ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-5183/07 от 28.02.2008 АС Оренбургской области


Арбитражный суд Оренбургской области

Именем  Российской Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Оренбург                                                             Дело № А47-5183/2007 АК-21 «28»  февраля 2008 г.

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Н.И. Говыриной.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.Н. Поляковой

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению  Открытого акционерного общества «Новотроицкий цементный завод», г. Новотроицк Оренбургской области

к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы  России № 8 по Оренбургской области, г.  Новотроицк Оренбургской области

третье лицо: Управление ФНС по Оренбургской области, г. Оренбург

о признании незаконным бездействия

при участии:

от заявителя: Борисов Александр Николаевич – представитель (доверенность б/н от 15.01.2008 г.); Белоновская Юлия Валерьевна – юрисконсульт (доверенность № 4 от 13.12.2007 г.);

от ответчика: Конзалаева Любовь Валентиновна – специалист 2 разряда (доверенность от 13.02.2008 г.);

от третьего лица: Миронова Наталия Анатольевна – главный специалист эксперт юридического отдела (доверенность № 13-21 от 11.09.2007 г.).

Заявление рассмотрено в открытом судебном заседании в соответствии с частью 1 статьи 11, статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Установил:

Открытое акционерное общество «Новотроицкий цементный завод» просит суд признать незаконным бездействие межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы  России № 8 по Оренбургской области по не списанию с лицевого счета налогоплательщика безнадежной задолженности по пеням, налогам (сборам) в сумме 28 556 224 рублей.

Налоговая инспекция в отзыве от 16.08.2007г. № 05/28517 просит суд в удовлетворении заявления отказать в связи с правомерностью своего бездействия.

В ходе судебного разбирательства было рассмотрено устное ходатайство ОАО «Новотроицкий цементный завод» об отложении судебного заседания в связи с подачей повторной жалобы в  Конституционный суд РФ, о чем имеется отметка в протоколе судебного заседания.

Представитель налоговой инспекции с ходатайством общества не согласился.

Судом ходатайство отклонено, так как ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации «Отложение судебного разбирательства» не содержит правовой нормы, позволяющей отложение судебного разбирательства в связи с направлением повторной жалобы в Конституционный суд РФ.

Иных ходатайств, отводов от лиц, участвующих в деле не заявлено. Правовых оснований для отложения судебного разбирательства не имелось.

Изучив материалы дела и законодательство, регулирующее данные правоотношения, арбитражный суд счел заявление ОАО «Новотроицкий цементный завод» не подлежащим удовлетворению по следующим правовым основаниям.

Из текста заявителя следует, что Открытое акционерное общество «Новотроицкий цементный завод» письмом от 01.03.2007 г. № 380 обратилось в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 8 по Оренбургской области с просьбой внести корректировки в акт сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборами взносам (форма23а (краткая)), направленный в адрес ОАО «Новотроицкий цементный завод»  уведомлением от 20.01.2007 г. № 1728.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Оренбургской области  письмом от 16.03.2007 г. № 05-08/7270 в ответ направило письмо от 16.03.2007 г. № 05-08/7270,  в кoтopом   указало   на   неправомерность внесения корректировки в акт сверки расчетовналогоплательщика или списания имеющейсязадолженности с лицевого счета организации.

ОАО «Новотроицкий цементный завод» считает, что бездействие налогового органа по не списанию с лицевого счета организации безнадежной задолженности по пеням по налогам (сборам) не соответствует закону и иным нормативным правовым  актам, а также нарушает права и законные интересы организации.

В обращении организациив налоговый орган говорилось о суммах задолженности по пеням по налогам (сборам), которые начислены в период до 01.01.2001 г. и в силу этого не подлежат ни уплате, ни взысканию в принудительном порядке в какой бы то ни было форме (ни путем направления инкассовых поручений в банк для обращения взыскания на денежные средства на счетах организации, ни путем вынесения решения о взыскании за счет  иного  имущества  организации   и   направления  его  для   исполнения  судебному приставу-исполнителю,   ни   путем   обращения  в  арбитражный   суд  с  требованием  о взыскании сумм задолженности), в том числе:

1) сумма пеней 6 994 651 руб.,  признанная   вступившим   в   силу   решением Арбитражного суда Оренбургской области от 02.11.2006 г. по делу №А47-1801/06АК-25 не подлежащей взысканию, как начисленная до 01.01.2001 г.;

