АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Володарского 39, г. Оренбург, 460046
http: //www.оrenburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург
25 сентября 2013 года
Дело № А47-4767/2013
Резолютивная часть решения объявлена 25 сентября 2013 года
В полном объеме решение изготовлено 11 октября 2013 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Лазебной Г.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гасановой Ю.У., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 460015, <...>) к Территориальному управлению Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Оренбургской области, г. Оренбург о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 29.04.2013 г. № 1/6,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 – начальника отдела юридической экспертизы и работы с кадрами (доверенность № 21 от 25.12.2012 г., постоянная),
от заинтересованного лица: ФИО2 – главного специалиста – эксперта юридического отдела (доверенность № 53-01-16/3 от 03.06.2013 г., постоянная),
УСТАНОВИЛ:
Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Оренбургской области, г. Оренбург о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 29.04.2013 г. № 1/6.
Как следует из материалов дела, в период с 25.02.2013 по 18.04.2013, отделом финансового контроля и надзора в социальной сфере и органах управления Территориального управления Росфиннадзора в Оренбургской области проведена проверка отдельных вопросов соблюдения бюджетного законодательства при осуществлении бюджетного процесса, а также исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в части предоставленных из федерального бюджета субвенций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение в министерстве экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области за период с 01.01.2012 по 31.12.2013, о чем составлена справка от 18.04.2013.
В ходе проверки административным органом установлен факт нарушения Министерством бюджетного законодательства, ввиду направления выделенной из федерального бюджета субсидии в размере 300 000 рублей на предоставление гранта субъекту малого предпринимательства на создание собственного дела, по направлению деятельности, не соответствующему условиям предоставления гранта, что послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении от 18.04.2013 № 1/6 по ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ.
В целях привлечения к административной ответственности Территориальным управлением Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Оренбургской области в отношении Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области вынесено постановление от 29.04.2013 № 1/6, в соответствии с которым Министерство признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
Не согласившись с названным постановлением Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области обратилось с настоящим заявлением в суд.
В обоснование заявленных требований, заявитель ссылаясь на Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства от 03.09.2012 № 051-МБ-12, указал на то, что денежные средства в размере 300 000 рублей перечислены ООО «МиниЗОО» по кодам экономической классификации, определенным Законом о бюджете в соответствии с их целевым назначением и в пределах установленного размера.
Кроме того, Министерство указывает на отсутствие оснований для отказа в предоставлении гранта ООО «МиниЗОО», поскольку последним выполнены все условия для его получения, предусмотренные Постановлением Правительства Оренбургской области от 25.06.2012 № 508-п. "О порядке предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства Оренбургской области на создание и развитие собственного бизнеса".
Административный орган требования заявителя не признал, указав в судебном заседании и в отзыве на то, что Министерством, в нарушение бюджетного законодательства, предоставлен грант на реализацию проекта по созданию собственного бизнеса «Детский контактный зоопарк «Мини-пиги» для установки приточно-вытяжной вентиляции для достижения показателей хозяйственной деятельности, которая не соответствует цели предоставления грантов по направлениям, установленным п. 3 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Оренбургской области от 25.06.2012 № 508-п.
В связи с чем, по мнению заинтересованного лица, полученная Министерством в 2012 году из федерального бюджета субсидия в размере 300 000 рублей, носящая целевой характер, использована, в нарушение ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации не в соответствии с целевым назначением.
Изучив материалы дела в соответствии с ст.ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав объяснения представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.
В соответствии с ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Как следует из материалов дела, по результатам заседания комиссии по реализации мер государственной поддержи (протокол от 02.11.2012 № 6), между Министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области и обществом с ограниченной ответственностью «МиниЗОО» заключен договор о предоставлении субсидии в форме гранта № 602 от 29.12.2012 г.
Названный договор заключен в целях реализации постановления Правительства Оренбургской области от 25.06.2012 № 508-п «О порядке предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства Оренбургской области на создание и развитие собственного бизнеса».
