ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-3835/09 от 23.07.2009 АС Оренбургской области

Арбитражный суд Оренбургской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Оренбург Дело №А47-3835/2009

30 июля 2009

Резолютивная часть решения объявлена 23 июля 2009

Решение в полном объеме изготовлено 30 июля 2009

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Петровой Л.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шарыповой О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Закрытого акционерного общества «РОСТЭК-Оренбург», г. Оренбург,

к Оренбургской таможне, г. Оренбург,

при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федерального казначейства по Оренбургской области, г. Оренбург,

о взыскании 8 412 797 руб. 42 коп.

при участии в заседании представителей

от истца: Стрельцов Павел Анатольевич - начальник юридического отдела (доверенность № 268 от 11.01.2009, действительна до 31.12.2009); Коптлеуов Данияр Рахимжанович – специалист юридического отдела (доверенность № 270 от 06.04.2009, действительная до 31.12.2009)

от ответчика: Попкова Ольга Владимировна – главный государственный таможенный инспектор правового отдела (доверенность № 10-51/205 от 31.12.2008, действительна до 31.12.2009)

от третьего лица: не явился

установил:

Иск заявлен о взыскании 8 412 797 руб. 42 коп. – задолженности за оказанные услуги по хранению имущества.

Третье лицо, извещенное о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте арбитражного суда в сети Интернет, не явился. Дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица в порядке ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Отводов составу суда, а также ходатайств не заявлено.

Представителям истца и ответчика разъяснены процессуальные права и обязанности, предусмотренные ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Представитель истца в открытом судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснив следующее.

ЗАО «РОСТЭК-Оренбург» является владельцем склада временного хранения на основании ст. 108 Таможенного кодекса РФ, что подтверждается свидетельством о включении в Реестр владельцев складов временного хранения № 10409/100031, и осуществляет услуги по хранению товаров, находящихся под таможенным контролем, вещественных доказательств по административным и уголовным делам, а также бесхозных товаров и товаров, обращенных в федеральную собственность.

В 2008 году между ЗАО «РОСТЭК-Оренбург» и Оренбургской таможней были заключены государственные контракты на хранение товаров и транспортных средств:

- № 140 от 11.02.2008 на сумму 3 500 000 руб.;

- № 456 от 18.09.2008 на сумму 3 700 000 руб.;

- № 691 от 22.12.2008 на сумму 11 275 000 руб.

Как указывает истец, Оренбургская таможня на основании ст. 118 Таможенного кодекса РФ неоднократно размещала различные виды изъятых и конфискованных товаров на склады временного хранения ЗАО «РОСТЭК-Оренбург», а истец осуществлял хранение указанных товаров и производил их прием и выдачу со склада.

Однако, товаров поставлялось в большем количестве, что истец подтверждает подписанными актами выполненных работ по выгрузке и хранению товаров по делам об административных правонарушениях: № 431 от 31.12.2008, № 432 от 31.12.2008, № 433 от 31.12.208, № 434 от 12.08.2008, № 435 от 12.08.2008 и счетами на оплату: № 3597 от 31.12.2008, № 3598 от 31.12.2008, № 3599 от 31.12.2008, № 3600 от 31.12.2008, № 3601 от 31.12.2008 на общую сумму 8 412 797 руб. 42 коп., которые были согласованы.

В ответ на претензию истца № 09-424 от 31.03.2009 об оплате оказанных услуг в размере 8 412 797 руб. 42 коп. ответчик в письме № 10-21/7677 от 29.04.2009 указал на невозможность произвести оплату, поскольку в бюджете на соответствующий финансовый год не заложены денежные средства.

В связи с неоплатой ответчиком оказанных истцом услуг по хранению изъятых товаров, истец на основании п. 7 ст. 377 Таможенного кодекса РФ обратился в арбитражный суд с настоящим иском и просит взыскать задолженность за оказанные услуги по хранению имущества в размере 8 412 797 руб. 42 коп.

Ответчик с исковыми требованиями не согласился, указав в письменном отзыве на исковое заявление следующее.

В соответствии с пунктом 12 Общего положения о таможне, утвержденного Приказом Федеральной таможенной службы России от 12.01.2005 № 7, финансирование расходов на содержание таможни осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Оренбургская таможня является получателем бюджетных средств, распоряжение которыми осуществляется в строгом соответствии с положениями бюджетного законодательства.

Бюджетные ассигнования, выделенные Оренбургской таможне на 2008 год в соответствии с уведомлениями о лимитах бюджетных обязательств на 2008 год, могут расходоваться только на основании договоров или государственных контрактов, которые заключены таможней в 2008 году. Следовательно, бюджетные ассигнования, выделяемые Оренбургской таможне, могут расходоваться только в текущем бюджетном году и во исполнение обязательств, принятых таможней в данном бюджетном году.

Положениями бюджетного законодательства предусмотрено, что оплата за счет средств лимитов бюджетных обязательств, выделенных на текущий бюджетный год, ранее принятых, но не исполненных в предшествующем бюджетном году обязательств, возможна лишь при условии, что на балансе получателя бюджетных средств будет указана данная задолженность.

