ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-418/09 от 18.05.2009 АС Оренбургской области

Арбитражный суд Оренбургской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц

г. Оренбург

20 мая 2009 года Дело № А47-418/2009

Резолютивная часть решения объявлена 18 мая 2009 года.

Решение в полном объеме изготовлено 20 мая 2009 года.

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Чердинцевой Г.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ж.В.Никитиной, рассмотрев в открытом судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 (Оренбургская область, г. Орск) от 24.01.2009 года, б/н, (в арбитражный суд Оренбургской области поступило 26.01.2009 года) к Администрации г. Орска (Оренбургская область, г. Орск), третье лицо: Комитет по управлению имуществом администрации г. Орска (Оренбургская область, г. Орск) о признании незаконным бездействия администрации г. Орска, выраженному в непринятии мер по проведению процедуры предоставления земельного участка площадью 2000 кв.м., на праве аренды с предварительным согласованием размещения объекта для строительства кафе-кафетерия на месте бывшего летнего кафе «Шалаш» в районе детского городка ОЗТП г. Орска, с участием представителей сторон:

от заявителя: ФИО2 (доверенность № 8487 от 30.09.2008 года, постоянная).

от заинтересованного лица: ФИО3-главный специалист-юрист юридического управления администрации г. Орска (доверенность №1041/1 от 14.05.2009года).

от третьих лиц: явки нет.

У С Т А Н О В И Л:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее-заявитель, ИП ФИО1) обратился в арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Администрации г. Орска (далее-заинтересованное лицо, администрация г. Орска), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора-Комитет по управлению имуществом г. Орска (далее-третье лицо, Комитет) о признании незаконными бездействия администрации г. Орска, выраженному в непринятии мер по проведению процедуры предоставления земельного участка площадью 2000 кв.м., на праве аренды с предварительным согласованием размещения объекта для строительства кафе-кафетерия на месте бывшего летнего кафе «Шалаш» в районе детского городка ОЗТП г. Орска. Просил суд обязать администрацию г. Орска рассмотреть поданное заявление о предоставлении земельного участка площадью 2000 кв.м., на праве аренды с предварительным согласованием размещения объекта для строительства кафе-кафетерия на месте бывшего летнего кафе «Шалаш» в районе детского городка ОЗТП г. Орска по существу: обеспечить выбор земельного участка и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта либо отказать в его размещении.

Отводов суду и секретарю судебного заседания и ходатайств не заявлено.

Заявитель настаивает на заявленных требованиях по мотивам, изложенным в заявлении.

Заинтересованное лицо и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, заявленные требования не признали в полном объеме, по мотивам, изложенным в отзывах и дополнительных отзывах на заявление.

При рассмотрении дела в открытом судебном заседании установлено следующее:

10.11.2008 года заявитель обратился с заявлением к Главе администрации г. Орска в порядке ст.ст.30, 31 Земельного Кодекса РФ о выборе земельного участка площадью 2000 кв.м., расположенном на территории детского городка пос.ОЗТП г. Орска под размещение кафе-кафетерия и предварительном согласовании места размещения объекта (Т.1 л.д.11).

Письмом от 03.12.08, исх.№14-2282, Комитет по градостроительству и архитектуре администрации г. Орска сообщил, что запрашиваемый земельный участок, расположен на территории, отведенной распоряжением Главы администрации г. Орска №3661-р от 13.08.2008 года УЖКХ г. Орска для благоустройства садово-парковой зоны пос.ОЗТП. В срок до 01.09.2009 года УЖКХ должно подготовить демонстрационные материалы для рассмотрения на публичных слушаниях. Заявителю рекомендовано обратиться в УЖКХ г. Орска для участия в подготовке документации по планировке территории (Т.1 л.д. 12).

Считая, что указанное письмо свидетельствует о том, что администрация уклоняется от выполнения обязанностей, предусмотренных ст. 30, 31 Земельного Кодекса РФ, заявитель обратился в арбитражный суд.

В обоснование своих требований ссылается на следующие обстоятельства:

В соответствии со ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Согласно п.п.1 п.5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется путем выбора земельного участка и принятия в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

В соответствии с ч.ч.1, 2 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Указанные требования заявителем исполнены.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Результаты выбора оформляются актом о выборе земельного участка для строительства (ч.5 ст. 31 ЗК РФ).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (ч.6 ст. 31 ЗК РФ).

Указанные действия администрацией г. Орска выполнены не были.

В возражении заявленных доводов администрация указывает, что согласно распоряжению Главы администрации г. Орска №3661-р от 13.08.2008 года, территория детского городка ОЗТП отведена для комплексного благоустройства садово-парковой зоны. УЖКХ г. Орска поручено осуществить подготовку документации по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания границ) на основании технического задания, выданного Комитетом по архитектуре и градостроительству. УЖКХ необходимо подготовить указанную документацию в срок до 01.09.2009 года для рассмотрения на предстоящих публичных слушаниях (Т.1 л.д.84-85).

Письмом от 11.09.2008 года, исх.№.14-730, Комитет по архитектуре и градостроительству выдал УЖКХ г. Орска техническое задание на подготовку проекта планировки территории в районе детского городка пос.ОЗТП г.Орска (т.2 л.д. 1-2).

Проектная документация до момента судебного разбирательства не разработана, поскольку не истек срок на ее разработку, установленный вышеуказанным постановлением.

