ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-571/09 от 05.05.2009 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

460046, г. Оренбург, ул. 9 Января, 64

e-mail: info@orenburg.arbitr.ru
 http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об оспаривании ненормативного правового акта

г. Оренбург

«13» мая 2009 года Дело № А47-571/2009

Резолютивная часть решения объявлена 05.05.09г.

Решение в полном объеме изготовлено 13.05.09г.

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Сердюк Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Хачатрян С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Открытого акционерного общества «Производственное объединение «Стрела», г. Оренбург к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга о признании недействительным Решение № 08-19/1204 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 24.12.2008 г.,

с участием в предварительном судебном заседании:

От заявителя: Паршина И.И.- представителя (дов. № 57 от 24.03.09г., действительна до 01.10.09г.);

От Инспекции ФНС по Дзержинскому району г. Оренбурга: Дунаева А.Ю. – начальника Инспекции (приказ № ММ-2б-4/738@ от 30.10.08г.); Шарыпова Р.М. – начальника юридического отдела (дов. № 03/07 от 11.01.09г., пост.); Хасенова Д.Р. – главного госналоинспектора (дов. № 19/1 от 12.02.09г., пост.); Демченко Д.Г. – главного специалиста-эксперта (дов. № 03-17/01039 от 19.01.09г., пост.); Дьяченко А.С. - главного специалиста-эксперта (дов. № 03/55 от 10.02.09г., пост.);

После перерыва: Ястребов А.А. - главный специалист-эксперт (дов. № 03-11446 от 14.04.09г., пост.);

В судебном заседании объявлялся перерыв с 27.04.09г. до 05.05.09г. (без учета выходных и праздничных дней) на основании ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. О перерыве представители лиц, участвующих в деле, извещены под роспись в протоколе судебного заседания. После перерыва судом объявлена резолютивная часть решения.

установил:

Открытое акционерное общество «Производственное объединение «Стрела» (г. Оренбург) (далее по тексту ОАО ПО «Стрела», заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга о признании недействительным решения № 08-19/1204 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 24.12.2008 г.

В судебном заседании представитель ОАО ПО «Стрела» доводы, изложенные в заявлении, поддержал. По мнению предприятия, находящееся на его балансе имущество на основании подп. 2 п. 4 ст. 374 Кодекса не является объектом обложения налогом на имущество, поскольку является федеральной собственностью, принадлежит ему на праве хозяйственного ведения и используется для нужд обороны, для обеспечения безопасности в Российской Федерации, на предприятии в установленном порядке предусмотрена приравненная к военной альтернативная гражданская служба. Делая вывод о том, что альтернативная гражданская служба приравнивается к военной службе, предприятие исходит из следующего: военная служба и альтернативная гражданская служба осуществляются в целях защиты отечества; мероприятия по организации защиты отечества в виде призыва на военную службу и в виде направления на альтернативную службу осуществляют органы Министерства обороны Российской Федерации; направление и прохождение альтернативной гражданской службы осуществляется исключительно в организациях, обеспечивающих обороноспособность Российской Федерации; возрастной критерий лиц, направляемых на военную службу и альтернативную гражданскую службу одинаков; аналогичны сроки призыва и процедура организации призыва на военную службу и альтернативную гражданскую службу; граждане после прохождения военной службы и альтернативной гражданской службы включаются в запас Вооруженных сил и им присваиваются звания; время прохождения военной службы и альтернативной гражданской службы включается в общий трудовой стаж; тождественны права и свободы, представляемые законодательством Российской Федерации, при прохождении военной службы и альтернативной гражданской службы; граждане, прошедшие военную, либо альтернативную гражданскую службу призываются на военную службу по мобилизации; граждане привлекаются к уголовной ответственности за уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы.

Представители Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга в судебном заседании с доводами заявителя не согласились по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Как следует из материалов дела, заявителем в налоговый орган была подана уточненная налоговая декларация по налогу на имущество за 2006 год, согласно которой исчисленная сумма налога составила 0 рублей. Согласно первичной налоговой декларации за указанный период сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 26 152 288 рублей.

