ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-4025/18 от 13.09.2018 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург Дело № А47-4025/2018

19 сентября 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 13 сентября 2018 года

В полном объеме решение изготовлено 19 сентября 2018 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи С. Г. Федоровой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Исламовой Ю.Х., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «ОРМЕТ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, Оренбургская область, г. Орск)

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орске Оренбургской области (Оренбургская область, г. Орск)

о признании недействительным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 27 марта 2018 года № 066V12180000044 в части предложения уплаты недоимки в размере 42.283,3 руб. (42.109,56 руб. + 173,73 руб.); уплаты штрафа в размере 7.555,59 руб. (7.537,76 руб. + 17,83 руб.); уплаты соответствующих сумм пени (с учетом уточненных требований),

с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Орску Оренбургской области.

В судебном заседании приняли участие:

от заявителя – до перерыва представитель ФИО1 (доверенность от 15.01.2018, паспорт), после перерыва представитель заявителя, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, не явился. Судебное заседание проводится в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие.

от заинтересованного лица – до перерыва представитель ФИО2 (доверенность от 27.02.2018, паспорт), после перерыва представитель заинтересованного лица, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, не явился. Судебное заседание проводится в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие.

третье лицо, до и после перерыва, извещенное надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, не явилось. Судебное заседание проводится в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 06.09.2018 года по 13.09.2018 года до 11 часов 30 минут.

Закрытое акционерное общество «ОРМЕТ» (далее – заявитель, ЗАО «ОРМЕТ», общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орске Оренбургской области (далее – заинтересованное лицо, Управление) о признании недействительным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 27 марта 2018 года № 066V12180000044 в части предложения уплаты недоимки в размере 42.283,3 руб. (42.109,56 руб. + 173,73 руб.); уплаты штрафа в размере 7.555,59 руб. (7.537,76 руб. + 17,83 руб.); уплаты соответствующих сумм пени.

28.05.2018 от заявителя в материалы дела поступило письменное ходатайство об уточнении заявленных требований, ЗАО «ОРМЕТ» просит признать недействительным решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 27 марта 2018 года № 066V12180000044 в части предложения уплаты недоимки в размере 42.283,3 руб. (42.109,56 руб. + 173,73 руб.); уплаты штрафа в размере 7.555,59 руб. (7.537,76 руб. + 17,83 руб.); уплаты соответствующих сумм пени.

В силу пункта 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Суд, с учетом названной нормы права, принимает уточненные заявленные требования заявителя и рассматривает дело по уточненным требованиям.

В обоснование заявленных требований общество указывает на то, что им верно определен размер выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности, исчисляемый, исходя из суммы МРОТ + районный коэффициент, а выводы заинтересованного лица основаны на неправильном толковании норм права.

Кроме того, общество указывает на то, что периоды работы, выполняемых в тяжелых условиях труда на условиях неполного рабочего дня (на 0,6 ставки), не засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следовательно, оплата труда в указанном случае не облагается дополнительным тарифом, установленным ч. 2 ст. 58.3 ФЗ № 212-ФЗ.

Заинтересованное лицо представило в материалы дела письменный отзыв и дополнения к нему, в соответствии с которыми не соглашается с предъявленными требованиями, считает оспариваемое решение законным и обоснованным.

Управление указывает, что выплаты в общей сумме 641,10 руб. в пользу физических лиц подлежат обложению страховыми взносами, как выплаты, произведенные работникам в рамках трудовых отношений, в связи с чем, подлежат обложению страховыми взносами на общих основаниях. Кроме того, заинтересованное лицо указывает на то, что пособия, исчисленные исходя из минимального размера оплаты труда, увеличиваются на районный коэффициент только после определения размера такого пособия.

Также заинтересованное лицо полагает, что если работник числится занятым на работе с особыми условиями труда, то на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, в том числе, когда работы выполняется неполный рабочий день, следует начислять страховые взносы по соответствующим дополнительным тарифам. Специальная оценка условий труда по должности геолога не производилась, а проведенная аттестация рабочих мест не тождественна специальной оценке условий труда. Размер дополнительного тарифа определяется в общем порядке в соответствии с ч. 2 ст. 58.3 ФЗ № 212-ФЗ.

Третье лицо представило в материалы дела письменный отзыв, в соответствии с которым поддерживают позицию заинтересованного лица, просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Лица, участвующие в деле, не заявили ходатайства о необходимости предоставления дополнительных доказательств. В связи с чем, суд рассматривает дело исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

При рассмотрении материалов дела судом установлены следующие фактические обстоятельства дела.

