АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-3619/2020
19 ноября 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена ноября 2020 года
В полном объеме решение изготовлено ноября 2020 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Сукачевой Н.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бобрышевой Л.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску акционерного общества «Энергосбыт Плюс», ОГРН <***>, ИНН <***>, Московская область, Красногорский район, автодорога Балтия, территория 26 км,
к государственному унитарному предприятию коммунальных электрических сетей Оренбургской области "Оренбургкоммунэлектросеть", ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Оренбург,
об урегулировании разногласий
В судебном заседании приняли участие
представитель истца ФИО1 по доверенности от 20.12.2019, срок действия доверенности по 08.09.2022,
представитель ответчика ФИО2 по доверенности от 27.07.2020.
Акционерное общества «Энергосбыт Плюс» обратилось в арбитражный суд к государственному унитарному предприятию коммунальных электрических сетей Оренбургской области "Оренбургкоммунэлектросеть" с исковым заявлением о понуждении к заключению договора об оказании услуг по передаче электрической энергии в отношении новых точек поставки, расположенных по адресу <...>, 3, 4, 5, 6, в редакции дополнительного соглашения № 106/19 от 18.06.2019 к договору оказания услуг по передаче электрической энергии № 0964-01 от 01.11.2012.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Стороны не заявили ходатайства о необходимости предоставления дополнительных доказательств. При таких обстоятельствах суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении материалов дела, судом установлены следующие обстоятельства.
Между ОАО «Оренбургсэнергосбыт» (гарантирующий поставщик и ГУП КЭС Оренбургской области "Оренбургкоммунэлектросеть" (сетевая организация) заключен договор от 01.11.2012 № 0964-01 оказания услуг по передаче электрической энергии согласно которого исполнитель обязуется оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином установленном законом / договором основании, через технические устройства электрических сетей, ТСО (когда котлодержателем является ГУП «ОКЭО), заключивших с Исполнителем договоры оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки определенных в Приложении № 2 к договору, а заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном настоящим договором.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 24.06.2014 и решения единственного акционера открытого акционерного общества «Оренбургэнергосбыт» от 12.05.2014 произошла смена наименования открытого акционерного общества «Оренбургэнергосбыт» на открытое акционерное общество «Энергосбыт Плюс».
В соответствии с пунктом 8.1 договора настоящий договор вступает в силу с даты его заключения и действует по «31»декабря 2013 года.
Стороны установили, что условия настоящего договора применяются к отношениям сторон, возникшим с 00 часов 00 минут «01» марта 2013 года.
В силу пункта 8.3 договора договор считается пролонгированным на каждый следующий календарный год, если до 01 декабря текущего года ни от одной из сторон не поступит заявление о прекращении или изменении договора.
В обоснование исковых требований истец пояснил, что к нему обратился ответчик с внесением в договор № 0964-01 изменений определяющих новую точку поставки по дому № 118, расположенному в <...>.
Истец с редакцией ответчика дополнительного соглашения № 39/19 не согласился, направил свою редакцию соглашения № 106/19, устанавливающую точку поставки в отношении спорного дома. Ответчик не согласился с данным проектом дополнительного соглашения и возвратил его не подписанный. В связи, с чем между сторонами возникли разногласия по установлению новых точек поставки.
Поскольку дополнительное соглашение в представленной истцом редакции ответчиком не согласовано, истец обратился в суд с настоящим иском об урегулировании разногласий, возникших при внесении изменений в действующий договор оказания услуг по передаче электрической энергии.
В силу статей 64, 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств. При этом все представленные доказательства оцениваются арбитражным судом на предмет их относимости к рассматриваемому делу, допустимости и достоверности.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле, заслушав пояснения представителей сторон, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований, исходя из следующего.
Исковые требования истца основаны на заключенном договоре от 01.11.2012 № 0964-01, который по своей правовой природе является договором, регулируемым нормами энергоснабжения.
В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского Кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
Одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 2 АПК РФ), следовательно, результатом разрешения преддоговорного спора является такой судебный акт, которым отношениям сторон будет придана правовая определенность и все существенные условия договора будут определены либо соглашением сторон (пункт 1 статьи 432 ГК РФ), либо решением суда (статья 446 ГК РФ). При этом нет необходимости регулировать в договоре условия, предписанные императивными правовыми нормами (пункт 4 статьи 421, статья 422 ГК РФ).
