ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-5192/2011 от 10.10.2011 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Володарского 39, г. Оренбург, 460046

e-mail: info@orenburg.arbitr.ru

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург

13 октября 2011 года Дело № А47- 5192 /2011

Резолютивная часть решения объявлена 10 октября 2011 года

Решение изготовлено в полном объеме 13 октября 2011 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Т.В. Сердюк, при ведении протокола судебного заседания секретарем Крапивной В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление исх. № 1632/1 от 17.06.2011г. (в суд поступило 21.06.2011г.) администрации г. Орска Оренбургской области, г. Орск

к Государственному унитарному предприятию Оренбургской области «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» в лице Орского филиала о

- признании незаконными действий по кадастровому учету насосной дамбы объемом 17278 куб. м., литер В 145, инвентаризационный номер 26255-79, расположенной по ул. Гайское шоссе, 10 в г. Орске, в части изменения основной характеристики - объема;

- признании незаконным кадастрового паспорта от 25.04.2011г. насосной дамбы объемом 17278 куб. м., литер В 145, инвентаризационный номер 26255-79, расположенной по ул. Гайское шоссе, 10 в г. Орске;

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области о признании незаконной государственной регистрации насосной дамбы объемом 17278 куб. м., литер В 145, инвентаризационный номер 26255-79, расположенной по ул. Гайское шоссе, 10 в г. Орске и аннулировании записи о государственной регистрации права собственности ОАО «Орское карьероуправление» на эту насосную дамбу,

Третье лицо: Открытое акционерное общество «Орское карьероуправление», г. Орск, п. Круторожино;

С участием в судебном заседании:

от заявителя: Каркачевой Ю.В. – начальника юридического управления (дов. № 326/1 от 06.12.2010г., пост.); Спириной Е.Б. – начальника отдела контроля за использованием муниципального имущества и поступлением платежей КУИ г. Орска (дов. № 2965/1 от 02.11.2010г., выдана на 3 года);

От Государственного унитарного предприятия Оренбургской области «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости»: Ениной С.А. – заместителя директора (дов. № 0112/2301 от 03.03.2011г., пост.); Долговой И.А. – юрисконсульта (дов. б/№ от 25.12.2010г., пост.);

От Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области: не явились, извещены надлежаще;

От ОАО «Орское карьероуправление», г. Орск, п. Круторожино: Полетаевой Л.А. – представителя (дов. № 7 от 12.04.2011г., пост.); Сизганов А.Г. – заместитель директора по экологии (доверенность № 73 от 30.09.2011г., постоянная).

На основании ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 07 октября 2011г. до 10 октября 2011г. до 16 час. 00 мин.

Установил:

Администрация г. Орска Оренбургской области, г. Орск (далее – заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственному унитарному предприятию Оренбургской области «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» в лице Орского филиала (далее - ГУП «ОЦИОН») о признании незаконными действий Государственного унитарного предприятия Оренбургской области «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» в лице Орского филиала по кадастровому учету насосной дамбы объемом 17278 куб. м., литер В 145, инвентаризационный номер 26255-79, расположенной по ул. Гайское шоссе, 10 в г. Орске, в части изменения основной характеристики - объема; признании незаконным кадастрового паспорта от 25.04.2011г. насосной дамбы объемом 17278 куб. м., литер В 145, инвентаризационный номер 26255-79, расположенной по ул. Гайское шоссе, 10 в г. Орске;

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области (далее – Росреестр, Управление) о признании незаконной государственной регистрации насосной дамбы объемом 17278 куб. м., литер В 145, инвентаризационный номер 26255-79, расположенной по ул. Гайское шоссе, 10 в г. Орске и аннулировании записи о государственной регистрации права собственности ОАО «Орское карьероуправление» на эту насосную дамбу,

Третье лицо: ОАО «Орское карьероуправление», г. Орск, п. Круторожино.

До начала судебного заседания от заявителя поступило ходатайство о назначении судебной экспертизы(№ 03-1816 от 27.09.2011г.). Администрация полагает, что в ходе судебного разбирательства возникла необходимость разрешить вопрос, требующий специальных познаний в области гидротехники, об идентификации и местоположении гидротехнического сооружения на водохранилище ручья Казак-Чекан насосной дамбы литер В 145. Руководствуясь п. 3 ст. 85 АПК РФ заявитель просит привлечь в качестве экспертной организации ГАУ «Государственная экспертиза проектов документов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий Оренбургской области».

ГУП «ОЦИОН» в отношении ходатайства о назначении судебной экспертизы возражает со ссылкой на то обстоятельство, что вопросы, поставленные заявителем, не относятся к предмету заявленных требований.

ОАО «Орское карьеруправление» по заявленному ходатайству возражает.

Управление письменного отношения к заявленному ходатайству не представило.

