АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-4315/2021
06 апреля 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена марта 2022 года
В полном объеме решение изготовлено апреля 2022 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Долговой Т.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шинкаревой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
акционерного общества «Оренбургдорстрой», ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Оренбург
к муниципальному унитарному предприятию «Муниципальный имущественный фонд» муниципального образования «Город Оренбург», ОГРН <***>, ИНН <***>, г.Оренбург
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью «Монолит», 460019, г.Оренбург,
о взыскании 172 819 руб. 68 коп.
встречное исковое заявление муниципального унитарного предприятия «Муниципальный имущественный фонд» муниципального образования «Город Оренбург», ОГРН <***>, ИНН <***>, г.Оренбург
к акционерному обществу «Оренбургдорстрой», ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Оренбург
о взыскании 590 328 руб. 82 коп.
В судебном заседании приняли участие:
от истца: ФИО1, доверенность от 27.12.2021, паспорт, диплом;
от ответчика: ФИО2, доверенность от 21.06.2021, паспорт, диплом;
от третьего лица: явки нет, извещено.
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Оренбургдорстрой» (истец по первоначальному иску) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Муниципальному унитарному предприятию «Муниципальный имущественный фонд» муниципального образования «город Оренбург» (ответчик по первоначальному иску, далее – МУП МИФ) о взыскании 172 819 руб. 68 коп., из которых: 159 320 руб. 78 коп. неосновательное обогащение, в том числе 22 573 руб. 47 коп. за период с 06.04.2018 по 31.10.2018, 136 747 руб. 31 коп. за период с 01.11.2018 по 01.11.2020, а также проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 13 498 руб. 90 коп., из которых 4 259 руб. 87 коп. за период с 11.12.2018 по 13.01.2022, 9 239 руб. 03 коп. за период с 01.11.2020 по 13.01.2022 (с учетом уточнений от 30.12.2021 – том 7 л.д. 72).
Муниципальное унитарное предприятие «Муниципальный имущественный фонд» муниципального образования «Город Оренбург» (истец по встречному иску) обратилось в арбитражный суд со встречным иском к акционерному обществу «Оренбургдорстрой» (ответчик по встречному иску) о взыскании 590 328 руб. 82 коп., из которых 547 840 руб. 90 коп. неосновательного обогащения, 42 487 руб. 92 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 25.01.2019 по 13.01.2022 (с учетом уточнений от 28.12.2021 – том 7 л.д. 93-94).
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о дате и времени судебного заседания, явку полномочных представителей не обеспечило. В порядке ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившегося третьего лица.
Истец в судебном заседании настаивал на удовлетворении первоначального иска, против удовлетворения встречных требований возражал.
Ответчик в судебном заседании против удовлетворения первоначального иска возражал, настаивал на удовлетворении встречных исковых требований.
При рассмотрении материалов дела судом установлены следующие фактические обстоятельства.
АО «Оренбургдорстрой» является собственником помещения площадью 572,4 кв.м. расположенного на 2 этаже нежилого здания (здания литер А), по адресу: <...>.
Площадь помещения, принадлежащего ответчику до 31.10. 2018г составляет 1050,9 кв.м., а с 01.11.2018г составляет 1375,7 кв.м., что отражено истцом в справке помещений собственников здания литер А за период с 01.12.2017 по 01.11.2020 (том 1 л.д. 32-34).
АО «Оренбургдорстрой» указывает, что оно несет расходы по содержанию общего имущества, в том числе по содержанию придомовой территории здания, охраны здания, уборке входной части помещений и межэтажных площадок 1-2 этажей, уборке лестничных пролетов 1-2 этажей, освещению входной части и межэтажных площадок , текущий ремонт входной двери в здание и другие затраты. Указанные услуги оказываются штатными работниками истца: уборщицей служебных помещений с возложением обязанности дворника, сторожами, гл. энергетиком, которыми наряду с обязанностями по основному месту работы выполняют возложенные на них обязанности по выполнению работ по обслуживанию общего имущества.
