ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-5623/2021 от 16.11.2021 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург                                                                Дело № А47-5623/2021  

23 ноября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена        ноября 2021 года

В полном объеме решение изготовлено        ноября 2021 года

          Арбитражный суд Оренбургской области  в составе

судьи Бочаровой О.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горбачевой Т.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению  Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области», г. Соль-Илецк Оренбургская область (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, г.Оренбург (ОГРН <***>, ИНН <***>)

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: 1.Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Оренбургской области, г.Оренбург

2. Территориальное управление Росимущества в Оренбургской области, г.Оренбург

о снятии с государственного кадастрового учета нежилого здания

В судебном заседании участвуют представители:

от истца: ФИО1 – представитель (доверенность от 23.06.2020 сроком на 3 года, служебное удостоверение);

от ответчика и третьих лиц: не явились.

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области о снятии с государственного кадастрового учета нежилого здания с кадастровым номером 56:47:0101059:531, расположенного по адресу: <...>.

Представители ответчика и третьих лиц в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на сайте арбитражного суда.

Судебное заседание проведено в отсутствие указанных лиц в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Представитель истца поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик в нарушение положений статьи 131 АПК РФ отзыв на исковое заявление в материалы дела не представил.

Третье лицо 1 представило письменный отзыв на исковое заявление в материалы дела, согласно которому не возражало против исковых требований.

Согласно представленному в материалы дела отзыву третьего лица 2, последнее не возражало против исковых требований.

Стороны не заявили ходатайства о необходимости предоставления дополнительных доказательств. При таких обстоятельствах суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 65 АПК РФ.

При рассмотрении материалов дела, судом установлены следующие обстоятельства.

На праве постоянного бессрочного пользования за ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области закреплен земельный участок с кадастровым номером 56:47:0101059:4, расположенный по адресу: <...>.

В 1991 году на данном земельном участке было возведено здание, которое 29.08.2013 поставлено на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 56:47:0101059:531, в подтверждение чего в материалы дела представлен кадастровый паспорт от 29.08.2013. Государственная регистрация права на указанный объект не производилась.

В декабре 2013 года было принято решение о сносе вышеуказанного объекта, в связи с его ветхостью и аварийностью. Снос объекта был произведен в декабре 2013 года, что подтверждается актом о сносе здания от 18.12.2020.

Согласно акту обследования в результате выполнения кадастровых работ в целях представления в орган регистрации прав заявления о снятии с учета здания с кадастровым номером 56:47:0101059:531, права на который не зарегистрированы в ЕГРН, от 20.12.2013, подготовленного кадастровым инженером ФИО2, по итогам осмотра местонахождения объекта недвижимости и, с учетом сведений ГКН, здание в настоящее время не существует, в связи с его разрушением и демонтажем, снос производился собственником здания в добровольном порядке, здание располагалось на земельном участке с кадастровым номером 56:47:0101059:4.

Из пояснений представителя истца, следует, что на месте снесенного объекта был возведен новый объект недвижимого имущества.

В частности, 27.12.2019 было получено разрешение на строительство объекта капитального строительства - Цех по производству маргарина (№56-313000-033-2019). С целью строительства объекта был получен проект здания, произведены все строительные работы. В 2020 году, после завершения строительства объекта кадастровым инженером проведены кадастровые работы по инвентаризации возведенного объекта. Для подготовки технического плана объекта необходима привязка здания к местоположению на земельном участке. В ходе подготовки технического плана было выявлено, что на кадастровой карте возведенный объект налагается на ранее существовавший объект с кадастровым номером 56:47:0101059:531.

Полученное разрешение на строительство имеет срок действия до 31.12.2020, который впоследствии продлен до 31.12.2021. Объект полностью построен в соответствии с проектом.

Истец обращался в Управление Росреестра по Оренбургской области с заявлением о снятии объекта с кадастровым номером 56:47:0101059:531 с кадастрового учета.

На основании уведомления № 56-0-1-108/3005/2020-923/1 от 16.10.2020 истцу отказано в снятии объекта с государственного кадастрового учета в связи с тем, что истцом не представлены необходимые документы.

Невозможность снятия несуществующего в настоящее время объекта с кадастрового учета нарушает право истца на регистрацию вновь возведенного объекта, его ввод в эксплуатацию и регистрацию права, что послужило основанием для обращения истца с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Согласно отзыву третьего лица 1 сведения о здании с кадастровым номером 56:47:0101059:531, в том числе описание местоположения здания на земельном участке, внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) 01.08.2013 на основании технического плана, подготовленного кадастровым инженером ФИО2, представленного с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 30.07.2013 № 30-2412.