В соответствии с положениями бюджетного законодательства Оренбургская таможня не вправе производить оплату услуг, оказанных в 2008 году, из денежных средств, выделенных таможне из федерального бюджета на 2009 год, так как данная задолженность не указана на балансе исполнения бюджета 2008 года.

Пунктом 2 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ установлено, что государственные контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Согласно п. 4.1. государственного контракта от 22.12.2008 № 691 цена контракта составляет 11 275 000 руб. Согласно п. 4.4. указанного государственного контракта поклажедатель производит оплату за хранение товаров в пределах выделенных бюджетных ассигнований. Ассигнования, выделенные на оказание услуг по государственному контракту № 691 от 22.12.2008 составляли 11 275 000 руб.

Как указывает ответчик, подписывая государственный контракт, хранитель знал о том, что сверх лимитов, утвержденных таможне на оплату услуг по хранению, оплата производиться не будет в силу того, что бюджетным законодательством такие действия запрещены, однако, в нарушение указанного пункта продолжал принимать товары на хранение.

Более того, никакого акта сверки на конец 2008 года стороной по контракту представлено не было и таможенный орган в части выделенных бюджетных ассигнований исполнил контракт в полном объеме, оплата произведена своевременно, о чем свидетельствуют платежные поручения № 3708, 3692, 3707 от 25.12.2008 на общую сумму 11 275 000 руб., что корреспондирует с пунктом 4.1. государственного контракта.

Акт сверки взаимных расчетов по контракту был представлен только 15.05.2009, тогда как годовая бюджетная отчетность была сформирована и представлена в вышестоящий таможенный орган 05.02.2009. Несвоевременное представление актов выполненных работ (акты были направлены в адрес таможни только 31.12.2008), непредставление своевременно акта сверки взаиморасчетов являются, по мнению ответчика, следствием недобросовестного исполнения государственного контракта со стороны хранителя.

На основании изложенного, ответчик просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Третье лицо письменного отзыва на исковое заявление не представило. В предварительном судебном заседании 04.06.2009 представитель Управления Федерального казначейства по Оренбургской области пояснил, что судебный акт по данному спору на права и обязанности Управления повлиять не может, что отражено в протоколе предварительного судебного заседания от 04.06.2009.

Заслушав пояснения истца и ответчика, исследовав представленные сторонами в обоснование заявленных требований и возражений на них доказательства в совокупности, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ЗАО «РОСТЭК-Оренбург» включено в Реестр владельцев складов временного хранения, о чем Федеральной таможенной службой 20.02.2009 выдано свидетельство № 10409/100031 о включении в Реестр владельцев складов временного хранения.

В соответствии со ст. 307 Гражданского кодекса РФ, в силу обязательства одно лицо обязано совершить в пользу другого лица определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Гражданском кодексе РФ.

Согласно п. 1 ст. 108 Таможенного кодекса РФ отношения владельца склада временного хранения с лицами, помещающими товары на хранение, строятся на договорной основе.

11.02.2008, 18.09.2008 и 22.12.2008 Оренбургская таможня (поклажедатель) и ЗАО «РОСТЭК-Оренбург» (хранитель) заключили государственные контракты на хранение товаров № 140, № 456Т70/131 и № 691Т70/208, в соответствии с условиями которых поклажедатель передает хранителю на хранение следующие категории товаров:

- изъятые в качестве вещественных доказательств по делам об административных правонарушениях или по уголовным делам;

- в отношении которых судом принято решение о конфискации;

- обращенных в федеральную собственность и подлежащих уничтожению;

- помещаемых на склад товаров с признаками бесхозяйных (не имеющих владельца), а также признанных судом бесхозяйными;

- задержанных поклажедателем в процессе исполнения своих функций,

а хранитель обязуется их хранитьв течение срока действия государственных контрактов на складе хранителя, расположенного по адресу: 461503, Оренбургская область, г.Соль-Илецк, ул.Орская, д. 157.

Срок действия государственных контрактов установлен сторонами до 31.12.2008 года.

В соответствии с п. 1 ст. 886 Гражданского кодекса РФ, по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем) и возвратить эту вещь в сохранности.

В силу ст. 906 Гражданского кодекса РФ правила главы 47 применяются к обязательствам хранения, возникающим в силу закона, если законом не установлены иные правила.

В силу ч. 2 ст. 433 Гражданского кодекса РФ, если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества.

На основании ст. 432 Гражданского кодекса РФ, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах, как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Следовательно, существенными условиями договора хранения являются предмет и факт передачи имущества на хранение.

Актами приема-передачи материальных ценностей на ответственное хранение, отчетами о принятии товаров на хранение, актами выполненных работ по выгрузке и хранению задержанных по делам об административных правонарушениях товаров от 31.12.2008, имеющимися в материалах дела, подтверждается факт передачи ответчиком истцу на хранение предъявляемого объема товара. Данный факт ответчиком документально не оспорен.

