
Предельный рост тарифов на тепловую энергию для энергоснабжающих организаций области (за исключением электростанций с комбинированной выработкой тепловой энергии) приказом ФСТ России от 29.12.2005 г. № 853-э/4 установлен на уровне 117% в среднем по Оренбургской области.
Тариф на тепловую энергию на 2006 год для потребителей, получающих тепловую энергию через сети МУП «Оренбурггортепло» рассчитан исходя из фактических, утвержденных и ожидаемых показателей по МУП «Оренбурггортепло», с учетом увеличения затрат по аренде основных производственных фондов и оплате труда работников МУП «Оренбурггортепло», зачисленных в штат ОАО «Оренбургская теплогенерирующая компания». Величина тарифа, при указанных изменениях показателей, составила 451,5 руб./Гкал. Тариф согласован с Администрацией города Оренбурга.
Таким образом, решение «Об утверждении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям ОАО «Оренбургская теплогенерирующая компания» от 6.12.2005 № 30.5 принято в соответствии с действующим законодательством, в соответствии с требованиями предъявляемыми к нормативным правовым актам (признано утратившим силу с 1 января 2007 года решением департамента № 20.17 от 28 сентября 2006 год).
На протяжении его действия в 2006 году оно не было обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.
В соответствии с Положением о Департаменте (в редакции указа Губернатора от 20.01.2006 г. № 27-ук), департамент устанавливает по муниципальным образованиям предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, за жилое помещение в соответствии с предельными индексами, установленными федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).
Приказом ФСТ от 29.12.2005 г. № 853-э/4 установлен предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по Оренбургской области на уровне 129 %, за жилое помещение - 127 %.
Решением департамента № 1.1 от 30 января 2006 года установлен предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги для города Оренбурга на уровне 121,4 %, что не превышает предельного индекса, установленного приказом ФСТ России от 29.12.2005 г. № 853-э/4. На основании всего вышеизложенного, Департамент считает незаконным и необоснованным довод истца о том, что вред ему причинен в результате применения решения департамента от 6 декабря 2005 года № 30.5 «Об утверждении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям ОАО «Оренбургская теплогенерирующая компания».
Федеральная служба по тарифам РФ указала, что основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлены Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее - Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», часть 1 статьи 1 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»).
Вместе с тем, согласно статье 15 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» установление тарифов на тепловую энергию отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Таким образом, ФСТ России не осуществляет регулирование указанных выше тарифов. Также Федеральная служба по тарифам как федеральный орган исполнительной власти не наделена полномочиями осуществлять регулирование межбюджетных отношений, связанных с компенсацией расходов, подлежащих субсидированию в связи с применением регулируемых государством цен (тарифов).
В рамках проводимого ФСТ России мониторинга обоснованности тарифов на 2007 год данные по организации ООО «Оренбургская коммунальная теплоснабжающая компания» органом исполнительной власти Оренбургской области в области государственного регулирования тарифов представлены не были.
Компенсация расходов, понесённых хозяйствующим субъектом, осуществляющим регулируемые виды деятельности, осуществляется в соответствии п. 10 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. № 109, в котором указано, что в случае если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен), в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования.
Таким образом, по мнению ФСТ России, понесённые хозяйствующим субъектом, осуществляющим регулируемые виды деятельности, в 2006 году экономически обоснованные расходы, могут быть учтены регулирующим органом при установлении регулируемых тарифов (цен) на 2008 год.
Заслушав явившихся в судебное заседание представителей, исследовав материалы дела, суд считает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать по следующим основаниям.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 30.05.2008 г. по настоящему делу с Министерства финансов Оренбургской области за счет казны Оренбургской области в пользу истца взыскано 34 847 141 руб. 10 коп. убытков, в удовлетворении исковых требований к Правительству Оренбургской области, Министерству финансов Российской Федерации отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2008 г. решение от 30.05.2008 г. оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 06.11.2008 г. состоявшиеся по делу судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Оренбургской области.
В постановлении от 06.11.2008 г. кассационная инстанция указала, что в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства заявленных требований, представленный истцом расчет суммы убытков в связи с применением государственных регулируемых цен по состоянию на 01.01.2007 г. не основан на действующем законодательстве.
Кроме того, в постановлении от 06.11.2008 г. указано, что судами не дана надлежащая правовая оценка бухгалтерскому балансу истца за 2006 год, который не свидетельствует о наличии у истца убытков, а также не исследовано заключение государственного унитарного предприятия «Облжилкомхоз», в силу которого у истца отсутствуют убытки в результате теплоснабжения жилых домов, обслуживаемых товариществом собственников жилья «Альянс».
Согласно части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда вновь рассматривающего данное дело.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждения его имущества (реальный ущерб). При этом, на основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для взыскания предусмотренных статьей 15 Гражданского кодекса РФ убытков, лицо требующее их возмещения, должно доказать возникновение у него ущерба, его размер, неправомерность действий ответчика, причинно-следственную связь между поведением (действием, бездействием) ответчика и возникшими убытками, вину причинителя вреда.