Кроме того, заинтересованное лицо указывает, что согласно Правил землепользования и застройки, утвержденных Решением Орского городского Совета депутатов от 24.09.2008 года, вступивших в законную силу 24.10.2008 года, после его опубликования в бюллетене «Орск официальный» (далее-Правила), территория детского городка пос. ОЗТП в соответствии с картой градостроительного зонирования, в полном объеме попадает в зону Ж.1., отведенную под застройку индивидуальными жилыми домами. В соответствии с градостроительным регламентом указанной зоны, размещение предприятий общественного питания относится к условно разрешенным видам использования земельных участков, для получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков необходимо пройти процедуру получения такового Разрешения, в том числе с проведением публичных слушаний (т.1 л.д.148-150, т.2 л.д.5).

Изучив представленные материалы, заслушав мнения лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о необходимости полностью отказать в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям:

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами на всей территории детского городка пос.ОЗТП г. Орска не существовало и не существует сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков.

Заявитель, в своем заявлении от 10.11.2008 года, просит выделить земельный участок площадью 2000 кв.м. по акту выбора с предварительным согласованием места размещения объекта-кафе-кафетерия в районе детского городка ОЗТП г. Орска на месте бывшего летнего кафе «Шалаш».

До даты обращения ИП ФИО1, с заявлением о выборе земельного участка, администрацией г. Орска, издано распоряжение №2130-р от 26.05.2008 года «Об утверждении ведомственной целевой программы «Благоустройство территории г. Орска на 2008-2011г.г.». В пункте 9 раздела 3 Приложения №1 к указанному распоряжению предусмотрено устройство садово-парковой зоны в пос. ОЗТП.

Также до даты обращения, администрацией г. Орска, издано распоряжение Главы администрации г. Орска №3661-р от 13.08.2008 года, согласно которому территория детского городка пос.ОЗТП, площадью 6, 8074 кв.м. отводится для благоустройства садово-парковой зоны. Срок для разработки проектов планировки и проектов межевания территории установлен до 01.09.2009 года.

В соответствии с письмом УЖКХ г. Орска от 17.07.2008 года, исх.№ 05/1134 заказчиком проектных работ является УЖКХ г. Орска (т.1 л.д.42).

Также до даты обращения заявителя, Письмом от 11.09.2008 года, исх.№.14-730, Комитет по архитектуре и градостроительству выдал УЖКХ г. Орска техническое задание на подготовку проекта планировки территории и проекта межевания в районе детского городка пос.ОЗТП г.Орска.

В соответствии со ст. 41 Градостроительного Кодекса РФ целью разработки проектной документации является обеспечение устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

В соответствии со п.п.7-9 ст. 46 Градостроительного Кодекса РФ, в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.

При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения.

Участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний.

Кроме того, Правила землепользования и застройки, утвержденные Решением Орского городского Совета депутатов от 24.09.2008 года, вступившие в законную силу 24.10.2008 года, т.е. до даты обращения заявителя, не только не предусматривают возможность выделения земельных участков по акту выбора с предварительным согласованием места размещения объекта, но и прямо запрещают подобные действия, поскольку, в соответствии с п.5 ст. 7 использование земельных участков допускается только в соответствии с видом разрешенного использования, предусмотренной градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.

Территория детского городка пос.ОЗТП в полном объеме относится к зоне Ж.1., градостроительным регламентом которой размещение предприятий общественного питания отнесено к условно разрешенным видам использования земельного участка, разрешение на которые, выдается в порядке, установленном Правилами, с проведением публичных слушаний (ст. 15 Правил).

При указанных обстоятельствах суд считает, что у администрации г. Орска отсутствовала обязанность по проведению процедуры выбора земельного участка, предусмотренная ст. ст. 29-31 Земельного Кодекса РФ, поскольку указанная норма носит общий характер и может применяться с учетом иных правовых актов, регламентирующих оборот испрашиваемого земельного участка. В рассматриваемом же споре правила оборота спорного земельного участка урегулированы вышеизложенными правовыми актами, которые, по мнению суда, не противоречат нормам Земельного Кодекса РФ, на которые ссылается заявитель.

Суд также не усматривает никаких противоречий между распоряжениями Главы администрации г. Орска №2130-р от 26.05.2008 года «Об утверждении ведомственной целевой программы «Благоустройство территории г. Орска на 2008-2011г.г.», №3661-р от 13.08.2008 года и Правилами, поскольку, во-первых, они изданы до даты вступления Правил в законную силу, а во-вторых, по своему юридическому содержанию им не противоречат и, следовательно, могут применяться. По мнению суда, термины «садово-парковая зона», содержащиеся в постановлениях и «сквер», содержащийся в Правилах и являющийся основным видом разрешенного использования зоны Ж1, являются по своему юридическому и смысловому содержанию и целевому назначению идентичными и не противоречащими друг другу.

Суд считает, что заявление ИП ФИО1 рассмотрено компетентным органом, поскольку, согласно Положения о муниципальном учреждении «Комитет архитектуры и градостроительства администрации г. Орска», утвержденному Решением Орского городского Совета депутатов от 11 февраля 2008 года №32-510, учреждение является структурным подразделением администрации г. Орска, уполномоченным в области градостроительной и архитектурной деятельности, наделенным полномочиями по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц и принятию по ним необходимых мер.

Таким образом, в силу вышеизложенного, суд полностью отклоняет требования заявителя, поскольку поданное им заявление было рассмотрено компетентным органом с учетом требований действовавшего законодательства, по нему своевременно дан законный и обоснованный ответ.

В ходе судебного разбирательства заявитель не представил никаких доказательств, свидетельствующих о том, что обжалуемым бездействием заинтересованного лица нарушаются его права и законные интересы либо создаются препятствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине относятся на заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,-

Р Е Ш И Л:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать полностью.

2. Расходы по государственной пошлине в сумме 200 (двести) рублей возложить на заявителя.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объёме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www. 18aas.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья: Г. В. Чердинцева