09.09.2013 между АО «Оренбургдорстрой» и ООО «Восточная -19» заключен договор № 6 с на техническое и аварийное обслуживание помещений по адресу ул. Советская, 52 на неопределенный срок. В рамках указанного договора истец оплачивает ООО «Восточный-19» выполненные работы, в том числе по урегулированию температурного режима в зимний период в помещениях здания, за устранение аварийных ситуаций при затоплении помещений 1и 2 этажей ответчиком либо их арендаторами.
Затраты АО «Оренбургдорстрой» на содержание общего имущества здания, а именно: на содержание сторожей, уборщицы, энергетика; техническое обслуживание здания; затраты по содержанию здания в технически исправном состоянии, в том числе сбрасывание снега и льда с крыши; работы по ремонту центрального отопления здания; затраты на освещение вестибюля и входной двери центральной части здания за период с 01.12.2017 по 01.11.2020 составили 2 572 664, 56 руб., в подтверждение чего представлен расчет (том 1 л.д. 24).
В подтверждение осуществления затрат по содержанию общего имущества собственников истец предоставил следующие документы: приказы о приеме на работу сторожей и уборщицы, энергетика, справки о доходах указанных лиц, расчеты по электроэнергии, необходимой для освещения вестибюля и входной двери, документы, подтверждающие поставку, принятие и оплату электроэнергии; документы, подтверждающие выполнение работ ООО «Восточная-19» по техническому обслуживанию здания, договор №6 от 01.09.2013 г. на техническое и аварийное обслуживание помещений здания, подписанные акты выполненных работ, платежные поручения, локальные сметные расчеты за указанный период (том 1 л.д. 35-150, том 2 л.д. 1-85).
В подтверждение расчетов площади общего имущества собственников помещений здания, истец предоставил акт осмотра помещений Литер А, инженерно-технических сетей, прилегающих центральной части здания территории земельного участка, расположенного по адресу: <...> с целью определения общего имущества в помещениях литера А здания и определения порядка его содержания от 21.12.2016 г. (том 2 л.д. 32-34).
Затраты, приходящиеся на содержание общего имущества для ответчика определены истцом пропорционально доли в общем имуществе в размере 139 647 руб. 78 коп. за период с 01.12.2017 по 01.11.2020, в материалы дела представлен первоначальный расчет (том 1 л.д. 18-23). При рассмотрении дела требования уточнены, к взысканию заявлены 159 320 руб. 78 коп. за период с 06.04.2018 по 01.11.2020 (том 7 л.д. 72-73).
В связи с тем, что ответчик в добровольном порядке затраты истца не компенсировал, АО «Оренбургдорстрой» обратилось в суд с первоначальным иском.
Встречные исковые требования муниципального унитарного предприятия «Муниципальный имущественный фонд» муниципального образования «Город Оренбург» заявлены в связи с тем, что указанным лицом также понесены расходы на содержание общего имущества, а именно: уборка снега, очистка крыш и карнизов от снега за период с 01.01.2019 по 31.12.2021 (в подтверждение представлены договоры подряда, акты выполненных работ, платежные поручения об оплате – том 3 л.д. 10-93, 104-137), реконструкция системы отопления (в подтверждение представлен договор № 1/04-20 от 22.04.2020, справка о стоимости выполненных работ, акты формы КС-2 – том 4 л.д. 139-150, том 5 л.д. 1-113), техническое обслуживание автоматизированной системой управления централизованным теплоснабжением, прибора учета тепловой энергией (в подтверждение представлен договор № 1/10-20 от 05.10.2020, договор № 01/21 от 11.01.2021, акты выполненных работ к ним, платежные поручения об оплате – том 3 л.д. 94-103).
В связи с тем, что затраты МУП МФИ в добровольном порядке не компенсировано, оно обратилось в суд со встречными требованиями.
