АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460000
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-4815/2016
30 сентября 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 27 сентября 2016 года
В полном объеме решение изготовлено 30 сентября 2016 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Сиваракши В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Абязовой А.Г. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) к Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации "Оренбургское" о признании незаконным бездействия, выразившегося в неполучении в отделении почтовой связи заказного (регистрируемого) почтового отправления, имеющего почтовый идентификатор 46000093301536, третье лицо - федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России".
Представители лиц, участвующих в деле:
от заявителя - ФИО2, доверенность от 21.06.2016 года № б/н, постоянная, паспорт,
от заинтересованного лица - ФИО3, юрисконсульт, доверенность от 27.04.2016 года № 20/10790, постоянная, удостоверение, ФИО4, начальник отдела делопроизводства, доверенность от 27.09.2016 года № 20/23779, разовая, удостоверение,
от 3-го лица - ФИО5, руководитель отдела по правовым вопросам, доверенность от 25.07.2016 года № 1.5.6.6.22.9-11/67, постоянная, паспорт.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с требованиями к Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации "Оренбургское" (далее - Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неполучении в отделении почтовой связи заказного (регистрируемого) почтового отправления, имеющего почтовый идентификатор 46000093301536.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает на то, что он обратился к заинтересованному лицу с заявлением о предоставлении вынесенных в отношении него постановлений по делам об административных правонарушениях за период с 01.03.2013 года, регистрируемому почтовому отправлению с описью вложения присвоен номер почтового идентификатора 46000093301536. Указанное почтовое отправление Управление в организации почтовой связи не получило, на нем имеется отметка от причине возврата - истек срок хранения. Бездействие Управления, выразившееся в неполучении направленной в его адрес почтовой корреспонденции, заявитель считает незаконным, нарушающим его права в сфере осуществления предпринимательской деятельности, поскольку постановления по делам об административных правонарушениях заинтересованным лицом вынесены в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности.
Заинтересованное лицо заявленные требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве. В обоснование возражений заинтересованное лицо отрицает получение от организации почтовой связи извещений о получении регистрируемого почтового отправления. В связи с чем его бездействие по неполучению почтового отправления, имеющего почтовый идентификатор 46000093301536, является законным.
Третье лицо в отзыве указывает на необходимость прекращения производства по делу в связи с тем, что спор не связан с осуществлением предпринимательской деятельности.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
ФИО1 25.06.2003 года зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером <***>, имеет ИНН <***>.
Предпринимателем 11.03.2016 года подготовлено письменное заявление в Управление с просьбой выдать все вынесенные в отношении него должностными лицами Управления и территориальных подразделений Управления по г.Оренбургу постановления по делам об административных правонарушениях за период с 01.02.2013 года по дату обращения. Данное заявление им сдано на отправку с описью вложения организации почтовой связи 11.03.2016 года с присвоением номера почтового идентификатора 46000093301536.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте ФГУП "Почта России" в разделе "Отслеживание почтовых отправлений", указанная корреспонденция органом почтовой связи получателю не вручена и возвращена в отделение почтовой связи по месту отправления. Причиной невручения является "Временное отсутствие адресата". В ходе производства по настоящему делу указанная почтовая корреспонденция получена заявителем с временного хранения.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Изучив материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа названных норм права следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения, и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя (пункт 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Согласно статье 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Частью 1 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 59-ФЗ) установлено, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно части 3 ст. 5 Федерального закона № 59-ФЗ гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Частью 1 статьи 9 вышеназванного закона установлено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Таким образом, праву на подачу обращения заинтересованного лица корреспондирует обязанность должностных лиц по принятию и рассмотрению данного обращения по существу в запрашиваемом объеме, принятию решения и предоставлению данного решения заявителю.
Порядок приема и рассмотрения обращений, заявлений и жалоб граждан в системе органов внутренних дел определен в Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.09.2013 года № 707 (далее Инструкция).
Согласно пункту 3 Инструкции, рассмотрение обращений в системе МВД России включает в себя следующие этапы: прием и первичную обработку обращений; регистрацию и учет обращений; принятие организационных решений о порядке рассмотрения обращений; рассмотрение обращений по существу и принятие по ним решений; подготовку и направление ответов на обращения; хранение обращений и материалов по их рассмотрению; личный прием граждан; анализ рассмотрения обращений; контроль за рассмотрением обращений.