Здание имеет в ЕГРН следующие характеристики:

- вид - здание;

- назначение - «Нежилое здание»;

- местоположение - Оренбургская область, Соль-Илецкий район, г. Соль-Илецк, ул. Советская №6;

- площадь - 128.8 кв.м.;

- год завершения строительства - 1991.

В реестре прав ЕГРН отсутствуют сведения о регистрации прав на здание с кадастровым номером 56:47:0101059:531.

10.07.2020 поступило заявление о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости в связи с прекращением его существования № 56-0-1-108/3005/2020-923 с приложением акта обследования от 20.12.2013, подготовленного кадастровым инженером ФИО2

В результате рассмотрения представленных документов государственным регистратором прав принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета от 15.07.2020 № 56/20-55735 в соответствии с пунктами 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ), в частности, в связи с тем, что с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости обратился представитель Истца, при этом отсутствуют зарегистрированные права на здание с кадастровым номером 56:47:0101059:531, а также не представлены правоустанавливающие либо правоудостоверяющие документы на объект недвижимости.

Третье лицо 1 не возражало против исковых требований.

Из отзыва третьего лица 2 следует, что на основании распоряжения от 12.08.2010 № 801-р ТУ Росимущества в Оренбургской области передало в постоянное бессрочное пользование истцу земельный участок с кадастровым номером 56:47:0101059:4, общей площадью 46422 кв.м, расположенный по адресу: <...>.

На вышеуказанном земельном участке расположены объекты недвижимости, которые на основании распоряжений закреплены за правообладателем ФКУIIK-6 УФСИН России по Оренбургской области на праве оперативного управления.

Спорное здание с кадастровым номером 56:47:0101059:531 было возведено и поставлено на кадастровый учет истцом самостоятельно. Данный объект процедуру учета в реестре федерального имущества не проходил.

Из материалов дела усматривается, что в 2013 году ФКУ IIK-6 УФСИН России по Оренбургской области было принято решение о сносе спорного объекта в связи с его ветхостью и аварийностью. Снос объекта был произведен в декабре 2013 года. В настоящее время на его месте возведен новый объект капитального строительства - цех по производству маргарина. В ходе подготовки технического плана было выявлено, что на кадастровой карте возведенный объект налагается на ранее существовавший объект с кадастровым номером 56:47:0101059:531.

Таким образом, поставить на кадастровый учет вновь возведенное нежилое здание не представляется возможным, поскольку первоначально необходимо снять с учета объект недвижимости с кадастровым номером 56:47:0101059:531.

Поскольку в настоящее время объект недвижимости с кадастровым номером 56:47:0101059:531 прекратил свое существование ТУ Росимущества в Оренбургской области считает, что у истца есть все основания для снятия данного объекта с кадастрового учета.

На основании вышеизложенного. ТУ Росимущества в Оренбургской области считает заявленные требования ФКУ ИK №6 УФСИН России по Оренбургской области законными и обоснованными, просит суд удовлетворить их в полном объеме.

Заслушав представителя истца, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

В силу положений части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ) устанавливает основополагающие принципы осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество, одними из которых являются принципы публичности и достоверности, то есть бесспорности зарегистрированных в реестре прав, отсутствия сомнений в наличии у объекта, на который осуществлена регистрация прав, признаков недвижимости.

Как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, основанных на положениях статей 8, 17, 19, 35, 40 и 46 Конституции Российской Федерации, законодательное закрепление необходимости государственной регистрации права на недвижимое имущество, являющейся единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке, свидетельствует о признании со стороны государства публично-правового интереса в установлении принадлежности недвижимого имущества конкретному лицу, чем обеспечивается защита прав других лиц, стабильность гражданского оборота и предсказуемость его развития.

Учитывая изложенное, обеспечение принципа достоверности сведений ЕГРН, закрепленного в части 1 статьи 7 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", является необходимым условием не только стабильности, но и самой возможности оборота недвижимости как особой категории вещей.

До 01.01.2017 кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

С 01.01.2017 государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ).

Снятие с государственного кадастрового учета объектов недвижимости Законом № 218-ФЗ предусмотрено для следующих случаев:

- для объектов, которые содержались в ГКН со статусом «временные» (ч. 7 ст.72 Закона № 218-ФЗ);

- в случае прекращения существования объекта недвижимости (ст. 14 Закона № 218-ФЗ);

- снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные  объекты недвижимости (ч. 4 ст. 41 Закона № 218-ФЗ).

В неурегулированных законом случаях исключение сведений из ЕГРН во внесудебном порядке невозможно.