По итогам проведения камеральной проверки уточненной налоговой декларации Инспекций составлен акт камеральной налоговой проверки № 19-18/3768 от 18.11.08г. На акт проверки налогоплательщиком представлены письменные возражения исх. № 105/5745 от 13.10.08г., который рассмотрены налоговым органом 24.12.08г., о чем составлен протокол рассмотрения возражений (объяснений) налогоплательщика и материалов проверки. По итогам рассмотрения материалов проверки, с учетом возражений налогоплательщика заместителем начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга вынесено решение № 09-18/1204 от 24.12.08г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) в сумме 5 230 458 руб. Названным решением Обществу предложено уплатить недоимку в сумме 25152288 руб., пеню – 1066585 руб.Основанием для доначисления налога на имущество организаций и пеней послужили выводы инспекции о неправомерном применении Обществом подп. 2 п. 4 ст. 374 Кодекса.

Принятие налоговым органом такого решения послужило основанием для обращения налогоплательщика с настоящим заявлением в Арбитражный суд.

Изучив материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из следующего.

Согласно подп. 3 п. 1 ст. 21 Кодекса налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 Кодекса).

Согласно подп. 2 п. 4 ст. 374 Кодекса не признается объектом налогообложения имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

В целях применения ст. 374 Кодекса имуществом, принадлежащим федеральному органу исполнительной власти на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, следует считать не только имущество, непосредственно закрепленное за федеральным органом исполнительной власти, но и имущество, находящееся в хозяйственном ведении и (или) оперативном управлении юридических лиц (государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий), в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими организациями для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.11.2006 N 7290/06).

Статья 6 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» определяет военную службу как вид федеральной государственнойслужбы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Система государственной службы согласно нормам ст. 2 данного Федерального закона включает в себя следующие виды государственной службы: государственную гражданскую службу, военную службу, правоохранительную службу.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.

Отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

В соответствии с подп. 1, 3 ст. 1 названного Федерального закона альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, устанавливается данным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных указанным законом.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» гражданин в предусмотренных законом случаях имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Вопросы организации альтернативной гражданской службы урегулированы Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2003 N 793, которым в целях обеспечения организации альтернативной гражданской службы определены специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти по организации альтернативной гражданской службы - Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации.

Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации в области альтернативной гражданской службы, осуществляют нормативное регулирование и иные функции в области альтернативной гражданской службы, возложенные на них федеральными законами, а также в установленном порядке Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.2003 N 750 «Об организации альтернативной гражданской службы» предусмотрено, что на основании предложений, представленных органами исполнительной власти, заинтересованными в направлении граждан для прохождения альтернативной гражданской службы в подведомственные им организации, Министерство труда и социального развития Российской Федерации разрабатывает перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы, и утверждает их ежегодно, до 1 марта.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2007 N 137 утверждены Перечень видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу и Перечень организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.12.2004 N 317 «Об утверждении порядка ведения специального сегмента федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи» также утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, в котором законодательством предусмотрена военная или приравненная к ней служба, в указанный перечень включены: Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 26.12.2002 N 17-П, военная служба, служба в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в федеральных органах налоговой полиции, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.

Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную и аналогичную ей службу, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.10.2005 N 435-О указано, что альтернативная гражданская служба по своему характеру и предназначению существенным образом отличается от военной службы, - она является особым, специфическим видом трудовой деятельности в интересах общества и государства, регулируемой Трудовым кодексом Российской Федерации; военная служба, в свою очередь, в Федеральном законе от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» определена как особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах; граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом (ст. 2). Воинская обязанность в силу ст. 1 данного Федерального закона предусматривает, в частности, прохождение военной службы по призыву и пребывание в запасе. И хотя само пребывание в запасе включено законодателем в сферу воинской обязанности (граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Федерации), прохождение альтернативной гражданской службы к ее составляющим не относится.