В отношении ЗАО «ОРМЕТ» была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов с одновременной проверкой документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.

По результатам выездной проверки составлен акт № 066У10180000029 от 05.02.2018 г.

Согласно акту предложено взыскать с Общества:

А) суммы неуплаченных страховых взносов в размере 46.755,10 руб., в том числе:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - 3.471,95 руб.:

- по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам, занятых на видах работ, указанных в пп. 2-18 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (с 01.01.2015 - пп. 2-18, 4.2.1 ст. 583 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ) - 42.109,56 руб.;

- страховых взносов на обязательное медицинское страхование - 1.173,59 руб.

Б) пени за неуплату страховых взносов в размере 6.146,14 руб., в том числе:

в Пенсионный фонд РФ:

-на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование -519,71 руб.;

-на недоимку по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам, занятых на видах работ, указанных в пп. 2-18 ч. 1 ст 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (с 01.01.2015 - пп. 2-18, ч.2.1 ст. 583 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ) - 5.496,73 руб.

в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 129,70 руб.

В) привлечь к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее Федеральный закон № 212-ФЗ) в виде взыскания штрафа в размере 20% неуплаченной суммы страховых взносов (46.755,10 руб.*20% = 9.351,02 руб.).

Кроме того, Обществу предложено устранить выявленные расхождения в документах индивидуального (персонифицированного) учета путем предоставления корректирующих форм, содержащих уточенные данные на лиц, указанных в пункте 10.1.4.1, 10.1.4.2 Акта.

Основанием для начисления суммы страховых взносов, пени и штрафа, а также предложений о необходимости внесения изменений в данные индивидуального (персонифицированного) учета послужили следующие выводы:

А) согласно проведенной проверке установлены суммы расходов Общества, не принятые к зачету как суммы, освобождаемые от обложения страховыми взносами на основании п.1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Сумма не принятых к зачету выплат составила 9 756,60 руб.;

Б) в нарушение ч.1 ст. 8, ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в 2016 году Обществом не включены в базу для начисления страховых взносов расходы, принятые на подотчет работником (израсходованные работником) для возвращения из ежегодного оплачиваемого отпуска в сумме 13 255 руб.;

В) в нарушение ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ Обществом не начислялись страховые взносы по дополнительному тарифу ФИО3, работающему в качестве геолога на руднике на 0,6 ставки в период с 01.08.2014 по 30.11.2016.

Г) в нарушение ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» Обществом представлены неполные и недостоверные сведения необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в части сведений о периодах работы (стаже).

27.02.2018 Общество представило возражения на Акт.

27.03.2018 г. Управлением Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Орске Оренбургской области вынесено решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства в Российской Федерации о страховых взносах № 066У12180000044 (далее - Решение).

Согласно Решению Обществу предложено уплатить:

А) недоимку в размере 46.755,10 руб., в том числе:

-по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации за периоды, начиная с 2014г. в размере 3.471,95 руб.

-по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу в соответствии с ч. 2 и ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в отношении выплат в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в пп.2-18 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (с 01.01.2015 п.п. 2-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ) в размере 42.109,56 руб.

-по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 1.173,59 руб.

Б) штрафы в сумме 7.982,25 руб.

В) пени в сумме 6.146,14 руб.

Не согласившись с указанным решением в части предложения уплаты недоимки в размере 42.283,3 руб. (42.109,56 руб. + 173,73 руб.); уплаты штрафа в размере 7.555,59 руб. (7.537,76 руб. + 17,83 руб.); уплаты соответствующих сумм пени общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с рассматриваемым заявлением.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьёй 71 АПК РФ, суд считает, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению в силу следующего.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц установлен главой 24 АПК РФ.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (части 2, 3 статьи 201 АПК РФ).

Из содержания приведенных норм следует, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными являются одновременно как несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом прав и охраняемых законом интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 1 января 2017 года администрирование страховых взносов осуществляется налоговыми органами.

Однако контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, в порядке, действовавшем до дня вступления в силу указанного Федерального закона (статья 20 Федерального закона №250-ФЗ).

Основанием для начисления заинтересованным лицом страховых взносов на сумму пособий, исчисленных и выплаченных с нарушением действующего законодательства в размере 173,73 руб. послужили выводы заинтересованного лица о произведении обществом расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 641,10 руб. в нарушение действующего законодательства.

Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлен непосредственно в статье 14 Закона № 255-ФЗ, а также в Положении об особенностях порядка исчисления пособий, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 № 375 (далее - Положение № 375).

