ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-3412/16 от 30.06.2016 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460000

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург                                                                Дело № А47-3412/2016  

12 июля 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена        июня 2016 года

В полном объеме решение изготовлено        июля 2016 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Лазебной Г.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного заседания Тимофеевой Н.А.,Саляевой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании, дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «АСТ-Моторс» (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Оренбург) к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге (г. Оренбург) о признании недействительным решения от 15.02.2016 № 18-14/19275 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах.

В судебном заседании приняли участие представители сторон

От заявителя- ФИО1 по доверенности от 03.08.2015 б/н,;

От ответчика- ФИО2 по доверенности от 18.09.2015,

 Общество с ограниченной ответственностью «АСТ-Моторс» (далее – ООО «АСТ-Моторс», заявитель, общество) обратилось  в Арбитражный суд Оренбургской области с требованием:

 к Управлению Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в г.Оренбурге (далее УПФ РФ  в г.Оренбурге, ответчик) о признании недействительным решения  о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах №18-14/19275  от 15.02.2016г.

При рассмотрении материалов дела, судом установлены следующие обстоятельства:

УПФР в г. Оренбурге проведена выездная проверка  с целью контроля правильности исчисления, полноты  и своевременности  уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное  медицинское  страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов по дополнительным тарифам с одновременной проверкой  документов,  связанных  с назначением  (перерасчетом) и выплатой  обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц  ООО  «АСТ-Моторс» за 2012-2014 гг.

Согласно оспариваемому решению УПФР в г. Оренбурге установлена неуплата страховых взносов  на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам в сумме   72 953 руб. 75 коп., начислены пени в размере 14 319 руб. 20 коп., заявитель привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в виде штрафа в сумме 14 590 руб. 75 коп.

Доначисление  недоимки по страховым взносам, соответствующих сумм пени и штрафов произошло в результате нарушения заявителем положений ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, в которой установлена обязанность по уплате страховых взносов по дополнительным тарифам для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на  видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27  ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ.

Не согласившись с указанным  решением, общество  обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав  и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской  и иной экономической деятельности.

Основаниями  для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия-незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской  или иной экономической деятельности. Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственного органа, входят  проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта  нарушения оспариваемым  актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя. При этом согласно положениям ст. 65 АПК  РФ, доказывание  обстоятельств является обязанностью  лиц, которые ссылаются на данные обстоятельства. Следовательно, лицо, оспаривающее ненормативный  акт государственного органа, должно представить  доказательства наличия у него прав и законных интересов, которые он считает нарушенными оспариваемым актом, и доказательства нарушения этих прав.

При проведении проверки территориальным органом ПФР установлено, что  плательщиком страховых взносов в 2013, 2014 гг. осуществлялись  выплаты и вознаграждения физическим лицам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, поименованных в разделе ХХХIII “Общие профессии» Списка № 2, утвержденного  Постановлением  Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении  Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на  льготное пенсионное обеспечение», а именно: код льготной профессии -23200000-13450 «маляры, занятые на работах с применение  вредных веществ не ниже 3 класса опасности».

       С 1 января 2013 года вступила в силу статья 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, в которой установлена обязанность по уплате дополнительных тарифов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на  видах работ, указанных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27  ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ.

     На основании ч. 2 ст. 58.3 ФЗ № 212-ФЗ для указанных плательщиков страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на  видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27  ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ (работа с тяжелыми условиями труда, Список №2) дополнительные тарифы  страховых взносов в Пенсионный фонд  Российской Федерации применяются в следующих размерах: 2013г-0,2%; 2014г-4.0%; 2015 и последующие годы 6,0 %.

       С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в связи с принятием  Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

        Согласно части 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013  № 421-ФЗ результаты ранее проведенной в соответствии с порядком, действовавшим  до дня вступления  в силу данного закона, аттестации рабочих мест по условиям труда применяются при определении  размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных частью 2.1. статьи 58.3 ФЗ № 212-ФЗ, в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатом такой аттестации  признаны вредными и (или) опасными.  Если условия по результатам аттестации признаны оптимальными или допустимыми либо результаты аттестации рабочего места отсутствуют, то страховые взносы на выплаты  и иные вознаграждения, производимые  в пользу данного работника, следует начислять по дополнительными тарифам, предусмотренным ч. 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Поскольку  в проверяемый период у заявителя аттестация рабочих мест по условиям  труда (специальная  оценка  условий труда) в организации не проводилась, дополнительные тарифы с 1 января 2014 года следует исчислять по ч.2. ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Судом установлено, что плательщик страховых взносов использует труд работников, занятых на  видах работ, указанных в пп. 2-18 п. 1 ст. 27  ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ, и в связи с этим на него  нормами  действующего законодательства возлагается обязанность по уплате дополнительных страховых взносов.