Таким образом, с момента передачи ответчиком истцу товара на хранение, договор на хранение считается заключенным.

Стоимость услуг по хранению товара составила 8 412 797 руб. 42 коп.

Ответчиком не представлено доказательств того, что стоимость оказанных услуг оплачена в полном объеме.

В соответствии со ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Согласно пункту 2 ст. 401 Гражданского кодекса РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Следовательно, бремя доказывания отсутствия вины, то есть оплаты в полном объеме оказанных услуг, закон возлагает на ответчика, а не на истца.

Доводы ответчика о том, что никакого акта сверки на конец 2008 года стороной по контракту представлено не было и таможенный орган в части выделенных бюджетных ассигнований исполнил контракт в полном объеме, оплата произведена своевременно, о чем свидетельствуют платежные поручения № 3708, 3692, 3707 от 25.12.2008 на общую сумму 11 275 000 руб., судом отклоняются по следующим основаниям.

Как следует из искового заявления, истцом предъявлена к взысканию задолженность по государственным контрактам № 140 от 11.02.2008, № 456Т70/131 от 18.09.2008 и № 691Т70/208 от 22.12.2008.

Платежными поручениями № 3708 от 24.12.2008 на сумму 1 025 000 руб., № 3692 от 24.12.2008 на сумму 3 457 265 руб. 83 коп. и № 3707 от 24.12.2008 на сумму 6 792 734 руб. 17 коп. ответчиком оплачены услуги по хранению товара по одному из государственных контрактов - № 691Т70/208 от 22.12.2008, что видно из поля «назначение платежа» данных платежных поручений.

Кроме того, истцом в адрес ответчика был направлен акт сверки взаимных расчетов за период 2008 по государственному контракту № 691Т70/208 от 22.12.2008 на хранение товара, что подтверждается письмом № 03-588 от 15.05.2009. Данный акт получен Оренбургской таможней 18.05.2009, о чем свидетельствует входящий штамп с № 7665 от 18.05.2009 на сопроводительном письме ЗАО «РОСТЭК-Оренбург».

Из сведений, указанных в акте сверки, усматривается, что по данным ЗАО «РОСТЭК-Оренбург» обороты по дебету за период 2008 год составили 19 787 797, 42 руб., по кредиту – 11 375 000 руб., сальдо конечное – 8 412 797, 42 руб. Акт сверки задолженности ответчиком не подписан.

Таким образом, материалами дела подтверждается перечисление ответчиком на расчетный счет истца частичной оплаты за оказанные услуги, с учетом которой истец предъявил настоящие исковые требования.

Доводы ответчика о том, что в силу положений бюджетного законодательства обязательства сверх утвержденных лимитов не подлежат оплате, несостоятельны по следующим основаниям.

В соответствии с законом о федеральном бюджете на конкретный год обязательства сверх утвержденных лимитов на данный бюджетный год не подлежат оплате за счет средств федерального бюджета на указанный (конкретный) год, а не подлежат оплате вообще.

Следовательно, неучтенные услуги (фактически оказанные) подлежат оплате и включению в последующий бюджет. Не вошедшие в бюджет на один год обязательства подлежат включению в бюджет на другой год.

Кроме того, ссылка на отсутствие лимитов бюджетных обязательств на оплату услуг ЗАО «РОСТЭК-Оренбург» по хранению является необоснованной также и постольку, поскольку сложившиеся правоотношения носят гражданско-правовой характер и отсутствие бюджетного финансирования не является основанием для отказа от исполнения договорных обязательств.

Возражения ответчика о том, что истцом несвоевременно направлены в его адрес акты выполненных работ (только 31.12.2008), что является следствием недобросовестного исполнения государственного контракта со стороны хранителя, судом отклоняются, так как представление данных документов обусловлено исполнением поклажедателем обязанности по предоставлению хранителю постановлений о возбуждении производств по делам об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В порядке п. 2 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.

Судом ответчику неоднократно предлагалось представить документы, подтверждающие надлежащее исполнение обязанности по оплате оказанных истцом услуг, однако, последний своим правом не воспользовался.

Учитывая изложенные обстоятельства, носящие объективный характер, а также, что требования истца подтверждаются материалами дела, соответствуют требованиям ст. ст. 307, 309, 886 Гражданского кодекса РФ, они признаются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

С ответчика в пользу истца взыскивается 8 412 797 руб. 42 коп. – задолженности за оказанные услуги по хранению имущества.

Расходы по уплате госпошлины в размере 53 563 руб. 99 коп. в соответствии с п. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ относятся в полном объеме на ответчика и подлежат взысканию в пользу истца.

Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Взыскать с Оренбургской таможни, г. Оренбург, в пользу Закрытого акционерного общества «РОСТЭК-Оренбург», г. Оренбург, 8 466 361 руб. 41 коп., в том числе: 8 412 797 руб. 42 коп. – задолженности за оказанные услуги по хранению имущества, 53 563 руб. 99 коп. – расходов по государственной пошлине.

2. Исполнительный лист выдать истцу после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его изготовления в полном объеме, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья Л.В.Петрова