Муниципальное унитарное предприятие «Муниципальный имущественный фонд» муниципального образования «Город Оренбург» возражало против удовлетворения первоначального иска, выражая несогласие с расчетом общества «Оренбургдорстрой». Ответчик отмечает, что расчет истца по заработной плате сотрудников в соответствии Постановлением Администрации г. Оренбурга от 13.02.2015 N 293-п «Об утверждении Порядка рассмотрения заявлений об установлении размера платы за содержание жилого помещения» является неверным. По мнению ответчика, при определении оплаты труда необходимо исходить из нормы времени, трудозатрат, руководствуясь при этом Трудовым кодексом и «Типовыми нормативами численности работников по обслуживанию и эксплуатации зданий и сооружений. ШИФР 15.02.02».
АО «Оренбургдорстрой» возражало против удовлетворения встречного иска. В качестве основных возражений ответчика по встречному иску указано, что по договорам подряда на уборку снега, очистку крыш и карнизов от снега имеются претензии к первичной документации (отсутствуют счета на оплату, акты выполненных работ не содержат сведений о фактически выполненных работах и их объемах). Поставлен под сомнение факт оказания услуг по очистке кровли и вывозу снега в период с 10.12.2020 по 09.12.2021, поскольку в данный период было прекращено движение транспортных средств на участке улицы Советской от ул. Володарского до ул. Профсоюзной в связи с выполнение работ по благоустройству площади им. Ленина в г. Оренбурге. АО «Оренбургдорстрой» указывает, что истцом по встречному иску не доказана необходимость замены теплового узла учета и реконструкции системы отопления. Следовательно, и последующее техобслуживание автоматизированной системой управления централизованным теплоснабжением является бременем исключительно МУП «Муниципальный имущественный фонд» МО «Город Оренбург».
Третье лицо в письменном отзыве поддержало позицию третьего лица по иску.
Изучив позиции сторон и лиц, участвующих в деле, представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об удовлетворении первоначального и встречного исков по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе вследствие неосновательного обогащения.
Под неосновательным обогащением понимается приобретение или сбережение имущества за счет средств потерпевшего без установленных законом, иными нормативными актами или сделкой оснований.
Так, согласно пункту 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статей 1109 настоящего Кодекса.
Таким образом, содержанием обязательств вследствие неосновательного обогащения являются право потерпевшего требовать возврата неосновательного обогащения от обогатившегося и обязанность последнего возвратить неосновательно полученное (сбереженное) потерпевшему.
При этом основания возникновения неосновательного обогащения могут быть различными: требование о возврате ранее исполненного при расторжении договора, требование о возврате ошибочно исполненного по договору, требование о возврате ошибочно перечисленных денежных средств при отсутствии каких-либо отношений между сторонами и т.п.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 244 ГК РФ, имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.
Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).
Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество.
В силу прямого указания статьи 249 ГК РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. № 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" (далее - Постановление №64) разъяснено, что отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании, прямо законом не урегулированы. Поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 6 ГК РФ к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности статьи 249, 289, 290 ГК РФ.
В силу изложенного собственнику отдельного помещения в здании во всех случаях принадлежит доля в праве общей собственности на общее имущество здания.
В соответствии с положениями статьи 290 ГК РФ, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В Постановлении № 64 также разъясняется, что к общему имуществу здания относятся, в частности, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона, вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, на отношения по содержанию общего имущества в нежилых зданиях распространяются нормы, регулирующие отношения по содержанию общего имущества многоквартирных домов.
В пункте 41 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 г №25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - Постановление №25), также разъясняется, что отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании прямо законом не урегулированы. Поэтому в силу пункта1 статьи 6 ГК РФ к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности статьи 249,289,290 ГК РФ и нормы ЖК РФ (ст.44-48, 158 и другие статьи).
Статья 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК), собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, (далее - Правила), состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме (далее - собственники помещений) - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества.
Согласно пунктов 2-8 Правил, в состав общего имущества включаются:
помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
крыши;
ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);
механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее - оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);
земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг;
иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В состав общего имущества также включаются:
внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе;
внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.
включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях;
внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
При определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Реестр) сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре (п. 3 Правил).
