АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-5400/2018
02 августа 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена июля 2018 года
В полном объеме решение изготовлено августа 2018 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Вернигоровой О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Атаевой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Газовик», ИНН <***>, ОГРН <***>, Оренбургская область г. Оренбург,
к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области
о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области № ПР-304 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований от 16.02.2018 г.
В судебном заседании приняли участие представитель общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Газовик» по доверенности ФИО1 и представитель Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области по доверенности ФИО2
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 23.07.2018 по 30.07.2018.
Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Газовик» (далее – заявитель, ООО «УК «Газовик», Общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее – ответчик, ГЖИ, Жилищная инспекция) № ПР-304 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований от 16.02.2018г.
Представитель Общества поддержала заявленное требование и доводы, изложенные в заявлении.
Представитель ГЖИ просит отказать в удовлетворении заявленных требований по мотивам, изложенным в письменном отзыве.
Судом в открытом судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
ООО «УК «Газовик» осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - МКД) № 9/3, расположенным по ул. Салмышской г. Оренбурга, на основании лицензии и договора управления от 05.11.2015г.
14.03.2017 в жилищную инспекцию обратился гражданин, проживающий в квартире № 61 вышеуказанного дома с жалобой на неисправное состояние вентиляционной системы, внутренних поверхностей наружных стен, поскольку торцевая стена жилого помещения в зимний период промерзает, образовывается плесень на стенах и конденсат на подоконнике.
На основании распоряжения от 24.03.2017 № 891 заместителя начальника Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области специалистом ГЖИ 27 и 31 марта 2017 года проведена внеплановая выездная проверка ООО «Управляющая компания «Газовик», результаты которой зафиксированы в акте проверки № А-891 от 31.03.2017 (л.д. 32-31), а именно: отклонение от проектных условий эксплуатации стен – наличие темных пятен на внутренних поверхностях стен в помещениях зала и кухни квартиры № 61.
Жилищной инспекцией выдано предписание № ПР-891 со сроком исполнения – 10.08.2017 с указанием на необходимость составления плана мероприятий по инструментальному обследованию стен в квартире № 61 данного дома, восстановлению проектных условий их эксплуатации и обеспечение его выполнения (л.д. 34).
С целью контроля за выполнением предписания № ПР-891, ГЖИ 14 и 15 августа 2017 года проведена проверка, которой установлен факт неисполнения требований указанного предписания, что отражено в акте от 15.08.2017 № А-2371.
Предписанием от 15.08.2017 № ПР-2371 Обществу установлен новый срок для устранения выявленных нарушений – 01.02.2018г. (л.д. 36).
Усмотрев в деянии Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Жилищной инспекцией составлен протокол № ПЛ-2371 от 28.08.2017 (л.д. 37).
20.12.2017 Обществом составлен план мероприятий по устранению неисправностей (л.д. 38).
На основании заявки Общества, АНО «Технопарк ОГУ» составлено экспертное заключение от 30.01.2018 по обследованию строительных конструкций квартиры № 61, согласно которому общее техническое состояние кирпичных стен жилой квартиры оценивается как ограниченно работоспособное со снижением долговечности; экспертами сделан вывод о том, что биологические поражения (темные пятна) на поверхности стен вызваны неработоспособным состоянием системы вентиляции, а также промерзанием и увлажнением конденсатной влагой наружных стен, что подтверждено экспертами при выполнении тепловизионного исследования; для обеспечения работоспособного состояния стен и квартиры в целом необходимо восстановить систему вентиляции путем прочистки каналов, а также выполнить утепление наружных стен жилой квартиры (л.д. 41).
На основании распоряжения от 06.02.2018г. № 304 заместителя начальника Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области специалистом ГЖИ 13 и 16 февраля 2018 года проведена внеплановая выездная проверка ООО «Управляющая компания «Газовик», результаты которой зафиксированы в акте проверки № А-304 от 16.02.2018 (л.д. 20, 27). Одновременно Обществу выдано предписание № ПР-304 от 16.02.2018г. со сроком исполнения – 01.07.2018 (л.д. 28) с указанием на необходимость в установленный срок восстановить проектные условия эксплуатации стен и выполнить план мероприятий (в соответствии с выводами и рекомендациями указанными в экспертном заключении № 02/01 от 30.01.2018 года) – утеплить наружные стены жилой квартиры.
Общество, посчитав указанное предписание не соответствующим требованиям законодательства и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с рассматриваемым заявлением. Заявитель считает, что выявленные недостатки могут быть устранены только в ходе ремонтных работ капитального характера, обязанность выполнения которых у Общества отсутствует.
Жилищная инспекция, руководствуясь нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (далее – Правила № 290), Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее – Правила № 170), «Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004» (далее – МДК 2-04.2004) просит в удовлетворении требований Обществу отказать, указывая, что оспариваемым предписанием на общество не возложена обязанность по проведению капитального ремонта, из анализа вышеприведенных правовых норм не следует, что по характеру и объему работ, работы по утеплению стен в местах, где превышена величина допустимого температурного перепада, относится к капитальному ремонту, при этом, способ устранения выявленных нарушений, Общество вправе выбрать самостоятельно.
Заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд не установил оснований для удовлетворения заявленных требований на основании следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий – несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Исходя из положений статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, оспариваемое предписание составлено должностным лицом в пределах предоставленных полномочий.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия). Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами утверждает Правительство Российской Федерации (часть 2 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Положение о лицензировании утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110.
В подпунктах «а» и «б» пункта 3 Положения о лицензировании установлено, что лицензионными требованиями к лицензиату являются, в том числе соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (аналогичные положения содержат также пункты 10, 11(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 16 Правил № 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путём заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией или путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом).
Как следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Газовик» осуществляет деятельность по управлению спорным МКД.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться, в том числе, посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.042013 № 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень).
В соответствии с пунктом 11 Минимального перечня работы, выполняемые в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов, - проверка состояния внутренней отделки. При наличии угрозы обрушения отделочных слоев или нарушения защитных свойств отделки по отношению к несущим конструкциям и инженерному оборудованию - устранение выявленных нарушений.
Кроме того, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утверждёнными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила № 170), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями. В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:
исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода;
защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования;
воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий;
обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств;
чистоту чердачных помещений и освещенность;
достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами;
исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка;
выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
Пункт 3 Перечня № 290 содержит указание на работы, выполняемые для надлежащего содержания стен многоквартирных домов:
выявление отклонений от проектных условий эксплуатации, несанкционированного изменения конструктивного решения, признаков потери несущей способности, наличия деформаций, нарушения теплозащитных свойств, гидроизоляции между цокольной частью здания и стенами, неисправности водоотводящих устройств;
выявление следов коррозии, деформаций и трещин в местах расположения арматуры и закладных деталей, наличия трещин в местах примыкания внутренних поперечных стен к наружным стенам из несущих и самонесущих панелей, из крупноразмерных блоков;
выявление повреждений в кладке, наличия и характера трещин, выветривания, отклонения от вертикали и выпучивания отдельных участков стен, нарушения связей между отдельными конструкциями в домах со стенами из мелких блоков, искусственных и естественных камней;
выявление в элементах деревянных конструкций рубленых, каркасных, брусчатых, сборно-щитовых и иных домов с деревянными стенами дефектов крепления, врубок, перекоса, скалывания, отклонения от вертикали, а также наличия в таких конструкциях участков, пораженных гнилью, дереворазрушающими грибками и жучками-точильщиками, с повышенной влажностью, с разрушением обшивки или штукатурки стен;
в случае выявления повреждений и нарушений - составление плана мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнение.
В силу 4.2.1.1. Правил № 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать:
заданный температурно-влажностный режим внутри здания;
исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность);
устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития;
теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки квартиры № 61 спорного многоквартирного дома ГЖИ выявлено отклонение от проектных условий эксплуатации стен – наличие темных пятен на внутренних поверхностях стен в помещениях зала и кухни квартиры № 61.
Данное обстоятельство заявителем не оспаривается, подтверждается фотографиями, при этом Общество полагает, что обязанность по выполнению указанных работ, носящих капитальный характер, не может быть возложена на управляющую компанию.
Суд отклоняет указанный довод заявителя, как основанный на неверном толковании вышеуказанных норм права, регулирующих отношения по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации ограждающие несущие и ненесущие конструкции многоквартирного жилого дома как здания являются общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
Оспариваемое предписание выдано жилищной инспекцией в отношении внешней стены многоквартирного жилого дома, следовательно, касается общего имущества собственников помещений в этом доме.
Согласно пункту 1 статьи 161 Кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу раздела II Правил № 170 техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии его элементов. В силу пунктов 4.2.1.1 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность), а также устранение по мере выявления повреждения стен, не допуская дальнейшего развития повреждений.
Кроме того, круг обязанностей управляющей организации не освобождает ее от соблюдения общеобязательных требований, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме независимо от того, упоминаются ли в договоре управления соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
При этом если выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Вступая в правоотношения по управлению жилищным фондом, заявитель должен был знать о существовании установленных обязанностей, а также обеспечить их выполнение, то есть проявить ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил.
Следовательно, заявитель, будучи управляющей организацией, обязан надлежащим образом, в соответствии с требованиями Правил № 170, осуществлять содержание и ремонт общего имущества вышеуказанного жилого дома.
Исходя из целей (пункт 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации) и предмета (пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации) договора управления и с учётом требований к надлежащему содержанию общего имущества управляющая компания обязана осуществлять все мероприятия, описанные в законах и подзаконных нормативных актах, обеспечивающие выполнение указанных требований.
В рассматриваемом случае заявитель не доказал, что нарушение требований вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами, которые управляющая организация не могла предвидеть при обычной степени заботливости и осмотрительности.
Таким образом, управляющая компания как специализированная коммерческая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом в качестве своей основной предпринимательской деятельности, должна надлежаще содержать общее имущество многоквартирного дома в целях обеспечения соблюдения прав и законных интересов собственников помещений этого дома, а также сохранности их имущества.
При таких обстоятельствах предписание является законным, а, следовательно, не может нарушать права Общества, в связи с чем, в удовлетворении требований заявителю следует отказать.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб. в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Газовик» отказать.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб. отнести на заявителя.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (город Челябинск) в срок, не превышающий месяц со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья О.А. Вернигорова