ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-3610/11 от 30.08.2011 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Володарского, 39, г. Оренбург, 460000

e-mail: info@orenburg.arbitr.ru

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург Дело № А47- 3 610/2011

31 августа 2011г.

Резолютивная часть решения объявлена 30.08.2011 г.

В полном объеме решение изготовлено 31.08.2011г.

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Цыпкиной Е.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьевой Е.В.,

в открытом судебном заседании рассмотрел дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Формат» (г. Оренбург) о признании незаконным п. 2 решения «о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения» от 28.01.2011г. № 21 Государственного учреждения - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (г.Оренбург).

В судебном заседании приняли участие представители сторон

от заявителя: Власюк О.А.;

от органа, принявшего оспариваемый акт: Яньшин Д.Н.

В судебном заседании 23.08.2011г. был объявлен перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 30.08.2011г.

При рассмотрении дела арбитражный суд установил.

На основании решения заместителя управляющего Государственным учреждением - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тесту – Региональное отделение ФСС, ответчик) от 07.12.2010г. № 247 была проведена выездная проверка страхователя Общества с ограниченной ответственностью «Формат» (далее по тексту – Общество, заявитель) по вопросуправильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

По результатам проведения проверки 29.12.2010г. был составлен акт № 240 выездной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Рассмотрев указанный актзаместителем управляющего Фонда Девякович В.Н. 28.01.2011г. вынесено решение о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения № 21 (далее по тесту – решение № 21).

Согласно п. 1 резолютивной части решения № 21 Обществу частично выделены средства на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 118 004,66 руб., в том числе:

- пособие по беременности и родам в сумме 104 893,60 руб.;

- единовременное пособие при рождении ребенка в сумме 12 637,17 руб.;

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинском учреждении в ранние сроки беременности в сумме 473,89 руб.

Пунктом 2 резолютивной части указанного решения Обществу отказано в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 135 975,74 руб., на основании п. 1 ст. 11 Федерального закона от 16 июля 1999г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» в связи с тем, что директором ООО «Формат» Могилко А.К. создана искусственная, экономически необоснованная ситуация с приемом на работу начальника юридического отдела Алифировой Е.В. с целью получения возмещения из средств Фонда социального страхования РФ завышенного размера пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком, так как имеет место злоупотребление правом, в части оформления трудовых договоров и установления заработной платы со стороны страхователя – ст.10 Гражданского кодекса РФ.

Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось в арбитражный суд.

Согласно заявленным требованиям (уточненным), заявитель просит суд признать незаконным п. 2 решения № 21, поскольку Обществом соблюдены условия, необходимые для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию.

Ответчик заявленные требования не признал, считая обжалуемое решение законным и обоснованным, в удовлетворении требований просил отказать.

Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные ими материалы, арбитражный суд считает, что в удовлетворении требований следует отказать по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п. 27 Постановления Правительства РФ № 101 от 12.02.1994г. «О Фонде социального страхования Российской Федерации» Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет контроль за правильным и рациональным расходованием средств Фонда страхователями.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 16.07.1999г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее по тексту - Закон от 16.07.1999г. № 165-ФЗ) обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан и иных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Частью 2 статьи 6 Закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ установлено, что субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. При этом страхователями, в том числе, являются организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 9Закона от 16.07.1999г. №165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора.

Страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, за счет собственных средств (подпункт 6 пункта 2 статьи 12Закона от 16.07.1999г. № 165-ФЗ).

К видам страхового обеспечения относится, согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 8 вышеназванного Закона, пособие по беременности и родам.

Условия и порядок выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей в связи с их рождением, установлены Федеральным законом от 19.05.1995г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее по тексту – Федеральный закон от 19.05.1995г. № 81-ФЗ). Статьи 4, 6 данного Закона предусматривают, что право на пособие по беременности и родам имеют женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, выплаты указанного пособия производятся также за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

При этом из статьи 8 Федерального закона от 19.05.1995г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» следует, что пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и с учетом иных условий, установленных Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», - женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

С учетом положений п. 2 ст. 14 Федерального закона от 19.05.1995г. № 81-ФЗ, в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Основанием для начисления пособия является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности.

