АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Володарского 39, г. Оренбург, 460046
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-5706/2014
23 сентября 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена сентября 2014 года
В полном объеме решение изготовлено сентября 2014 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Цыпкиной Е.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Соколовой Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Гимназия №2 г.Орска» (462411, <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>) к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Орске Оренбургской области (г. Орск) о признании недействительным решения № 066 42114 РК 0001596 от 10.04.2014 о привлечении Муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Гимназия №2 г.Орска» к ответственности за совершение нарушений законодательства РФ о страховых взносах.
В судебном заседании приняли участие представители лиц, участвующих в деле
от заявителя: не явился;
от ответчика: ФИО1
При рассмотрении настоящего спора арбитражный суд установил.
В период с 12.11.2013 по 12.02.2014 Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственным учреждением) в г. Орске Оренбургской области (далее по тексту – ответчик, орган Пенсионного фонда, управление) на основании представленного 12.11.2013 Муниципальным общеобразовательным автономным учреждением «Гимназия №2 г.Орска» (далее по тексту – заявитель, учреждение, МОАУ «Гимназия №2 г.Орска») расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, формы РСВ-1 ПФР (далее по тексту – расчёт РСВ-1 ПФР, расчёт) за 9 месяцев 2013 года проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
В ходе проверки орган Пенсионного фонда пришел к выводу о занижении учреждением суммы страховых взносов в результате неправомерного применения пониженных тарифов.
Результаты камеральной проверки 25.02.2014г. оформлены актом камеральной проверки № 6642130000602 (далее по тексту – акт № 6642130000602), копия которого 04.03.2014 направлена в адрес МОАУ «Гимназия №2 г.Орска» почтовым отправлением и была им получена 13.03.2014.
На акт № 6642130000602 учреждением представлены возражения от 27.03.2014, в которых оно не согласилось с выводами органа Пенсионного фонда.
10.04.2014 заместитель начальника органа Пенсионного фонда рассмотрел акт № 6642130000602, возражения на него и другие материалы проверки и вынес решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах № 066 421 14 РК 0001596 (далее по тексту – решение № 066 421 14 РК 0001596, решение).
В соответствии с пунктом 5.1 решения учреждению предложено уплатить недоимку по страховым взносам в общей сумме 839 188 рублей 13 копеек.
Согласно п.п. 3, 5.2 решения № 066 421 14 РК 0001596 МОАУ «Гимназия №2 г.Орска» привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее по тексту – Закон № 212-ФЗ) за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов, в виде штрафа в сумме 38 159 рублей 21 копейкии предложено уплатить данный штраф.
Пунктами 4, 5.3 решения учреждению начислены и предложены к уплате пени за несвоевременную уплату страховых взносов по состоянию на 10.04.2014 в общей сумме 69 849 рублей 28 копеек.
Пунктом 6 решения заявителю предложено внести необходимых исправлений в документы бухгалтерского учета.
О времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки МОАУ «Гимназия №2 г.Орска» было извещено уведомлением от 03.03.2014 № 14/4079, направленным в его адрес 04.03.2014.
Не согласившись с вынесенным решением, учреждение обжаловало его в вышестоящий орган Пенсионного фонда – государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области, решением которого от 20.05.2014 жалоба МОАУ «Гимназия №2 г.Орска» оставлена без удовлетворения, после чего последнее обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с рассматриваемым заявлением.
В обоснование своих требований заявитель указывает на то, что он является плательщиком упрощенной системы налогообложения и осуществляет свою основную деятельность в сфере образования, следовательно, в силу пункта 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ, вправе применить пониженные тарифы страховых взносов. При этом, как указал заявитель, применяя пониженные тарифы, он руководствовался разъяснениями управления, относительно применения рассматриваемых льгот, данными последним в письмах от 13.03.2013 № 14/4645 директору МОАУ СОШ № 8 г. Орска и от 25.04.2013 № 14/7569 директору Муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Орска».
Представитель ответчика в ходе судебного заседания, в письменном отзыве и дополнениях к нему заявленные требования не признал.
По мнению управления, МОАУ «Гимназия №2 г.Орска» неправомерно применил пониженные тарифы, поскольку деятельность учреждения субсидируется из бюджета, а доля дохода от реализации платных образовательных услуг у заявителя составляет менее 70%.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ учреждение является плательщиком страховых взносов.
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 28 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, в числе прочего, обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.
В соответствии с ч. 6 ст. 15 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны вести учёт сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.