2)сумма пеней  16 403 155 руб., уменьшенная ко взысканию налоговым органом, как  начисленная до 01.01.2001 г.   Об  уменьшении   взыскиваемой  суммы   МРИ  №  8 сообщило   в   адрес   Специализированного   отдела   по    исполнению особо сложных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области письмом от  18.07.2006 г. № 11-29/28712. Данное уменьшение учтено Арбитражным судом Оренбургской области при рассмотрении указанного выше дела №А47-1801/06АК-25 и вынесении решения;

3) сумма пеней 5 158 418 руб., уменьшенная ко взысканию налоговым органом. Об уменьшении взыскиваемой суммы МРИ № 8 сообщило в адрес Специализированного отдела по исполнению особо сложных исполнительных производств Управления ФССП России по Оренбургской области письмом от 31.10.2006 г. № 11-29/42251. Данное уменьшение учтено Арбитражным судом Оренбургской области при рассмотрении дела №А47-11019/05АК-21 (определение от 08.11.2006 г.).

В обоснование своего отказа  в списании сумм пеней с лицевого счета МРИ № 8  ссылается  на отсутствие у налоговых органов права вносить изменения в карточку лицевого счета налогоплательщика или списывать задолженность организации по своей инициативе. По мнению МРИ № 8, статьей 59 Налогового кодекса РФ и Постановлением  Правительства РФ  от  12.02.2001 г.  №   100  «О  порядке  признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам» предусмотрен единственный случай списания задолженности - ликвидация организации.

Статья 59 Налогового кодекса РФ, предусматривающая списание безнадежных долгов по налогам и сборам (пеням и штрафам), наделяет полномочиями на установление порядка списания таких долгов: по федеральным налогам и сборам - Правительство РФ; по региональным и местным налогам - исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации.

Изданное на основании данной нормы названное Постановление Правительства РФ от 12.02.2001 г. № 100 предусматривает единственный случай списания задолженности - ликвидация организации. Этим же Постановлением Правительства РФ органам государственной власти субъектов РФ и местным администрациям рекомендовано решать вопросы списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по региональным и местным налогам в том же порядке. Постановлением Администрации Оренбургской области от 29.06.2001 г. № 112-п «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по региональным налогам и сборам» также предусмотрен единственный случай, списания задолженности - ликвидация организации.

Однако, статья 59 Налогового кодекса РФ не содержит ограниченногоперечня оснований для списания долгов. Соответственно, довод налогового органа об отсутствии унего права удовлетворить просьбу организации по основаниям иным, отличным от предусмотренных в Постановлении Правительства РФ от 12.02.2001 г. № 100, не основан на законе.

В обоснование своего отказа  МРИ № 8 также ссылается  на судебную практику, а именно - на Постановление  Президиума Высшего АрбитражногоСуда РФ от 11.05.2005 г.№ 16507/04. В данном Постановлении Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ указал, что должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам нереальными к взысканию и списывать соответствующие суммы. Однако, налоговым органом неправильно истолкована изложенная правовая позиция. ОАО «Новотроицкий цементный завод» обращалось с просьбой списать задолженность по пеням с лицевого счета не в зависимости от собственного усмотрения налогового органа, а во   исполнение вступивших  в  законную   силу   судебных   актов арбитражного суда.

Другим, не менее важным свидетельством незаконности отказа МРИ  № 8 в списании суммы задолженности по пеням с лицевого счета организации является еще одна правовая позиция, выраженная Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ в том же Постановлении от 11.05.2005 г. № 16507/04: лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой   внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнениеведомственных документов (Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденные приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 05.08.2002 г. № БГ-3-10/411). На этом основании Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ сделал вывод о том, что наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.

Однако, то обстоятельство, что наличие задолженности по пеням по лицевому счету нарушает права и законные интересы ОАО «Новотроицкий цементный завод», представляется очевидным.

Акт сверки, сформированный на основании данных лицевого счета, в соответствии с пунктом 74 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 29.07.1998 г. № 34н, является документом, на основании которого в бухгалтерском балансе организации отражается сумма задолженности перед бюджетом.