В силу положений пункта 4 статьи 426 Гражданского Кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Согласно статье 421 Гражданского Кодекса Российской Федерации, пункту 4 статьи 445 Гражданского Кодекса Российской Федерации понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством, а также в случае уклонения от его заключения стороной, для которой в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами, заключение договора обязательно.
Статья 421 Гражданского Кодекса Российской Федерации также гласит, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
В пункте 1 статьи 422 Гражданского Кодекса Российской Федерации регламентировано, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу диспозитивности метода гражданско-правового регулирования общественных отношений, закрепленного в пунктах 1, 2 статьи 1, пункте 1 статьи 9, статье 421 Гражданского Кодекса Российской Федерации, участники гражданского оборота осуществляют права и обязанности, руководствуясь своей автономной волей и в своем интересе.
Принцип свободы договора является конституционно признанной гарантией свободы экономической деятельности, относящейся к основам конституционного строя государства (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27.10.2015 № 28-П).
В настоящем случае спор между сторонами возник не при заключении договора, а при его изменении, поскольку сторонами не достигнуто согласие при заключении дополнительного соглашения от № 106/19 (л.д. 19), в котором сторонами определяются новые точки поставки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450 Гражданского Кодекса Российской Федерации изменение договора осуществляется по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно пункту 2 статьи 450 названного Кодекса по требованию одной из сторон договор может быть изменен по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Одним из таких случаев следует рассматривать существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.
В силу статьи 451 Гражданского Кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. При этом изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Изменение договора по таким причинам допускается, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
При этом изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях (пункт 4 статьи 451 ГК РФ).
Пунктом 2 статьи 452 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор, либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Как указано выше, изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.
В соответствии с пункт 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", спор об изменении или расторжении договора может быть рассмотрен судом по существу только в случае представления истцом доказательств, подтверждающих принятие им мер по урегулированию спора с ответчиком, предусмотренных пунктом 2 статьи 452.
Как следует из материалов дела между истцом и ответчиком заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.11.2012 № 0964-01 (л.д.12-18). В данных отношениях истец выступает в качестве гарантирующего поставщика, ответчик же выступает в качестве сетевой организации, по объектам электросетевого хозяйства которого передается электрическая энергия до конченого потребителя.
Суды при рассмотрении требований сторон, вытекающих из договорных отношений, в любом случае проверяют договор на предмет его заключенности и действительности (постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 57 «О некоторых процессуальных вопросах практики рассмотрения дел, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением договорных обязательств»).
Действительность и заключенность договора № 0964-01 сторонами не оспаривалась, спорный договор считается заключенным, оснований полагать обратного у суда не имеется. Признаков ничтожности судом не установлено.
В соответствии с избранным истцом способом защиты нарушенных, по мнению истца, прав, истец просит внести изменения в договор в соответствующей части, а именно принятие дополнительного соглашения № 106/19 в его редакции, путем установления новых точек поставки.
Как указывает истец, он обратился к ответчику о закреплении условий действующего договора № 0964-01 от 01.11.2012 в отношении новых потребителей, а именного жилого дома по адресу <...>.
Из материалов дела следует, что ответчик письмом исх. № 20/1691 от 14.03.2019 (л.д.41) направил в адрес истца дополнительное соглашение от 12.03.2019 № 39/19 (л.д. 20) в целях внесения изменений в договор № 0964-01.
В ответ на указанное письмо истец возвратил дополнительное соглашение № 39/19 в редакции ответчика не подписанным, уведомив письмом исх. № 70804-15-2653 от 27.03.2019 (л.д. 42) о том, что расчеты по спорному дому будут осуществляться по заключенным договорам с физическими лицами.
Истец обратился к ответчику с предложением о заключении дополнительного соглашения от 18.06.2019 № 106/19 (л.д. 19) к договору оказания услуг по передаче электрической энергии № 0964-01 от 01.11.2012 в отношении новых точек поставки.
В ответ на предложение о заключении дополнительного соглашения № 106/19 от 18.06.2019 от ответчика получен отказ от 27.06.2019 № 10/4862 (л.д.49) в заключении указанного дополнительного соглашения, ввиду направления в адрес истца дополнительного соглашения по спорным точкам поставки в редакции ответчика.
Ответчик отказал в заключении договора в отношении новых точек поставки в связи с тем, что ранее им направлялось дополнительное соглашение № 39/19 от 12.03.2019 о включении точки поставки ПС «Ростоши» ф.РШ-5, РП-75, ф.75-2, РП-51, ф.51 - 8, ТП3154, гр.5 счетчик № 011075130178485, ответчик считает, что точкой поставки в отношении указанных потребителей является общедомовой прибор учета.