Из материалов дела следует, что собственники помещений здания, в соответствии с действующим законодательством определили перечень общего имущества на основании документов кадастрового учета (поэтажного плана здания). Результаты были закреплены в акте от 21.12.2016 (том 2 л.д. 32-34).
В соответствии со статьей 37 ЖК РФ, доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Положениями статьи 39 ЖК РФ, предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статьей 158 ЖК РФ также предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В пункте 28 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, (далее - Правила), закреплено, что собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения:
а) платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений;
б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 29 Правил предусмотрено, что расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Статьей 158 ЖК РФ пунктом 4, предусмотрено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
В связи с тем, что между собственниками помещений здания по адресу: <...> отсутствует соглашение о порядке определения и размеры стоимости содержания общего имущества, то в данном случае применим «Порядок рассмотрения заявлений об установлении размера платы за содержание жилого помещения», утвержденный Постановлением Администрации г. Оренбурга № 293-п от 13.02.2015 г. В соответствии с которым, при исчислении тарифа учитывается месячный фонд заработной платы основных работников управляющей компании, расходы на материалы и инвентарь, расходы на содержание придомовой территории с привлечением специализированной техники, расходы по вывозу мусора и прочие расходы. Тем самым определяется общая сумма расходов в течение года, которая делится на площадь жилых помещений дома на 12 месяцев в году, таким образом исчисляют сумму стоимости на 1 кв.м. в месяц и исходя из стоимости 1 кв.м., производятся расчеты как на жилые помещения, так и на общее имущество.
Исходя из положений вышеизложенных норм, фактических обстоятельств и доказательств, представленных в материалы дела, суд приходит к выводу, что АО «Оренбургдострой» (истец по первоначальному иску) при расчете стоимости расходов на содержание общего имущества руководствовался методикой, предусмотренной нормами действующего законодательства.
Довод ответчика о необходимости при определении оплаты труда исходить из нормы времени, трудозатрат, руководствуясь при этом Трудовым кодексом и «Типовыми нормативами численности работников по обслуживанию и эксплуатации зданий и сооружений. ШИФР 15.02.02» судом отклоняются. В отсутствие между собственниками помещений соглашения о порядке определения и размера стоимости содержания общего имущества, в данном случае применим Порядок рассмотрения заявлений об установлении размера платы за содержание жилого помещения, утвержденный Постановлением Администрации г. Оренбурга от 13.02.2015 N 293-п. В соответствии с которым, при исчислении тарифа учитывается месячный фонд заработной платы основных работников управляющей компании, расходы на материалы и инвентарь, расходы на содержание придомовой территории с привлечением специализированной техники, расходы по вывозу мусора и прочие расходы. Тем самым определяется общая сумма расходов в течение года, которая делится на площадь жилых помещений дома на 12 месяцев в году, таким образом исчисляют сумму стоимости на 1 кв. м в месяц и исходя из стоимости 1 кв. м, производятся расчеты как на жилые помещения, так и на общее имущество.
В подтверждение осуществления затрат по содержанию общего имущества собственников обществом «Оренбургдорстрой» представлены следующие документы: приказы о приеме на работу сторожей и уборщицы, энергетика, справки о доходах указанных лиц, расчеты по электроэнергии, необходимой для освещения вестибюля и входной двери, документы, подтверждающие поставку, принятие и оплату электроэнергии; документы, подтверждающие выполнение работ ООО «Восточная-19» по техническому обслуживанию здания, договор №6 от 01.09.2013 г. на техническое и аварийное обслуживание помещений здания, подписанные акты выполненных работ, платежные поручения, локальные сметные расчеты за указанный период (том 1 л.д. 35-150, том 2 л.д. 1-85).
На основании всего вышеизложенного, суд приходит к выводам, что истцом по первоначальному иску предоставлено достаточно доказательств осуществления им затрат по содержанию общего имущества здания в заявленной сумме. Данные затраты относятся к содержанию общего имущества.
