ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-6084/17 от 17.10.2017 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460000

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург Дело № А47-6084/2017

01 ноября 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 17 октября 2017 года

В полном объеме решение изготовлено 01 ноября 2017 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Вернигоровой О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Камбаровой И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании, дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Служба заказчика» (ИНН <***>, ОРГН 1065603001309) к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (г. Оренбург) о признании недействительным предписания № ПР-876/3 от 11.04.2017 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.

В судебном заседании приняли участие представители сторон:

от заявителя: ФИО1 – представитель (доверенность №1301 от 05.04.2017, сроком на 1 год, паспорт);

от заинтересованного лица: ФИО2 – главный специалист отдела документарного контроля (доверенность от 09.01.2017, № 38/01-37, сроком по 31.12.2017).

В судебном заседании объявлялся перерыв с 10.10.2017 г. по 17.10.2017 г. на основании ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Служба заказчика» (далее – ООО УК «Служба заказчика», управляющая компания, общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - инспекция, ГЖИ по Оренбургской области, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания № ПР-876/3 от 11.04.2017 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что многоквартирный дом по адресу: <...> был оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, срок поверки которого истек в июне 2014г. Собственники были проинформированы о необходимости провести поверку общедомового прибора учета, путем размещения информации на сайте ООО УК «Служба заказчика» в 2014, 2015,2016г. в разделе «перечень мероприятий для МКД в отношении общего имущества, которые способствуют энергосбережению». 21 ноября 2016г. собственниками данного многоквартирного дома на общем собрании принято решение о проведении поверки общедомового прибора учета тепловой энергии. В соответствии с решением общего собрания собственников подрядной организацией ООО «БКС» прибор учета был направлен на поверку, прибор был поверен и введен в эксплуатацию с 23 января 2017г. В связи с чем, начисление платы за коммунальную услугу по отоплению в период с сентября по декабрь 2016г. производилось исходя из норматива с применением повышающего коэффициента 1.4 по формуле 2.3 Приложения №2 к Правилам №354.

При этом, по мнению заявителя, исходя из анализа норм законодательства, значимым обстоятельством для определения порядка начисления платы за коммунальную услугу отопление является установление факта отсутствиятехнической возможности установки общедомового прибора учета тепловой энергии. Поскольку техническая возможность установки общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме по ул. 4 микрорайон, д. 5, имеется, соответственно основания для не применения повышающего коэффициента при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению отсутствовали. Более того, именно применение повышающего коэффицента побудило собственников провести собрание и принять соответствующее решение в ноябре 2016 года.

Заинтересованное лицо заявленные требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве. В обоснование возражений заинтересованное лицо указывает, что именно управляющая организация обязана была выполнять работы по восстановлению работоспособности ОДПУ за счет платы за содержание жилого помещения в плановом порядке или в счет необходимости выполнения непредвиденных работ. В связи с чем, инспекция считает, что именно управляющей компанией, ответственной за содержание общего имущества в многоквартирном доме, не были предприняты меры к проведению поверки ОДПУ тепловой энергии, что привело к необоснованному повышению платы за коммунальную услугу собственникам жилого дома.

Суд рассматривает дело исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

При рассмотрении материалов дела судом установлены следующие обстоятельства.

На основании распоряжения Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области от 22.03.2017 № 876 в период с 24 марта по 11 апреля 2017 г. инспекцией проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО УК «Служба заказчика» по соблюдению лицензиатом лицензионных требований, установленных пп. «а», «б» п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. № 1110, в части начисления платы за коммунальную услугу — отопление в многоквартирном доме № 5, 4 микрорайона г. Бузулука (обращение собственника (пользователя) жилого помещения вх. от 13.03.2017 г. № 1264).

По результатам проверки юридического лица органом государственного контроля (надзора) составлен акт.

В целях устранения нарушений обществу выдано предписание от 11.04.2017 № ПР-876/3 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, в котором указано, что ООО УК «Служба заказчика» не соблюдаются лицензионные требования, установленные пп. «а» и «б» п. 3 Положения № 1110 - не надлежащим образом выполняются услуги по управлению многоквартирным домом № 5, 4 микрорайона г. Бузулука:

- с сентября по декабрь 2016 г. в нарушение п. 42(1) Правил № 354 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 г. № 603) и формулы 3(1) Приложения № 2 к Правилам № 354 начисление платы за отопление произведено исходя из норматива потребления тепловой энергии с учетом повышающего коэффициента 1,4.