Таким образом, дополнительное соглашение № 106/19 оставлено ответчиком без рассмотрения.
Истец считает, что включение в договор между общедомового прибора учета, является неправомерным.
Прибор учета № 011075130178485, установленный на ПС «Ростоши» ф.РШ-5, РП-75, ф.75-2, РП-51, ф.51 - 8, ТП3154, гр.5 не может быть признан общедомовым прибором учета, поскольку, согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила № 354), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Жилой дом, расположенный по адресу: <...>, согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию от 14.08.2018 г. № RU56521319-30, а также постановлению Администрации МО Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области от 14.08.2018 № 329-п, является шестиквартирным жилым домом блокированного типа.
Истец, основываясь на том, что спорный дом блокированной застройки не является многоквартирным домом, поскольку не обладает всеми признаками, присущими многоквартирному дому, в связи с чем не подлежит оборудованию коллективным (общедомовым) прибором учета. Истец полагает, что ответчик неправомерно требует осуществление расчетов по прибору учета № 011075130178485 и уклоняется от заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении каждого блока жилого дома.
Истец отмечает, что каждый блок жилого дома оборудован индивидуальным прибором учета электрической энергии, что позволяет определить объем оказанных услуг по передаче электрической энергии раздельно в отношении каждой точки поставки, указанной в спорном дополнительном соглашении.
Ответчик, при возражении в отношении подписания дополнительного соглашения в редакции истца в досудебном порядке, ссылался на акт об осуществлении технологического присоединения от 13.02.2019 № 27-Ап/21/19 (л.д. 73-74), устанавливающий границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики и эксплуатационной ответственности. Как указывает ответчик, точки поставки, предложенные истцом не совпадают с местом разграничения балансовой принадлежности эксплуатационной ответственности, определенные сторонами при технологическом присоединении.
Кроме того, указанный дом относится к многоквартирным жилым домам, а, следовательно, должен быть оснащен общедомовым прибором учета.
При указанных обстоятельствах, поскольку между сторонами отсутствует соглашение по определению спорных точек поставки, соответствующие изменения не были внесены в договор.
В силу статье 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 – 547), применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики и потребителей электроэнергии установлены Законом об электроэнергетике и принятыми в соответствии с ним Основными положениями.
На основании частей 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 37 Закона об электроэнергетике отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством РФ основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой Гражданский кодекс РФ допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения.
Согласно пункту 3 статьи 37 Закона об электроэнергетике Основными положениями функционирования розничных рынков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, предусматриваются, в том числе правила заключения договоров между потребителями электрической энергии (энергосбытовыми организациями) и гарантирующими поставщиками и правила их исполнения, включающие в себя существенные условия указанных договоров.
Таким образом, при заключении договоров энергоснабжения и определения условий их исполнения надлежит руководствоваться Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442.
Пунктом 20 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004, сетевая организация в течение 30 дней с момента получения документов, предусмотренных в пункте 18 настоящих Правил, обязана их рассмотреть и направить заявителю подписанный сетевой организацией проект договора или мотивированный отказ от его заключения.
В то же время, обязанность ответчика заключить договор на оказание услуг по передаче электроэнергии обусловлена не только характером его деятельности, но и соблюдением лицом, требующим заключения соответствующего договора, положений специальных нормативных актов, предусматривающих условия и порядок заключения договоров данного вида.
Законодательство об электроэнергетике обязывает поставщиков электроэнергии (гарантирующих поставщиков, энергосбытовые и энергоснабжающие организации) обеспечить потребителей необходимыми им объемами электроэнергии, сетевые организации - оказать услуги по передаче этой электроэнергии, а потребителей - оплатить полученную электроэнергию и услуги, связанные с процессом энергоснабжения. Баланс интересов сторон достигается такой организацией взаиморасчетов, при которой поставщик электроэнергии получает полную оплату поставленной на розничной рынок электроэнергии, сетевая организация - оплату услуг по передаче электроэнергии, а потребитель получает качественный энергоресурс и своевременно оплачивает фактически принятый им объем электроэнергии и услуги, связанные с процессом энергоснабжения.
Сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности или ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии, а также реализующая право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
К договорам энергоснабжения, в первую очередь, должны применяться императивные нормы Основных положений № 442.
Согласно пунктам 40 - 43 Основных положений № 442, определение точек поставки электрической энергии является существенным условием договора купли-продажи (поставки) электроэнергии.
