ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-5456/14 от 31.03.2015 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Володарского 39, г. Оренбург, 460046

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург                                                                Дело № А47-5456/2014  

07 апреля 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена марта 2015 года

В полном объеме решение изготовлено апреля 2015 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Ахмедова А.Г.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Колпаковой Л.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску индивидуального предпринимателя Бровикова Ивана Ивановича, п.Чкалов Оренбургского района Оренбургской области (ОГРНИП 310565807800151)

к Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области, г.Оренбург (ОГРН 1025602725323 ИНН 5638018689)

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора по делу № А47-5456/2014:

1. Финансовое управление Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области, г. Оренбург,

2.  Министерство финансов Оренбургской области, г. Оренбург,

3. Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, г. Оренбург

о взыскании 106 290 руб.

при участии в судебном заседании (до и после перерыва):

от истца - Ярыгин В.А., представитель (доверенность от 10.04.2014)

от ответчика - Турыгина А.С., представитель (доверенность от 11.03.2014)

от третьего лица 1,2,3 - явки нет.

В судебном заседании в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв с 26.03.2015 на 14 час. 15 мин. 31.03.2015.

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании 259 752 руб., составляющих сумму невыплаченной субсидии за период с октября по декабрь 2013 года по договору № 14 от 30.01.2013.

Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного заседания не явились. В порядке ст. 156Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.

В ходе судебного заседания истец заявил ходатайство об уменьшении исковых требований. С учетом уточнения взыскать 106 290 руб., составляющие сумму убытков.

Рассмотрев ходатайство истца, в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд принял уточнение исковых требований, иск рассматривается о взыскании 106 290 руб.

Ответчик возражал против удовлетворения исковых требований. В отзыве ответчик указал, что задолженности перед истцом нет, субсидия предоставлена в установленном размере. Кроме того, ответчик указывает, что убытки, выражающиеся в затратах на горюче-смазочные материалы, предъявленные истцом ко взысканию, является неотъемлемой частью предпринимательской деятельности. Органы местного самоуправления не несут ответственность за убыточность или затраты индивидуальных предпринимателей при выполнении их работ.

Третье лицо Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области исковые требования считает необоснованными по основаниям, изложенным в отзыве. Ответственность за достоверность представляемых данных и целевое использование субсидий возлагается на органы муниципальных районов и городских округов.

Третье лицо Финансовое управление Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области считает требования истца необоснованными.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, между истцом (исполнитель) и ответчиком (заказчик) 30.01.2013 заключен договор на транспортное обслуживание населения в пригородном сообщении № 14. Согласно п. 1.1 договора исполнитель обязуется организовать транспортное обслуживание населения МО Оренбургский район согласно приложения № 1 к договору, а также оказать пассажирские услуги гражданам льготной категории по пригородным маршрутам по "Социальной транспортной карте", а заказчик обязуется предоставить субсидию в порядке, определенном в Постановлении администрации МО Оренбургский район от 04.05.2011 № 2612-п "Об утверждении Порядка распределения субсидий на возмещение расходов, связанных с осуществлением пригородных пассажирских перевозок автомобильным транспортом за счет областного и местного бюджетов", а также Закона Оренбургской области от 18.12.2012 № 1314/363-V-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".

По условиям договора ответчик перечисляет субсидии и субвенции истцу согласно представленным отчетам. Субсидия выделяется согласно методики распределения областного фонда софинансирования социальных расходов и порядка предоставления субсидий из данного фонда, утвержденного Законом Оренбургской области от 18.12.2012 № 1314/363-V-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (пп. 1.4, 1.3 договора).

В соответствии с п. 4.1 договора заказчик обязуется осуществлять дотирование перевозок в объемах, утвержденных в соответствии с Законом Оренбургской области от 18.12.2012 № 1314/363-V-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", и в пределах средств, поступающих из областного бюджета в бюджет муниципального образования на погашение убытков.

Ответчик представил истцу отчеты об объемах выполненных работ, однако ответчик не предоставил субсидию истцу, в связи с чем истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании убытков в сумме 106 290 руб.

Изучив материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению на основании следующего.

Согласно ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии названным лицам предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

В соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.

Администрацией муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области постановлением от 04.05.2011 N 2612-п утвержден порядок распределения и предоставления субсидий на возмещение расходов, связанных с осуществлением пригородных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, за счет средств областного и местного бюджетов.

