ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-4338/15 от 08.12.2015 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460000

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург                                                                Дело № А47-4338/2015  

15 декабря 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена        декабря 2015 года

В полном объеме решение изготовлено        декабря 2015 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Александрова А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ОРЕНБУРГСКАЯ КОММУНАЛЬНАЯ ТЕПЛОСНАБЖАЮЩАЯ КОМПАНИЯ" (460019, Оренбургская область, г.Оренбург, ул.Энергетиков, 12; ОГРН 1055609053741, ИНН 5609047251) к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (460000, г.Оренбург, ул. Цвиллинга, 14/1; ОГРН 1025601033853, ИНН 5610040758) о признании недействительным предписания от 16.03.2015 № ПР-667,

при участии представителей:

от заявителя - Бускунова Рина Радиковна - представитель (доверенность от 24.08.2015 № б/н, постоянная);

от заинтересованного лица - Курек Ирина Николаевна - главный специалист отдела документарного контроля (надзора) (доверенность от 20.01.2015 № 38/01-533, постоянная).

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью "ОРЕНБУРГСКАЯ КОММУНАЛЬНАЯ ТЕПЛОСНАБЖАЮЩАЯ КОМПАНИЯ" (далее – общество, ООО «ОКТК») обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее – инспекция, административный орган, ГЖИ по Оренбургской области) о признании недействительным предписания от 16.03.2015 № ПР-667.

В судебном заседании представитель заявителя поддерживает заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, считая, что факт совершения обществом правонарушения отсутствует, предписание, выданное ГЖИ по Оренбургской области, не исполнимо для ООО "ОКТК", поскольку с 01.01.2015общество не является исполнителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, договоры, которые были заключены в целях  предоставления коммунальных услуг, расторгнуты. Также полагает, что начисление платы за отопление в 2013 году по многоквартирному дому №102 по адресу г.Оренбург, ул.Карагандинская, в том числе корректировка платы по отоплению за 2013 год, не может быть произведена по причине отсутствия данных о годовом объеме потребления тепловой энергии за 2012 год, потребленной  многоквартирным домом №102, исходя из показаний общедомового прибора учета. Общедомовой прибор учета тепловой энергии, установленный в многоквартирном доме №108 по адресу г.Оренбург, ул.Карагандинская, был неисправен с 14.10.2013 по 08.12.2013 (по причине функционального отказа), в связи с чем, корректировка платы по отоплению за 2013 год  по многоквартирному дому №108 также не может быть произведена.

Представитель административного органа в судебном заседании возражает против удовлетворения заявленных требований, по основаниям, изложенным в отзыве.

При рассмотрении дела в открытом судебном заседании  арбитражным судом первой инстанции установлено следующее.

На основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля  № 667 от 13.02.2015 Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области была проведена внеплановая документарная проверка в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ОРЕНБУРГСКАЯ КОММУНАЛЬНАЯ ТЕПЛОСНАБЖАЮЩАЯ КОМПАНИЯ", по результатам которой составлен акт проверки №А-667 от 16.03.2015 и вынесено предписание №ПР-667 от 16.03.2015 об устранении выявленных административным органом нарушений.

В соответствии с указанным предписанием  заявителю вменяется нарушение  Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила № 307).

В вынесенном предписании административный орган указывает на  нарушение обществом в отношении начисления платы за отопление в 2013 году по многоквартирным домам №102 и №108 по ул.Карагандинская г.Оренбург по нормативам при наличии сведений об объемах потребления тепловой энергии за предыдущей год.

Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области предписано заявителю в срок до 16.04.2015 произвести начисление платы за отопление в 2013 году по многоквартирным домам №102 и №108 по ул.Карагандинская г.Оренбург в соответствии с Правилами № 307.

Полагая, что выданное предписание не отвечает требованиям действующего законодательства, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Изучив материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Срок, предусмотренный в ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

 Частью 1 ст. 20 Жилищного Кодекса (далее – ЖК РФ) определено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

На основании  п.3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.

Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области в соответствии со ст. 2 "Положения о государственной жилищной инспекции по Оренбургской области", утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 15.02.2010 № 25-ук, является органом исполнительной власти Оренбургской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор.

В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата производится за фактически потребленное количество энергии, определенное на основании показаний прибора учета. Вместе с тем, по смыслу указанной нормы при отсутствии прибора учета в многоквартирных домах размер платы определяется по другим правилам, установленным законом и иными правовыми актами.

В силу ч.1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлен безусловный приоритет норм жилищного законодательства перед нормами других законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих жилищные отношения.

