АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-4493/2021
24 июня 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена июня 2021 года
В полном объеме решение изготовлено июня 2021 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Сердюк Т.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Абязовой Н.И., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску № 8-18а-2021 от 26.03.2021г. (поступило в арбитражный суд 09.04.2021г.) Заместителя прокурора Оренбургской области к администрации муниципального образования "Архиповский сельсовет" Сакмарского района Оренбургской области, с. Архиповка (ОГРН <***>, ИНН <***>)
- о признании незаконным бездействия по реализации полномочий по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах";
- обязании администрации муниципального образования "Архиповский сельсовет" Сакмарского района Оренбургской области по вступлению решения суда в законную силу разработать и утвердить правовой акт регламентирующий осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах";
Стороны извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: ФИО1 – удостоверение № ТО 231378 от 01.10.2018 по 01.10.2021);
от заинтересованного лица: не явился, извещен.
Судебное заседание проводится в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора Оренбургской области (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к администрации муниципального образования "Архиповский сельсовет" Сакмарского района Оренбургской области, с. Архиповка (далее – Администрация МО "Архиповский сельсовет" Сакмарского района Оренбургской области)
- о признании незаконным бездействия по реализации полномочий по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах";
- обязании администрации муниципального образования "Архиповский сельсовет" Сакмарского района Оренбургской области по вступлению решения суда в законную силу разработать и утвердить правовой акт регламентирующий осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах".
Заявитель в судебном заседании поддержал требования изложенные в заявлении.
Администрация МО "Архиповский сельсовет" Сакмарского района Оренбургской области в материалы дела представила отзыв в котором пояснила, что требования не исполнены, ранее указанный в отзыве на заявление правовой акт отменен, как несоответствующий действующему федеральному закону. Доказательств исполнения не представила.
При рассмотрении материалов дела судом установлены следующие обстоятельства.
Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой во исполнение приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 31.03.2008 № 33 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности» проведен правовой мониторинг исполнения законодательства в сфере содействия развитию малого и среднего предпринимательства.
В ходе правового мониторинга установлено, что в нарушение требований п. 5 ст. 5 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» администрацией муниципального образования «Архиповский сельсовет» Сакмарского района не приняты правовые акты о порядке осуществления муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и административные регламенты проведения соответствующих контрольных проверок, уполномоченный орган не определен.
Полагая бездействие Администрации МО "Архиповский сельсовет" Сакмарского района Оренбургской области незаконным, Заместитель прокурора Оренбургской области обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего. В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 4 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 6 Федерального закона № 294-ФЗ определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.
К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся, в частности, организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории. Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном представительным органом муниципального образования; разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 31 Устава муниципального образования «Архиповский сельсовет» Сакмарского района, принятого решением Совета депутатов от 02.07.2020 № 175, администрация сельсовета является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Оренбургской области.
Согласно ч. 2 ст. 33 Устава муниципального образования «Архиповский сельсовет» Сакмарского района к компетенции администрации сельсовета относится в том числе исполнение полномочий по решению вопроса местного значения.
Статьей 4 Закона о недрах определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования, которые корреспондируют положениям подп. 43 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с последующими изменениями).
В соответствии с п. 5 ст. 5 Закона о недрах к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относится контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. В силу п. «в», «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, законодательство о недрах находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На уровне Российской Федерации правовое регулирование общественных отношений, связанных с недропользованием, осуществляется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395- 1 «О недрах», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в России, определяет государственные гарантии его осуществления, прямо не указывает на полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования, в т.ч. на полномочия, перечисленные в ст. 5 Закона о недрах.
Отсутствие такого прямого указания в федеральном законе № 131-ФЗ не может свидетельствовать об отсутствии соответствующих полномочий и контроля как такового, поскольку возможность его осуществления может быть закреплена в иных федеральных законах, в частности - в Законе о недрах.
Из материалов дела следует, что на территории сельсовета расположен участок недр местного значения (Архиповское месторождение), вид полезного ископаемого (песок строительный).
При этом в ходе правового мониторинга установлено, что Администрацией МО "Архиповский сельсовет" Сакмарского района Оренбургской областине приняты правовые акты о порядке осуществления муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и административные регламенты проведения соответствующих контрольных проверок, уполномоченный орган не определен.
Доказательств обратного администрацией в материалы дела не представлено.
Исходя из приведенных норм и установленных фактических обстоятельств дела, суд пришел к выводу о доказанности материалами дела факта неправомерного бездействия администрации, выразившегося в не принятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом о недрах.
Отсутствие указанного правового акта влечет неопределенность требований к организациям и предпринимателям, возможность нарушения порядка осуществления муниципального контроля, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Принимая во внимание изложенное, бездействие Администрации муниципального образования "Архиповский сельсовет" Сакмарского района Оренбургской области подлежит признанию незаконным, требования заявителя – удовлетворению. Обязать администрацию муниципального образования "Архиповский сельсовет" Сакмарского района Оренбургской области, с момента вступления решения в законную силу, разработать и утвердить правовой акт регламентирующий осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах";
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
РЕШИЛ:
1. Требования Заместителя прокурора Оренбургской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Архиповский сельсовет" Сакмарского района Оренбургской областивыразившееся в не принятии мерпо реализации полномочий по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах";
Обязать администрацию муниципального образования "Архиповский сельсовет" Сакмарского района Оренбургской области, с момента вступления решения в законную силу, разработать и утвердить правовой акт регламентирующий осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах";
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объёме) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://www.18aac.arbitr.ru.
Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья Т.В. Сердюк