ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-3525/08 от 25.11.2008 АС Оренбургской области

Арбитражный суд Оренбургской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Оренбург Дело № А47-3525/2008-4 ГК

27 ноября 2008 года

Резолютивная часть решения объявлена 25 ноября 2008 года.

Полный текст решения изготовлен 27 ноября 2008 года.

Арбитражный суд Оренбургской области в составе

председательствующего судьи Крюкова А.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания

ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по иску муниципального унитарного предприятия «Комбинат бытовых услуг» муниципального образования «город Оренбург», г. Оренбург

к Министерству финансов Оренбургской области, г. Оренбург

при участии третьих лиц: 1) Управление социальной защиты населения Центрального района города Оренбурга, г. Оренбург; 2) Министерство социального развития Оренбургской области; 3) Администрация города Оренбурга; 4) Оренбургский городской Совет, г. Оренбург

о взыскании 295 404 руб. 00 коп.

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО2 – представитель по доверенности от 19.06.2008 № 13;

от ответчика: ФИО3 – представитель по доверенности от 26.12.2006 № 12-06 (после перерыва в заседании суда не явился); ФИО4 –представитель по доверенности от 10.01.2007 № 12-06 (явилась после перерыва в судебном заседании);

от третьих лиц: ФИО5 – представитель Министерства социального развития Оренбургской области по доверенности от 21.03.2008 № 3; ФИО6 – представитель Администрации г. Оренбурга по (доверенности от 09.01.2008 № 4; ФИО7 – представитель Управления социальной защиты населения Центрального района города Оренбурга по доверенности от 28.02.2008 № 01-17/613 (после перерыва в судебное заседание не явилась); ФИО8 – представитель Управления социальной защиты населения Центрального района города Оренбурга по доверенности от 28.02.2008 № 01/17/612 (явилась в судебное заседание после перерыва);

Представитель Оренбургского городского Совета в судебное заседание не явился, доказательства надлежащего извещения о времени и месте судебного разбирательства имеются в материалах дела.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв с 18.11.2008 до 25.11.2008.

Отводов судье, секретарю судебного заседания не заявлено.

УСТАНОВИЛ:

Иск предъявлен о взыскании 295 404 руб. 00 коп. – убытков возникших в 2006-2007 гг. в связи с погребением лиц, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, а также личность которых не установлена, на основании статей 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.

К участию в деле были привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - Оренбургский городской Совет (определение от 14.10.2008 л.д. 85 том 3); на стороне ответчика – Управление социальной защиты населения Центрального района города Оренбурга (определение от 19.06.2008); Министерство социального развития Оренбургской области (определение от 06.08.2008); Администрация города Оренбурга (определение от 14.10.2008).

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Ответчик возражает против требований истца, представлен отзыв (л.д. 110-111 том 1; л.д. 61-62 том 3), считает, что Министерство финансов Оренбургской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку не имеет финансовых обязательств перед истцом по компенсации его расходов, связанных с погребением отдельных категорий граждан. Ответчик указал, что из областного бюджета в соответствии с п. 3 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», п. 2 ст. 10 Закона Оренбургской области от 06.09.2004 № 1421/223-III-ОЗ «О погребении и похоронном деле на территории Оренбургской области» производилось финансирование на погребение лиц, не работавших и не являвшихся пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности. При этом суммарный тариф на услуги, входящие в гарантированный перечень, не может превышать размера социального пособия на погребение, т.е. 1150 руб. (с учетом районного коэффициента). Министерством финансов Оренбургской области данные обязательства были исполнены в полном объеме.

Ответчик считает, что с 29.12.2006 при определении стоимости услуг по погребению, органам местного самоуправления необходимо согласование по этому вопросу не только с отделениями Пенсионного фонда РФ и ФСС РФ, но и с органами государственной власти субъекта РФ. Ответчик полагает, что применение истцом тарифа в размере 1 628 руб. в качестве правового основания иска необоснованно, поскольку тариф не был согласован с органами государственной власти субъекта РФ.

Третье лицо, Управление социальной защиты населения Центрального района города Оренбурга, в отзыве на иск указало, что полномочия по возмещению специализированным службам по вопросам похоронного дела расходов, связанных с погребением умерших (погибших), которые на момент смерти не работали и не являлись пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности, УСЗН Центрального района на 2006 год не передавались. Такими полномочиями органы местного самоуправления были наделены с 01.01.2007 в соответствии с Законом Оренбургской области от 01.09.2006 № 548/95-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области государственными полномочиями Оренбургской области по назначению и выплате социального пособия на погребение и возмещению расходов, связанных с погребением». Третье лицо, полагает, что суммарный тариф на услуги по погребению, входящие в гарантированный перечень, не может превышать размера социального пособия на погребение, 1150 руб. (с учетом районного коэффициента).

