ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-6224/09 от 12.08.2009 АС Оренбургской области

Арбитражный суд Оренбургской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Оренбург

14 августа 2009 года Дело № А47-6224/2009

Резолютивная часть решения объявлена 12.08.2009 года

В полном объеме решение изготовлено 14.08.2009 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Сиваракши В.И. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ширниной М.Н. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению инспекции государственного строительного надзора Оренбургской области (г.Оренбург) о привлечении ЗАО «Харрис Групп Интернейшенл Проектирование и Строительство» (г.Санкт-Петербург) к административной ответственности по части 6 ст. 19.5 КоАП РФ.

Представители сторон:

От заявителя: Начинова Ирина Валерьевна – консультант отдела документационного и правового обеспечения и надзора за долевым строительством (доверенность от 11.01.2009 года № 24-01-11/01, постоянная).

От лица, привлекаемого к административной ответственности: Лакштанов Антон Фрэдович – адвокат (доверенность 05.08.2009 года № б/н, постоянная).

УСТАНОВИЛ:

Инспекция государственного строительного надзора Оренбургской области (далее – инспекция, административный орган, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о привлечении ЗАО «Харрис Групп Интернейшенл Проектирование и Строительство» (далее – общество) к административной ответственности по части 6 ст. 19.5 КоАП РФ.

Отводов суду, секретарю судебного заседания не заявлено.

Обществом заявлено письменное ходатайство о передаче дела по подсудности в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В обоснование ходатайства обществом приведены нормы ст.ст. 35, части 2 ст. 189 и ст. 203 АПК РФ, абзац 1 п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ № 10).

ЗАО «Харрис Групп Интернейшенл Проектирование и Строительство» указывает, что его местом нахождения является г.Санкт-Петербург, у обособленного подразделения в г.Оренбурге признаков филиала или представительства не имеется.

Заявитель по существу ходатайства возражает.

В силу статьи 203 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности подается по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. Указанной статьей не определена подсудность дел об административных правонарушениях, совершенных юридическим лицом и связанных с деятельностью его филиалов или представительств, поэтому согласно пункту 1 Постановления Пленума ВАС РФ № 10 на основании части 1 статьи 202 АПК РФ подлежат применению правила специального Закона - статьи 29.5 КоАП РФ.

С учетом положений данной статьи дело о привлечении к административной ответственности юридического лица за нарушение, связанное с деятельностью подразделения, не являющегося филиалом или представительством, расположенного вне места нахождения юридического лица, подлежит рассмотрению по месту совершения соответствующего нарушения. Таким образом, в данном случае подлежат применению положения специальной нормы, не подлежащие расширительному толкованию.

Следует также учитывать, что правила подсудности дел о привлечении к административной ответственности не отнесены статьей 38 АПК РФ к правилам исключительной подсудности.

При таких обстоятельствах заявленное ходатайство удовлетворению не подлежит.

Обществом заявлено письменное ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу № А56-12490/2009.

Заявитель по существу ходатайства возражает.

По делу № А56-12490/2009 обществом оспаривается постановление № 56-24-04/2009-20-24 от 27.02.2009 года по делу об административном правонарушении в области строительства, которым ЗАО «Харрис Групп Интернейшенл Проектирование и Строительство» привлечено инспекцией к административной ответственности по части 1 ст. 9.4 КоАП РФ. Обществу, являющемуся заказчиком строительства 18-этажного административного здания ООО «Оренбурггазпром» с подземной стоянкой, вменено осуществление строительства без наличия государственной экспертизы проектной документации в полном объеме.

По настоящему делу инспекция просит привлечь общество к административной ответственности по части 6 ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение предписания по проведению государственной экспертизы проектной документации 18-этажного административного здания ООО «Оренбурггазпром» с подземной стоянкой.

При рассмотрении вопроса о приостановлении производства по делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 143 АПК РФ в связи с невозможностью рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого арбитражным судом, подлежат выяснению следующие обстоятельства: 1) в чем заключается правовая связь указанных дел (взаимосвязь указанных дел по предмету иска); 2) какое преюдициальное значение по вопросам о существенных обстоятельствах, устанавливаемых арбитражным судом по приостанавливаемому делу, имеет решение, которое может быть вынесено судом по другому, взаимосвязанному с рассматриваемым делом.

По настоящему делу и делу №А56-12490/2009 подлежит выяснению необходимость проведения обществом государственной экспертизы проектной документации при наличии экспертного заключения ОАО «Вневедомственная экспертиза Оренбургской области» от 01.08.2007 года № 932/284.

Приостановление производства по делу по п. 1 ч. 1 ст. 143 АПК РФ возможно только в случае невозможности разбирательства данного дела и принятия по нему решения до разрешения другого дела.

