ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-5432/15 от 30.07.2015 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная 56, г. Оренбург, 460046

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург                                                                Дело № А47-5432/2015  

30 июля 2015 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи         Т.В. Сердюк, рассмотрел в порядке упрощенного производства, дело по заявлению исх. № 01-5075 от 22.05.2015г. (поступило в арбитражный суд  25.05.2015г.) Управления Федеральной службы  по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области, г. Оренбург  о привлечении  Общества с ограниченной ответственностью "Сервис-Строй", г. Оренбург  к административной ответственности  по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии заявления о признании незаконным и отмене решения административного органа о привлечении к административной ответственности и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

   При рассмотрении дела в порядке упрощенного производства Арбитражный суд установил.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области, г. Оренбург (далее- заявитель)  обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Сервис-Строй", (далее - ООО "Сервис-Строй", лицо привлекаемое к административной ответственности)  о привлечении к административной ответственности  по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности,  требования административного органа отзыв в материалы дела не представил, из объяснений данный к протоколу следует, что нарушение признает.

Из материалов дела судом установлено, что  Управлением Федеральной службы по надзору в сфере  защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области проведена проверка соблюдения требований безопасности, законодательства о лицензировании, осуществление надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В ходе проверки установлено, что ООО "Сервис-Строй" имеет лицензию № 56.01.15.002.Л.000005.06.13, выданную Управлением Роспотребнадзора по Оренбургской области, на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности). Виды работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности: хранение и эксплуатация источников ионизирующего излучения (генерирующих). Используемые радиационные источники: аппарат рентгеновский импульсный наносекундный автономный.

В ходе проверки заявитель также пришел к выводу, что в действиях общества выявлены нарушения соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности, связанной с хранением и эксплуатацией источников ионизирующего излучения (генерирующих). Управлением установлено, что у дефектоскописта ФИО1 отсутствует дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации по радиационной безопасности в объеме 72 часа, соответствующие требованиям и характеру заявленных работ (услуг);  в разработанных администрацией организации программах производственного радиационного контроля, устанавливающих объем, характер и периодичность радиационного контроля  не включены нормативные документы.

По результатам проверки  Управление Федеральной службы по надзору в сфере  защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области в отношении ООО "Сервис-Строй" 20.05.2015 составлен   протокол по делу об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указанный протокол  вместе с заявлениями о привлечении ООО "Сервис-Строй" направлены для рассмотрения в арбитражный суд.

Суд, исследовав материалы дела, признал требование подлежащим  удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. При этом статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения.

По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности (часть 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 г. 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом. Лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее -Закон о лицензировании) соблюдение лицензиатом лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Согласно статье 8 указанного Закона лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.

В силу пп. «в» п. 4 Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 278, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) при осуществлении лицензируемой деятельности, являются:в) наличие у соискателя лицензии систем учета, производственного контроля, а также физической и радиационной защиты радиационных источников, учета и контроля индивидуальных доз облучения работников и населения, отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям в области радиационной безопасности (за исключением организаций, осуществляющих проектирование источников ионизирующего излучения (генерирующих) и средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих)) в соответствии с федеральными законами, осуществление лицензиатом указанных учета, контроля и защиты;

В соответствии со ст. 11 ФЗ № 52 от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.

В соответствии со ст. 11 ФЗ от 09.01.1996 №3 «О радиационной безопасности населения», организации, осуществляющие деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, проводят производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности.

Согласно пп. «г» п. 4 Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих), утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 278 (далее- Положение), наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) работников, деятельность которых непосредственно связана с источниками ионизирующего излучения (генерирующими), имеющих высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации в объеме не менее 72 часов по радиационной безопасности, соответствующие требованиям и характеру заявленных работ (услуг).

Согласно пп. «в» п.4 Положения, наличие у соискателя лицензии систем учета, производственного контроля, а также физической и радиационной защиты радиационных источников, учета и контроля индивидуальных доз облучения работников и населения, отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям в области радиационной безопасности (за исключением организаций, осуществляющих проектирование источников ионизирующего излучения (генерирующих) и средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих)) в соответствии с федеральными законами, осуществление лицензиатом указанных учета, контроля и защиты.

 Программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил без ограничения срока действия. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. Разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами. (п.2.6 СП 1.1.1058-01)

В соответствии с п. 3.1 СП 1.1.1058-01, программа (план) производственного контроля (далее - программа) составляется в произвольной форме и должна включать следующие данные: перечень официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью.

В силу п.8.3 СанПиН 2.6.1.3164-14, администрация организации разрабатывает и утверждает программу радиационного контроля, устанавливающую объем, характер и периодичность радиационного контроля, а также порядок регистрации его результатов с учетом особенностей и условий выполняемых работ.

Согласно п. 2.4.6.  СП 2.6.1.2612-10, администрация радиационного объекта разрабатывает и утверждает программу радиационного контроля с учетом особенностей и условий выполняемых работ.