Рассмотрев указанное ходатайство по правилам, установленным ст. 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд, руководствуясь ст. 82 АПК РФ отказывает истцу в удовлетворении заявленного ходатайства, в связи со следующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.

Из смысла приведенной нормы права следует, что ходатайство о проведении судебной экспертизы может быть удовлетворено при наличии в совокупности следующих обстоятельств: возникновение при рассмотрении дела вопроса, имеющего существенное значение для рассмотрения спора, а также отсутствие возможности разрешения указанного вопроса без привлечения лица, обладающего специальными знаниями.

Вместе с тем, из обстоятельств дела не усматривается, что вопросы, поставленные перед экспертами о количестве гидротехнических сооружений, находящихся на водохранилище на ручье Казак-Чекан, образуют ли гидротехнические сооружения водохранилища единый комплекс и возможна ли их раздельная эксплуатации без причинения несоразмерного ущерба их функциональному назначению, количество дамб на водохранилище, и иные вопросы относятся к предмету заявленного администрацией г. Орска требования и имеют существенное значение для рассмотрения настоящего дела, что без назначения заявленной Администрацией экспертизы разрешение настоящего спора не представляется возможным.

В своих требованиях заявитель просит признать незаконными действия ГУП «ОЦИОН» по кадастровому учету насосной дамбы в части изменения основной характеристики - объема; признать незаконным кадастровый паспорт от 25.04.2011г. с измененными данными в отношении объема насосной дамбы. Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих доказыванию в рамках настоящего дела, не входит установление принадлежности ОАО «Орское карьероуправление» каких-либо иных объектов, находящихся на водохранилище на ручье Казак-Чекан. Учитывая изложенное, суд отказывает в удовлетворении ходатайства истца о назначении экспертизы.

Представители лиц, участвующих в деле заявили ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных документальных доказательств, которые удовлетворены судом на основании ст. ст. 41, 159 АПК РФ.

Рассмотрев заявленные ходатайства, суд переходит к рассмотрению спора по существу.

Как следует из материалов дела, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» № 721 от 01.07.1992 года и на основании Закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» решением комитета по управлению государственным имуществом Оренбургской области № 36 от 30.10.1992 года «О преобразовании государственного предприятия Орское карьероуправление в акционерное общество открытого типа» утвержден план приватизации государственного предприятия Орское карьероуправление.

Перечень выкупаемого имущества содержался в приложении № 1 к плану приватизации - Акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 года. Согласно п. 26 указанного акта в состав приватизированного имущества вошла насосная дамба, инвентарный номер 1086, 1969 года ввода в эксплуатацию, первоначальной стоимостью 104,6 тыс. руб., остаточной стоимостью 80,1 тыс. руб.

Поступление основного средства – насосная дамба оформлено инвентарной карточкой учета объекта основных средств № 111 от августа 1999г., согласно чему краткая индивидуальная характеристика объекта имела следующее содержание: объем – 32670 куб.м., труба переливная диаметром - 400 м, длиной 15 пм, задвижка диаметром 400 мм.

06 сентября 2002г. ОАО «Орское карьероуправление» обратилось в ГУП «ОЦИОН» с заявлением о проведении первичной инвентаризации и постановке на технический учет объекта «Насосная дамба» с приложением плана приватизации Орского карьероуправления, утвержденного решением № 36 от 30.10.1992г., инвентарной карточки № 111, выкопировки с проекта дамбы, свидетельства бессрочного пользования землёй.

Указанные документы послужили основанием постановки на государственный технический учет объекта недвижимости – насосная дамба.

18.01.2010г. ГУП «ОЦИОН» оформлен технический паспорт на сооружение насосная дамба литер В145 с описанием конструктивных элементов (устройство насыпи из грунта объемом 32 670 куб. м., труба стальная диаметром 400, задвижка диаметром 400).

15.02.2010г. ГУП «ОЦИОН» собственнику объекта недвижимости выдан кадастровый паспорт сооружения – насосная дамба с инвентарным номером 26255-79, объемом 32670 куб. м., расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Орск, ул. Гайское шоссе, 10, литера В 145.

15.03.2010г. Управлением Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о государственной регистрации права собственности № 56-56-24/007/2010-337, о чем выдано свидетельство серии 56-АБ № 061136 от 15.03.2010г.

Согласно указанному свидетельству право собственности за ОАО «Орское карьероуправление» на объект недвижимости - насосная дамба зарегистрировано на основании плана приватизации, утвержденного решением комитета по управлению Госимуществом от 30.10.1992г. № 36, объект права – насосная дамба, назначение нежилое, общая площадь 32670 куб. м., инв. № 26255-79, лит В 145, адрес объекта: Оренбургская область, г. Орск, ул. Гайское шоссе, 10.

