ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-6605/2021 от 12.10.2021 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург Дело № А47-6605/2021

19 октября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 12 октября 2021 года

В полном объеме решение изготовлено 19 октября 2021 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Е.Г. Цыпкиной, при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.С. Пиксаевой,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «УНГП» (460014, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Южно-Уральскому Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (г.Уфа, Республика Башкортостан) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания № 04-048/2021Н от 18.05.2021.

В порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, проходившем 05.10.2021, объявлен перерыв до 12.10.2021.

В судебном заседании приняли участие представители

от заявителя: ФИО1 (доверенность № 1012 от 10.08.2021, паспорт, диплом), после перерыва – ФИО2.(доверенность № 959 от 11.01.2021, паспорт, диплом);

от заинтересованного лица: ФИО3 (доверенность № 7 от 21.12.2020, удостоверение, диплом), ФИО4 (удостоверение).

Акционерное общество «УНГП» (далее – заявитель, АО «УНГП», общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Южно-Уральскому Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания № 04-048/2021Н от 18.05.2021.

В обоснование заявленных требований общество указывает на наличие ошибки в показателях в части добычи нефти и бурения бокового ствола скважины за 2020 год. Считает, что уровень добычи нефти за 2020 год выполнен с допустимыми отклонениями, следовательно, правонарушение отсутствует. Кроме того, общество отмечает, что при проверке должностным лицом в основу взяты иные показатели категории запасов, что является нарушением.

Заинтересованным лицом в материалы дела представлен письменный отзыв на заявление (т. 3, л.д. 37-39), в котором указывает на правомерность привлечения к ответственности за каждое совершенное обществом правонарушение.

При рассмотрении материалов дела судом установлены следующие обстоятельства.

АО «УНГП» ведет разработку Чкаловского лицензионного участка на основании лицензии ОРБ 03056 НЭ, выданной в связи с переходом права пользования участками недр в соответствии с основаниями, установленными федеральными законами, регулирующими отношения недропользования на основании приказа Департамента по недропользованию по ПФО от 30.06.2017 № 193-пр/Е.

Лицензия ОРБ 03056 НЭ зарегистрирована 21.07.2017 года за № 3238. Срок действия лицензии установлен до 31.12.2077 года.

Участок недр имеет статус горного отвода (горноотводный акт от 20.01.2017 года № 3, сроком действия до 31.12.2077 года). Площадь лицензионного участка составляет 4186,3 га.

С 04.03.2021 по 01.04.2021 на основании приказа заместителя руководителя Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 26.02.2021 № 222-П «О проведении плановой выездной проверки юридического лица» (т. 3, л.д. 14-24), была проведена плановая проверка соблюдения требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды: в части охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных), требований земельного законодательства РФ, требований Закона РФ «О недрах» в отношении АО «УНГП».

В ходе проверки были выявлены следующие нарушения условий пользования недрами и требований законодательства РФ о недрах:

1) АО «УНГП» в 2020 году не выполнило показатели, установленные технологическим проектом разработки Чкаловского НГКМ в части уровней добычи нефти.

Согласно представленной в ходе проверки отчетности по форме 1-лс за 2020 год, АО «УНГП» добыто 2,16 тыс.тонн, что не соответствует уровням добычи нефти установленных проектным документом на разработку Чкаловского НГКМ.

В результате чего, административный орган пришел к выводу, что обществом нарушены требования: пунктов 1, 2 части 2 ст.22, ст.36.1 Закона РФ о недрах, раздела 7 Приложения № 1 к лицензии ОРБ 03056 НЭ от 21.07.2017, п. 1 таблицы 8.18 «Дополнение к технологической схема разработки Чкаловского нефтегазоконденсатного месторождения» (утвержденному протоколом Центральной нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС от 26.12.2018 года № 7512).

2) АО «УНГП» не обеспечен ввод 1 бокового ствола на скважине, пробуренной на эксплуатационный объект - пласт С2Ь башкирского яруса Чкаловского НГКМ.

В ходе проверки установлено, что АО «УНГП» не выполнило требования технического проекта на разработку пласта С2Ь башкирского яруса Чкаловского НГКМ, а именно: боковой ствол в 2020 году не пробурен, что явилось нарушением пунктов 1, 2 части 2 ст.22 Закона РФ о недрах, раздела 10 Приложения № 1 к лицензии ОРБ 03056 НЭ от 21.07.2017; п. 10 таблицы 8.25 «Дополнение к технологической схема разработки Чкаловского нефтегазоконденсатного месторождения» (утвержденному протоколом Центральной нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС от 26.12.2018 года № 7512).