Арбитражный суд первой инстанции считает, что отсутствуют препятствия для рассмотрения настоящего дела по существу.

Кроме того, судом учтено, что удовлетворение заявленного ходатайства о приостановлении производства по делу фактически приведет к истечению сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных частью 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

С учетом изложенного заявленное ходатайство удовлетворению не подлежит.

Обществом заявлено письменное ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации муниципального образования «город Оренбург» (МУ «Архитектура и градостроительство»).

Заявитель по существу ходатайства возражает.

В обоснование ходатайства обществом приводятся следующие доводы: решение по делу может повлечь сомнение в законности выдачи Администрацией муниципального образования «город Оренбург» разрешения на строительство.

В соответствии с частью 1 ст. 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.

Суд считает, что судебным актом по настоящему делу права или обязанности Администрацией муниципального образования «город Оренбург» по отношению к одной из сторон спора затронуты быть не могут.

При таких обстоятельствах заявленное ходатайство удовлетворению не подлежит.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, в представленных письменных пояснениях указывает на то, что инспекция полномочиями по проверке результатов экспертизы не обладает, экспертное заключение ОАО «Вневедомственная экспертиза Оренбургской области» от 01.08.2007 года № 932/284 соответствует установленным требованиям.

В открытом судебном заседании установлено следующее.

Сотрудниками инспекции проведена проверка соблюдения законодательства о градостроительной деятельности при строительстве 18-этажного административного здания ООО «Оренбурггазпром» с подземной стоянкой, заказчик строительства - ЗАО «Харрис Групп Интернейшенл Проектирование и Строительство». Проверкой установлено непроведение государственной экспертизы проектной документации. По результатам проверки составлен акт от 15.06.2009 года № 16, в адрес общества вынесено предписание № 15 от 15.06.2009 года об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства. Обществу предложено в срок до 01.07.2009 года уведомить инспекцию о выполнении предписания.

Сотрудниками инспекции 08.07.2009 года проведена повторная проверка соблюдения законодательства о градостроительной деятельности при строительстве 18-этажного административного здания ООО «Оренбурггазпром» с подземной стоянкой. Проверкой установлено невыполнение обществом предписания от 15.06.2009 года № 15. По результатам проверки составлен акт от 08.07.2009 года, 14.07.2009 года в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении № 56-24-04/2009-20-117 по части 6 ст. 19.5 КоАП РФ. С заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 6 ст. 19.5 КоАП РФ инспекция обратилась в арбитражный суд.

В силу п. 1 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется, в частности, при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 названного Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией. Предметом государственного строительного надзора является проверка, в частности, соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации.

Частью 6 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.

Из содержания п. 14 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 года № 54, следует, что при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.

Согласно части 6 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет наложение административного штрафа.

В соответствии с частью 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Из части 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: 4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса).

Частью 1 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Из части 4 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 года № 232-ФЗ) следует, что государственная экспертиза проектной документации проводится федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственными указанным органам государственными учреждениями.

Частью 4.2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 года № 232-ФЗ) установлено, что государственная экспертиза проектной документации проводится органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанным в части 4 настоящей статьи, или подведомственным ему государственным учреждением.

В силу части 5 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

Частью 9 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 года № 210-ФЗ) установлено, что результатом государственной экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий.

Частью 11 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации к компетенции Правительства Российской Федерации отнесено установление порядка организации и проведения государственной экспертизы проектной документации.

Правительством Российской Федерации 05.03.2007 года принято Постановление № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий». Подпунктом «г» п. 2 данного Постановления определено, что государственные экспертизы проектной документации, начатые до вступления в силу Положения, подлежат завершению органами (государственными учреждениями), которые их начали.

Указом губернатора Оренбургской области от 01.03.2007 года № 25-ук на Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области возложены полномочия в области организации и проведения государственной экспертизы проектной документации.

Распоряжением Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области от 01.03.2007 года № 3-р до создания государственного учреждения «Государственная экспертиза проектов документов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий Оренбургской области» на государственное предприятие «Вневедомственная экспертиза» возложены функции по проведению государственной экспертизы проектной документации.

Губернатором Оренбургской области 02.04.2007 года принят Указ № 35-ук о создании государственного учреждения «Государственная экспертиза проектов документов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий Оренбургской области», Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области поручено выступить учредителем государственного учреждения.

Из письма заместителя министра Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области от 29.12.2007 года № 06/03-01-350 следует, что государственное учреждение «Государственная экспертиза проектов документов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий Оренбургской области» ведет прием документации с 02.05.2007 года и осуществляет свою деятельность в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 года № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».