В соответствии с пунктом 2 Основных положений № 442 точка поставки на розничном рынке - это место исполнения обязательств по договорам энергоснабжения, оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, используемое для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности.
Местом исполнения обязательств по передаче электрической энергии, используемым для определения объема взаимных обязательств сторон, является точка поставки, которая по общему правилу располагается в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации (пункт 2 Основных положений № 442, пункт 2 Правил № 861).
В случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее - опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены объекты энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство. При этом точкой поставки по договору будет являться точка присоединения энергопринимающего устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии (пункт 5 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861).
Согласно пункту 2 Правил № 354 индивидуальным прибором учета является средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме; под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
В силу пункта 1, 5 статьи 13 данного Закона потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. До 01.07.2012 собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемой электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии. В соответствии с пунктом 12 указанной статьи, если многоквартирные дома в установленный законом срок до 01.01.2012 не оборудованы потребителями самостоятельно ОДПУ электрической энергии, то обязанность по установке таковых приборов учета должна взять на себя электросетевая организация, к сетям которой присоединены сети многоквартирного дома. При этом потребитель должен обеспечить допуск сотрудников электросетевой организации к местам установки ОДПУ, а также оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Аналогичное указание содержится в пункте 150 Основных положений № 442, согласно которому в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статья 13 Закона об энергосбережении, действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам электросетевого хозяйства.
Собственник энергопринимающих устройств, не выполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, обязан обеспечить допуск указанной сетевой организации к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ею расходы на приобретение прибора учета и его установку, а при отказе оплатить такие расходы в добровольном порядке - также оплатить понесенные ею расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания расходов на установку приборов учета. При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства).
Кроме того, в силу пункта 144 Основных положений № 442, если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета.
В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Согласно пункту 8 Правил № 491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Таким образом, граница балансовой принадлежности, по общему правилу, устанавливается по внешней стене жилого многоквартирного дома, а граница эксплуатационной ответственности, если стороны не договорились об ином, - по границе балансовой принадлежности. Другое толкование данных норм права относительно определения границы эксплуатационной ответственности означало бы незаконное возложение бремени содержания имущества на лицо, которому это имущество не принадлежит.
Ни сетевая компания, ни ресурсоснабжающая организация не вправе по собственному усмотрению устанавливать состав общедомового имущества.
Точка поставки электрической энергии в многоквартирный дом по общему правилу должна находиться на внешней стене многоквартирного дома в месте соединения внутридомовой системы электроснабжения с внешними электрическими сетями. Иное возможно при подтверждении прав собственников в многоквартирном доме на электрические сети, находящиеся за пределами внешней стены этого дома.
Вынесение точки поставки за пределы внешней стены без волеизъявления собственников означает незаконное возложение бремени содержания имущества на лиц, которым это имущество не принадлежит, а также обязанности оплатить потери электрической энергии в этих сетях.
Изложенное согласуется с правовой позицией, приведенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2015 № 305-ЭС15-513, от 21.12.2015 № 305-ЭС15-11564, от 03.10.2016 № 308-ЭС16-7310, от 26.12.2016 № 308-ЭС16-7314.
Согласно указанным Правилам приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.
Учитывая указанные нормы права ОДПУ может быть установлен за пределами границ жилого дома. Сама по себе установка сетевой организацией коллективного прибора учета вне границ многоквартирного дома (за пределами его стен) при условии возмещения потребителям стоимости потерь, возникающих на участке сети от стены многоквартирного дома до ОДПУ, требованиям действующего законодательства не противоречит.
Таким образом, возможность установки прибора учета не на границе балансовой принадлежности предусмотрена законодательством в случае технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности.
Вместе с тем, из акта об осуществлении технологического присоединения от 23.1.2019 № 12-Ап/21/19 не возможно установить балансовую принадлежность и ответственность сторон договора о технологическом присоединении, поскольку ответчиком не подтверждено отнесение линий электропередачи отходящих от дома до опоры № 6 к общей собственности жильцов спорного дома, а также не подтверждена техническая невозможность установления ОДПУ на внешней стене дома.
Указанный акт не содержит ссылок на какие-либо решения общих собраний, иные документы, подтверждающие наличие волеизъявления собственников на включение линий электропередач отходящих от дома до опоры № 6 в состав общего имущества, а также регистрации указанного права, на установку ОДПУ на опоре № 6.