Правила №307 содержат порядок определения объема коммунальных ресурсов, потребленных в жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома.

Согласно п. 25 Правил №307 при наличии в многоквартирном доме коллективных (общедомовых) приборов учета потребления тепловой энергии и наличии во всех или в отдельных помещениях распределителей размер платы за отопление рассчитывается исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год - исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление жилых и (или) нежилых помещений, оборудованных распределителями, в соответствии с подпунктом 5 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Таким образом,  при расчетах с потребителями коммунальных услуг исполнитель руководствуется двумя видами расчетов: показаниями объема потребления  либо нормативами потребления коммунальных услуг, которые применяются лишь для расчета текущих ежемесячных платежей. Итоговая сумма платы за коммунальные услуги исчисляется на основании корректировок предусмотренных Правилами №307.

Следовательно, ежемесячная сумма при начислении платы за отопление не является окончательной. Окончательным расчетом платы за отопление является проведение корректировки платы коммунальных услуг в конце года, на основании показаний ОДПУ, установленного в каждом конкретном доме, об объеме потребления тепловой энергии.

Как следует из материалов дела, при проведении внеплановой проверки ГЖИ Оренбургской области установлено, что на 2013 год отсутствует информация о допуске к коммерческому учету общедомового прибора учета тепловой энергии, установленного в доме №102 по адресу г.Оренбург, ул. Карагандинская, а также общедомовой прибор учета тепловой энергии, установленный в доме №108  по адресу г. Оренбург, ул. Карагандинская был неисправен с 14.10.2013 по 08.12.2013  (функциональный отказ).

В выданном административным органом предписании обществу предписано привести начисление платы за отопление в 2013 по многоквартирным домам №102, №108 по адресу г. Оренбург, ул. Карагандинская в соответствии с Правилами №307.

Между тем, в виду отсутствия показаний объема потребления коммунального ресурса, окончательный расчет объема потребления тепловой энергии за 2013 год в указанных домах определить невозможно.

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что требования об исполнимости предписания изложены в ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц", по смыслу которой предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.

Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, предусмотренная  ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.

Следовательно, предписание должно содержать конкретные выявленные нарушения с указанием сроков их устранения и (или) о проведении конкретных мероприятий по предотвращению выявленных нарушений, то есть требования предписания должны быть определенными, исполнимыми и конкретным. Оно не должно носить признаки формального выполнения требований.

В рассматриваемом случае, требования оспариваемого предписания содержат общие формулировки, лишь констатирующие допущенное ООО "ОКТК" нарушение.

При этом административным органом ничего не указано относительно способов устранения нарушений, действий, которые должно совершить общество с целью устранения этих нарушений, что является самостоятельным основанием для признания недействительным оспариваемого предписания.

Кроме того, судом принимается довод заявителя,  что  ООО «ОКТК» на момент вынесения предписание №ПР-667 от 16.03.2015  не является исполнителем коммунальных услуг по отоплению, деятельность общества по оказанию услуг по передаче тепловой энергии прекращена с 01.01.2015, в связи с чем,  предписание не может быть исполнено.

Следовательно, предписание №ПР-667 от 16.03.2015  не отвечает принципу исполнимости, является незаконным и нарушает права и интересы заявителя.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявленные обществом требования подлежат удовлетворению.

Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на  заинтересованное лицо.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,


Р Е Ш И Л:

1.Заявленные требования удовлетворить.

2.Признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (460000, г.Оренбург, ул.Цвиллинга, 14/1; ОГРН 1025601033853, ИНН 5610040758) от 16.03.2015 № ПР-667.

Обязать Государственную жилищную инспекцию по Оренбургской области (460000, г.Оренбург, ул. Цвиллинга, 14/1; ОГРН 1025601033853, ИНН 5610040758) устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.

3.Взыскать с Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (460000, г.Оренбург, ул. Цвиллинга, 14/1; ОГРН 1025601033853, ИНН 5610040758; зарегистрировано в качестве юридического лица 07.12.2002 Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга, г. Оренбург) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "ОРЕНБУРГСКАЯ КОММУНАЛЬНАЯ ТЕПЛОСНАБЖАЮЩАЯ КОМПАНИЯ" (460019, Оренбургская область, г.Оренбург, ул.Энергетиков, 12; ОГРН 1055609053741, ИНН 5609047251; зарегистрировано в качестве юридического лица 12.12.2005 Инспекцией ФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга, г. Оренбург) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 (три тысячи) рублей.

Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины выдать заявителю после вступления решения в законную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Челябинск), путем подачи жалобы через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья                                                                      А.А. Александров