Из смысла ч. 3 п. 1 ст. 11 Закона от 16.07.1999г. № 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Из указанного следует, что субъект предпринимательской деятельности самостоятельно определяет виды и направления свой деятельности, осуществляет прием на работу требуемых ему специалистов.

Вместе с тем в ст. 10 ГК РФ установлен запрет на действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Как следует из материалов дела, Общество зарегистрировано в качестве страхователя в региональном отделении Фонда социального страхования с 26.08.2004г. Основным видом деятельности Общества является производство общестроительных работ по возведению зданий.

02.04.2010г. на основании приказа о приеме на работу № 4 от 02.04.2010г. (т.1 л.д.41) по трудовому договору без номера (т.1, л.д.35) на должность начальника юридического отдела была принята Алифирова Е.В. с окладом 20 000 рублей, о чем в трудовой книжке Алифировой Е.В. сделана соответствующая запись (т. 1, л.д. 90-95).

Согласно представленным табелям учета рабочего времени и расчетным ведомостям, в качестве начальника юридического отдела Алифировой Е.В. начислялась заработная плата:

- в апреле 2010г. отработан 21 день, начислена заработная плата за апрель 2010г. в сумме 21 954,55 руб.; выплачена по расходному кассовому ордеру №Т0000006 от 25.05.2010г. заработная плата за апрель в сумме 19 100,55 руб.;

- в мае 2010г. отработано 6 дней, начислена заработная плата за май 2010г. в сумме 5 714,29 руб.; выплачена по расходному кассовому ордеру №Т0000010 от 25.06.2010г. заработная плата за май и пособие в сумме 112 178,32 руб.;

С 11.05.2010 г. по 27.09.2010 г. Алифировой Е.В. был представлен отпуск по беременности и родам на основании листа нетрудоспособности серии ВЧ №5826877 и справки о постановке на учет в ранние сроки беременности, выданные ММУЗ МГКБ № 2 г.Оренбург.

Страхователем начислено пособие по беременности и родам за 140 календарных дней в сумме 105 987,00 руб. за период с 11.05.2010г. по 27.09.2010г.

В дальнейшем отпуск по беременности и родам Алифировой Е.В. был продлен с 28.09.2010г. до 13.10.2010г.

За период с 28.09.2010г. по 13.10.2010г. Алифировой Е.В. начислено пособие по беременности и родам за 16 календарных дней в сумме 12 112,80 руб.

В расчетный период включена заработная плата за апрель 2010г. за 29 календарных дней в сумме 21 954,55 руб.

По данному листу нетрудоспособности, выданному по основному месту работы, начислено в расчетной ведомости за май 2010 года пособие по беременности и родам в сумме 105 987,00 руб. Выплачено данное пособие Алифировой Е.В. после перечисления денежных средств отделением Фонда на счет организации по расходному кассовому ордеру № Т000010 от 25.06.2010г.

С 14.10.2010г. на основании заявлений Алифировой Е.В. приказом № 1 был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет на 450 календарных дней (т.2, л.д.91).

За период с 11.05.2010г. по 13.10.2010г. согласно расчетным ведомостям Алифировой Е.В. начислено и выплачено пособие по беременности и родам в размере 118 099,80 руб., по уходу за ребенком до 1,5 лет в сумме 4 764,88 руб., пособие при рождении ребенка в размере 12 637,17 руб. и единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности в сумме 473,89 руб.

Общество представило письмо-заявку на 01.11.2010г. в Фонд на выделение средств на выплату страхового обеспечения на сумму 253 980,40 руб.

Вместе с тем, оценивая представленные в материалы дела документы в их совокупности в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает выводы ответчика о создании искусственной, экономически необоснованной ситуации с целью неправомерного получения денежных средств на выплату пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, из средств Фонда социального страхования Российской Федерации, обоснованными в силу следующего.