Перечень общего имущества здания, в содержании которого обязаны принимать участие все собственники помещений пропорционально их доле из расчета площади помещений, находящихся в их собственности, определен собственниками помещений здания и закреплен документально.
Размер доли ответчика (МУП МФИ) в общем имуществе определен и сторонами не оспаривался.
Методология и порядок расчетов затрат на содержание общего имущества из расчета на один квадратный метр площади выполнен истцом верно и соответствует действующему законодательству.
Материалами дела доказаны и обоснованы обязанность и размер расходов ответчика, которые он должен осуществить по содержанию общего имущества. С учетом того, что данные расходы понес истец, то истцом правомерно заявлены требования о компенсации данных расходов.
В силу положений статьи 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Документами, представленными в материалы дела доказано, что ответчик МУП «Муниципальный имущественный фонд» МО «город Оренбург», в силу прямого указания закон обязан был принимать участие расходах по содержанию общего имущества здания пропорционально своей доле в общем имуществе, однако данной обязанности не исполнял, расходы по содержанию общего имущества здания не осуществлял. В связи с чем, ответчик неосновательно сберег имущество за счет истца, и в силу положений статьи 1102 ГК РФ обязан возвратить истцу неосновательно сбереженное.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395 ГК РФ).
Истец в материалы дела предоставил расчет суммы процентов в соответствии с положениями статьи 395 ГК РФ, сумма которых составила 13 498 руб. 90 коп., в том числе:
- по неосновательному обогащению в сумме 22 573 руб. 47 коп. за период с 06.04.2018 по 31.10.2018 размер процентов составил 4 259 руб. 87 коп., период начисления с 11.12.2018 по 13.01.2022;
- по неосновательному обогащению в сумме 136 747 руб. 31 коп. за период с 01.11.2018 по 01.11.2020 размер процентов составил 9 239 руб. 03 коп., период начисления с 01.11.2020 по 13.01.2022.
Расчет судом проверен, признан арифметически верным и обоснованным с точки зрения периода расчетов и сумм оснований для расчетов. Расчет процентов, ответчиком по существу не оспорен.
При данных обстоятельствах, первоначальные исковые требования заявлены обоснованно, подтверждаются доказательствами, представленными в материалы дела, фактическими обстоятельствами, и подлежат удовлетворению в полном объеме. С муниципального унитарного предприятия «Муниципальный имущественный фонд» муниципального образования «Город Оренбург» в пользу акционерного общества «Оренбургдорстрой» подлежит взысканию сумма неосновательного обогащения в размере 172 819 руб. 68 коп., из которых: 159 320 руб. 78 коп. неосновательное обогащение, в том числе 22 573 руб. 47 коп. за период с 06.04.2018 по 31.10.2018, 136 747 руб. 31 коп. за период с 01.11.2018 по 01.11.2020, а также проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 13 498 руб. 90 коп., из которых 4 259 руб. 87 коп. за период с 11.12.2018 по 13.01.2022, 9 239 руб. 03 коп. за период с 01.11.2020 по 13.01.2022.
Встречные исковые требования муниципального унитарного предприятия «Муниципальный имущественный фонд» муниципального образования «Город Оренбург» заявлены в связи с тем, что указанным лицом также понесены расходы на содержание общего имущества, а именно: уборка снега, очистка крыш и карнизов от снега за период с 01.01.2019 по 31.12.2021 (в подтверждение представлены договоры подряда, акты выполненных работ, платежные поручения об оплате – том 3 л.д. 10-93, 104-137), реконструкция системы отопления (в подтверждение представлен договор № 1/04-20 от 22.04.2020, дополнительное соглашение к нему от 14.08.2020 (т.7), справка о стоимости выполненных работ, акт формы КС-2, техническая документация – том 3 л.д. 69-82, том 4 л.д.144-150, том 5 л.д. 1-113), техническое обслуживание автоматизированной системой управления централизованным теплоснабжением, прибора учета тепловой энергией (в подтверждение представлен договор № 1/10-20 от 05.10.2020, договор № 01/21 от 11.01.2021, акты выполненных работ к ним, платежные поручения об оплате – том 3 л.д. 94-103).