В соответствии с названным договором Министерство предоставило единовременную безвозмездную и безвозвратную субсидию в форме гранта Грантополучателю (ООО «МиниЗОО».), за счет средств из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, в соответствии с соглашением между Минэкономразвития России и Правительством Оренбургской области от 03 сентября 2012 года № 051-МБ-12, с целью реализации проекта «Детский контактный зоопарк «Мини-пиги» в соответствии утвержденным в проекте планом работ.
Предоставление субсидии из федерального бюджета бюджету Оренбургской области на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в соответствии с утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 26 июля 2011 г. №647-пп «Об утверждении областной целевой программы «О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области» на 2012 – 2014» областной целевой программой «О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области» осуществляется в соответствии с Соглашением от 03.09.2012 № 051-МБ-12, заключенным между Министерством экономического развития Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.
Названным соглашением предусмотрено предоставление субсидий, в частности на реализацию мероприятий по поддержке начинающих - гранты начинающим на создание собственного бизнеса в размере 49 000 000 рублей.
В соответствии с п. 1.2 названного Соглашения, субсидия предоставляется за счет средств федерального бюджета в пределах утвержденных Минэкономразвития России объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по заявке на перечисление Субсидии, предусмотренной субъекту Российской Федерации, по результатам фактического расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации и средств Субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в соответствии с целевой статьей: по главе 139, разделу 04, подразделу 12, целевой статье 3450100, виду расходов 521. КОСГУ251.
Механизм и условия предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства: индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам на создание и развитие собственного бизнеса (далее - гранты) за счет средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете, в том числе источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета определен Порядком предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства Оренбургской области на создание и развитие собственного бизнеса", утвержденный Постановлением Правительства Оренбургской области от 25.06.2012 N 508-п.
Пунктом 2 названного Порядка предусмотрено, что гранты предоставляются начинающим субъектам малого предпринимательства - производителям товаров, работ, услуг (далее - субъекты), соответствующим критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и зарегистрированным на территории Оренбургской области.
Гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования субъектом не менее 15 процентов от размера получаемого гранта. Сумма гранта не может превышать 300 тыс. рублей для одного субъекта.
Гранты предоставляются субъектам, прошедшим краткосрочное обучение основам предпринимательской деятельности. Прохождение краткосрочного обучения не требуется для претендентов, имеющих диплом о высшем юридическом и (или) экономическом образовании либо о профильной переподготовке.
Гранты предоставляются субъектам, срок государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица которых составляет на момент обращения за государственной поддержкой не более одного календарного года.
В силу п. 3 Порядка, целями предоставления грантов являются увеличение количества субъектов малого предпринимательства на территории Оренбургской области по приоритетным направлениям развития малого и среднего предпринимательства, установленных областной целевой программой "О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области" на 2012 - 2014 годы", снижение напряженности на рынке труда.
Гранты предоставляются субъектам на финансирование расходов, связанных с началом их предпринимательской деятельности.
Согласно пунктам 7, 8 Порядка, организатором проведения отбора субъектов в целях предоставления им грантов является министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (далее - министерство), которое своим приказом утверждает положение о порядке работы и составе экспертной группы и комиссии по реализации мер государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
Для участия в отборе по предоставлению грантов одновременно с заявкой на участие в отборе субъекты представляют в министерство: проект бизнес-плана по созданию собственного бизнеса (приложение N 2 к настоящему Порядку); копию документа о прохождении краткосрочного обучения основам предпринимательской деятельности или копию диплома о высшем юридическом или экономическом образовании субъекта; акт обследования по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку; анкету получателя гранта по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку; заверенную субъектом копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица или заверенную субъектом копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; заверенную субъектом копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; копии учредительных документов юридического лица, заверенные субъектом; выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, содержащую сведения об основном виде экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, полученную не ранее чем за один месяц до даты подачи заявки; справку об отсутствии у субъекта задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, заверенную налоговым органом, по форме N 39-1, полученную не ранее чем за один месяц до даты подачи заявки; справки об отсутствии у субъекта задолженности по обязательным платежам в Фонд социального страхования и Пенсионный Фонд Российской Федерации, полученные не ранее чем за один месяц до даты подачи заявки; заверенные субъектом копии документов, подтверждающих оплату произведенных расходов за счет средств субъекта на реализацию проекта по созданию собственного бизнеса (договоров, счетов-фактур, платежных поручений); заверенную субъектом справку о создании новых и (или) сохранении действующих рабочих мест в результате реализации бизнес-проекта.