Согласно п. 3 Постановления администрации N 2612-п от 04.05.2011 субсидии предоставляются перевозчикам при условии: предоставления выписки из утвержденного реестра регулярных муниципальных маршрутов; наличие заключенных договоров на право осуществления пассажирских перевозок на пригородных маршрутах; обеспечения перевозок населения на пригородных маршрутах по тарифам, утвержденным в установленном законодательством порядке; ведения перевозчиками раздельного учета доходов и расходов по видам перевозок.

Согласно п. 10 Порядка N 2612-п объем субсидий, выделенных перевозчикам, не должен превышать объема убытков автотранспортных организаций, осуществляющих пассажирские перевозки населения на пригородных маршрутах по тарифам, не превышающим предельного тарифа, утвержденного Правительством Оренбургской области. В случае нарушения условий предоставления субсидий, соответствующие средства подлежат возврату.

Согласно п. 11 данного постановления администрации автотранспортные организации несут ответственность за недостоверность представляемых отчетов. В случае нарушения условий предоставления субсидий, соответствующие средства подлежат возврату в областной бюджет.

В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п. 1).

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2).

Требование о возмещении вреда подлежит удовлетворению при наличии в совокупности четырех условий: факта причинения истцу вреда, совершения ответчиком определенных действий (бездействие), причинной связи между действиями (бездействием) ответчика и наступившим у истца вредом, вины причинителя вреда. Также необходимо обосновать размер вреда. При этом ответственность ответчика наступает при доказанности всех перечисленных обстоятельств в совокупности.

В соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Согласно п. 17 Постановления Пленума ВАС от 22.06.2006 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.

Общая сумма убытков сформирована истцом как сумма стоимости нормативных расходов горюче-смазочных материалов (146 571 руб.)  и расходов на услуги автовокзала (12 000 руб.) за вычетом выручки от продажи билетов пассажирам по билетно-учетным листам (43 500 руб.) и дотации ответчика за октябрь 2013 г. (8 781 руб.).

В силу п. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

В обоснование стоимости горюче-смазочных материалов в размере 146 571 руб. при выполнении пассажирских перевозок по маршруту № 101 "Оренбург-Аэропорт" в материалы дела представлены путевые листы. Из расчета стоимости горюче-смазочных материалов, представленного истцом, следует, что фактический пробег автобуса за октябрь 2013 года составил 10 080 км, за ноябрь 2013 года - 10 500 км., за декабрь 2013 года -                  9 765 км. Однако, представленными в материалы дела путевыми листами за подтвержден пробег автобуса за октябрь 2013 года - 5 320 км., за ноябрь 2013 года - 9 573 км., декабрь 2013 года - 5 300 км.

Истец представляет расчет стоимости горюче-смазочных материалов за октябрь, ноябрь 2013 года, исходя из фактического пробега автобуса ГАЗ-32213. Однако из представленных путевых листов следует, что в указанный период перевозку пассажиров наряду с автобусом ГАЗ-32213 осуществлял Форд-222702.

За декабрь 2013 года расчет стоимости горюче-смазочных материалов представлен исходя из фактического пробега автобуса Форд-222702. Тогда как из путевых листов следует, что в декабре 2013 года на указанном маршруте перевозку осуществлял также автобус ГАЗ-32213.

Истцом документально не подтверждены нормативы расходов на используемые для перевозки автобусы.

Представленные в материалы дела чеки на приобретение горюче-смазочных материалов сами по себе не подтверждают затраты на перевозку пассажиров по маршруту № 101.

Таким образом, истцом не доказан факт получения убытков от транспортного обслуживания населения по договору № 14 от 30.01.2013 как основание для субсидирования.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

На основании вышеизложенного судом в удовлетворении исковых требований отказано.

Расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 186 руб. 70 коп. в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с истца в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 49, 102, 110, 167 – 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1. Уточнение исковых требований принять. Иск рассматривается о взыскании 106 290 руб.

2. В удовлетворении исковых требований отказать.

3. Взыскать с индивидуального предпринимателя Бровикова Ивана Ивановича, п.Чкалов Оренбургского района Оренбургской области (ОГРНИП 310565807800151) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 4 186 руб. 70 коп.

4. Исполнительный лист выдать налоговому органу в порядке ст. 319, 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Челябинск в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья                                                                                    А.Г. Ахмедов