19.04.2010г. ОАО «Орское карьероуправление» обратилось в Орский филиал ГУП «ОЦИОН» с заявлением о выдаче технического, кадастрового паспорта, и справки ф. № 1 на насосную дамбу литер В145 в связи с уточнением объема насосной дамбы и сообщением о том, что в архиве предприятия были обнаружены чертежи к проекту № Г-818-5-ТГ-8-насосная дамба. Одновременно с заявкой на инвентаризацию объектов и подготовку кадастровых паспортов ОАО «Орское карьероуправление» были представлены: маркшейдерская съемка и расчет насосной дамбы лит. В145, инвентарная карточка учета основных средств № 111 с исправлениями в части объема насосной дамбы – 17 278 куб.м.

20.04.2011г. по результатам технической инвентаризации насосной дамбы, в целях уточнения технической характеристики объекта, ГУП были внесены уточнения в характеристику объекта в части указания объема, в связи с чем 25.04.2011 года ОАО «Орское карьероуправление» был выдан кадастровый паспорт на сооружение - насосную дамбу, где основная характеристика объекта была указана: объем 17 278 куб. м.

04.05.2011г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области открытому акционерному обществу «Орское карьероуправление» выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности серии 56-АБ № 396631 взамен свидетельства серии 56-АБ № 061136 от 15.03.2010г., согласно которому объектом права является насосная дамба, объем 17278 куб. м., назначение нежилое, инв. № 26255-79, лит. В 145, адрес объекта: Оренбургская область, г. Орск, ул. Гайское шоссе, 10.

Полагая, что действия ГУП «ОЦИОН» по внесению изменений в сведения кадастрового учета в отношении насосной дамбы инвентаризационный номер 26255-79 в части изменения основной характеристики – объема незаконны и нарушают его права и охраняемые интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, администрация г. Орска обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании незаконными действий Государственного унитарного предприятия Оренбургской области «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» в лице Орского филиала по кадастровому учету насосной дамбы объемом 17278 куб. м., литер В 145, инвентаризационный номер 26255-79, расположенной по ул. Гайское шоссе, 10 в г. Орске, в части изменения основной характеристики - объема; признании незаконным кадастрового паспорта от 25.04.2011г. насосной дамбы объемом 17278 куб. м., литер В 145, инвентаризационный номер 26255-79, расположенной по ул. Гайское шоссе, 10 в г. Орске; признании незаконной государственной регистрации насосной дамбы объемом 17278 куб. м., литер В 145, инвентаризационный номер 26255-79, расположенной по ул. Гайское шоссе, 10 в г. Орске и аннулировании записи о государственной регистрации права собственности ОАО «Орское карьероуправление» на эту насосную дамбу.

Основные доводы заявителя сводятся к следующему.

Объем насосной дамбы площадью 32670 куб. м. следует из плана приватизации, утвержденного решением комитета по управлению Госимуществом. Насосная дамба является гидротехническим сооружением, окружающим водохранилище на ручье Казак Чекан. По мнению Администрации, технические характеристики и назначение насосной дамбы не изменялись в установленном законом порядке, собственник не отказывался от права собственности на часть объекта, изменения в план приватизации не вносились. В связи с чем, Администрация полагает, что правовые основания для изменения основной характеристики насосной дамбы – объема у ГУП «ОЦИОН» отсутствовали, кадастровая ошибка не имела место быть.

По утверждению заявителя, уменьшение объема гидротехнического сооружения привело к искусственному разделению объекта недвижимости на 2 объекта – плотину и насосную дамбу.

Незаконный кадастровый паспорт был положен в основу повторного внесения записи о государственной регистрации права собственности ОАО «Орское карьероуправление» на насосную дамбу с уменьшенным объемом 17278 куб.м. Администрация считает, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице Орского отдела обязано было отказать в выдаче повторного свидетельства о праве собственности.

Администрация г. Орска полагает, что заявленное требование носит превентивный характер с целью обеспечения судебной защиты нарушения своих прав и законных интересов как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, поскольку незаконное и безосновательное дробление насосной дамбы как единого объекта на плотину и насосную дамбу означает возникновение бесхозяйной недвижимой вещи, являющейся источником повышенной опасности. Для эксплуатации гидротехнического сооружения требуется наличие соответствующей лицензии. Признание такого имущества бесхозяйным в силу положений ст. 225 ГК РФ порождает обязанность органа местного самоуправления принять это имущество в муниципальную собственность, следовательно, нести затраты на разработку технической документации ГТС, его паспорта, получение лицензии на эксплуатацию. Кроме того, нарушаются права администрации г. Орска как титульного владельца земельного участка с кадастровым № 56:43:0000000:286 площадью 25700 кв.м., предоставившего участок ОАО «Орское карьероуправление» под размещение насосной дамбы, объемом 32670 куб.м. литер В145 по ул. Гайское шоссе, 10 в г. Орске.

В судебном заседании представитель администрации города Орска сослался на нарушение ГУП «ОЦИОН» пункта 9 «Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства»,утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 года № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства».