Третье лицо, Министерство социального развития Оренбургской области, в отзыве на иск указало, что тариф на услуги, входящие в гарантированный перечень не может превышать 1150 руб. (с применением районного коэффициента). Постановлением Оренбургского городского Совета от 03.08.2004 № 137 утвержден тариф в размере 1628 руб., который превышает размер социального пособия на погребение. По мнению третьего лица, муниципальное образование «город Оренбург» приняло на себя обязательство по возмещению данных расходов, которые составляют разницу между, утвержденной муниципальным образованием стоимостью на гарантированный перечень услуг по погребению и компенсацией, произведенной казной Оренбургской области в пределах установленных Законом Оренбургской области от 06.09.2004 № 1421/223-III-ОЗ.

Третье лицо, Администрация города Оренбурга, полагает, что требования истца подлежат удовлетворению, поскольку тарифы на погребение умерших (погибших) не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников, либо законного представителя умершего, а также умерших, личность которых не установлена, утверждены постановлением Оренбургского городского Совета № 137 от 03.08.2004, то есть до того времени, когда требовалось согласование с органом государственной власти Оренбургской области.

Третье лицо, Оренбургский городской Совет, полагает, что требования истца обоснованны и подлежат удовлетворению, указав, что при установлении стоимости услуг при погребении умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, нормами Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» не установлена необходимость ее согласования с территориальными отделениями Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Согласно п. 3 ст. 9 указанного Закона по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяется стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению. Ссылка в ст. 12 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на п. 3 ст. 9 данного Закона означает лишь то, что при возмещении стоимости услуг при погребении умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, она должна возмещаться специализированной службе по вопросам похоронного дела в порядке установленном п.3 ст. 9 , но не утверждаться в соответствии с данной нормой.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд признает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно пп. 18 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 12.08.2005 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения.

Органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов (ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ).

Финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии со ст. 9, 10, 11 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (ст. 26 указанного Закона).

Из материалов дела, видно, что во исполнение постановления главы города Оренбурга от 15.09.2006 № 2715-П «О реорганизации муниципального предприятия «Спецкомбинат ритуальных услуг» муниципального образования «город Оренбург» Комитетом по управлению имуществом города Оренбурга издано распоряжение от 02.10.2006 № 1764 об изменении наименования предприятия - МУП «Спецкомбинат ритуальных услуг» муниципального образования «город Оренбург» на МУП «Комбинат бытовых услуг» муниципального образования «город Оренбург» и утвержден новый устав МУП «Комбинат бытовых услуг».

Согласно уставу МУП «Комбинат бытовых услуг» муниципального образования «город Оренбург» создано в соответствии с распоряжением Администрации города Оренбурга от 22.03.1995 № 465 «О реорганизации арендного треста специального обслуживания населения в муниципальное унитарное предприятие «Спецкомбинат ритуальных услуг» для выполнения городских социально-экономических заказов, в том числе оказание различных услуг по погребению. Предприятие является правопреемником арендного треста специализированного обслуживания населения, муниципального предприятия <...>» и муниципального унитарного предприятия «Причал» муниципального образования «город Оренбург».

Между Министерством социального развития Оренбургской области и МУП «Спецкомбинат ритуальных услуг» муниципального образования «город Оренбург» был заключен договор № 1 от 06.02.2006 о возмещении расходов, связанных с погребением (захоронением), в соответствии с которым МУП «Спецкомбинат ритуальных услуг» обязалось осуществлять погребение умерших (погибших), личность которых не установлена и умерших (погибших) в случае отсутствия лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение в соответствии с Законом Оренбургской области «О погребении и похоронном деле на территории Оренбургской области», представлять в Министерство социального развития Оренбургской области: ежемесячно, не позднее 3 числа месяца, следующего за отчетным, сводную ведомость, составленную на основании реестров за фактически произведенные расходы по погребению в пределах суммы, утвержденной законом, с приложением первичных документов (справок о смерти - ф. 33); счет-фактуру.

Министерство социального развития Оренбургской области обязалось осуществлять финансирование на возмещение расходов, связанных с погребением, в соответствии с пунктами 1.1. и 2.1.2 настоящего договора, в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств, в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической классификациями расходов с учетом ранее принятых и неисполненных обязательств (Закон Оренбургской области от 15.12.2005 № 2870/502-III-ОЗ), согласно документам,. подтверждающим фактические расходы.

18.01.2007 между Управлением социальной защиты населения Центрального района города Оренбурга был заключен договор № 1 (дополнительное соглашение № 1 от 03.05.2007) о возмещении расходов, в соответствии с которым МУП «Комбинат бытовых услуг» обязалось осуществлять погребение умерших (погибших), которые на момент смерти не работали и не являлись пенсионерами, в случае рождения ребенка по истечении 196 дней беременности, и умерших реабилитированных лиц в соответствии со статьями 12 и 13 Закона Оренбургской области «О погребении и похоронном деле на территории Оренбургской области», представлять в Управление социальной защиты населения Центрального района города Оренбурга ежемесячно, не позднее 3 числа месяца, следующего за отчетным, реестр на фактически произведенные расходы по погребению с приложением подлинных первичных документов, бухгалтерской отчетности.