Приказом МВД России от 20.06.2012 года № 615 утверждена Инструкция по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция по делопроизводству).
Из п. 1 Инструкции по делопроизводству следует, что она устанавливает требования, обязательные для сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных учреждений, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, и содержит единые нормы по подготовке, обработке, хранению, использованию образующихся в деятельности органов внутренних дел документов и по порядку организации делопроизводства.
Согласно п. 4 Инструкции по делопроизводству, организация и ведение делопроизводства, в том числе с использованием современных информационных технологий в работе с документами в органах внутренних дел, обеспечиваются управлениями (отделами, отделениями, группами) делопроизводства и режима органов внутренних дел.
Как следует из п. 7.1. Инструкции по делопроизводству, на подразделения делопроизводства и режима возлагается выполнение следующих основных задач: прием, регистрация и распределение входящих (поступающих) документов.
В соответствии с пунктами 63, 64, 64.1., 64.2. Инструкции по делопроизводству, прием корреспонденции, поступающей в орган внутренних дел в рабочее время, осуществляется соответствующими подразделениями делопроизводства и режима.
Прием документов включает: проверку правильности его доставки; проверку сохранности упаковки (пакета, конверта); вскрытие конвертов; проверку правильности вложений.
Корреспонденция, доставленная почтовой связью, принимается уполномоченным должностным лицом подразделения делопроизводства и режима с выполнением следующих операций:
Количество конвертов простой почты сверяется с количеством, указанным подразделением почтовой связи в реестре (разносной книге, расписке).
Наличие регистрируемых почтовых отправлений проверяется по записям почтовых реестров.
Приказом начальника Управления от 31.12.2014 года № 700 утверждено Положение об отделе делопроизводства и режима МУ МВД России "Оренбургское" (далее - Положение).
Согласно п. 10 Положения, отдел делопроизводства и режима Управления осуществляет прием, обработку и регистрацию .... письменных обращений граждан. ... поступающих в Управление.
Таким образом, на Управление возложена обязанность по получению входящей почтовой корреспонденции в организации почтовой связи.
Из абзаца 1 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" (далее - постановление Пленума № 2) следует, что в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом (абзац 4).
Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 года утверждены Правила оказания услуг почтовой связи (далее - Правила).
Из п. 1 Правил следует, что они регулируют взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также устанавливают права и обязанности указанных операторов и пользователей.
Согласно п.п. "б" п. 10 Положения, по совокупности признаков, определяющих порядок и условия приема, обработки, перевозки и доставки (вручения), почтовые отправления подразделяются регистрируемые (заказные, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, обыкновенные, с объявленной ценностью (почтовое отправление, принимаемое с оценкой стоимости вложения, определяемой отправителем) - принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его уполномоченному представителю) с его распиской в получении. Почтовые отправления с объявленной ценностью могут пересылаться с описью вложения.
В соответствии с пунктом 5.1 Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденного ФГУП "Почта России" от 17.05.2012 года № 114-п (далее - Порядок), с описью вложения пересылаются регистрируемые почтовые отправления (РПО) только с объявленной ценностью Отправитель должен заполнить два бланка описи вложения ф. 107 в которых указывается: вид почтового отправления, наименование и почтовый адрес адресата, наименование, количество предметов и сумма оценки каждого предмета, общий итог количества пересылаемых предметов и итоговая сумма оценки цифрами.
В соответствии с пунктом 20.2 Порядка, регистрируемые почтовые отправления доставляются по указанным на них адресам (кроме дефектных почтовых отправлений и регистрируемых почтовых отправлений с описью вложения) или выдаются на объектах почтовой связи.
Пунктом 20.4 Порядка предусмотрено, что извещения формы 22 на РПО, подлежащие выдаче в отделении почтовой связи, опускаются в ячейки абонентских почтовых шкафов, ячейки абонементных почтовых шкафов, почтовые шкафы опорных пунктов, почтовые абонентские ящики.
Вторичные извещения формы 22-в доставляются по адресу, указанному на извещении, и вручаются под расписку на отрывной части извещения с указанием даты вручения. При невозможности вручить извещение формы 22-в под расписку его можно опустить в ячейку абонентского почтового шкафа, почтовые абонентские ящики, при этом на отрывной части извещения делается отметка "Опущено в абонентский почтовый ящик", проставляется дата, подпись почтового работника (пункт 20.5).
