ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-5675/2011 от 24.08.2011 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Володарского, 39, г. Оренбург, 460000

e-mail: info@orenburg.arbitr.ru

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург

26 августа 2011 года Дело № А47-5675/2011

Резолютивная часть решения объявлена 24 августа 2011 года

В полном объеме решение изготовлено 26 августа 2011 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Мирошник Анны Сергеевны, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Войцеховской Л.П., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Муниципального учреждения «Центр социальных выплат города Оренбурга» (г. Оренбург) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области (г. Оренбург) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области от 24.05.2011г. об отказе в государственной регистрации изменений в учредительные документы Муниципального учреждения «Центр социальных выплат города Оренбурга»,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – юрисконсульта ФИО1 (доверенность от 26.07.2011г. № 60, постоянная),

от ответчика – специалиста 1 разряда юридического отдела ФИО2 (доверенность от 13.01.2011г. № 04-11, постоянная).

В судебном заседании в соответствии с ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 23.08.2011г. по 24.08.2011г.

При рассмотрении дела в открытом судебном заседании арбитражный суд установил:

Муниципальным учреждением «Центр социальных выплат города Оренбурга» (далее по тексту – заявитель, Учреждение, МУ «ЦВС») 17.05.2011г. в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области (далее по тексту – регистрирующий орган, ответчик) были сданы документы для регистрации изменений в учредительные документы Учреждения.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области 24.05.2011г. приняла решение об отказе в регистрации данных изменений в соответствии с п.п. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту – Федеральный закон от 08.08.2001г. № 129-ФЗ) на основании непредставления определенных п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов.

МУ «Центр социальных выплат города Оренбурга» не согласившись с данным решением от 24.05.2011г., обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с настоящим заявлением о признании решения от 24.05.2011г. об отказе в государственной регистрации изменений в учредительные документы Муниципального учреждения «Центр социальных выплат города Оренбурга» недействительным, указывая, что отсутствие в ОКОПФ организационно-правой формы «муниципальное казенное учреждение» не может являться причиной для отказа в государственной регистрации.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области заявленные требования не признает по основаниям изложенным в отзыве, считая решение законным и обоснованным, поскольку п. 1.1 представленного для государственной регистрации листа А «Сведения об организационно-правовой форме и наименовании юридического лица» приложения к заявлению (форма № Р13001) заполнен неверно, а значит заявление (форма № Р13001) не может быть основанием для государственной регистрации и считается не представленным в регистрирующий орган.

Заслушав доводы и пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с положениями ст. ст. 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действия (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются нормами Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Согласно подп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.

Перечень документов, представляемых при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, определен ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

В частности, подп. «а» п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2011г. № 129-ФЗ установлено, что при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002г. № 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц и индивидуальных предпринимателей" утверждена форма № Р13001 «Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица».

В соответствии с п. 1, 2 ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (введена Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ) с 01.01.2011г. типами государственных, муниципальных учреждений, созданных Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием признаются автономные, бюджетные и казенные.

Согласно п. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (введена Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ) изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа государственного или муниципального учреждения в его учредительные документы вносятся соответствующие изменения.

Постановлением Администрации города Оренбурга от 01.03.2011г. № 1131-п в соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» было создано муниципальное казенное учреждение «Центр социальных выплат города Оренбурга» путем изменения типа существующего муниципального учреждения «Центр социальных выплат города Оренбурга».

Пунктом 5.1. указанного Постановления предусмотрено, что Управление социальной защиты населения администрации города Оренбурга должно в срок до 01.06.2011г. внести изменения в устав муниципального учреждения «Центр социальных выплат города Оренбурга».

В соответствии с приказом Управления социальной защиты населения администрации города Оренбурга от 18.04.2011г. № 128-к утвержден устав муниципального казенного учреждения «Центр социальных выплат города Оренбурга» (далее по тексту – МКУ ЦВС) и определен срок для проведения мероприятий по государственной регистрации МКУ ЦВС и устава МКУ ЦВС в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц – до 01.06.2011г.

Муниципальным учреждением «Центр социальных выплат грода Оренбурга» для регистрации изменений внесенных в устав 17.05.2011г. в регистрирующий орган были сданы следующие документы:

заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма № Р13001);

заверенный Устав МКУ ЦВС;

заверенный приказ от 18.04.2011г. № 128-к «О создании МКУ ЦВС»;

платежное поручение № 0069677 об оплате государственной пошлин за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

На странице 4 листа А «Сведения об организационно-правовой форме и наименовании юридического лица» заявления по форме № Р13001 Учреждение указало организационно-правовую форму как «муниципальное казенное учреждение» (п. 1.1) и полное наименование юридического лица – «Муниципальное казенное учреждение «Центр социальных выплат города Оренбурга» (п. 1.2).