Управление социальной защиты населения Центрального района города Оренбурга обязалось осуществлять возмещение расходов связанных с погребением, в соответствии с п. 1.1. настоящего договора в десятидневный срок с момента принятия документов, в пределах выделенных на эти цели субвенций из областного фонда компенсаций на 2007 год.

В течение 2006-2007 годов МУП «Спецкомбинат ритуальных услуг» муниципального образования «город Оренбург», а затем МУП «Комбинат бытовых услуг» муниципального образования «город Оренбург» произвело захоронение 618 умерших граждан, оказав услуги на сумму 1 006 104 руб.

Согласно перечню услуг и калькуляции их стоимости (оформление документов для погребения, предоставления гроба, перевозка тела умершего на кладбище, облачение тела, погребение, использование рабочей силы (по переноске гроба), изготовление регистрационного знака) тарифы услуг на одно умершее лицо составили 1628 руб., то есть соответственно тарифам, утвержденным Постановлением Оренбургского городского Совета от 03.08.2004 № 137.

Истцу компенсированы затраты исходя из установленного тарифа на гарантированный федеральным законом перечень услуг в размере 1 150 руб. (с учетом районного коэффициента).

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» стоимость указанных услуг определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и возмещается в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 9 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.

Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации возмещают специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, в размере, не превышающем 1000 руб.

Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определенных органом местного самоуправления, возмещается за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности; за счет средств федерального бюджета возмещаются расходы на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (ч. 3 ст. 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле»).

Суд, проанализировав нормы права (ст. 9, 12 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле») пришел к выводу, что ссылка в ст. 12 на п. 3. ст. 9 названного Закона означает, что речь идет о возмещении стоимости услуг по погребению в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 9, а не о порядке утверждения стоимости услуг. Стоимость услуг возмещается в размере стоимости услуг, определенном органом местного самоуправления, при этом размер компенсации ограничен лишь для Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации, но не в отношении компенсации, подлежащей выплате за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Постановлением Оренбургского городского Совета от 03.08.2004 № 137 установлены тарифы на гарантированный перечень услуг на погребение умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников, а также умерших, личность которых не установлена, в общей сумме 1 628 руб.

Представительные органы муниципального образования городов Оренбургской области были наделены полномочиями по установлению стоимости услуг, предусмотренных ст. 12 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» в соответствии с Законом Оренбургской области от 18.03.1998 № 276/90-ОЗ.

Доводы ответчика о том, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 263-ФЗ «О внесении изменения в статью 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» с 29.12.2006 при определении стоимости услуг по погребению органам местного самоуправления необходимо согласование по этому вопросу не только с отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации, но и с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, судом не принимаются, так как на момент принятия Оренбургским городским Советом Постановления от 03.08.2004 № 137 действовала редакция Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» от 30.06.2003, в соответствии с которой при установлении стоимости услуг по погребению согласно гарантированному перечню требовалось согласование только с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

В соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в том числе калькуляции фактических затрат, наряды, накладные, счета-фактуры, суд полагает, что разница между установленными тарифами на гарантированный федеральным законодательством перечень услуг и компенсацией, произведенной в пределах предусмотренных для Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации, является для истца убытками; размер убытков доказан истцом надлежащим образом и в связи с применением тарифа, утвержденного Постановлением Оренбургского городского Совета от 03.08.2004 № 137, основан на действующем законодательстве.

Ответчик не оспорил калькуляции истца фактически понесенных им затрат и не представил суду обоснованный контррасчет.

В соответствии со ст.ст. 15, 16, 1064, 1069, 1070, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации вред причиненный, имуществу юридического лица возмещается, лицом, причинившим вред в полном объеме, в том числе возмещается вред, причиненный в результате действий (бездействия) государственного органа, при этом соответственно вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или муниципального образования (согласно п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации средства соответствующих бюджетов и иное имущество составляют казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации), от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда от 01.07.1996 № 6/8 разъяснено, что в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

Согласно ч. 3 ст. 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определенной органом местного самоуправления, возмещается за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности; согласно ч. 2 ст. 10, ст. 12 Закона Оренбургской области от 18.08.2004 № 1421/223-Ш-ОЗ стоимость услуг по погребению лиц, не работавших и не являвшихся пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности; причем к указанным лицам относятся умершие, не имеющие родственников, либо законного представителя или невозможности ими погребения возмещается специализированным службам по вопросам похоронного дела за счет средств областного бюджета.

При таких обстоятельствах возмещение стоимости услуг по погребению в размере 295 404 руб. должно быть возмещено за счет средств областного бюджета Оренбургской области.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина в размере 7 408 руб. 08 коп. относится на ответчика с взыскание м в пользу истца.

Руководствуясь статьями 101, 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Исковые требования удовлетворить. Взыскать с Министерства финансов Оренбургской области за счет казны Оренбургской области в пользу муниципального унитарного предприятия «Комбинат бытовых услуг», муниципального образования «город Оренбург», г. Оренбург 295 404 руб. убытков, а также 7 408 руб. 08 коп. – в возмещение расходов по госпошлине.

2. Исполнительный лист выдать истцу после вступления решения в законную силу.

3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ruили Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья А.А. Крюков