При этом, суд считает необоснованным довод заявителя относительно того, что маляры были заняты на работах с тяжелыми условиями труда менее 80% рабочего времени. Представленный в материалы дела протокол № 423/Х измерений и оценки концентраций вредных химических веществ в воздухе рабочей зоны от 01.09.2015 г.  отклоняется судом  как  не отвечающий признаку  относимости доказательств в соответствии с положениями ст. 67 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку  составлен в 2015 г. и  не имеет отношения к установлению обстоятельств по рассматриваемому делу в 2013, 2014 гг.

Согласно представленным в дело первичной кадровой и бухгалтерской документации за 2013, 2014 гг., а именно, штатных расписаний, приказов о приеме на работу на должность маляра, табелей учета рабочего времени, расчетных листков указанные выше сотрудники работали в режиме полной занятости, по 8 часов ежедневно.  Из взаимосвязанных положений ст. ст. 91, 92, 94 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что полной занятостью считается, что когда работник в течение месяца  трудился в условиях нормальной или  сокращенной продолжительности  рабочего времени  и все это время был полностью занят на определенной работе. Из анализа должностной инструкции маляра № 42, утвержденной  исполнительным директором  ООО «АСТ-Моторс» 01.01.2008, следует, что в должностные обязанности маляра входит исключительно работа с воздействием вредных факторов.

Иных документальных доказательств, свидетельствующих о выполнении малярами в проверяемый период в данной организации трудовых функций, не связанных с тяжелыми условиями труда, заявителем не представлено.

В соответствии с  п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых взносах», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 в стаж, дающий право на  досрочную пенсию, засчитываются периоды  работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. Согласно п. 5 Постановления Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 29  "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени.

На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 2 статьи 58.3Федерального закона №212-ФЗ,ООО «АСТ-Моторс» с 01.01.2013г. обязано начислять страховые взносы в Пенсионный фонд РФ по дополнительному тарифу в размере 2% на выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, работающих в должности маляров, занятых на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности, с 01.01.2014г. по дополнительному тарифу 4%.

Исчисление дополнительных тарифов страховых взносов в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ статьей 58.3 связано с выполнением сотрудниками предприятия работ с вредными, опасными или тяжелыми условиями труда.

    Доводы, приводимые заявителем относительно персонального целевого назначения природы страховых взносов в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его  индивидуальном лицевом счете, является несостоятельным для предмета настоящего спора. Признаком персонального назначения обладают страховые взносы, исчисленные и уплаченные работодателем исходя из общих тарифов, установленных ст. 58.2 ФЗ № 212-ФЗ.

Целевое назначение дополнительных тарифов отлично от общего регулирования по начислению страховых взносов, оно введено законодателем для уменьшения экономического  бремени для государства по выплате досрочных страховых пенсий работникам, работающим в условиях, отклоняющихся от нормальных, и частичное возложение за счет повышенных тарифов данной финансовой нагрузки на работодателей, использующих вредные и тяжелые условия труда на своем производстве. Следовательно, страховые взносы, уплачиваемые по дополнительному тарифу, по своей правовой природе не могут быть соразмерными начисленной впоследствии досрочной пенсии,  но  дадут право на ее назначение. Поэтому именно работодатели, которые не исполняют возложенную на них обязанность по уплате  указанных тарифов, нарушают права своих работников на назначение льготных пенсий.      

Таким образом, суд пришел к выводу, что ООО «АСТ-Моторс» должно было применять дополнительный тариф, установленный статьей 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, в отношении выплат и вознаграждений сотрудникам с вредными, опасными или тяжелыми условиями труда. Доказательств обратного, заявителем суду не представлено.

           Принимая во внимание изложенное, суд считает, что обжалуемый ненормативный акт соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах требования заявителя удовлетворению не подлежат.

 В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине возлагаются на заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 167, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «АСТ-Моторс» о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге от 15.02.2016 № 18-14/19275 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах, отказать.

Решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме). Жалобы подаются через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья                                                                              Г.Н.Лазебная