Регистрирующим органом 24.05.2011г. принято решение об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в связи с непредставлением заявления о государственной регистрации (форма № Р13001).

Из оспариваемого решения следует, что п. 1.1 представленного для государственной регистрации листа А «Сведения об организационно-правовой форме и наименовании юридического лица» приложения к Заявлению (форма № Р13001) организационно-правовая форма юридического лица указана как – муниципальное казенное учреждение, однако ОКОПФ такая организационно-правовая форма не предусмотрена, в связи с чем п. 1.1 заявления заполен неверно и заявление считается непредставленным.

Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ) принят Постановлением Госстандарта РФ от 30.03.1999г. № 97 «О принятии и введении в действие Общероссийских классификаторов».

ОКОПФ разработан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами с учетом практического использования Классификатора организационно-правовых форм (далее - КОПФ), утвержденного Постановлением Госкомстата России от 20 апреля 1993 г. N 47.

При этом ОКОПФ предназначен для формирования информационных ресурсов регистров, реестров и кадастров, содержащих сведения о хозяйствующих субъектах; решения аналитических задач в области статистики, в системе налогообложения и других сферах экономики, связанных с управлением и распоряжением имуществом; обеспечения совместимости информационных систем, проведения автоматизированной обработки технико-экономической и социальной информации; анализа и прогнозирования социально-экономических процессов, разработки рекомендаций по регулированию экономики.

Вместе с тем, действующим законодательством не предусмотрено, что при заполнении формы № Р13001 – «Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица» организационно-правовая форма юридического лица должна быть указана в соответствии с ОКОПФ.

При заполнении п. 1 страницы 4 листа А формы № Р13001 – «Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица» имеется указание о том, что данный пункт заполняется в соответствии с требованиями подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в точном соответствии с учредительными документами в новой редакции либо с изменениями, внесенными в учредительные документы, представленными для государственной регистрации.

В Уставе заявителя, утвержденном 18.04.2011г., полное наименование указано как - муниципальное казенное учреждение «Центр социальных выплат города Оренбурга» и данное наименование и тип учреждения полностью соответствует требованиям Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Отсутствие в ОКОПФ такой организационно-правовой формы как «муниципальное казенное учреждение», с учетом того что Федеральный закон от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусматривает такую форму, не может являться основанием для вывода о том, что п. 1.1 представленного для государственной регистрации листа А «Сведения об организационно-правовой форме и наименовании юридического лица» приложения к Заявлению (форма № Р13001) заполнен неверно.

Следовательно, заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма № Р13001), представленное Учреждением 17.05.2011г. и приложенные к нему документы, соответствовало требованиям пункта 1 статьи 17 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в связи с чем у регистрирующего органа не имелось правовых оснований для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы муниципального казенного учреждения «Центр социальных выплат города Оренбурга».

В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса российской Феедрации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение о признании ненормативного правого акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах, требования Муниципального учреждения «Центр социальных выплат города Оренбурга» о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области от 24.05.2011г. об отказе в государственной регистрации изменений в учредительные документы Муниципального учреждения «Центр социальных выплат города Оренбурга», следует удовлетворить.

Понесенные заявителем расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей в соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, данных в п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007г. № 117, относятся на налоговый орган и подлежат взысканию с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области в качестве судебных расходов в порядке, установленном ст.ст. 106, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Требования Муниципального учреждения «Центр социальных выплат города Оренбурга» (ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: 460021, <...>) удовлетворить.

2. Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области от 24.05.2011г. об отказе в государственной регистрации изменений в учредительные документы Муниципального учреждения «Центр социальных выплат города Оренбурга».

3. Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

4. Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 460005, <...>) в пользу Муниципального учреждения «Центр социальных выплат города Оренбурга» (ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: 460021, <...>) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 (две тысячи) рублей после вступления решения по настоящему делу в законную силу.

Исполнительный лист выдать Муниципальному учреждению «Центр социальных выплат города Оренбурга» (ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: 460021, <...>) в порядке, предусмотренном ст.ст. 318, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья А.С. Мирошник