В связи с чем, ООО УК «Служба заказчика» предписано устранить вышеуказанные нарушения действующего законодательства в многоквартирном доме № 5 4 микрорайона г. Бузулука, а именно:

- привести начисление платы за отопление в период с сентября по декабрь 2016 г. в соответствие с п. 42(1) Правил № 354 по формуле 3(1) Приложения № 2 к Правилам № 354 исходя из норматива потребления тепловой энергии (в связи с отсутствием показаний общедомового прибора учета тепловой энергии в связи с истечением срока поверки) и произвести перерасчет (в части исключения величины повышающего коэффициента).

Не согласившись с указанным предписанием ООО УК «Служба заказчика» обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Изучив материалы дела, заслушав доводы представителей заявителя и заинтересованного лица и исследовав представленные доказательства, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц регулируется главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

В соответствии с подпунктом 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"), ч. 1.3 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.

Согласно статье 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (часть 1).

В силу подпункта "а" пункта 9 "Положения о государственной жилищной инспекции по Оренбургской области", утвержденного указа Губернатора Оренбургской области от 15.02.2010 N 25-ук, на территории Оренбургской области лицензионный контроль осуществляет Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области

Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области в соответствии со ст. 2 "Положения о государственной жилищной инспекции по Оренбургской области", утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 15.02.2010 № 25-ук (далее - Положение о государственной жилищной инспекции по Оренбургской области), является органом исполнительной власти Оренбургской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор.

Частью 1 ст. 20 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) определено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.

На основании п.3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Исходя из приведенных норм права, оспариваемое предписание составлено уполномоченным органом в пределах его компетенции.

В силу пункта 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.

Нарушением лицензионных требований в силу пп. «б» п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110 является неисполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой по данному договору одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственники помещений и т.д.) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

Из материалов дела усматривается, что многоквартирным домом № 5, 4 микрорайона г. Бузулука, управляет ООО УК «Служба заказчика» на основании договора управления многоквартирным домом от 01.07.2008.

Исполнителем коммунальной услуги - отопление в многоквартирном доме № 5, 4 микрорайона г. Бузулука является управляющая организация ООО УК «Служба заказчика».

Многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета (далее - ОДПУ) тепловой энергии с сентября 2011 г.

Срок поверки ОДПУ тепловой энергии многоквартирного дома истек в июне 2014 г.

ОДПУ тепловой энергии многоквартирного дома введен в эксплуатацию только с 23 января 2017 г. после проведения ремонта и поверки.

Инспекция посчитала, что начисление платы за отопление по многоквартирному дому № 5, 4 микрорайона г. Бузулука с сентября 2016 г. по январь 2017 г. производилось в нарушение формулы 3(1) Приложения № 2 к Правилам № 354 и п. 42(1) Правил № 354 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 г. № 603 и от 26 декабря 2016 г. № 1498) исходя из норматива потребления с учетом повышающего коэффициента.

В связи с чем, Инспекция пришла к выводу о том, что ООО УК «Служба заказчика» не соблюдаются лицензионные требования, установленные пп. «б» п. 3 Положения № 1110 - ненадлежащим образом выполняются услуги по управлению многоквартирным домом № 5, 4 микрорайона г. Бузулука поскольку, управляющей компанией не было предпринято достаточных мер к проведению поверки ОДПУ тепловой энергии., следовательно (начисление платы за отопление в период с сентября по декабрь 2016 г. произведено необоснованно, в нарушение п. 42(1) Правил № 354 и формулы № 3(1) Приложения № 2 к Правилам № 354).

По результатам проведенной инспекцией проверки ООО УК «Служба заказчика» выдано предписание об устранении в срок до 27.06.2017 нарушения действующего законодательства в многоквартирном доме № 5, 4 микрорайона г. Бузулука с требованием произвести перерасчет платы за отопление (в части исключения величины повышающего коэффициента).