Как следует из п. 20.17 Порядка, при неявке адресатов за регистрируемым почтовым отправлением в течение 5 рабочих дней (для РПО разряда "Судебное" в течение 3-х рабочих дней) после доставки первичных извещений ф. 22 им доставляются и вручаются под расписку вторичные извещения ф. 22-в. На оборотной стороне регистрируемого почтового отправления или сопроводительного адреса к посылке делается отметка о дате и времени выписки вторичного извещения, которая подписывается почтовым работником.
Между Управлением (государственный заказчик) и ФГУП "Почта России" (исполнитель) 24.12.2015 года заключен государственный контракт № 45.15-22/1191 на оказание услуг общедоступной почтовой связи (далее - контракт). Из п. 1.1. контракта следует, что исполнитель принял на себя обязательство по оказанию государственному заказчику услуг по приему и выдаче всех видов почтовых отправлений. Из п. 1.4 контракта следует, что оказание услуг почтовой связи осуществляется в соответствии с Правилами.
Поскольку регистрируемые почтовые отправления с описью вложения, адресованные Управлению, в силу п. 20.2. Порядка подлежит выдаче на объектах почтовой связи, они не подлежат доставке по месту нахождения Управления.
Третьим лицом 11.03.2016 года принято от заявителя регистрируемое почтовое отправление с описью вложения, адресованное Управлению. Принятие данного вида почтового отправления подтверждается описью вложения с проставлением оттиска штампа отделения почтовой связи, квитанцией в получении почтового отправления. Регистрируемому почтовому отправлению с описью вложения присвоен номер почтового идентификатора 46000093301536.
По накладным от 12.03.2016 года № б/н и № 460960 96 0029730 3 регистрируемое почтовое отправление с описью вложения передано в доставку, данному отправлению присвоен внутренний регистрационный номер 649. По накладной от 14.03.2016 года № 460040 96 5000257 0 почтальону передано первичное извещение ф. 22 на почтовое отправление с внутренним регистрационным номером 649.
По накладной от 25.03.2016 года № 460040 96 5000597 7 почтальону переданы 13 регистрируемых почтовых отправлений и вторичное извещение ф.22-в на почтовое отправление с внутренним регистрационным номером 649. Представителем Управления, действующим на основании доверенности, получены регистрируемые почтовые отправления в количестве 13 штук, что подтверждается его подписью в накладной от 25.03.2016 года № 460040 96 5000597 7 и извещении ф. 22 от 25.03.2016 года.
Доказательств получения представителем Управления вторичного извещения ф.22-в на регистрируемое почтовое отправление с описью вложения с внутренним регистрационным номером 649 указанные документы не содержат.
Спорное почтовое отправление 15.05.2016 года возвращено отделением почтовой связи по месту нахождения адресата в отделение почтовой связи по месту нахождения отправителя.
ФГУП "Почта России" не предоставлено доказательств вручения Управлению вторичного извещения ф.22-в на регистрируемое почтовое отправление с описью вложения с внутренним регистрационным номером 649 - расписка на отрывной части извещения формы 22-в с указанием даты вручения либо отметка на отрывной части извещения формы 22-в "Опущено в абонентский почтовый ящик", с проставлением даты и подписи почтового работника (п. 20.5 Порядка).
На оборотной стороне предоставленного заявителем в материалы дела оригинале регистрируемого почтового отправления с описью вложения с номером почтового идентификатора 46000093301536 отсутствует отметка о дате и времени выписки вторичного извещения, которая подписывается почтовым работником (п. 20.17 Порядка).
Таким образом, доказательств получения Управлением извещения ф. 22, вторичного извещения ф. 22-в о поступлении в отделение почтовой связи регистрируемого почтового отправления с описью вложения с номером почтового идентификатора 46000093301536 в материалах дел нет.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда нет основания полагать, что Управлением допущено бездействие по неполучению указанного почтового отправления, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
При принятии решения не принимается довод третьего лица о неподведомственности спора арбитражному суду.
Частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями в связи с неполучением заинтересованным лицом заявления о предоставлении постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, данный спор подлежит разрешению арбитражным судом.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей относятся на заявителя на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь .ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Оренбургской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18aaс.ru).
Судья В.И. Сиваракша