Затраты, приходящиеся на содержание общего имущества для ответчика определены истцом по встречному иску пропорционально доли в общем имуществе.
Как указывалось выше, в состав общего имущества включаются, в том числе крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (п. 2-8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491).
Таким образом, расходы, понесенные истцом по встречному иску, относятся к расходам на содержание общего имущества.
Возражая против удовлетворения встречного иска АО «Оренбургдорстрой», указывает на следующие доводы:
- по договорам подряда на уборку снега, очистку крыш и карнизов от снега имеются претензии к первичной документации (отсутствуют счета на оплату, акты выполненных работ не содержат сведений о фактически выполненных работах и их объемах). Поставлен под сомнение факт оказания услуг по очистке кровли и вывозу снега в период с 10.12.2020 по 09.12.2021, поскольку в данный период было прекращено движение транспортных средств на участке улицы Советской от ул. Володарского до ул. Профсоюзной в связи с выполнение работ по благоустройству площади им. Ленина в г. Оренбурге.
- не доказана необходимость замены теплового узла учета и реконструкции системы отопления. Следовательно, и последующее техобслуживание автоматизированной системой управления централизованным теплоснабжением является бременем исключительно МУП «Муниципальный имущественный фонд» МО «Город Оренбург».
Проанализировав документы, представленные истцом по встречному иску, суд отклоняет возражения ответчика ввиду следующего.
К каждому из договоров подряда на уборку снега, очистку крыш и карнизов от снега в материалы дела представлены спецификации, по факту выполнения работ подписаны акты выполненных работ, факт оплаты подтвержден платежными поручениями (том 3 л.д. 10-93, 104-137). Указанные доказательства являются достаточными и достоверными, чтобы сделать вывод о фактическом оказании услуг. Кроме того, суд отмечает, что составленная с недочетами первичная документация сама по себе однозначно не свидетельствует о том, что отсутствовало фактическое исполнение обязательства.
Договор подряда № 3-01-19 от 17.01.2019 действительно заключен в отношении двух объектов – ул. Чичерина 54/пер. Хозяйственный 5 и ул. Советская, 52, литер «А» (том 3 л.д. 45-49). Стоимость работ по договору определена совокупно, а не отдельно к каждому из объектов и составляет 28 000 руб. Акт выполненных работ к договору также содержит общую стоимость работ без разделения по адресам, оплата произведена на всю сумму (том 3 л.д. 50-51). С учетом возражений АО «Оренбургдорстрой» истец по встречному иску уточнил сумму (том 7 л.д. 62), предъявляемую по данному договору, заявив к взысканию 14 000 руб. (т.е. половину от общей стоимости). Указанный подход является разумным, у суда отсутствуют основания подвергать критической оценке расчет истца по встречному иску в указанной части. Опровергая предъявленную сумму, ответчик не представил доказательств, позволяющих сделать вывод о меньшем объеме оказанных услуг и о меньшей стоимости их оказания.
Суд также не усматривает противоречий в отношении стоимости работ по договору № 2/01-21 от 27.01.2021 (том 3 л.д. 104-112). Пункт 3 указанного договора устанавливает максимальное значение цены договора в размере 28 000 руб., при этом к договору подписана спецификация, в которой указана цена работ за 1 кв.м. и за 1 пог.м.(том 3 л.д. 113). То есть сторонами договора согласована формула расчета стоимости фактически оказанных услуг и установлен максимальный порог цены (28 000 руб.). Акт № 23 от 29.01.2021 (том 3 л.д. 115) содержит подробное указание на виды работ и их количество (кв.м. и пог. м.), общая стоимость услуг определена верна. Противоречий между п.3 договора (максимальная цена – 28 000 руб.) и фактической стоимостью услуг (23 775 руб.) суд не усматривает. Воля сторон в договоре изначально была направлена не на установление твердой цены, а на согласование формулы расчета и ограничения максимальной стоимости услуг.