В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами, учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Положениями ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 261-ФЗ) предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Обязанность установки общедомовых приборов учета (ОДПУ) предусмотрена Законом № 261-ФЗ. Согласно указанному федеральному закону обязанность установки ОДПУ изначально была возложена на собственников помещений в многоквартирном доме, которые в срок до 01.07.2012 года были обязаны установить приборы учета. Если в указанный срок собственники помещений не установили ОДПУ, то в соответствии с ч. 12 ст. 13 ФЗ № 261 установить ОДПУ должны были ресурсоснабжающие организации. Собственники помещений должны оплатить стоимость прибора учета и затраты на его установку организации, которая установила прибор учета.

В целях стимулирования собственников помещений к установке ОДПУ и индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов, постановлением Правительства РФ от 17.12.2014 года № 1380 «О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» утверждены повышающие коэффициенты, которые применяются в случаях, если имеется техническая возможность установки приборов учета, но приборы не установлены.

Начисление платы за коммунальные услуги производится в соответствии Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее - Правила № 354, правила указаны в редакции, действовавшей в спорный по настоящему делу период времени).

Согласно п. 59.1 Правил № 354 плата за коммунальную услугу отопления определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.

В соответствии с п. 60.1 Правил № 354 по истечении указанного в пункте 59.1 Правил № 354 предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальные услуги за расчетный период рассчитывается за коммунальную услугу по отоплению - в порядке, указанном в пункте 42(1) Правил № 354.

Пунктом 42(1) Правил № 354 (в редакции, действовавшей в спорный по настоящему делу период времени) установлено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

При наличии технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2(2) и 2(3) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с учетом повышающего коэффициента. Согласно формулам 2(2) и 2(3) приложения N 2, величина повышающего коэффициента в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 г. - 1,5, этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (абзац 4 Пункта 42(1) Правил № 354).

Согласно формуле 3(1), размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года по формуле 3(1):

Pi = Si x VT x TT,

где:

Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;

VT - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. При отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению;

TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Поскольку показателем VT - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, установлено, что берется за основу при расчете при отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год, а именно определяется среднемесячный объем потребления тепловой энергии исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, доводы заявителя о невозможности использования формулы 3(1) приложения № 2 к Правилам № 354 судом отклоняются.

Согласно условиям договора управления многоквартирным домом от 01 августа 2008 года между ООО Управляющая компания «Служба заказчика» и собственниками помещений в многоквартирном доме № 5 в 4микрорайоне г. Бузулука управляющая организация обязана оказывать услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществлять планирование работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме с учетом его технического состояния (п.п.3.1.2, 3.1.5 договора управления), а также вправе самостоятельно определять порядок и способ выполнения своих обязательств по данному договору, в том числе привлекать к выполнению работ и услуг по данному договору третьих лиц (п. 3.2.1 договора управления).

Положениями ч. 2.3. ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В соответствии с пп. "ж" п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Согласно пп «а» п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 (далее по тексту - Правила № 491, далее правила указаны в редакции, действовавшей в спорный по настоящему делу период времени) надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с ч. 5 ст. 161 и ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно пп. «д», «ж» п. 10 Правил № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем:

- постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;

- соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Пунктом 29 Правил № 491 предусмотрено, что расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая, в том числе, оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

В соответствии с пп. «к» п. 11 Правил № 491, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию ОДПУ холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) входит в содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома.

В соответствии с п. 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном дом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 г. № 290 (далее - Постановление от 03.04.2013 г. № 290), к работам выполняемым в целях надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах:

проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах);

постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем;

контроль состояния и замена неисправных контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.п.);

восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме.

Таким образом, в силу требований действующего законодательства поверку и текущий ремонт ОДПУ управляющая организация обязана осуществить в рамках установленной платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В силу пункта 60 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, перед началом отопительного периода после очередной поверки или ремонта осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на источнике тепловой энергии в порядке, установленном пунктами 53 - 59 названных Правил.

Судом установлено, что ввод в коммерческий учет общедомового прибора учета тепловой энергии в данном многоквартирном доме в отопительные периоды 2013-2014, 2014-2015, 2015-2016, 2016-2017 годов не производился.

Доказательств принятия каких - либо мер по обслуживанию и надлежащему содержанию общедомового прибора учета тепловой энергии в период с 2014 года по 2017 год ООО Управляющая компания «Служба заказчика» не представлено, поверка общедомового прибора учета была проведена по решению общего собрания собственников, состоявшегося 21.11.2016, общедомовой прибор учета введен в эксплуатацию после проведения поверки с 23.01.2017.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, судом установлено, что ООО Управляющая компания «Служба заказчика» не соблюдались требования оснащенности многоквартирного дома пригодным для эксплуатации общедомовым прибором учета используемого энергетического ресурса (тепловой энергии), нарушены требования ч. 2, 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», пп. «ж» п. 10, «к» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491.