ГУП «ОЦИОН» требования заявителя не признает. В отзыве на заявление, дополнениях к отзыву на заявление поясняет обстоятельства и хронологию технической инвентаризации спорного объекта, причины внесения изменений в сведения технического и кадастрового учета (представление документов с ошибочными данными, техническая ошибка исполнителя работ).

По мнению ГУП «ОЦИОН», действующее законодательство не содержит запрета на исправление выявленной ошибки путем внесения исправления в техническую документацию и обращает внимание на то обстоятельство, что объем насосной дамбы 32670 куб. м. не был указан в плане приватизации, а внесен в технический и кадастровый паспорт на основании сведений, содержащихся в карточке учета основных средств ОАО «Орское карьероуправление».

ГУП «ОЦИОН» поясняет, что техническая инвентаризация насосной дамбы, проведенная 20.04.2011г. в целях уточнения технической характеристики объекта произведена на основе представленной ОАО «Орское карьероуправление» проектной документации на насосную дамбу, с учетом маркшейдерского расчета, а также визуального обследования объекта недвижимости и выявила наличие ошибки в части объема спорного объекта недвижимости.

Ответчик настаивает на заблуждении администрации г. Орска, которая считает, что насосная дамба окружает водохранилище на ручье Казак-Чекан и состоит из трубы, задвижки и насыпной дамбы (плотины-водоподпорного сооружения). ГУП «ОЦИОН» ссылается на визуальное обследование водохранилища, в результате которого было установлено, что на нем расположены следующие гидротехнические сооружения: насосная осветленной воды (литер В 144); насосная дамба (литер В 145); тело плотины (дамба хвостохранилища); водосбросной канал, проходящий в скальных породах грунта с бетонным протоком; донный водовыпуск со смотровым колодцем и задвижкой. При этом насосная осветленной воды литер В 144 и насосная дамба (дамба у насосной) лит. В 145 располагаются на правобережной пойме ручья Казак-Чекан на расстоянии 850 м от первоначальной дамбы водохранилища, в границах земельного участка с кадастровым номером 56:43:0103001:12, являющегося собственностью ОАО «Орское карьероуправление» согласно свидетельству о государственной регистрации от 14.09.2006 года серия 56АА 359050. А плотина (дамба хвостохранилища), водосбросной канал и донный водовыпуск со смотровым колодцем и задвижкой располагаются на противоположном от насосной станции лит. В144 и насосной дамбы лит. В145 берегу земель муниципальной собственности. Насосная дамба (лит. В145) и плотина (дамба хвостохранилища) не связаны между собой на местности и представляют собой самостоятельные гидротехнические сооружения, расположенные на водохранилище.

ГУП «ОЦИОН» считает, что администрация г.Орска не доказала нарушение ее прав и законных интересов оспариваемыми действиями, поскольку в случае признания какого-либо имущества бесхозяйным, постановка на учет бесхозяйного имущества является обязанностью администрации г.Орска, как органа местного самоуправления в силу закона.

Ответчик считает, что кадастровый паспорт, выданный ГУП Оренбургской области «ОЦИОН» не является ненормативным правовым актом, заявление о признании недействительным кадастрового паспорта не подлежит рассмотрению в Арбитражном суде в порядке главы 24 АПК РФ. Просит суд в удовлетворении требований заявителю отказать в полном объеме.

Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области в отзыве на заявление требования администрации г. Орска не признает, указывая, что при получении сведений из органа по кадастровому учету недвижимого имущества о внесенных изменениях в государственный кадастр недвижимости, регистрирующий орган не вправе отказать во внесении изменений в ЕГРП уточненных характеристик объекта недвижимости, при этом такие изменения не являются регистрационными действиями. Просит суд в удовлетворении требований заявителю отказать.

ОАО «Орское карьероуправление» (далее ОАО «ОКУ») требования заявителя считает необоснованными. В отзыве на заявление указывает, что для регистрации права собственности на насосную дамбу ОАО «ОКУ» в 2010году заказало в ГУП «ОЦИОН» техническую документацию. При подаче заявления на изготовление технического паспорта ОАО «ОКУ» допустило ошибку, указав объем объекта 32670 куб.м. 15.03.2010г. ОАО «ОКУ» зарегистрировало право собственности на объект недвижимости - насосную дамбы литер В145. В 2011году, в связи с обнаружением в архиве общества чертежа к проекту Г-818-5-ТГ-насосная дамба ОАО «Орское карьероуправление» обратилось в Орский филиал ГУП «ОЦИОН» с заявлением об уточнении объема насосной дамбы.