Одновременно в письме заместителя министра указано, что с 01.01.2008 года не допускается проведение иных государственных экспертиз проектной документации, в том числе экспертизы ОАО «Вневедомственная экспертиза Оренбургской области», заключения которой могут являться негосударственной экспертизой проектной документации.

Из Устава ОАО «Вневедомственная экспертиза Оренбургской области» (заверенная копия второй страницы приобщена к делу) следует, что данное открытое общество создано в соответствии с Федеральными законами от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и от 26.12.1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» путем преобразования государственного предприятия вневедомственной экспертизы и является его правопреемником.

Таким образом, государственным учреждением «Государственная экспертиза проектов документов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий Оренбургской области» государственные экспертизы начали проводиться по проектным документациям, поступившим после 02.05.2007 года.

Иных организаций, кроме ГП «Государственная экспертиза», а позднее его правопреемника ОАО «Вневедомственная экспертиза Оренбургской области», имеющих право на проведение государственной экспертизы проектной документации, до 02.05.2007 года в Оренбургской области не существовало.

В судебном заседании представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, сообщил, что проектная документация на государственную экспертизу представлена в начале 2007 года в ГП «Государственная экспертиза», правопреемником которого (ОАО «Вневедомственная экспертиза Оренбургской области») было принято 01.08.2007 года положительное заключение, что соответствует требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 года № 145.

Исходя из анализа норм действующего законодательства и фактических обстоятельств дела, суд считает позицию общества обоснованной и соответствующей нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 года № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».

Экспертное заключение ОАО «Вневедомственная экспертиза Оренбургской области» от 01.08.2007 года по проектной документации объекта капитального строительства «Административное здание ООО «Оренбурггазпром» с подземной стоянкой» следует признать государственной экспертизой проектной документации.

В заявлении о привлечении к административной ответственности и в протоколе об административном правонарушении от 14.07.2009 года № 56-24-04/2009-20-117 инспекция указывает, что обществом не проведена государственная экспертиза проектной документации на соответствие пожарным, экологическим, санитарно-эпидемиологическим требованиям, нормам и правилам, чем нарушены положения Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 года № 1008.

В соответствии с письмом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 13.02.2006 года № СК-462/08, до выхода постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего порядок проведения государственной экспертизы проектной документации, при проведении государственной экспертизы проектной документации следует руководствоваться Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации» от 27.12.2000 года № 1008, с учетом частей 2 и 3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 18, 20 и 22 Положения о проведении государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 года № 1008, сводное заключение по результатам проведения государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации содержит совокупную оценку экономической целесообразности и технической возможности реализации проектных решений с учетом требований экологической и промышленной безопасности, а также соответствия архитектурно - планировочных и инженерно - технических решений технологическим требованиям, требованиям конструктивной надежности и безопасности.

Сводное заключение подготавливается с учетом заключений (или с участием специалистов) органов специализированной экспертизы или их территориальных органов, органов ведомственной экспертизы, заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, других органов и организаций, а также результатов общественного обсуждения.

К сводному заключению прилагаются являющиеся его неотъемлемой частью заключения органов специализированной экспертизы.

Положительное сводное заключение составляется при наличии положительных заключений органов специализированной экспертизы и включает выводы о соответствии градостроительной, предпроектной и проектной документации предъявляемым требованиям и рекомендации по ее утверждению (согласованию) с указанием основных технико-экономических показателей.

В силу п. 11 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением правительства Российской Федерации от 21.12.2004 года № 820, (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.10.2005 года № 629) государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору имеют право рассматривать в установленном порядке в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительную и проектно-сметную документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение организаций, зданий, сооружений и других объектов при обоснованных отступлениях от действующих требований пожарной безопасности или при отсутствии указанных требований.

В качестве обоснования необходимости наличия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии строящегося объекта санитарным правилам инспекция сослалась на п. 3 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которому утверждение норм проектирования и проектной документации о планировке и застройке городских и сельских поселений, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации объектов, предоставление земельных участков под строительство, а также ввод в эксплуатацию построенных и реконструированных объектов допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таких объектов санитарным правилам.

Однако, Федеральным законом от 18.12.2006 года № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 01.01.2007 года, п. 3 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ изложен в новой редакции, согласно которой предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам.

В качестве обоснования необходимости наличия экологической экспертизы инспекция сослалась на п. 3 ст. 36 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которому проекты, по которым не имеются положительные заключения государственной экологической экспертизы, утверждению не подлежат, и работы по их реализации финансировать запрещается.