В соответствии с ч.7 ст. 1 Закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Согласно ст. 8 Закона № 218-ФЗ, в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

В кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества:  назначение сооружения, если объектом недвижимости является сооружение; адрес объекта недвижимости (при его наличии).

В пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление от 29.04.2010 N 10/22) разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства (абзац 1).

Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП (абзац 2).

В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим (абзац 4).

По смыслу данного положения иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.

Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (статья 219 ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним (пункт 1 статьи 131 ГК РФ).

По смыслу указанных положений статей 130, 131 ГК РФ право собственности может быть зарегистрировано в ЕГРП лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 N 1160/13).

При применении указанной статьи необходимо учитывать, что понятие объекта недвижимости представляет собой исключительно правовую категорию, которой присуща определенная совокупность признаков, позволяющих считать имущество объектом гражданских прав.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 11052/09, суд при рассмотрении спора должен дать квалификацию объекту, основываясь на установленных фактических обстоятельствах, определить, имеется ли самостоятельный объект недвижимого имущества, отвечающий признакам, указанным в пункте 1 статьи 130 ГК РФ.

Имущество, обладающее таким признаком, как физическая связь с землей, может быть признано недвижимостью только в случае его создания как объекта недвижимости в установленном законом и иными нормативными правовыми актами порядке: с получением необходимых разрешений и соблюдением градостроительных норм и правил, на земельном участке, предоставленном именно под строительство объекта недвижимости, также данный объект должен иметь самостоятельное функциональное назначение.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.09.2012 N 3809/12, сам по себе факт регистрации объекта как недвижимого имущества, в отрыве от его физических характеристик, в ЕГРП не означает, что объект является недвижимой вещью и не является препятствием для предъявления иска о признании права на такой объект отсутствующим.

Как следует из материалов дела, в декабре 2013 года произведен снос объекта - здания с кадастровым номером 56:47:0101059:531, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 56:47:0101059:4, в связи с его ветхостью и аварийностью, что подтверждается актом о сносе здания от 18.12.2020.

Согласно акту обследования в результате выполнения кадастровых работ в целях представления в орган регистрации прав заявления о снятии с учета здания с кадастровым номером 56:47:0101059:531, права на который не зарегистрированы в ЕГРН, от 20.12.2013, подготовленного кадастровым инженером ФИО2, в результате осмотра местонахождения объекта недвижимости и с учетом сведений ГКН здание в настоящее время не существует в связи с его разрушением и демонтажем, снос производился собственником здания в добровольном порядке, здание располагалось на земельном участке с кадастровым номером 56:47:0101059:4.

Пунктом 3 части 3 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что государственный учет и государственная регистрация прав осуществляется одновременно в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

Наличие в кадастре недвижимости сведений в отношении спорного объекта накладывает определенные ограничения, обусловленные распространением на этот объект правового режима, установленного действующим законодательством для недвижимого имущества.

При рассмотрении настоящего спора судом установлено и материалами дела подтверждается, что спорное здание отсутствует в связи со сносом вследствие его ветхости и аварийности. Здание, как объект недвижимости, прекратило свое существование.

С учетом изложенного, исковые требования о снятии с государственного кадастрового учета нежилого здания с кадастровым номером 56:47:0101059:531, расположенное по адресу: <...>, подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 112 АПК РФ вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.

В силу статьи 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Согласно ст. 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки ее уплаты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регламентировано ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В силу п. 1 данной статьи судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Истцом заявлены требования неимущественного характера о признании права собственности на нежилое здание.

Размер государственной пошлины составляет 6 000 руб. в соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» судебные расходы, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком, распределению не подлежат.

Основания и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, глава 25.3 НК РФ). Для того, чтобы воспользоваться льготой по уплате государственной пошлины по подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ заинтересованное лицо обязано подтвердить статус государственного органа (органа местного самоуправления) и свое процессуальное положение (истец, ответчик).

Согласно пунктам 4, 13 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФСИН России) входит в систему федеральных органов исполнительной власти и осуществляет публичные функции по обеспечению исполнения уголовных наказаний, содержанию подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, этапированию, конвоированию, а также контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

Эти государственные полномочия в силу пункта 5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, ФСИН России осуществляет как непосредственно, так и через учреждения, исполняющие наказания.

Согласно вышеприведенным законоположениям, Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области» относится к числу органов исполнения наказания, входящих в структуру ФСИН России, а, следовательно, являясь истцом по настоящему делу в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.

         Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

           Исковые требования удовлетворить.

           Снять с государственного кадастрового учета нежилое здание с кадастровым номером 56:47:0101059:531, расположенное по адресу: <...>. 

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья                                                              О.В. Бочарова