Пакет документов должен быть прошит, пронумерован и скреплен печатью субъекта.
Субъект несет полную ответственность за достоверность представленных документов.
После регистрации министерством документы в течение 5 рабочих дней направляются в экспертную группу.
Первичную экспертизу документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, в течение 20 рабочих дней осуществляет член экспертной группы по рассмотрению заявок субъектов малого и среднего предпринимательства на оказание мер государственной поддержки (далее - эксперт), о чем составляется заключение. Эксперт проводит проверку документов на их соответствие перечню, установленному пунктом 7 настоящего Порядка, и оформления проекта бизнес-плана. Документы, составленные с нарушением установленного порядка оформления проекта бизнес-плана, возвращаются субъекту с предложением об устранении недостатков. О возврате документов субъект уведомляется письменно в течение 5 дней со дня принятия такого решения. Устранение недостатков субъектом должно быть осуществлено в течение 14 календарных дней со дня получения уведомления.
После проведенной первичной экспертизы документы направляются на рассмотрение экспертной группы по рассмотрению заявок субъектов малого и среднего предпринимательства на оказание мер государственной поддержки (далее - экспертная группа), которая в течение 14 рабочих дней проверяет проект на соответствие условиям, целям получения гранта. Защита бизнес-проекта осуществляется субъектом лично на заседании экспертной группы, где он своими экономически обоснованными расчетами защищает его перспективность и актуальность. Решение экспертной группы о допуске к дальнейшему участию в конкурсе оформляется протоколом, который подписывают все члены экспертной группы, после чего проект направляется на рассмотрение в комиссию по реализации мер государственной поддержки (далее - комиссия).
Экспертная группа обязана в установленные сроки рассмотреть все представленные на конкурс бизнес-проекты и выдать по ним экспертные заключения.
Комиссия рассматривает документы в порядке очередности их регистрации и с учетом протокола заседания экспертной группы принимает решение о предоставлении или отказе в выдаче гранта субъекту, которое фиксируется в протоколе. Протокол подписывают все члены комиссии.
Срок рассмотрения документов на предоставление гранта со дня поступления заявки в министерство до принятия решения комиссией должен составлять не более 45 рабочих дней.
В случае превышения объема заявок на получение грантов над лимитом бюджетных средств, предусмотренных на эти цели, комиссия принимает решение о предоставлении гранта участнику, подавшему заявку ранее.
Решение комиссии публикуется на официальном сайте министерства в сети Интернет в течение 10 рабочих дней со дня подписания протокола.
На основании подписанного протокола заседания комиссии министерство в течение 30 календарных дней со дня его опубликования на официальном сайте министерства заключает договоры о предоставлении субсидий с субъектами, в отношении которых принято решение о предоставлении государственной поддержки.
Как следует из материалов дела, 02.11.2012 г. комиссией по реализации мер государственной поддержки рассмотрена, в частности заявка на предоставление грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание и развитие собственного бизнеса за 2012 – ООО «МиниЗОО», связанного с реализацией проекта ««Детский контактный зоопарк «Мини-пиги»».