Прежде всего, это означает, что данная сумма задолженности в соответствии с Порядком оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденным Приказом от 29.01.2003 г. Министерства финансов РФ № 10н и ФКЦБ России № 03-6/пз, учитывается в составе общей задолженности ОАО «Новотроицкий цементный завод» при оценке чистых активов организации.

Наличие по лицевому счету не подлежащей уплате задолженности по пеням негативно влияет на оценку стоимости чистых активов OAО «Новотроицкий цементный завод», а также на расчет иных показателей, характеризующих финансовое положение организации. Без какого бы то ни было экономического обоснования стоимость чистых активов автоматически уменьшается на сумму этой задолженности (а речь идет, как говорилось выше, о сумме 28 556 224 руб.). Все пользователи бухгалтерской и финансовойотчетностиорганизации вводятся в заблуждение относительно реальной картиныстоимости чистых активов ОАО «Новотроицкий цементный завод», что негативно отражается на отношении к организации, имеющей устойчивое финансовое положение.

ОАО «Новотроицкий цементный завод» принадлежит к отрасли производства строительных материалов. Деятельность организации направлена на производство конкурентоспособной продукции и осуществление эффективных продаж, способствующих развитию бизнеса на благо потребителей, акционерам, обществу в жилищном строительстве. В течении 2005-2006 гг. специалистами организации проводилась работа по внедрению Системы МенеджментаКачества согласно требованиям международного стандарта ISO 9001:2000. 14.07.2006 г. в организации введена в действие Система Менеджмента Качества (СМК). В октябре 2006 г. аудиторами BSI (Британский институт стандартов) MSRussia проведен сертификационный аудит на соответствии СМК требованиям ISO 9001:2000. По результатам аудита заводу выдан Сертификат соответствия и получено право пользования символами BSI. Мотивы для разработки, внедрения и сертификации Системы Менеджмента Качества (СМК) в BSIMSRussia были следующие: политика руководящей компании, направлена на то, чтобы услуги, предоставляемые ею и компаниями, входящими в состав холдинга, соответствовали международным требованиям: осознанное желание высшего руководства компании в любой момент быть готовым к возможным выгодным предложениям: стремление руководства компании к постоянному повышению конкурентоспособности продукции и оказываемых услуг; получение дополнительных положительных параметров, учитываемых при участии в тендерах, которые могут закончиться контрактом и являться рекламой компанией; учет требований потребителей при заключении контрактов; стремление к тому, чтобы деятельность компании в рамках международного сотрудничества была успешной. По существу, единственным мерилом доверия, признанным мировым сообществом, является организация работы в компании на основе норм международных стандартов, а также представление соответствующего сертификата на СМК, наличие которого характеризует компанию как достойного партнера, с которым можно вести переговоры о поставке продукции. СМК обеспечивает компании стабильность и максимум возможностей для выживания, так как только высокое качество и конкурентоспособная цена дают преимущества на современном рынке. Вес этапы в рамках сертификации Системы Менеджмента Качества ОАО «Новотроицкий цементный завод» проведены BSIMS Россия - Российское подразделение BSIManagementSystems - крупнейший и наиболее авторитетный международный орган по сертификации систем менеджмента. Внешние экспертные проверки на объектах и офисах компании продемонстрировали полное соответствие требованиям стандартов ISO 9001:2000 внедренной Системы Менеджмента Качества на ОАО «Новотроицкий цементный завод». После положительной рекомендации к регистрации, сделанной лидером команды аудиторов BSIMS Россия, и валидации результатов сертификационной комиссией, сертификат соответствия зарегистрирован, выпущен и торжественно вручен менеджменту  ОАО «Новотроицкий цементный завод».

Следует также отметить, что ОАО «Новотроицкий цементный завод» постоянно перечисляет в бюджеты и государственные внебюджетные фонды значительные суммы денежных средств в уплату налогов (сборов), пеней. Так, уплачено или зачтено в счет уплаты:

- в 2005 г. - 105 045 308,71 руб. в бюджеты и 29 289 542,92 руб. в фонды;

- в 2006 г. - 208 751 935.13 руб. в бюджеты и 27 356 366,25 руб. в фонды;
- в 2007 г.-33 568 584,89 руб. в бюджеты и 13 405 781.88 в фонды.
Задолженность по налогам и пеням, взыскиваемая на основании постановленийМРИ № 8 от 09.12.2003 г. № 51 и от 26.04.2005 г. № 19 за счет имущества  ОАО «Новотроицкий цементный завод», полностью погашена, что подтверждено письмами МРИ № 8 от 12.01.2007 г. № 11-29/650 в адрес ОАО «Новотроицкий цементный завод» и от 18.05.2007 г. № 11-09/16520 в адрес Специализированного отдела по исполнению особо сложных исполнительных производств Управления ФССП России по Оренбургской области.