Как следует из материалов дела, приказом ООО "Сервис-Строй" от 20.04.2015 № 4 «О назначении ответственного лица при проведение работ по радиографическому контролю сварных соединений» к персоналу группы А отнесен дефектоскопист ФИО1, удостоверение № 0034-22-23867-2014, указан вид контроля ВИК (визуальный и измерительный контроль) до 12.2017, уровень -2. В квалификационном удостоверении указано: «Уровень квалификации, вид контроля, наименование объектов контроля в соответствии с ПБ-03-440-02. Таблицей 1 приложения № 3 ПБ-03-44-02 определены требования по минимальным срокам специальной подготовки для доступа к квалификационному экзамену и аттестации на Iи II уровня квалификации, согласно которой обучение по радиационному контролю (РК) 2 уровня составляет 40 ч. учитывая примечание № 3, допуск к аттестации на IIуровень осуществляется после прохождения подготовки в объеме суммарного времени для I и II уровней, дефектоскопист ФИО1 прошел дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации ВИК в объеме 64 часа.

Таким образом, у дефектоскописта ФИО1 отсутствует дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации по радиационной безопасности в объеме 72 часов.

В нарушение требований пп.В п.4 Положения, п. 2.6, п.3.1. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п.8.3 раздела VIII СанПиН 2.6.1.3164-14 «Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при рентгеновской дефектоскопии», п. 2.4.6 СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности» ОСПОРБ-99/2010», ст. 32 Федерального закона от 30.03.99. № 52 ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» в разделе №1 программы производственного радиационного контроля ООО «Сервис-Строй» не включены следующие нормативные документы: Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями и дополнениями); Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; Постановление Правительства РФ от 21.11.2011  N 957  "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности; Постановление Правительства РФ от 02.04.2012 № 278 «О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности); СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений»; СанПиН 1.2.2353-08 «Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности»; СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению общественных и жилых зданий»; Приказ от 12.04.2011 № 302-н «Об утверждении перечней вредных и (и) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»; СанПиН 2.6.1.3164-14 «Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при рентгеновской дефектоскопии». Согласно п.8.3. СанПиН 2.6.1.3164*-14 администрация организации разрабатывает и утверждает программу производственного радиационного контроля, устанавливающую объем, характер и периодичность радиационного контроля, а также порядок регистрации его результатов с учетом особенностей и условий выполненных работ.

Таким образом, ООО «Сервис - Строй» имея лицензию на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности). Виды работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности: хранение и эксплуатация источников ионизирующего излучения (генерирующих). Используемые радиационные источники: аппарат рентгеновский импульсный наносекундный автономный, нарушило соблюдение лицензионных требований  и условии, предусмотренные лицензией, а именно: пп. «г», пп. «в» п. 4 Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 278, СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п.8.3 раздела VIII СанПиН 2.6.1.3164-14 «Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при рентгеновской дефектоскопии», п. 2.4.6 СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности» ОСПОРБ-99/2010», ст. 32 Федерального закона от 30.03.99. № 52 ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» в разделе №1 программы производственного радиационного контроля».

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина лицензиата в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, заключается в том, что при наличии возможности соблюдения обязательных требований и условий, содержащихся в вышеприведенных нормативных актах, при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиатом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, суд признал, что факт правонарушения подтверждается материалами дела.

Соответственно, событие административного правонарушения, установленного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ в действиях ООО «Сервис -Строй», нашло свое подтверждение.

Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено.

На дату рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

Часть 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает для юридических лиц в качестве наказания за совершение административного правонарушения предупреждение или наложение административного штрафа от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

При определении меры ответственности суд считает необходимым отметить следующее.

Статья 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяет правила назначения административного наказания, согласно чему административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и правосознанием, с  учетом вышеназванных статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд считает целесообразным привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Сервис-Строй» к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде предупреждения.

Применение предупреждения, равно как и другого административного наказания, влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. Лицо, которому назначено это административное наказание, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предупреждения. Если в течение года такое лицо совершит новое административное правонарушение, то к нему может быть применено более строгое административное наказание.

Доказательств, причинения обществом вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, причинению имущественного ущерба административным органом, не представлено.

Из материалов дела не усматривается, что ранее общество привлекалось к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Иного административным органом, в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано.

При этом, суд считает необходимым указать, что привлечение общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначение наказания в виде предупреждения не снимает с ООО «Сервис-Строй» обязанности выполнять требования установленные в лицензии № 56.01.15.002.Л.000005.06.13.

Руководствуясь 167-170,  216, 226-229  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Заявление Управления Федеральной службы  по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области, г. Оренбург  о привлечении  Общества с ограниченной ответственностью "Сервис-Строй", г. Оренбург  к административной ответственности  по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, удовлетворить.

1.Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Сервис-Строй», г. Оренбург к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Челябинск) через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья                                                                             Т.В. Сердюк