Вышеприведенными нормативными правовыми актами, в том числе регулирующими порядок организации и прохождения военной службы и альтернативной гражданской службы, не предусмотрено, что альтернативная гражданская служба является приравненной к военной службе. Альтернативная служба, а точнее трудовая деятельность, названная "службой" лишь в силу ее обязательности (конституционная обязанность по защите Отечества), не соответствует указанным выше критериям.

Военной и приравненной к ней службой являются служба в Министерстве обороны Российской Федерации, Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации, Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний, Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральном органе специальной связи и информации, Федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации.

Согласно Уставу предприятие находится в ведомственном подчинении Российского авиационно-космического агентства, его имущество находится в федеральной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения. Непосредственно для нужд обороны и обеспечения безопасности Российской Федерации предприятием используется не все закрепленное за ним имущество, а только его часть. Так, согласно перечню необлагаемого налогом имущества, представленного налогоплательщиком по требованию Инспекции № 09-18/805 от 27.08.08г., Общество не облагает налогом на имущество объекты основных средств: механизм отрезной, комплект инструментальной системы, рулетка лазерная, бензопила, травокосилка, пневмопульт, пневмощиток, нож пластинчатый, принтеры, автомобили. Каким образом указанное имущество использовалось для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ, материалы дела не содержат.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии совокупности условий, необходимых для применения подп. 2 п. 4 ст. 374 Кодекса, следовательно, принадлежащее предприятию имущество является объектом обложения налогом на имущество организаций.

Доводы заявителя о том, что альтернативная гражданская служба является приравненной к военной службе, судом отклоняется, как основанный на неверном толковании норм материального права.

Довод предприятия о том, что Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации не предоставлено полномочий по определению перечня категорий лиц и перечня организаций, где предусмотрено прохождение службы, приравненной к военной, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социального развития Российской Федерации были упразднены и их функции переданы Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, требования заявителя подлежат оставлению без удовлетворения.

Расходы по госпошлине по иску и обеспечительным мерам (3000 рублей) относятся на заявителя на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако взысканию с него не подлежат, ввиду уплаты при подаче настоящего заявления.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201, Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Требования Открытого акционерного общества «Производственное объединение «Стрела», г. Оренбург оставить без удовлетворения

2. Расходы по госпошлине отнести на заявителя.

3. Обеспечительные меры, принятые определением суда от 30.01.09г. отменить.

Решение, суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если в Восемнадцатый Арбитражный апелляционный суд (454080, г.Челябинск, просп.Ленина,83) не подана жалоба через экспедицию Арбитражного суда Оренбургской области (нарочным: г.Оренбург, пер.Матросский,12; почтой: 460046, г.Оренбург, ул.9Января,64). В этом случае решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья Т.В. Сердюк

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

460046, г. Оренбург, ул. 9 Января, 64

e-mail: info@orenburg.arbitr.ru
 http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об оспаривании ненормативного правового акта

(резолютивная часть)

г. Оренбург

«05» мая 2009 года Дело № А47-571/2009

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Сердюк Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Хачатрян С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Открытого акционерного общества «Производственное объединение «Стрела», г. Оренбург к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга о признании недействительным Решение № 08-19/1204 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 24.12.2008 г.,

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201, Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Требования Открытого акционерного общества «Производственное объединение «Стрела», г. Оренбург оставить без удовлетворения

2. Расходы по госпошлине отнести на заявителя.

3. Обеспечительные меры, принятые определением суда от 30.01.09г. отменить.

Решение, суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если в Восемнадцатый Арбитражный апелляционный суд (454080, г.Челябинск, просп.Ленина,83) не подана жалоба через экспедицию Арбитражного суда Оренбургской области (нарочным: г.Оренбург, пер.Матросский,12; почтой: 460046, г.Оренбург, ул.9Января,64). В этом случае решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья Т.В. Сердюк