Третье лицо не согласно с позицией Администрации, рассматривающей насосную дамбу наряду с плотиной - дамбой хвостохранилища в качестве единого объекта, несмотря на то, что они территориально расположены друг от друга на 850 метров, и ни коем образом не связаны друг с другом, настаивает на отсутствии на балансе общества иных гидротехнических сооружений кроме насосной дамбы, ссылается на положения Договора водопользования № 42 от 15.05.2010г., заключенного между ОАО «ОКУ» и Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области водопользования и предусматривающего пользование обществом только частью водохранилища на ручье Казак-Чекан, координаты водозабора: 51°17'22" СШ; 58° 28' 5011 ВД соответствуют месту нахождения насосной дамбы (литер 145), расположенной на земельном участке с кадастровым номером 56:43:01 03 001:0012.

С позиции ОАО «Орское карьероуправление» нахождение на водном объекте двух дамб (гидротехнических сооружений): насосной дамбы (литера В145), предназначенной для размещения здания насосной, и насыпной дамбы, т.е. дамбы хвостохранилища для накопления воды с водосбросным каналом не свидетельствует о том, что оба объекта принадлежат ОАО «Орское карьероуправление» и составляют единый объект недвижимости. Технические характеристики объекта - насосной дамбы в плане приватизации не указаны, а указаны лишь инвентарный номер 1086, его первоначальная (балансовая) стоимость - 104,6 тыс.руб. и год постройки -1969 год.

В отношении довода заявителя о нарушении его прав как титульного владельца земельного участка, предоставленного в аренду ОАО «ОКУ» для размещения насосной дамбы третье лицо поясняет: в Арбитражном суде Оренбургской области находится на рассмотрении дело № А47-4138/2011 по заявлению ОАО «ОКУ» к Администрации города Орска о признании недействительным (ничтожным) договора аренды № 3206 от 29.09.2010г.

Третье лицо считает, что исправление технической ошибки, допущенной в объеме объекта насосной дамбы литер В145 не повлекло и не могло повлечь нарушение каких-либо прав заявителя. Просит суд в удовлетворении требований администрации города Орска отказать.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований заявителя.

В силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Требование о признании незаконными решений или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при условии нарушения оспариваемыми решением или действием (бездействием) закона или иного нормативного правового акта, а также прав и законных интересов заявителя.

Технический учет объектов недвижимости - это описание существующих объектов недвижимости, таких как здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения. Одной из основных задач государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства является информационное обеспечение системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Сведения об объектах учета, полученные от организаций (органов) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, являются основой для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Регламентация порядка технического учета (инвентаризации) определена в Положении об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 № 921.

Из Положения (с учетом внесенных в него изменений) следует, что полномочиями по проведению технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности наделены государственные и муниципальные унитарные предприятия и (или) государственные и муниципальные учреждения, аккредитованные уполномоченным органом в установленном законом порядке.

Материалами дела документально подтверждено, что ГУП «ОЦИОН» имеет аккредитацию на проведение таких мероприятий на основании свидетельства об аккредитации от 15.12.2005г. серии РН-1, № 000080.

В соответствии с пунктами 6,7,8 указанного Положения техническая инвентаризация объектов капитального строительства подразделяется на первичную техническую инвентаризацию и техническую инвентаризацию изменений характеристик объекта капитального строительства.

Государственный технический учет объектов капитального строительства подразделяется на первичный государственный технический учет и государственный технический учет в связи с изменением характеристик объекта капитального строительства.

Техническая инвентаризация и государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляются по заявлениям заинтересованных лиц. Первичный государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляется по результатам первичной технической инвентаризации, за исключением случаев, установленных пунктом 8 настоящего Положения. При осуществлении первичного государственного технического учета объектам капитального строительства в установленном порядке присваиваются инвентарный и кадастровый номера.

Государственный технический учет в связи с изменением характеристик объекта капитального строительства осуществляется по результатам технической инвентаризации таких изменений.

По результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.

Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства.

Техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства проводится в случае изменения технических или качественных характеристик объекта капитального строительства (перепланировка, реконструкция, переоборудование, переустройство, разрушение, снос) на основании заявления заинтересованного лица о проведении такой инвентаризации.

По результатам технической инвентаризации изменений характеристик объекта капитального строительства организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации осуществляется государственный технический учет в связи с изменением данных характеристик и выдается кадастровый паспорт, содержащий уточненные сведения о таком объекте.

Из материалов дела следует, что причиной внесения изменений в кадастровый паспорт объекта недвижимости – сооружение «насосная дамба» явилось ошибочное указание сведений об объеме данного сооружения в инвентарной карточке ОАО «Орское карьероуправление» № 111 от августа 1999г.

При этом довод заявителя о том, что первоначально указанный в кадастровом паспорте объем дамбы – 32670 куб. м. соответствовал сведениям, содержащимся в плане приватизации предприятия, утвержденном решением № 36 от 30.10.1992г. противоречит имеющимся в материалах дела документальным доказательствам.