Таким образом, бездействие налогового органа по не списанию с лицевого счета организации безнадежной задолженности по пеням по налогам (сборам) несоответствует статье 59 части первой Налогового кодекса РФ, Постановлению Правительства РФ от 12.02.2001 г. № 100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам». Постановлению Администрации Оренбургской области от 29.06.2001 г. № 112-п «О порядке признания безнадежными квзысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по региональным налогам и сборам».

Нарушение прав и законных интересов организации бездействием налогового органа выражается в том, что наличие в лицевом счете безнадежной задолженности по пеням по налогам (сборам) негативно влияет на оценку стоимости чистых активов организации, а также на расчет иных показателей, характеризующих финансовое положение организации, что в свою очередь предопределяет неудовлетворительную оценку деятельности организации.

Судом отклоняются доводы, изложенные выше ОАО «Новотроицкий цементный завод», так как они основаны на ошибочном толковании ст. 59 Налогового кодекса РФ.

По аналогичному вопросу имеет место постановление Президиума ВАС РФ  от 11.05.05 г. № 16507/04 согласно  которому, в соответствии со статьей 59 Кодекса недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном:

по федеральным налогам и сборам - Правительством Российской Федерации;

по региональным и местным налогам и сборам - соответственно исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Эти же правила применяются при списании безнадежной задолженности по пеням.

Во исполнение статьи 59 Кодекса Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 12.02.2001 N 100, согласно которому признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням по федеральным налогам и сборам в случае ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вопросы признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по региональным и местным налогам и сборам решают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления применительно к порядку, определенному названным Постановлением.

Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика.

В месте нахождения общества списание долгов налогоплательщиков осуществлялось на основании постановления губернатора Оренбургской области от 29.06.01 г. № 112-п которым предусмотрено списание недоимки по региональным и местным налогам и задолженности по пеням в случае ликвидации организации.

Таким образом, нормативная база по вопросу о применении статьи 59 Кодекса в данном случае определена названными Постановлениями Правительства Российской Федерации, губернатора Оренбургской области.

Налоговые органы осуществляют права, предусмотренные Кодексом, и несут обязанности, предусмотренные Кодексом и иными федеральными законами (пункт 2 статьи 31 и пункт 2 статьи 32 Кодекса). Должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать права и обязанности в пределах своей компетенции (статья 33 Кодекса).

Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы в своей деятельности руководствуются Кодексом и другими федеральными законами, названным Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

Должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам нереальными к взысканию и списывать соответствующие суммы.

Поэтому у инспекции, действовавшей в рамках предоставленных ей полномочий, не было оснований удовлетворять заявление общества об исключении из лицевого счета налогоплательщика сумм недоимки и задолженности по пеням, а у судов - понуждать налоговый орган принять решение об их списании, так как суд по своей инициативе не вправе списывать долги налогоплательщика, нереальные для взыскания.

Судебные акты в части понуждения инспекции исключить из лицевого счета налогоплательщика суммы недоимки и задолженности по пеням также являются ошибочными. Лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов (Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденные приказом МНС России от 05.08.2002 N БГ-3-10/411). Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.

В связи с изложенным, арбитражный суд счел права и законные интересы ОАО «Новотроицкий цементный завод» не нарушенными, а заявление не подлежащим удовлетворению.

С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, с у д

Р Е Ш И Л:

1.Ходатайство заявителя об отложении судебного разбирательства отклонить.

2. В удовлетворении заявления открытого акционерного общества «Новотроицкий цементный завод», г. Новотроицк отказать.

3.Расходы по государственной пошлине отнести за счет заявителя.

4.Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области. Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ruили Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

   Судья                                                                                       Н.И. Говырина

Резолютивная часть решения объявлена 28.02.2008 г.

В полном объеме решение изготовлено и отдано в печать 28.02.2007 г.