Прекращение движения транспортных средств на участке улицы Советской от ул. Володарского до ул. Профсоюзной в связи с выполнение работ по благоустройству площади им. Ленина в г. Оренбурге в период с 10.12.2020 по 09.12.2021 также не является доказательством невозможности произвести очистку кровли ввиду того, что спорное помещение является угловым, расположено на пересечении нескольких улиц по адресу <...>. Следовательно, к нему имеется возможность подъезда с нескольких сторон. Истцом указано, что в спорный период подъезд транспорта осуществлялся со стороны ул. Фадеева. Невозможность подъезда к зданию со стороны указанной улицы ответчиком не доказана.
Относительно необходимости замены теплового узла истцом по встречному иску в материалы дела представлено заключение ООО «Научно-производственное предприятие Рона» (том 4 л.д. 27-40), в котором указано на необходимость разработать проект реконструкции системы отопления, письмо Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области, переписка сторон (т.4 л.д.36-48, т.7 л.д.49-58). В последующем такой проект разработан (том 4 л.д. 144-150, том 5 л.д. 1-68), истцом заключен договор с ООО «Электрострой» на реконструкцию систем отопления № 1/04-20 от 22.04.2020 (том 3 л.д. 62-68), подписана справка о стоимости выполненных работ на сумму 2 556 787,20 руб. (том 3 л.д. 69), акт формы КС-2 на эту сумму (том 3 л.д. 70-82), платежным поручением № 445 от 01.09.2020 произведена оплата (том 3 л.д. 83).
Исследовав материалы дела, судом установлено, что работы по реконструкции системы отопления были необходимы и фактически произведены в указанной истцом стоимости.
Доказательств, объективно опровергающих установленные обстоятельства, ответчиками в материалы дела не представлено (ст. 65 АПК РФ).
Довод о том, что истец не понес затраты на ремонт, опровергается представленными в материалы дела документами, в том числе платежным поручением.
Таким образом, при наличии доказательств, объективно свидетельствующих о необходимости производства ремонтных работ в связи с аварийным состоянием объекта, учитывая, что в материалы дела не представлены доказательства того, что акты о приемке выполненных работ не отражают действительные объемы и стоимость фактически выполненных работ, а ходатайство о проведении судебной экспертизы объема, стоимости и качества выполненных работ ответчиком не заявлено, суд приходит к выводу, что у АО «Оренбургдорстрой» возникла обязанность по несению расходов на содержание общего имущества здания.
В связи с тем, что судом признаны необходимыми и фактически понесенными затраты на реконструкцию системы отопления и замену узла учета, последующее обслуживание автоматизированной системы управления централизованным теплоснабжением, прибора учета тепловой энергии также является необходимым и обоснованным. В связи с чем требования по оплате 51 000 руб., выплаченных истцом по договорам № 1/10-20 от 05.10.2020 (том 3 л.д. 52-61), № 01/21 от 11.01.2021 (том 3 л.д. 94-103) также признаются судом обоснованными.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395 ГК РФ).
Истцом по встречному иску также заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, в материалы дела предоставлен расчет суммы процентов в соответствии с положениями статьи 395 ГК РФ, сумма которых составила 42 487 руб. 92 коп. за период с 25.01.2019 по 13.01.2022.
Расчет судом проверен, признан арифметически верным и обоснованным с точки зрения периода расчетов и сумм оснований для расчетов. Расчет процентов, ответчиком по существу не оспорен.
С учетом изложенного, встречные исковые требования заявлены обоснованно, подтверждаются доказательствами, представленными в материалы дела, фактическими обстоятельствами, и подлежат удовлетворению в полном объеме.
С акционерного общества «Оренбургдорстрой» в пользу муниципального унитарного предприятия «Муниципальный имущественный фонд» муниципального образования «Город Оренбург» подлежит взысканию сумма неосновательного обогащения в размере 547 840 руб. 90 коп., а также проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 42 487 руб. 92 коп. за период с 25.01.2019 по 13.01.2022.