Анализ пакета документов, связанных с приватизацией Орского карьероуправления (решение № 36 от 30.10.1992г., распоряжение Администрации г. Орска Оренбургской области от 03.12.1992г. № 1735-р, план приватизации с приложениями) показал, что перечень выкупаемого недвижимого имущества готовился на основании баланса государственного предприятия на 01.10.1992 года и содержал укрупненные характеристики объектов. Согласно позиции 26 приложения № 1 к плану приватизации насосная дамба, инвентарный № 1086, 1969 года постройки, первоначальной балансовой стоимостью 104,6 тыс. руб., фактическим износом – 24,5 тыс. руб. или 23,5 %, остаточной стоимостью 80,1 тыс. руб. вошла в состав приватизируемого имущества.

Каких-либо иных сведений технического характера в отношении насосной дамбы документы по приватизации не содержат.

Судом установлено, что такая характеристика объекта как объем насосной дамбы впервые указан в инвентарной карточке № 111 учета основных средств ОАО «Орское карьероуправление», оформленной в августе 1999г.

Материалами дела также документально подтверждено, что первичная инвентаризация и постановка на технический учет объекта «насосная дамба» в октября 2002г. была проведена по заявке собственника ОАО «Орское карьероуправление» на основании следующих документов: плана приватизации (не содержащего сведений об объеме дамбы), инвентарной карточки и выкопировки с проекта дамбы. При этом к заявке общество приложило проект Г-818-4-ТГ-8 дамбы хвостохранилища, разработанный Казахским отделением Союзводоканалпроект.

Третье лицо настаивает на том обстоятельстве, что данный проект ошибочно был приложен к заявке на проведение инвентаризации в отношении насосной дамбы, поскольку проект Г-818-4-ТГ-8 был разработан и содержал чертежи дамбы хвостохранилища, представляющего собой иной объект, не вошедший в состав приватизируемого имущества ОАО «Орское карьероуправление». С долей вероятности третье лицо полагает, что сведения об объеме насосной дамбы, внесенные в инвентарную карточку в 1999г. ошибочно были взяты работниками бухгалтерии общества из данных проекта Г-818-4-ТГ-8.

В подтверждение довода о произошедшей ошибке третьим лицом в материалы дела представлен проект Г-518-5-ТГ, содержащий чертежи насосной станции и дамбы у насосной станции.

В ходе судебного разбирательства, с участием представителей заявителя, ответчиков, третьего лица судом проведен сравнительный анализ представленной в материалы дела проектной документации в отношении дамбы хвостохранилища и насосной дамбы, который показал, что насосная дамба и дамба хвостохранилища не являются идентичным сооружением.

Насосная дамба (дамба у насосной) лит. В 145 располагается на правобережной пойме ручья Казак-Чекан на расстоянии 850 м от первоначальной дамбы водохранилища, плотина (дамба хвостохранилища), водосбросной канал и донный водовыпуск со смотровым колодцем и задвижкой располагаются на противоположном от насосной станции лит. В144 и насосной дамбы лит. В145 берегу. Насосная дамба (лит. В145) и плотина (дамба хвостохранилища) не связаны между собой на местности.

Аналогичные сведения о ситуационном расположении объектов на водохранилище отражены в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении № 02-080/2011 от 18.05.2011г. Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области (л.д. 103).

В соответствии с данными проекта Г-518-5-ТГ, главным маркшейдером ОАО «ОКУ» произведен расчет объема объекта – насосная дамба, который составил 17 278 куб.м., в инвентарную карточку основного средства внесены соответствующие изменения. Данный расчет подтвержден в апреле 2011г. аккредитованным на проведение технической инвентаризации и государственного технического учета предприятием путем инвентаризация объекта на основе представленной проектно-сметной документации, а также путем осмотра и составления технического описания сооружения. На ситуационном плане объекта недвижимости, являющимся листом № 2 кадастрового паспорта сооружения от 25.04.2011г. отображен контур (местоположение) сооружения, объекта незавершенного строительства в пределах земельного участка, на котором расположен данный объект недвижимости.

Одновременно материалы дела не содержат каких-либо доказательств наличия оснований полагать, что изначально объем насосной дамбы составлял 32670 куб. м. Кроме документа бухгалтерского учета 1999г. данная цифра в качестве технической характеристики объекта – насосная дамба нигде не прослеживается. Объект в натуре не изменялся, не реконструировался, не перестраивался.

Поскольку кадастровый паспорт оформляется в отношении самостоятельного объекта недвижимости, обладающего уникальными идентификационными характеристиками, суждение администрации г. Орска о том, что уменьшение объема насосной дамбы привело к образованию второго объекта недвижимого имущества – плотины (дамбы хвостохранилища) не находит документального подтверждения и опровергается надлежащими первичными документами технического учета.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что при первоначальном техническом учете и выдаче кадастрового паспорта от 15.02.2010г. ГУП «ОЦИОН» допущена ошибка, которая подлежала исправлению.

Говоря о надлежащем порядке исправления данной ошибки, следует учесть положения статьи 43 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", предусматривающей, что до 1 января 2013 года устанавливается переходный период применения настоящего Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее в настоящей статье - переходный период).