Частями 1, 3 статьи 8 Закона № 212-ФЗ установлено, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона № 212-ФЗ.
Плательщики страховых взносов определяют базу для начисления страховых взносов, отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
Согласно статье 12 Закона № 212-ФЗ тарифом страхового взноса является размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов.
Применяются следующие тарифы страховых взносов, если иное не предусмотрено Законом № 212-ФЗ:
-Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 %;
-Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 %;
-Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - с 1 января 2011 года - 3,1 %, с 1 января 2012 года - 5,1 %.
В силу подпункта «с» пункта 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ в течение переходного периода 2011 - 2027 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является образование.
В соответствии с частью 3.4 статьи 58 Закона № 212-ФЗ для указанных плательщиков страховых взносов в течение 2012 - 2013 годов применяются тарифы страховых взносов в:
-Пенсионный фонд Российской Федерации - 20,0%;
-Фонд социального страхования Российской Федерации - 0,0%;
-Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,0%.
При этом соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации. Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (ч. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).
Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в письме от 30.11.2011 № 5071-19 разъяснено, что основной вид экономической деятельности подтверждается плательщиком страховых взносов, применяющим упрощенную систему налогообложения, путем представления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР (утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 № 894н), в котором плательщики страховых взносов должны отражать долю доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду деятельности в общем объеме доходов.
В течение рассматриваемого периода действовал приказ Минтруда России от 28.12.2012 № 639н, «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и Порядка ее заполнения», которым была утверждена форма названного расчета - Форма РСВ-1 ПФР.
В подразделе 3.6 названной формы предусмотрен расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ, в котором указывается сумма доходов, определяемая в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации, из них: сумма доходов, определяемая в целях применения части 1.4 статьи 58 Закона № 212-ФЗ; доля доходов, определяемая в целях применения части 1.4 статьи 58 Закона № 212-ФЗ.
Основной вид экономической деятельности подтверждается плательщиком страховых взносов путем представления в территориальный орган Пенсионного фонда расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что страхователь-организация имеет право на применение пониженного тарифа при соблюдении совокупности следующих условий: нахождение на упрощенной системе налогообложения; наличие основного вида деятельности согласно ОКВЭД - образование; долю доходов от реализации образовательных услуг не менее 70 процентов в общем объеме доходов, исчисленных в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации при определении объекта налогообложения налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, не учитываются доходы, указанные в ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного хозяйствующим субъектом в рамках целевого финансирования.
Таким образом, рассматриваемая льгота введена для целей уменьшения бремени уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Как отмечено выше, управлением вменено учреждению необоснованное применение пониженного тарифа при исчислении страховых взносов при отсутствии права на его применение, что и послужило основанием для начисления учреждению оспариваемым решением недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, соответствующих пеней и штрафа по п. 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ.
Фонд оплаты труда работников учреждения, непосредственно выполняющих полученное учреждением муниципальное задание, формируется из средств целевого бюджетного финансирования, как и фонд оплаты обязательных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, по утвержденной смете.
Как следует из материалов дела, учреждение уплачивает в Пенсионный фонд Российской Федерации страховые взносы бюджетными средствами в суммах, рассчитанных в смете, по определенному установленному тарифу, указанные суммы исчисляются и направляются в образовательное учреждение департаментом муниципального образования, то есть проходят через образовательное учреждение «транзитом».
Таким образом, в случае применения учреждением льготного тарифа при исчислении и уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, начисленных на фонд оплаты труда, финансируемый из средств целевого бюджетного финансирования, связанного с выполнением муниципального задания, происходит уменьшение обязательств муниципальной казны.
Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности МОАУ «Гимназия №2 г.Орска» согласно Выписке является среднее (полное) общее образование (код по ОКВЭД 80.21.2). Учреждение применяет упрощенную систему налогообложения.
Как следует из материалов дела, за период с 01.01.2013 по 30.09.2013 общий объем доходов (поступлений) МОАУ «Гимназия №2 г.Орска» составил 18 850 660 рублей 33 копейки, в том числе:
-доходы учреждения, исполненные через лицевой счет, открытый в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, в виде субсидий на выполнение муниципального задания в сумме 16 879 079 рублей 30 копеек;
-доходы учреждения, исполненные через лицевой счет, открытый в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, в виде субсидий на иные цели в сумме 1 638 024 рубля 79 копеек;
-доходы учреждения, исполненные через расчетный счет, открытый в Оренбургском отделении № 8623 ОАО «Сбербанк России» в сумме 423 556 рублей 24 копейки, из них полученные от пожертвований – 311 808 рублей 79 копеек, от оказания дополнительных (платных образовательных) услуг – 111 747 рублей 45 копеек.