Как следует из материалов дела, согласно штатного расписания № 1, утвержденного 01.01.2010г. в ООО «Формат» предусмотрено 1,5 штатные единицы: 1 единица директора с окладом 7 500 руб. и 0,5 единицы главного бухгалтера с окладом 3 350 руб. Итого 1,5 штатные единицы с общим фондом оплаты труда в месяц 10 850 руб.

Со 02.04.2010г., согласно штатного расписания № 2, утвержденного 01.04.2010г., в штат ООО «Формат» введено 2 дополнительные штатные единицы: 1 единица начальника юридического отдела с окладом 19 090,91 руб. и 1 единица менеджера по продажам с окладом 19 090,91 руб.

Согласно приказа № 4 от 02.04.2010г. на должность начальника юридического отдела принята Алифирова Е.В. с окладом в размере 20 000, 00 руб. Между Алифировой Е.В. и ООО «Формат» заключен трудовой договор без номера от 02.04.2010г., согласно которому работа в ООО «Формат» является для Алифировой Е.В. основной, установлена пятидневная рабочая неделя продолжительностью 40 часов.

Исходя из материалов дела, Алифирова Е.В. числится лишь в табеле учета рабочего времени № 4 от 30.04.2010г. за апрель 2010 года.

С 11.05.2010г. по 27.09.2010г. Алифировой Е.В. был предоставлен отпуск по беременности и родам, который в дальнейшем был продлен до 13.10.2010г.

Согласно приказа № 1 от 14.10.2010г. Алифировой Е.В. был представлен отпуск по уходу за ребенком на 450 календарный дней с 14.10.2010г. по 06.01.2012г.

С 01.05.2010г. введено новое штатное расписание № 3, утвержденное 01.05.2010г. Согласно которого, в ООО «Формат» предусмотрено 7,5 штатных единиц, введены новые штатные единицы, изменены оклады: 1 единица директора с окладом 5 000 руб., 1 единица финансового директора с окладом 20 000 руб., 1 единица исполнительного директора с окладом 20 000 руб., 1 единица коммерческого директора с окладом 20 000 руб., 0,5 единицы главного бухгалтера с окладом 3 350 руб., 1 единица начальника юридического отдела с окладом 19 090,91 руб., 1 единица менеджера по продажам с окладом 20 000,00 руб., 1 единица водителя с окладом 6 000 руб. Итого 7,5 штатных единиц с общим фондом оплаты труда в месяц 130 457,05 руб.

После введения нового штатного расписания и ухода Алифировой Е.В. в отпуск по беременности и родам с мая 2010г. должность начальника юридического отдела осталась вакантной, несмотря на необходимость, по мнению заявителя, данной штатной единицы для ООО «Формат».

20.05.2010г. ООО «Формат» заключен договор без номера с ООО «РесурсОптТорг» на оказание юридических услуг (т.1 л.д..98-99). Согласно п. 2.1. данного договора стоимость услуг составляет 20 000, 00 руб. в месяц.

Спектр услуг, входящих в обязанности ООО «РесурсОптТорг» отражен в п.1.2. договора, а именно:

- составление любых видов договоров, дополнительных соглашений, протоколов разногласий к договорам, пролонгация договоров и иных документов правового характера;

- полное сопровождение любых видов договоров, в том числе составление писем, обращений, претензий, запросов и иных документов;

- правовая экспертиза поступающих ООО «Формат» договоров и документов правового характера, в том числе проведение проверок платежеспособности контрагентов Общества.

Вместе с тем, экономическая целесообразность и эффективность выполняемой работы Алифировой Е.В. оценивается судом со следующих позиций.

Как следует из материалов дела, трудовой договор Обществом с Алифировой Е.В. заключен незадолго до наступления страхового случая, а именно, за 1 месяц до предоставления отпуска по беременности и родам.

До 02.04.2010г. должность начальника юридического отдела отсутствовала на предприятии. Кроме того, Алифирова Е.В. была принята на должность начальника юридического отдела при фактическом отсутствии юридического отдела. При приеме на работу в ООО «Формат» Алифировой Е.В. была подписана должностная инструкция ведущего юрисконсульта, утвержденная руководителем ООО «Формат» 02.04.2010г.