В переходный период до 01.01.2013 года государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда (далее - ранее установленный порядок осуществления государственного учета), если иной порядок осуществления в переходный период государственного учета таких объектов не установлен в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи. (часть 2.1 введена Федеральным законом от 04.06.2011 N 129-ФЗ)

Органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений устанавливается порядок осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период.

В переходный период соответствующие органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдают кадастровые паспорта объектов недвижимости. Такие кадастровые паспорта должны оформляться в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

Как правомерно отметил в отзыве на заявление ГУП «ОЦИОН» до настоящего времени порядок осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период не установлен. В том числе отсутствует предусмотренный порядок внесения изменений в техническую документацию.

Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 года № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства» также не оговаривает порядок исправления ошибки в технической документации.

Следует согласиться с позицией ГУП «ОЦИОН» относительно отсутствия законодательного запрета на исправление ошибок, допущенных при технической инвентаризации объекта недвижимости.

На возможность и правомерность контрольного обследования объекта недвижимости, ранее прошедшего техническую инвентаризацию и государственный технический учет на основании заявления заинтересованного лица и выдачу технического и кадастрового паспорта с уточненными характеристиками указано в Определении ВАС РФ от 11.03.2011 N ВАС-2443/11 по делу N А35-12014/2009.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявитель не доказал несоответствия действий ГУП «ОЦИОН» в лице Орского филиала по кадастровому учету насосной дамбы объемом 17 278 куб.м. литера В 145, инвентаризационный № 26255-79, расположенной по ул. Гайское шоссе, 10 в г.Орске в части изменения основной характеристики - объема какому-либо закону или нормативному правовому акту.

Довод заявителя о том, что оспариваемыми действиями нарушаются его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности судом отклонены. Указанные администрацией г. Орска обстоятельства носят предположительный характер и не подтверждены материалами дела.

Согласно ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Доказательств, подтверждающих наличие у Администрации каких-либо прав на объект недвижимости – насосная дамба, 17 278 куб.м. литера В 145, инвентаризационный № 26255-79, расположенный по ул. Гайское шоссе, 10 в г.Орске, а следовательно и нарушение оспариваемыми действиями ГУП «ОЦИОН» ее прав и законных интересов в материалах дела не имеется.

Принимая во внимание, что одной из основных задач технического учета является обеспечение полноты и достоверности сведений об объектах недвижимости, а также, поскольку в рассматриваемом случае отсутствует предусмотренная частью 1 статьи 198 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания оспариваемых действий ГУП «ОЦИОН» незаконными, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований в этой части.

Доводы и возражения сторон, связанные с отношениями водопользования, арендными отношениями по земельному участку отклонены судом как не имеющие существенного значения для разрешения настоящего спора.

В отношении требования о признании незаконным кадастрового паспорта от 25.04.2011г. насосной дамбы объемом 17278 куб. м., литер В 145, инвентаризационный номер 26255-79, расположенной по ул. Гайское шоссе, 10 в г. Орске суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 43 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ от 24.07.2007 года в переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляют органы и организации по государственному техническому учету и (или)технической инвентаризации в ранее установленном порядке осуществления государственного учета; подведомственные органу кадастрового учета государственные бюджетные учреждения в порядке осуществления государственного учета в переходный период. В переходный период соответствующие органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдают кадастровые паспорта объектов недвижимости. Такие кадастровые паспорта должны оформляться в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

В силу части 4 статьи 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости, и не обладает признаками властного характера. Поскольку кадастровый паспорт лишь содержит характеристики объекта недвижимости (является технической документацией), предназначен для информационного обеспечения компетентных органов, то есть не порождает прав и обязанностей, следовательно, кадастровый паспорт не может быть оспорен в соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, возможность признания его недействительным не предусмотрена ни ст. 12 Гражданского кодекса РФ, ни положениями Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".

В связи с чем суд приходит к выводу о наличии оснований для прекращения производства по делу в части требования о признании незаконным кадастрового паспорта от 25.04.2011г. насосной дамбы объемом 17278 куб. м., литер В 145, инвентаризационный номер 26255-79, расположенной по ул. Гайское шоссе, 10 в г. Орске на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Требования заявителя к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области о признании незаконной государственной регистрации насосной дамбы объемом 17278 куб. м., литер В 145, инвентаризационный номер 26255-79, расположенной по ул. Гайское шоссе, 10 в г. Орске и аннулировании записи о государственной регистрации права собственности ОАО «Орское карьероуправление» на эту насосную дамбу, удовлетворению не подлежат с учетом следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. (п. 52 Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").

Из материалов дела следует, что государственная регистрация права собственности за ОАО «Орское карьероуправление» на объект недвижимости - насосная дамба, назначение нежилое, общая площадь 32670 куб. м., инв. № 26255-79, лит В 145, адрес объекта: Оренбургская область, г. Орск, ул. Гайское шоссе, 10. произведена 15.03.2010г., о чем Управлением Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о государственной регистрации права собственности № 56-56-24/007/2010-337.