Приведенные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела: выписками по лицевым счетам, открытым в МУ «Финансовое управление администрации города Орска»; выпиской с расчетного счета, открытого в Оренбургском отделении № 8623 ОАО «Сбербанк России»; копиями отчетов об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности на 01.10.2013; главной книгой за период январь-сентябрь 2013; книгой учета доходов и расходов за 9 месяцев 2013г.
В представленном учреждением расчете РСВ-1 ПФР за 9 месяцев 2013 года заявитель применил пониженный тариф страховых взносов. В подразделе 3.6 раздела 3 «Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 8 части 1 статьи 58 ФЗ от 24.07.2009г. № 212-ФЗ» отражено:
-в строке 361 «общая сумма доходов, определяемая в соответствии со статьей 346.15 НК РФ нарастающим итогом с начала отчетного (расчетного) периода» - указана сумма 120 555 рублей;
-в строке 362 «сумма доходов, определяемая в целях применения части 1.4 статьи 58 Федерального Закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ» - указана сумма 120 555 рублей.
-в строке 363 «доля доходов, определяемая в целях применения части 1.4 статьи 58 Федерального Закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ» составляет 100 процентов.
Из расчете РСВ-1 ПФР за 9 месяцев 2013 года, главной книги за период с 01.01.2013 по 30.09.2013, книги учета доходов и расходов за период 01.01.2013 по 30.09.2013, отчетов об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности, следует, что льготный тариф применен заявителем к общему фонду оплаты труда, то есть, как к фонду оплаты труда, финансируемому из средств целевого бюджетного финансирования, так и к фонду оплаты труда, финансируемому из доходов, полученных вне связи с выполнением муниципального задания.
При сопоставлении сумм, отраженных в расчете формы № РСВ-1 ПФР учреждения, видно, что суммы доходов, отраженных в подразделе 3.6 РСВ-1 ПФР за 9 месяцев 2013 года, полученных в связи с осуществлением основного вида деятельности и суммы выплат, составляющих базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, отраженных в разделе 2 не согласуются. Сумма, отражающая весь фонд оплаты труда учреждения за отчетный период (на который начислены страховые взносы по льготной ставке), составляет величину, в несколько раз превышающую сумму налогооблагаемых доходов, полученных учреждением вне связи с выполнением муниципального задания (из которой сформирован соответствующий фонд оплаты труда), и взятую за 100% при предъявлении права на льготу в п. 3.6 расчета.
Поскольку основным видом деятельности учреждения является образовательная деятельность, осуществляемая в рамках выполняемого муниципального задания и финансируемая из муниципального бюджета, который не отвечает условиям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, поскольку не подлежит налогообложению, суд приходит к выводу, что учреждение не имеет права на применение рассматриваемой льготы, в связи с чем, управление правомерно начислило ему оспариваемым решением страховые взносы в общей сумме 839 188 рублей 13 копеек.
Доводы заявителя судом отклоняются, как основанные на ошибочном толковании положений действующего законодательства.
Как следует из п.п. 1-3, 5, 6, 9 ст. 25 Закона № 212-ФЗ, одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов являются пени - установленная денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Законом № 212-ФЗ сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности, по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным Законом № 212-ФЗ сроком уплаты сумм страховых взносов.
Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов.
Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у плательщика страховых взносов в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, данных ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к расчетным (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).
Учитывая, что доначисленные оспариваемым решением суммы страховых взносов учреждением не уплачены, ответчиком правомерно начислены пени на суммы этих страховых взносов в общей сумме 69 849 рублей 28 копеек.
При этом суд считает необходимым отметить, что приводимые заявителем в обоснование своей позиции доводы о том, что он руководствовался разъяснениями управления, относительно применения рассматриваемых льгот, данными последним в письмах от 13.03.2013 № 14/4645 директору МОАУ СОШ № 8 г. Орска и от 25.04.2013 № 14/7569 директору Муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Орска», не могут служить основанием для освобождения его от начисления пени в порядке п. 9 ст. 25 Закона № 212-ФЗ, поскольку названные разъяснения даны не заявителю и не неопределенному кругу лиц, а иным конкретным плательщикам.