Должностная инструкция начальника юридического отдела ни в момент проверки Общества ни в материалы настоящего дела не была представлена, следовательно, суд приходит к выводу, что должностная инструкция начальника юридического отдела на предприятии не разработана.

За время работы Алифировой Е.В. на предприятии в качестве начальника юридического отдела, Обществом был заключен только один договор купли-продажи автомобиля, где имеется отметка о согласовании данного договора с Алифировой Е.В.

Другие договоры общества, представленные в материалы дела, были заключены после наступления страхового случая.

Общество в 2010 году осуществляло поставку продукции на основании типовых договоров, заключенных как до, так и после принятия на работу Алифировой Е.В. (т.2 л.д.128).

Из имеющейся в материалах дела книги учета доходов и расходов ООО «Формат» на 2010 год усматривается, что расходы предприятия по состоянию на 01.04.2010 года превысили доходы, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии финансовой возможности и экономической целесообразности у ООО «Формат» в принятии на работу начальника юридического отдела с окладом в размере 20 000 руб.

Необходимо отметить, что согласно Реестру сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованных лиц страховые взносы ООО «Формат» уплачивались несвоевременно и не в полном объеме.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в данном случае имело место фиктивное трудоустройство Алифировой Е.В. на ставку начальника юридического отдела и установление ей необоснованно завышенной заработной платы для последующего получения из Фонда социального страхования крупной денежной суммы.

Из имеющегося в деле расчета для начисления пособия по беременности и родам следует, что повышенный размер зарплаты использовался в качестве основы для начисления пособия по беременности и родам.

Из существа вышеуказанных нормативных актов и п. 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006г. №53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» следует, что возмещение средств из Фонда социального страхования Российской Федерации является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание обществом искусственной ситуации для получения средств Фонда является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении таких расходов.

Установив изложенные обстоятельства, учитывая, что прием сотрудника на работу был произведен ООО «Формат» непосредственно перед наступлением страхового случая, при отсутствии для этого экономической необходимости, суд приходит к выводу о том, что заявитель не доказал правомерность своих действий, направленных на возмещение за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации расходов по выплате Алифирововй Е.В. пособия по беременности и родам. Суд считает, что обществом преднамеренно создана ситуация для необоснованного возмещения расходов из средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Исходя из этого, суд полагает, что формальное соответствие требованиям законодательства представленных обществом документов не является основанием для возмещения ему спорных расходов. Поэтому доводы заявителя о представлении им в фонд всех необходимых документов, подтверждающих расходы на выплату пособий Алифировой Е.В., подлежат отклонению.

Достоверных и достаточных доказательств, совокупность которых бы качественным образом свидетельствовала об отсутствии искусственно созданной заявителем ситуации для выплаты пособий за счет средств фонда, в материалах дела не имеется. Напротив, приведенная выше совокупность доказательств свидетельствует о направленности его действий на неправомерное возмещение средств фонда при исчислении и выплате пособий по обязательному социальному страхованию.

При таких обстоятельствах судом не усматриваются основания для признания оспариваемого решения фонда незаконным.

В ходе рассмотрения настоящего дела судом не установлено и не выявлено каких-либо иных существенных для дела обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств, которые опровергали бы выводы ответчика о необоснованном возмещении заявителем расходов на выплату пособий.

Иные доводы, приводимые сторонами по настоящему делу, судом не принимаются во внимание, как основанные на неверном толковании норм материального права и противоречащие материалам дела, а также в виду того, что данные обстоятельства не имеют правового значения и не влияют на исход рассмотрения настоящего дела.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, в связи с чем в удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Формат» к Государственному учреждению - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании недействительным п. 2 резолютивной части решения «о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения» № 21 от 28.01.2011г., следует отказать.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб. возлагаются на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. В удовлетворении заявленных Обществом с ограниченной ответственностью «Формат» требований о признании незаконным п. 2 решения «о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения» № 21 от 28.01.2011г. Государственного учреждения - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, отказать.

Решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (город Челябинск) в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья Е.Г. Цыпкина