ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-548/08 от 03.03.2008 АС Оренбургской области

Арбитражный суд Оренбургской области

Именем Российской Федерации

  Р Е Ш Е Н И Е

г. Оренбург Дело № А47-548/2008 АК-21

«03» марта 2008г.

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Н.И. Говыриной

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.Н. Поляковой

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению предпринимателя Гончаровой Людмилы Александровны, Оренбургская область, г.Орск

к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской области, г. Орск

о признании незаконным и отмене постановления инспекции от 09.01.08 г. № 1646 по делу об административном правонарушении

лица, участвующие в деле в заседание не явились

Заявление рассмотрено в открытом судебном заседании в соответствии с ч. 1 ст. 11, ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Установил:

Предприниматель Гончарова Людмила Александровна просит суд признать незаконным и отменить постановление инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску от 09.01.08 г. № 1646 о привлечении к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 30 000 руб.

Налоговая инспекция в отзыве от 12.02.08 г. № 05-21-20/08/5404 просит суд в удовлетворении жалобы отказать в связи с правомерностью вынесенного постановления.

Лица, участвующие в деле о месте и времени судебного разбирательства извещены уведомлениями №№ 62892, 62893.

В ходе судебного разбирательства было рассмотрено письменное ходатайство от 03.03.08 г. представителя предпринимателя Гончаровой Л.А. об обязании судом инспекции направить предпринимателю копии документов, представленных налоговой инспекцией в арбитражный суд.

Судом ходатайство отклонено, так как в соответствии с ч. 4 ст. 66 Арбитражного процессуального кодекса РФ, лицо, участвующее в деле вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании документов-доказательств при условии, что не имеет возможности самостоятельно получить необходимые документы от лица, у которого они находятся. Указанное условие заявителем не соблюдено и не подтверждено.

Иных ходатайств, отводов лицами, участвующими в деле не заявлено.

Правовых оснований для отложения судебного разбирательства не имелось.

Изучив материалы административного дела и законодательство, регулирующее данные правоотношения, арбитражный суд счел заявление предпринимателя Гончаровой Людмилы Александровны подлежащим удовлетворению по следующим правовым основаниям.

Как видно из текста заявления 25.12.2007 г. инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской области была проведена проверка торговой деятельности.

Статус предпринимателя подтверждается свидетельством государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серии 56 № 001471989 от 02.09.04 г., выданным ИМНС РФ по Советсткому району г. Орска Оренбургской области. Юридический адрес заявителя: Оренбургская область, г. Орск, Орский проспект, д. 31, кв. 16.

В результате проведенной проверки налоговым органом было вынесено Постановление № 1646 от 09.01.2008 г. по делу об административном правонарушении, согласно которого предприниматель привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере 3000 руб. по ст. 14.5 КоАП РФ. Копия данного постановления была получена предпринимателем 23.01.08 г., что подтверждается отметкой на почтовом конверте заказного письма № 17383.

Считая, что данное Постановление является незаконным, так как в ходе проведения проверки и при вынесении Постановления налоговым органом были допущены процессуальные правонарушения, которые являются основанием для признания Постановления полностью незаконным по следующим основаниям, заявитель обратилась в арбитражный суд.

Тек предприниматель указывает на нарушение ч. 2 ст. 25.1КоАП РФ, то есть она не была извещена о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении и не заявляла ходатайства об отложении рассмотрения дела; Постановление № 1646 от 09.01.08 г. по делу об административном правонарушении было вынесено в отсутствие заявителя. В нарушение ч. 1 ст. 25.1КоАП РФ предприниматель не была ознакомлена со своими процессуальными правами, предусмотренными данной статьей, что является нарушением ее конституционных прав.

Данные процессуальные нарушения предприниматель Гончарова Л.А. считает достаточным основанием для признания незаконным обжалуемого Постановления, что подтверждается диспозицией, изложенной в пункте 10 Постановления Пленума ВАС РФ № 10 от 02.06.2004 г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

Согласно ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с частями 2,3,4,4.1,5,6 ст. 28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 1.1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

(часть четвертая.1 введена Федеральным законом от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Согласно ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В силу ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Как видно из протокола об административном правонарушении № 1646 от 26.12.07 г. правонарушение было совершено 25.12.07 г., протокол составлен 26.12.07 г.

Наличие обстоятельств указанных в ч. 2, ч. 3 ст. 28.5 КоАП РФ налоговым органом не доказано.

Арбитражный суд не признает надлежащим составление протокола об административном правонарушении, так как привлечение к участию понятых в подтверждение отказа от подписи, отказа от получения протокола, подтверждение факта присутствия предпринимателя при составлении протокола является нарушением ч. 2 ст. 25.7 КоАП РФ, в соответствии с которой присутствие понятых обязательно в случаях, предусмотренных главой 27 настоящего Кодекса. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты.

Глава 27 КоАП РФ в данных административных правонарушениях не применяется. Тем более, что практика привлечения понятых вместо надлежащего уведомления нарушителя, в случае его уклонения от тех или иных действий, может повлечь умышленное нарушение прав и законных интересов лица, в виде не извещения лица о дне составления протокола, ограничившись соответствующими подписями понятых.

В соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ № 10 от 02.06.2004 г. нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности. (ч. 2 ст. 206 АПК РФ).

При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении суд выясняет было ли данному лицу сообщено о времени составления протокола.

В связи с тем, что налоговая инспекция считает надлежащим уведомлением о месте и времени рассмотрения административного дела предпринимателя в виде подписи понятых, и иным образом не извещала предпринимателя Гончарову Л.А., административное дело было рассмотрено в ее отсутствие, что является грубым нарушением ее прав и законных интересов, а именно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ.

В тексте оспариваемого постановления № 1646 от 09.01.08 г. налоговая инспекция указала, что предприниматель Гончарова Л.А. о месте и времени рассмотрения материалов проверки извещена надлежащим образом протоколом об административном правонарушении № 1646 от 26.12.07 г. Указанное обстоятельство не соответствует действительности и нарушает права и законные интересы предпринимателя.

В соответствии с п/п 1 ст. 2 Арбитражного процессуального кодекса РФ одной из задач арбитражного суда является защита нарушенных прав и законных интересов лица.

В соответствии с ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса РФ, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, с у д

Р Е Ш И Л:

1. Ходатайство заявителя об обязании судом инспекции представить документы, направленные в арбитражный суд отклонить.

2. Заявление предпринимателя Гончаровой Людмилы Александровны, Оренбургская область, г.Орск удовлетворить. Признать незаконным и отменить постановление инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской области, г. Орск № 1646 от 09.01.2008 г.

3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый апелляционный арбитражный суд в течение десяти дней с даты его принятия (изготовления в полном объёме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области. Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайте Восемнадцатого апелляционного арбитражного суда www.18aac.ru или интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru

Судья Н.И. Говырина

Резолютивная часть решения объявлена 03.03.2008 г.

В полном объеме решение изготовлено и отдано в печать 03.03.2008 г.

3