Согласно п. 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Поскольку материалами дела подтвержден факт неполной уплаты сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, орган Пенсионного фонда правомерно привлек заявителя к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ.
При этом суд считает необходимым отметить, что приводимые заявителем в обоснование своей позиции доводы о том, что он руководствовался разъяснениями управления, относительно применения рассматриваемых льгот, данными последним в письмах от 13.03.2013 № 14/4645 директору МОАУ СОШ № 8 г. Орска и от 25.04.2013 № 14/7569 директору Муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Орска», не могут служить обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении правонарушения, в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 43 Закона № 212-ФЗ, поскольку названные разъяснения даны не заявителю и не неопределенному кругу лиц, а иным конкретным плательщикам.
Вместе с тем, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи с позиций ст. 65-71, 200 АПК РФ, суд считает возможным уменьшить размер назначенного заявителю штрафа в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 44 Закона № 212-ФЗ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения; иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Таким образом, перечень смягчающих ответственность обстоятельств является открытым.
Порядок учета обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, и порядок определения размера подлежащего взысканию штрафа при установлении таких обстоятельств Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ не установлены, в связи с чем, применению подлежат положения главы 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15.07.1999 № 11-П, целью налоговых санкций является обеспечение выполнения публичной обязанности по уплате законно установленных налогов и возмещение ущерба, понесенного казной. Санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности.
Согласно п. 3 ст. 114 Налогового кодекса РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьёй Налогового кодекса РФ за совершение налогового правонарушения.
При этом размер санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации и статьи 3 Налогового кодекса РФ требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
В силу п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 Кодекса.
Учитывая, что п. 3 ст. 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств налогоплательщика, его материального положения, вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.
Из материалов дела следует, что: правонарушение совершено заявителем впервые (доказательств обратного в материалы дела не представлено), вследствие добросовестного заблуждения относительно правомерности применения заявителем льготы. Кроме того, учреждение является организацией, финансируемой за счет бюджетного субсидирования.
Суд признаёт перечисленные выше обстоятельства, смягчающими ответственность.
Учитывая изложенное, а также несоразмерность назначенного наказания тяжести совершенного правонарушения, суд считает возможным уменьшить размер штрафной санкции до 5 000 рублей.
При таких обстоятельствах, требования заявителя следует удовлетворить частично, признать недействительным решение в части привлечения к ответственности по п. 1 ст. 47 Закона №212-ФЗ и наложения штрафа в общей сумме 33 159 рублей 21 копейки (п. 1 резолютивной части решения).
Заявление подано с соблюдением трёхмесячного срока на обжалование, установленного п. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
При обращении в арбитражный суд заявителем по платежному поручению № 24945 от 15.04.2014 уплачена государственная пошлина в сумме 21 943 рублей 93 копеек.
Как разъяснено в п.п. 21, 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
При частичном удовлетворении требования неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку (например, требования о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок), расходы по уплате государственной пошлины в полном объеме взыскиваются с противоположной стороны по делу.
При таких обстоятельствах, понесенные заявителем расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего заявления в сумме 2 000 рублей подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В оставшейся части государственная пошлина подлежит возврату заявителю из Федерального бюджета в порядке пп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ, как излишне уплаченная.
На основании изложенного, руководствуясь 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. Требования Муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Гимназия №2 г.Орска» удовлетворить частично.
Признать недействительным решение заместителя начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Орске Оренбургской области о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 10.04.2014 № 066 42114 РК 0001596 в части привлечения к ответственности по п. 1 ст. 47 ФЗ от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и наложения штрафа в общей сумме 33 159 рублей 21 копейки (п. 1 резолютивной части решения);
2.В остальной части отказать.
3.Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Орске Оренбургской области устранить нарушения прав и законных интересов заявителя.
4.Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Орске Оренбургской области (462422, <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>, зарегистрировано в качестве юридического лица в г. Орске Оренбургской области 13.12.2006 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской области) в пользу Муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Гимназия №2 г.Орска» (462411, <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>; зарегистрировано в качестве юридического лица в г. Орске Оренбургской области 29.11.1993 Администрацией города Орска), расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 (две тысячи) рублей.
Исполнительный лист на взыскание судебных расходов по уплате государственной пошлины выдать заявителю после вступления решения суда в законную силу.
5.Возвратить заявителю из Федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 19 943 рублей 93 копеек, выдав справку с приложением копии платежного поручения № 24945 от 15.04.2014.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (город Челябинск) в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Судья Е.Г. Цыпкина