Ссылки ответчика на необходимость установки точки поставки в месте установки прибора учета № 011075130178485 в спорном жилом доме, на опоре № 6 линии электропередач ВЛ-0,4 кВ за пределами внешней стены дома, без подтверждения принадлежности указанных линий электропередач собственникам помещений, а также в отсутствие определения границ балансовой и эксплуатационной ответственности собственников домов, отклонены судом с учетом положений действующего законодательства.
Рассматриваемый дом по пр. Звездный представляет собой дом блокированной застройки в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В данном доме отсутствуют места общего пользования, что подтверждается представленными в материалы дела техническим паспортом, и сторонами не оспаривается.
В соответствии с пунктом 7 Правил № 491 в состав общего имущества в многоквартирном доме включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с п. 8 данных Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Вместе с тем характеристика спорных домов как зданий блокированной застройки и отсутствие в данном доме мест общего пользования не исключает необходимость осуществления начислений по ОДПУ.
Здания такого типа не отнесены к объектам, на которые в соответствии со статьей 13 Закона об энергосбережении не распространяются требования об обязательной организации учета используемых энергетических ресурсов (ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013, объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт).
Кроме того, отсутствие мест общего пользования в многоквартирном доме также не имеет определяющего значения для решения спорного вопроса. Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для жилого или нежилого помещения согласно пунктам 44 - 48 Правил № 354 определяется по формуле, из которой следует, что при оснащении дома коллективным (общедомовым) прибором учета, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, при расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, не учитывается и не влияет на размер данной платы, в то время как при отсутствии в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета и расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, непосредственное значение имеет общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
В силу пункта 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Исследовав обстоятельства установки прибора учета ответчиком, в том числе место его установки - на опорах линии электропередач № 6, то есть за пределами границ жилого дома, определяемых внешними стенами дома в соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для его применения в качестве определения точки поставки для дома № 118.
Суд отмечает, что неправильное закрепление границ эксплуатационной ответственности в актах влечет для собственников жилых/нежилых помещений в МКД негативные последствия.
В материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства как согласования собственниками спорного дома границы эксплуатационной ответственности на опорах линий электропередач, так и соблюдения сетевой организацией требований, предусмотренных абзацем 6, 7 пункта 150 Основных положений № 442, устанавливающих предварительный уведомительный порядок собственника о согласовании проекта договора, регулирующего условия установки приборов учета.
Учитывая обстоятельств, на которых заявитель основывает свои требования, отсутствие нарушений прав третьих лиц, суд считает данные обстоятельства установленными, а исковые требования подлежащими удовлетворению.
Таким образом, дополнительное соглашение № 106/19 от 18.06.2019 должно быть изложено в редакции истца, а именно:
«1.С 01.06.2019 года на основании представленных документов дополнить приложение № 2-Н (точки поставки) договора оказания услуг по передаче электрической энергии №0964-01 от 01.11.2012 года следующими точками поставки:
Номер п/п | Подстанция | Фидер | ТП | Лицевой счет | Основное имя субъекта | Район области | Населенный пункт | Улица | Номер дома | Номер квартиры и литера | План расчета | Способ расчета | Модель | Заводской номер | Зонность | Показания |
1 | Ростоши | Рш-5 | ТП 3154 | 0854384764 | ФИО3,Елена Александровна | Оренбургский | Пригородный | Звездный | 118 | 5 | ОЭСБ - Электроосвещение - Население сельское | по показаниям | СЕ101 | 127199630 | 5 ,1 | 270,00 |
2 | Ростоши | Рш-5 | ТП 3154 | 1117940951 | ФИО4,ЛилияИлфатовна | Оренбургский | Пригородный | Звездный | 118 | 6 | ОЭСБ - Электроосвещение - Население сельское | по показаниям | СЕ101 | 127199018 | 5 ,1 | 516,00 |
3 | Ростоши | Рш-5 | ТП 3154 | 1349137396 | ФИО6,Людмила Николаевна | Оренбургский | Пригородный | Звездный | 118 | 4 | ОЭСБ - Электроосвещение - Население сельское | по показаниям | СЕ101 | 127199660 | 5 ,1 | 264,00 |
4 | Ростоши | Рш-5 | ТП 3154 | 2885766958 | ФИО7,ИльмирРафикович | Оренбургский | Пригородный | Звездный | 118 | 2 | ОЭСБ - Электроосвещение - Население сельское | по показаниям | СЕ101 | 127198990 | 5 ,1 | 370,00 |
5 | Ростоши | Рш-5 | ТП 3154 | 5720908921 | ФИО9,Василий Сергеевич | Оренбургский | Пригородный | Звездный | 118 | 1 | ОЭСБ - Электроосвещение - Население сельское | по показаниям | СЕ101 | 127199731 | 5 ,1 | 892,00 |
6 | Ростоши | Рш-5 | ТП 3154 | 9714630150 | ФИО10,Анастасия Николаевна | Оренбургский | Пригородный | Звездный | 118 | 3 | ОЭСБ - Электроосвещение - Население сельское | по показаниям | СЕ101 | 127199664 | 5 ,1 | 883,00 |
2.Настоящее дополнительное соглашение вступает в силу с момента подписания, распространяет свое действие на правоотношения с 01.06.2019 года и является неотъемлемой частью договора.