Все иные доводы сторон, изучены судом и подлежат отклонению, поскольку не влияют на существо рассматриваемого спора и не могут привести к иным выводам.
Расходы по государственной пошлине в рамках обоих исков относятся на ответчиков согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации:
- с муниципального унитарного предприятия «Муниципальный имущественный фонд» муниципального образования «Город Оренбург» в пользу акционерного общества «Оренбургдорстрой» взыскиваются 5 731 руб. расходов на оплату государственной пошлины;
- с акционерного общества «Оренбургдорстрой» в пользу муниципального унитарного предприятия «Муниципальный имущественный фонд» муниципального образования «Город Оренбург» взыскиваются 14 501 руб. расходов на оплату государственной пошлины.
Кроме того, в связи с увеличением истцами первоначального и встречного исков государственная пошлина взыскивается в доход федерального бюджета:
- с акционерного общества «Оренбургдорстрой» в сумме 454 руб.;
- с муниципального унитарного предприятия «Муниципальный имущественный фонд» муниципального образования «Город Оренбург» в сумме 306 руб.
В соответствии с частью 5 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при полном или частичном удовлетворении первоначального и встречного исков в резолютивной части решения указывается денежная сумма, подлежащая взысканию в результате зачета.
Установив основания для полного удовлетворения первоначального и встречного исковых требований, суд производит зачет денежных сумм. В результате зачета с акционерного общества «Оренбургдорстрой» в пользу муниципального унитарного предприятия «Муниципальный имущественный фонд» муниципального образования «Город Оренбург» взыскиваются 417 509 руб. 17 коп., из которых 388 520 руб. 12 коп. неосновательного обогащения, 28 989 руб. 02 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 8 770 руб. расходов на оплату государственной пошлины.
С акционерного общества «Оренбургдорстрой» в доход федерального бюджета взыскиваются 454 руб. государственной пошлины.
С муниципального унитарного предприятия «Муниципальный имущественный фонд» муниципального образования «Город Оренбург» в доход федерального бюджета взыскиваются 306 руб. государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 102, 110, 167 - 171, 176 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования акционерного общества «Оренбургдорстрой» удовлетворить.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Муниципальный имущественный фонд» муниципального образования «Город Оренбург» в пользу акционерного общества «Оренбургдорстрой» 172 819 руб. 68 коп., в том числе 159 320 руб. 78 коп. неосновательного обогащения, 13 498 руб. 90 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 5 731 руб. расходов на оплату государственной пошлины.
Взыскать с акционерного общества «Оренбургдорстрой» в доход федерального бюджета 454 руб. государственной пошлины.
Встречные исковые требования удовлетворить.
Взыскать с акционерного общества «Оренбургдорстрой» в пользу муниципального унитарного предприятия «Муниципальный имущественный фонд» муниципального образования «Город Оренбург» 590 328 руб. 82 коп., из которых 547 840 руб. 90 коп. неосновательного обогащения, 42 487 руб. 92 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 14 501 руб. расходов на оплату государственной пошлины.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Муниципальный имущественный фонд» муниципального образования «Город Оренбург» в доход федерального бюджета 306 руб. государственной пошлины.
С учетом удовлетворения первоначального иска и удовлетворения встречного иска провести зачет.
Взыскать с акционерного общества «Оренбургдорстрой» в пользу муниципального унитарного предприятия «Муниципальный имущественный фонд» муниципального образования «Город Оренбург» 417 509 руб. 17 коп., из которых 388 520 руб. 12 коп. неосновательного обогащения, 28 989 руб. 02 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 8 770 руб. расходов на оплату государственной пошлины.
Взыскать с акционерного общества «Оренбургдорстрой» в доход федерального бюджета 454 руб. государственной пошлины.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Муниципальный имущественный фонд» муниципального образования «Город Оренбург» в доход федерального бюджета 306 руб. государственной пошлины.
Исполнительные листы выдать взыскателю и налоговому органу в порядке статей 319, 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Судья Т.А. Долгова