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса РФ, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных правовых норм, истцом должен быть доказан размер взыскиваемых убытков. Однако, истцом в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ не представлено надлежащих доказательств размера убытков.
Так, из представленного истцом расчета суммы убытков в связи с применением государственных регулируемых цен по состоянию на 01.01.2007 г. (т.1 л.д. 35, 35а) следует, что в данном расчете истцом за основу взят тариф на покупку теплоэнергии в размере 449 руб. 95 коп. за 1 Гкал, а также установлена стоимость одной Гкал по ставкам для населения – 385 руб. 59 коп. (без НДС).
Между тем, указанный в расчете истца тариф на покупку тепловой энергии тарифным органом не утверждался, а определен истцом путем деления стоимости приобретенной тепловой энергии на объем приобретенной тепловой энергии, то есть расчетным способом. Расчетным способом истцом выведена и стоимость 1 Гкал для населения – 385 руб. 99 коп. (без НДС).
Однако, действующие на момент рассмотрения спора тарифы, утвержденные постановлением Оренбургского городского совета от 21.12.2005 г. № 263 «Об утверждении размера платы за жилищно-коммунальные услуги, наем жилых помещений для граждан, проживающих на территории г. Оренбурга» предусматривали размер платы в 2006 г. за отопление жилых помещений 7 руб. 71 коп. в месяц за 1 кв.м., размер платы за подогрев воды – 83 руб. 33 коп. с одного человека в месяц.
Таким образом, размер платы за отопление для населения зависит от площади отапливаемого помещения и количества проживающих в нем человек, в то время как в расчете истца используется такая расчетная величина, как «стоимость 1 Гкал по ставкам для населения».
Ссылки на какой-либо нормативный (ненормативный акт), содержащий методику по расчету стоимости 1 Гкал для населения, равно как и методику по определению «среднего тарифа» покупки тепловой энергии истцом не представлено. В судебном заседании представитель истца пояснил, что используемая им методика расчета стоимости 1 Гкал для населения, также как и методика по определению «среднего тарифа» покупки тепловой энергии, никем не утверждена. На предложение суда представить дополнительные обоснования и доказательства в подтверждение размера убытков истец пояснил, что настаивает на рассмотрении спора по имеющимся документам, представлять дополнительные доказательства не намерен.
Между тем, убытки (реальный ущерб), предъявляемый в порядке статей 15, 16 Гражданского кодекса РФ, должны быть подтверждены надлежащими доказательствами на основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Кроме того, из расчета истца следует, что стоимость 1 Гкал для населения рассчитывается исходя исключительно из норматива потребления тепловой энергии на отопление. Однако, в силу пункта 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306), норматив потребления коммунальных услуг представляет собой месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета. То есть, по общему правилу количество потребленной тепловой энергии рассчитывается на основании показаний приборов учета и лишь в случае их отсутствия – по нормативам потребления.
В материалах дела имеется заключение ГУП «Облжилкомхоз» (т.5 л.д. 89-90), согласно которому объем теплоэнергии, предъявленный к оплате населению в 2006 году (сверка проводилась по домам, обслуживаемым ТСЖ «Альянс» общей площадью 174 533, 9 кв.м. и численностью населения 8 850 чел.) исходя из нормативов потребления услуг, превышает объем теплоэнергии, фактически отпущенной ООО «Оренбургская коммунальная теплоснабжающая компания» на 9769,7 Гкал. Таким образом, следует признать, что расчет истца является необоснованным, поскольку последний при расчете тарифа за 1 Гкал для населения основывался на допущении, что население потребляет тепловую энергию исключительно на основании нормативов потребления, что не соответствует действительности. Последствием подобного допущения может являться необоснованное завышение стоимости 1 Гкал для населения (а исходя из выводов ГУП «Облжилкомхоз» завышение уже имеет место по отношению к домовладениям, обслуживаемым ТСЖ «Альянс»), что также указывает на порочность избранной истцом методики расчета убытков.
Ссылка истца на акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 01.01.2007 г. судом отклоняется, поскольку указанный акт подписан УЖКХ г. Оренбурга с оговорками – по данным последнего, задолженность по состоянию на 01.01.2007 г. составляет 0,00 руб.
При таких обстоятельствах, на основании ст. ст. 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, судом отклоняются исковые требования в связи с недоказанностью размера взыскиваемых убытков.
Расходы по государственной пошлине в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на истца.
Руководствуясь ст. ст. 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1. В иске отказать.
2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Оренбургская коммунальная теплоснабжающая компания», г. Оренбург расходы по государственной пошлине в сумме 100 000 руб. в доход федерального бюджета Российской Федерации.
3. Исполнительный лист Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району города Оренбурга после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья Н.Ю. Лапшина
10 экз.