Дальнейшие действия Управления по внесению изменений в данные об объеме объекта недвижимости не являлись регистрационными.

Согласно пункту 8 статьи 12 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав, не соответствующие правоустанавливающему документу, осуществляется в порядке, установленном статьей 21 настоящего Федерального закона.

Статьей 21 названного Закона установлено, что технические ошибки в записях, допущенные при государственной регистрации прав, исправляются в трехдневный срок по решению государственного регистратора после обнаружения ошибки или получения от любого заинтересованного лица в письменной форме заявления об ошибке в записях.

Кроме того, согласно п. 10 ст. 33 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" если в связи с изменением сведений о таком объекте недвижимого имущества требуется внесение соответствующих изменений в подраздел I Единого государственного реестра прав, уточненные сведения о таком объекте недвижимого имущества вносятся в Единый государственный реестр прав без повторной регистрации на основании заявления правообладателя такого объекта недвижимого имущества или его представителя и прилагаемого кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества, содержащего новые сведения о таком объекте недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 67 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.98 N 219, в Единый государственный реестр прав вносятся записи об изменениях таких сведений, которые не влекут за собой существенного изменения объекта, а также прекращения или перехода права на него. К таким сведениям, в частности, относится уточнение площади объекта.

В соответствии с пунктом 12 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921, сведения об объектах учета, полученные от организаций (органов) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, являются основой для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что внесение изменений в кадастровый паспорт от 25.04.2011г. с указанием объема насосной дамбы – 17278 куб. м. соответствовало требованиям действующего законодательства, представленный в Управление кадастровый паспорт от 25.04.2011г. отражал всю информацию, необходимую для внесения регистрирующим органом изменений в ЕГРП о спорном объекте недвижимости, право собственности ОАО «ОКУ» на сооружение – насосная дамба подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, у регистрирующего органа отсутствовали законные основания для отказа во внесении изменений в запись ЕГРП в части указания объема объекта недвижимости.

Доказательств, подтверждающих наличие у ОАО «ОКУ» оснований возникновения у него права собственности на объект недвижимости, расположенный по указанному адресу в объёме, превышающим 17278 куб. м. заявителем не представлено. Требования заявителя в этой части удовлетворению не подлежат.

На основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по государственной пошлине в размере 4 000 руб. относятся на заявителя и подлежат взысканию в доход федерального бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 66, 110, 150, 151, 159, 163, 167-170, 176, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Решил:

1. Ходатайства лиц, участвующих в деле, о приобщении к материалам дела дополнительных документов удовлетворить, документы к делу приобщить.

2. Ходатайства заявителя об истребовании у ОАО «Орское карьероуправление» инвентаризационных карточек и проекта на строительство, а также запросе у Министерства природных ресурсов и имущественных отношений документов, послуживших основанием для заключения договора водопользования, а в страховой компании «РОСНО» договоров страхования отклонить.

3. Ходатайство Администрации г. Орска о назначении экспертизы отклонить.

4. Ходатайство ГУП «ОЦИОН» о приобщении к материалам дела письменных возражений по ходатайству о назначении экспертизы, а также документов по предложенному экспертному учреждению удовлетворить.

5. Ходатайство Администрации г. Орска о приобщении к делу проекта на строительство гидротехнических сооружений отклонить.

6. В части требования Администрации г. Орска Оренбургской области о признании незаконным кадастрового паспорта от 25.04.2011г. насосной дамбы объемом 17278 куб. м., литер В 145, инвентаризационный номер 26255-79, расположенной по ул. Гайское шоссе, 10 в г. Орске производство по делу прекратить.

7. В удовлетворении требований о признании незаконными действий по кадастровому учету насосной дамбы объемом 17278 куб. м., литер В 145, инвентаризационный номер 26255-79, расположенной по ул. Гайское шоссе, 10 в г. Орске, в части изменения основной характеристики - объема; признании незаконной государственной регистрации насосной дамбы объемом 17278 куб. м., литер В 145, инвентаризационный номер 26255-79, расположенной по ул. Гайское шоссе, 10 в г. Орске и аннулировании записи о государственной регистрации права собственности ОАО «Орское карьероуправление» на эту насосную дамбу Администрации г. Орска Оренбургской области отказать.

8. Расходы по государственной пошлине в сумме 4 000 руб. возложить на заявителя. Взыскать с Администрации г. Орска (462419, г. Орск, пр. Ленина, 29) в доход федерального бюджета 4000 (четыре тысячи) рублей расходов по государственной пошлине. Исполнительный лист выдать ИФНС России по г. Орску после вступления решения арбитражного суда в законную силу.

Решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (город Челябинск) в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru.

Судья Т.В. Сердюк