Согласно протоколу от 02.11.2012 № 6, комиссией, по результатам заключения эксперта, защиты бизнес – проекта, осуществленной субъектом лично на заседании экспертной группы, ООО «МиниЗОО», объявлен победителем областного конкурса с выделением гранта в сумме 300 000 рублей на установку приточно-вытяжной вентиляции (т. 1 л.д. 33-51).
Таким образом, Министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, в целях реализации Постановления Правительства Оренбургской области от 25.06.2012 N 508-п предоставлен ООО «МиниЗОО» грант на сумму 300 000 руб. на установку приточно-вытяжной вентиляции для достижения показателей хозяйственной деятельности.
Вместе с тем, в соответствии с Постановлением Правительства Оренбургской области от 26.07.2011 N 647-пп "Об утверждении областной целевой программы "О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области" на 2012 - 2014 годы", приоритетными направлениями для развития малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области в целях реализации мер государственной поддержки в соответствии со стратегией развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 20 августа 2010 года N 551-пп, являются следующие: сельское хозяйство; рыбоводство; обрабатывающие производства; строительство объектов производственного и социально-культурного назначения; услуги населению, в том числе бытовые; общественное питание, включая социально ориентированные пункты питания (рабочие, студенческие, диетические столовые, детские кафе), за исключением ресторанов, баров, кафе; деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий; освоение и внедрение наукоемких инновационных технологий; ремесленная деятельность; развитие туризма.
Согласно "Общероссийского классификатора услуг населению", утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г. N 163, услуги зоопарков (показ зверей в зоопарках, зоосадах и зверинцах) не относятся к бытовым услугам, а отнесены к числу услуг, оказываемых населению в разделе 05 к услугам учреждений культуры.
Таким образом, Министерством предоставлен грант на развитие предпринимательской деятельности, не относящейся к списку приоритетных направлений для развития малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области. Доказательств обратного, заявителем суду не представлено.
Кроме того, представленное в материалы дела заявителем заключение экспертизы министерства труда и занятости населения Оренбургской области по проекту деятельности ООО «МиниЗОО» содержит решение о предложении направить проект на доработку по причине отсутствия акта обследования, справки о создании и сохранении рабочих мест. Также указано, что предпринимательская деятельность в течение года с момента регистрации не велась, необходимо получить разъяснение.
Иного заключения по проекту, представленному соискателем для получения гранта, в материалы дела заявителем не представлено.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевой характер бюджетных средств. Бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. При этом любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Статьей 289 Бюджетного кодекса понятие нецелевого использования бюджетных средств определено как направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Таким образом, целевое использование может быть достигнуто только при правомерности действий получателя средств федерального бюджета. В то же время нарушение бюджетного законодательства, приводящее к излишнему расходованию бюджетных средств, а также расходованию на цели, не соответствующее условиям назначения, следует считать нецелевым.
В силу ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого постановления), использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области имело возможность для соблюдения норм бюджетного законодательства, однако не предприняло все зависящие меры по их соблюдению.
Факт совершения заявителем административного нарушения установлен судом, Территориальным управлением Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Оренбургской области правонарушению дана надлежащая квалификация по ч. 1 ст. 15.14 КоАП.
Согласно ч. 3 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Процессуальных нарушений по делу об административном правонарушении судом не установлено. Протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемое постановление вынесено уполномоченным органом с соблюдением прав заявителя.
Иные доводы заявителя судом не принимаются во внимание, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства и не имеющие существенного значения для разрешения настоящего дела.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения требований заявителя о признании незаконным и подлежащим отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 29.04.2013 г. № 1/6, вынесенного Территориальным управлением Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Оренбургской области.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, Оренбургская область, г. Оренбург) о признании незаконным и отмене постановления, вынесенного Территориальным управлением Федеральной службы бюджетного надзора в Оренбургской области (Оренбургская область, г. Оренбург) от 29.04.2013г. № 1/6 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении по ч. 1 статьи 15.14 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 (Сорок тысяч) руб., отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Челябинск) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Судья Г.Н.Лазебная