3.Настоящее дополнительное соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из сторон».
В силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам относится государственная пошлина.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Из материалов дела следует, что истцом были заявлены требования не имущественного характера, государственная пошлина за требование не имущественного характера составляет 6 000 руб.
Таким образом, с государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области "Оренбургкоммунэлектросеть" подлежит взысканию в пользу истца государственная пошлина (оплаченная платежным поручением от 18.03.2020 № 11804) в размере 6 000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Исковые требования акционерного общества «Энергосбыт Плюс» удовлетворить.
Принять договор об оказании услуг по передаче электрической энергии в отношении новых точек поставки, расположенных по адресу <...>, 3, 4, 5, 6, в редакции дополнительного соглашения № 106/19 от 18.06.2019 к договору оказания услуг по передаче электрической энергии № 0964-01 от 01.11.2012, а именно:
«1.С 01.06.2019 года на основании представленных документов дополнить приложение № 2-Н (точки поставки) договора оказания услуг по передаче электрической энергии №0964-01 от 01.11.2012 года следующими точками поставки:
Номер п/п | Подстанция | Фидер | ТП | Лицевой счет | Основное имя субъекта | Район области | Населенный пункт | Улица | Номер дома | Номер квартиры и литера | План расчета | Способ расчета | Модель | Заводской номер | Зонность | Показания |
1 | Ростоши | Рш-5 | ТП 3154 | 0854384764 | ФИО3,Елена Александровна | Оренбургский | Пригородный | Звездный | 118 | 5 | ОЭСБ - Электроосвещение - Население сельское | по показаниям | СЕ101 | 127199630 | 5 ,1 | 270,00 |
2 | Ростоши | Рш-5 | ТП 3154 | 1117940951 | ФИО4,ЛилияИлфатовна | Оренбургский | Пригородный | Звездный | 118 | 6 | ОЭСБ - Электроосвещение - Население сельское | по показаниям | СЕ101 | 127199018 | 5 ,1 | 516,00 |
3 | Ростоши | Рш-5 | ТП 3154 | 1349137396 | ФИО6,Людмила Николаевна | Оренбургский | Пригородный | Звездный | 118 | 4 | ОЭСБ - Электроосвещение - Население сельское | по показаниям | СЕ101 | 127199660 | 5 ,1 | 264,00 |
4 | Ростоши | Рш-5 | ТП 3154 | 2885766958 | ФИО7,ИльмирРафикович | Оренбургский | Пригородный | Звездный | 118 | 2 | ОЭСБ - Электроосвещение - Население сельское | по показаниям | СЕ101 | 127198990 | 5 ,1 | 370,00 |
5 | Ростоши | Рш-5 | ТП 3154 | 5720908921 | ФИО9,Василий Сергеевич | Оренбургский | Пригородный | Звездный | 118 | 1 | ОЭСБ - Электроосвещение - Население сельское | по показаниям | СЕ101 | 127199731 | 5 ,1 | 892,00 |
6 | Ростоши | Рш-5 | ТП 3154 | 9714630150 | ФИО10,Анастасия Николаевна | Оренбургский | Пригородный | Звездный | 118 | 3 | ОЭСБ - Электроосвещение - Население сельское | по показаниям | СЕ101 | 127199664 | 5 ,1 | 883,00 |
2.Настоящее дополнительное соглашение вступает в силу с момента подписания, распространяет свое действие на правоотношения с 01.06.2019 года и является неотъемлемой частью договора.
3.Настоящее дополнительное соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из сторон».
Взыскать с государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области "Оренбургкоммунэлектросеть" в пользуакционерного общества «Энергосбыт Плюс» 6 000 руб. возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать взыскателю в порядке статей 319, 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после вступления в законную силу судебного акта по письменному ходатайству взыскателя.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Судья Н.Ф. Сукачева