Однако данный пункт утратил силу с 01.01.2007 года в соответствии с Федеральным законом от 18.12.2006 года № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Арбитражный суд считает, что указание инспекции на нарушение обществом требований Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации» от 27.12.2000 года № 1008, является неправомерным, поскольку данный акт утратил силу в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации 05.03.2007 года № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» (п.6 Постановления Правительства от 05.03.2007 года № 145).

В соответствии с п. 27 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 года № 145, предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка ее соответствия требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий.

В экспертном заключении ОАО «Вневедомственная экспертиза Оренбургской области» от 01.08.2007 года по проектной документации строящегося объекта нашли отражения вопросы противопожарных мероприятий, мероприятий по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, мероприятий по охране окружающей среды.

В соответствии с частью 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Пунктом 4 части 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в перечень документов, подлежащих приложению к заявлению о выдаче разрешения на строительство, включено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса.

Комитетом по градостроительству и архитектуре администрации города Оренбурга обществу 27.12.2007 года выдано разрешение на строительство № RU56301000-31107Г административного здания ООО «Оренбурггазпром» с подземной стоянкой (действие разрешения дважды продлевалось), что свидетельствует о соответствии экспертного заключения ОАО «Вневедомственная экспертиза Оренбургской области» от 01.08.2007 года требованиям Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 года № 145.

В протоколе об административном правонарушении от 14.07.2009 года № 56-24-04/2009-20-117 обществу вменено неисполнение предписания № 15 только в части отсутствия государственной экспертизы проектной документации. Остальные нарушения, выявленные в ходе проверок (акты от 15.06.2009 года № 16 и от 08.07.2009 года № 17, предписание от 15.06.2009 года № 15), в протоколе об административном правонарушении от 14.07.2009 года № 56-24-04/2009-20-117 отражения не нашли.

При таких обстоятельствах заявление инспекции о привлечении общества к административной ответственности по части 6 ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение по сроку 01.07.2009 года предписания № 15 от 15.06.2009 года удовлетворению не подлежит.

В соответствии с п. 1 части 1 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией.

Из части 2 данной статьи следует, что предметом государственного строительного надзора является проверка:

1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации;

2) наличия разрешения на строительство;

3) выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 настоящего Кодекса.

Частью 8 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 10 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства российской Федерации от 01.02.2006 года № 54, проверке соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства и результатов таких работ требованиям технических регламентов, нормам и правилам, а также требованиям иных нормативных правовых актов и проектной документации подлежит соблюдение: а) при строительстве - требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования.

Пунктом 13 данного Положения определено, что для определения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной и рабочей документации должностным лицом органа государственного строительного надзора проверяется:

а) соблюдение требований к выполнению работ, предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения;

б) соблюдение порядка проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ (далее - общие и (или) специальные журналы), исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения. Порядок ведения общего и (или) специальных журналов, исполнительной документации устанавливается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации;

в) устранение выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора нарушений соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (далее - нарушения), а также соблюдение запрета приступать к продолжению работ до составления актов об устранении таких нарушений;

г) соблюдение иных требований при выполнении работ, установленных техническими регламентами (нормами и правилами), иными нормативными правовыми актами, проектной документацией.

Осуществление проверки может быть сопряжено с проведением органом государственного строительного надзора экспертизы, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов.

Аналогичные положения содержатся в Положении об инспекции государственного строительного надзора Оренбургской области, утвержденного Указом губернатора Оренбургской области № 41-ук от 12.04.2007 года.

Из указанных актов не следует, что органы государственного строительного надзора обладают полномочиями на осуществление проверок содержания заключений государственных экспертиз проектных документаций.

С учетом изложенного заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 51, 158, 167-170, 176, 202, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

  1. В удовлетворении ходатайства ЗАО «Харрис Групп Интернейшенл Проектирование и Строительство» о передаче дела по подсудности в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области отказать.

2. В удовлетворении ходатайства ЗАО «Харрис Групп Интернейшенл Проектирование и Строительство» о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу № А56-12490/2009 отказать.

3. В удовлетворении ходатайства ЗАО «Харрис Групп Интернейшенл Проектирование и Строительство» о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации муниципального образования «город Оренбург» (МУ «Архитектура и градостроительство») отказать.

4. В удовлетворении заявления инспекции государственного строительного надзора Оренбургской области о привлечении ЗАО «Харрис Групп Интернейшенл Проектирование и Строительство» (г.Санкт-Петербург) к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Челябинск) через Арбитражный суд Оренбургской области.

Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа (г.Екатеринбург) не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда: www.18aac.ru или на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа: www.fasuo.arbitr.ru.

Судья В.И. Сиваракша