Согласно части 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности.

В средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по временной нетрудоспособности, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (часть 2 статьи 14 Закона № 255-ФЗ).

Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений.

В статье 9 Закона 212-ФЗ установлен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

В силу статьи 315 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Из статьи 139 ТК РФ следует, что для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

В соответствии с пунктом 11.1 Положения № 375 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.03.2011 № 120), в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из МРОТ, размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из минимального размера оплаты труда размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.

Таким образом, в целях исчисления пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством районный коэффициент как гарантированная государством выплата компенсационного характера за работу в особых климатических условиях подлежит учету в том же порядке, что и при определении фактической заработной платы работника.

Таким образом, минимальный размер оплаты труда, применяемый в случаях, установленных частью 1.1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ в целях сравнения со средним заработком работника, увеличивается на соответствующий районный коэффициент.

В этой связи, определение обществом размера пособия исходя из минимального размера оплаты труда, увеличенного на районный коэффициент, является правомерным.

Районный коэффициент является выплатой компенсационного характера за работу в особых климатических условиях, следовательно, районный коэффициент подлежит применению на первом этапе пособия - исчисления среднего дневного заработка, как из фактического отработанного времени, так и из минимального размера оплаты труда.

Данный вывод согласуется с позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.11.2017 №304-КГ17-15715, от 30.10.2017 № 307-КГ17-15371.

Таким образом, начисление обществу страховых взносов в сумме 173,73 руб., пени в соответствующей сумме, штрафа в сумме 17,83 руб. по данному эпизоду является необоснованным. Требования заявителя в указанной части подлежат удовлетворению.

В соответствии с действовавшим на момент уплаты страховых взносов Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - закон № 212-ФЗ), объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц.

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона № 212-ФЗ, база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона. Плательщики страховых взносов определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом (п. 3 ст. 8 Закона № 212-ФЗ).

Статьей 9 Закона № 212-ФЗ установлен исчерпывающий перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

С 1 января 2013 года вступила в силу статья 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов с 1 января 2013 года».

Согласно частям 1 и 2 данной статьи для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, с 01.01.2015 - занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, применяются с 1 января 2013 года дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в следующих размерах:

- 4% в отношении выплат работникам, занятым на работах, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, перечень профессий, должностей по данным работам установлен в списках соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, в соответствии с пунктом 1 подпункта 2-18 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (Список № 2 и «малые» Списки), за исключением случаев, установленных частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Указанные Списки утверждены Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».

В 2015 - 2016 годах, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 58.3 Федеральной: закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляют:

- 6% в отношении выплат работникам, занятым на работах, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, перечень профессий, должностей по данным работам установлен в списках соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, в соответствии с пунктом 1 подпункта 2-18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (Список № 2 и «малые» Списки), за исключением случаев, установленных частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (Закон № 421-ФЗ).

В соответствии с ч. 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ, результаты проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда», аттестации рабочих мест по условиям труда, действительные до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 года включительно, применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных пунктом 2.1 статьи 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) и пунктом 3 статьи 428 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда», признаны вредными и (или) опасными.

Таким образом, при наличии у организации актуальных результатов аттестации рабочих мест страховые взносы по дополнительным тарифам начисляются в следующем порядке.

Если работник занят на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с 01.01.2015 применяются положения пп. 1-18 п. 1 ст. 30 Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях») и при этом условия труда признаны вредными или опасными, то страховые взносы на выплаты и иные вознаграждения, проводимые в пользу данного работника, следует начислять по дополнительным тарифам, предусмотренным ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ, соответственно установленному в отношении его рабочего места классу условий труда - опасный или вредный, с учетом их подклассов.

Если работник занят на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с 01.01.2015 применяются положения пп. 1-18 п. 1 ст. 30 Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях») и при этом условия труда признаны оптимальными или допустимыми, либо результаты аттестации его рабочего места отсутствуют, то страховые взносы на выплаты и иные вознаграждения, проводимые в пользу данного работника, следует начислять по дополнительным тарифам, предусмотренным ч. 1 или 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ.

При начислении страховых вносов по дополнительным тарифам объект обложения страховыми взносами и база для начисления страховых взносов определяются в соответствии с ч. 1 ст. 7 и ст. 8 Закона № 212-ФЗ.