При этом, как указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 29.09.2010, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги, считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющей организацией независимо от того упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнение особое решение общего собрания собственников помещений в данном доме. Данные виды работ выполняются за счет платы за содержание жилого помещения.

При этом, суд обращает внимание, что решением от 25.10.2014 по делу А47-6939/2014 рассмотренному Арбитражным судом Оренбургской области сторонами которого также являлись ООО Управляющая компания «Служба заказчика» и ГЖИ по Оренбургской области, заявителю (управляющей компании) указано на то, что установка общедомовых приборов учета после заключения договоров на управление многоквартирного дома, отсутствие решения собственников по включению данных приборов в общедомовое имущество не может являться основанием для управляющей компании не следить за их техническим состоянием, в том числе обеспечение своевременной поверки приборов учета, так как общедомовые приборы учета в силу требований нормативного акта включены в состав общего имущества.

Кроме того, суд принимает во внимание, что в последней, ныне действующей редакции пункта 42(1) Правил № 354 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232), с 01 января 2017 применение повышающих коэффициентов при расчете платы за коммунальную услугу по отоплению отменено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что Обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Служба заказчика» допущены нарушения обязательных требований действующего законодательства при начислении платы за коммунальную услугу за период с сентября по декабрь 2016 г. в нарушение п. 42(1) Правил № 354 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 г. № 603) и формулы 3(1) Приложения № 2 к Правилам № 354, поскольку начисление платы за отопление произведено исходя из норматива потребления тепловой энергии с учетом повышающего коэффициента 1,4.

Права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности инспекцией не нарушены, поскольку обязанность по соблюдению положений действующего законодательства закреплена, в том числе и за организациями, согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ.

Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

То есть предписание об устранении нарушений выдается только в случае выявления нарушения в ходе проведенной уполномоченным органом проверки.

В предписании отражены выявленные нарушения, указанные факты имеют непосредственное отношение к предмету проверки, предписание содержит понятную формулировку способа устранения нарушений, содержит срок исполнения. Каких-либо неясностей, непонятных положений предписание не содержит.

Предписание инспекции содержит ссылку на нормы действующего жилищного законодательства, которые нарушены, а также указано конкретное действие общества, необходимое для устранения выявленного нарушения действующего законодательства.

Таким образом, выданное инспекцией предписание законно, обоснованно и исполнимо.

С учетом изложенного, инспекция в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" правомерно выдала предписание об устранении выявленного нарушения.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.

Изложенные иные доводы заявителя отклоняются судом как основанные на неверном толковании действующих норм права и противоречащие материалам судебного дела. При этом, доказательства об информировании собственников о необходимости проведения поверки ОДПУ, представленные в материалы дела обществом, судом не могут приняты с позиции относимости и допустимости доказательств (статьи 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Также суд считает, что не каждый собственник в силу социального положения и возраста имеет возможность знакомиться с информаций размещенной на сайте управляющей компании, а информация, размещенная на оборотной стороне представленной квитанции не содержит иных конкретных предложений для дальнейшей эксплуатации прибора учета в соответствии с требованиями законодательства, а лишь рекомендовано собственникам обратиться в Управляющую компанию «Служба заказчика» для решения вопроса о поверке ОДПУ.

Кроме того, возложение на собственников помещений в МКД № 5 в 4 микрорайоне г. Бузулука обязанности рассмотреть на общем собрании вопрос о проведении поверки ОДПУ за счет собственников помещений, сверх платы за содержание жилого помещения нарушает требования ч. 1, ч. 2.3 статьи 161 ЖК РФ, подп. «к» п. 11, п. 29 Правил № 491, пп. «ж» п. 4 Правил № 416 в силу вышерассмотренных норм права.

Обеспечительные меры, принятые определением арбитражного суда подлежат отмене с момента вступления решения суда в законную силу.

Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. 00 коп. относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Служба заказчика» отказать.

Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб. отнести на заявителя.

Меры по обеспечению иска отменить с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (город Челябинск) в срок, не превышающий месяц со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья О.А. Вернигорова