В Письме Министерства труда и социальной защиты РФ от 15.04.2016 № 17-3/В-152 изложен порядок применения дополнительных тарифов при полной и частичной занятости работников, согласно которому исчисление страховых взносов по дополнительным тарифам с тех или иных выплат и вознаграждений в пользу работников зависит от занятости работника на работах, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Таким образом, если работники выполняют работы в особых условиях труда менее 80% рабочего времени, то в Перечень льготных профессий и должностей, а также в поименный список застрахованных лиц они не включаются, но страховые взносы по дополнительным тарифам исчисляются со всех начисленных работнику в данном месяце сумм выплат пропорционально количеству фактически отработанных часов на (работах во вредных условиях труда.

В ходе проведения проверки установлено, что ФИО3 работал в ЗАО «ОРМЕТ» в должности старшего геолога на рудниках и был переведен с 01.08.2014 на должность геолог на рудниках на 0,6 ставки, затем с 01.12.2016 был переведен на должность геолог (участка подземных горных работ) на 1 ставку, что установлено на основании приказа о переводе работника на другую работу № 135 пер от 01.08.2014, № 194 пер от 01.12.2016, расчетных листков за период с августа 2014 года по ноябрь 2016 года.

За период работы ФИО3 с 01.08.2014 по 30.11.2016 в качестве геолога на рудниках на 0,6 ставки страхователем не начислялись страховые взносы по дополнительному тарифу.

Наименование профессии «геолог» предусмотрено в разделе 1 «Горные работы» Списка № 2, код позиции Списка 20101006-20591 (подпункт 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, с 01.01.2015 пункт 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).

Должность, занимаемая застрахованным лицом, ФИО3 геолог рудника соответствует Списку №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, код позиция 20101006-20591.

Как установлено судом и следует из материалов дела, специальная оценка условий труда по должности геолога не производилась.

Суд соглашается с доводом заинтересованного лица о том, что ЗАО «ОРМЕТ» была проведена аттестация рабочих мест, которая не тождественна специальной оценке условий труда.

Аттестация рабочих мест и специальная оценка условий труда различаются в правовом регулировании и правовых последствиях их результатов.

Часть 5 статьи 15 федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» предусматривает, что Результаты проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда», аттестации рабочих мест по условиям труда, действительные до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 года включительно, применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных пунктом 2.1 статьи 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) и частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в редакции настоящего Федерального закона), в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда», признаны вредными и (или) опасными.

Таким образом, если по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда условия труда были признаны вредными или опасными, то результаты такой аттестации применяются при определении размера дополнительного тарифа в соответствии с ч. 2.1 ст. 58.3 № 212-ФЗ.

По результатам аттестации рабочего места геолога рудника условия труда признаны допустимыми, следовательно, размер дополнительного тарифа определяется в общем порядке в соответствии с ч. 2 ст. 58.3 ФЗ № 212-ФЗ исходя из занятия предусмотренной Списком № 2 должности.

Согласно частям 2 и 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ дополнительные тарифы страховых взносов применяются для плательщиков страховых взносов - организаций в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ.

На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 2 и 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, ЗАО «Ормет» обязано начислять страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу в отношении выплат и иных вознаграждения физических лиц, работающих в должностях, поименованных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (с 01.01.2015 - указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Таким образом, на основании вышеизложенного, в указанной части в удовлетворении требований заявителю следует отказать.

Заявителем по платежному поручению № 511 от 05.04.2018 года уплачена государственная пошлина в сумме 3 000 рублей.

На основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Пунктом 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» установлено, что если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов.

Главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании ненормативных актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

В этом случае вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом по правилам главы 9 настоящего Кодекса в отношении сторон по делам искового производства.

Исходя из неимущественного характера требований, к данной категории дел не могут применяться положения пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующие распределение судебных расходов при частичном удовлетворении заявленных требований.

В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном объеме.

Таким образом, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления подлежат отнесению на заинтересованное лицо в полном объеме.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орске Оренбургской области о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 27 марта 2018 года № 066V12180000044 в части предложения уплатить недоимку в размере 173,73 руб.; пени, в размере, исчисленном, исходя из указанной суммы недоимки, штраф в размере 17,83 руб.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Орске устранить в указанной части допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В удовлетворении остальной части требований заявителю отказать.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Орске Оренбургской области в пользу заявителя судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб. 00 коп.

Исполнительный лист выдать заявителю в порядке ст.ст. 318, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме).

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет - сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru

Судебные акты, выполненные в форме электронного документа, направляются лицам, участвующим в деле, посредством их размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее следующего дня после дня их принятия.

По ходатайству указанных лиц копии судебных актов на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.


Судья С.Г. Федорова