По результатам проведенной проверки административным органом составлен Акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица АО «УНГП» № 22-П от 01.04.2021 (т. 1, л.д. 83-127).

По факту выявленного правонарушения, административным органом 01.04.2021 с участием представителя общества составлен протокол об административном правонарушении № 04-048/2021Н. Действия общества квалифицированы по ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ (т. 1, л.д. 78-82).

18.05.2021 административным органом с участием представителя общества, по результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении вынесено постановление о назначении административного наказания № 04-048/2021Н от 18.05.2021 (т.1, л.д. 36-42), которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения по ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.

Считая указанное постановление незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме (ч. 7 ст. 210 АПК РФ).

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме (ч. 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

В соответствии со статьёй 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Пунктами 1, 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что обстоятельствами, подлежащими выяснению в ходе производства по делу об административном правонарушении, являются, в числе прочего, наличие события административного правонарушения в действиях лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, и виновность такого лица в его совершении.

Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ).

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).

Пунктом 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ определено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть отражены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, в том числе событие административного правонарушения и вина лица, привлекаемого к административной ответственности, в его совершении.

При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков события и состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом. При этом суд не должен подменять административный орган в вопросе о наличии события административного правонарушения и вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности. Эти обстоятельства подлежали установлению административным органом при вынесении постановления.

Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Субъектом этого административного правонарушения является пользователь недр, имеющий соответствующую лицензию.

Объектом правонарушения являются отношения в сфере пользования недрами.

Объективной стороной данного правонарушения является фактическое пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.

В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Статьей 12 Закона о недрах предусмотрено, что условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

В силу пункта 10 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

На основании пункта 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1, недра в соответствии с Законом о недрах предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.

Пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых (пункт 2 статьи 22 Закона о недрах).

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (абзац 3 статьи 11 Закона о недрах).

Лицензионное соглашение представляет собой договор, содержащий условия, обязательные к выполнению пользователем участка недр по лицензии. Условия, установленные в лицензионном соглашении, признаются существенными условиями лицензии, исходя из содержания перечисленных норм права.

Работы по добыче полезных ископаемых ведутся недропользователем на основании лицензии и лицензионного соглашения с соблюдением действующих требований по охране недр, окружающей природной среды, землепользованию, безопасному ведению работ в соответствии с проектом на отработку месторождения, согласованным в установленном порядке.

Недропользователь обязан соблюдать все требования лицензионного соглашения.

Под пользованием недрами с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), понимается: изменение целевого назначения работ, связанных с пользованием недрами, невыполнение недропользователем установленного в лицензии срока, в течение которого он (недропользователь) должен был приступить к пользованию недрами в предусмотренных объемах, невыполнение условий реализации установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ, нарушение требований, предусмотренных техническим проектом, утвержденным в установленном порядке.

Как установлено административным органом и подтверждается материалами дела, АО «УНГП» ведет разработку Чкаловского лицензионного участка на основании лицензии ОРБ 03056 НЭ.

В этой связи общество является субъектом ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Разделом 7 Приложения № 1 к лицензии ОРБ 03056 НЭ от 21.07.2017 предусмотрено, что уровень добычи минерального сырья и сроки выхода на проектную мощность определяется техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых.

Пунктом 3.3. «Правил разработки месторождений углеводородного сырья», утв. Приказом МПР России от 14.06.2016г установлено, что TCP, (ТПР) и дополнения к ним составляются на запасы категорий А+В1+В2. На стадии промышленной разработки месторождения недропользователь имеет право разбуривать или иным способом (например, возврат на эксплуатационный объект, углубление на эксплуатационном объекте, приобщение интервала эксплуатационного объекта) получать информацию, в том числе осуществлять добычу УВС по залежи, по эксплуатационным объектам (далее - ЭО), по участкам ЭО с запасами категории В2 и представлять в Федеральное агентство по недропользованию обосновывающие геологические документы и материалы для проведения государственной экспертизы оперативного изменения состояния запасов до конца года, в котором начата добыча. Изменения в категории запасов и их количество учитываются в ГБЗ по состоянию на 1 января года, следующего за годом внесения оперативных изменений.

Пунктами 5.1 и 5.2 «Правил разработки месторождений углеводородного сырья», утв. Приказом МПР России от 14.06.2016, установлено, что показателями, характеризующими выполнение технического проекта разработки месторождения, являются:

а) уровни добычи нефти и (или) свободного газа, утвержденные для категории запасов А+В1 месторождения в целом;

б) ввод новых скважин;

в) действующий фонд добывающих и (или) нагнетательных скважин.
Уровни добычи нефти и (или) свободного газа устанавливаются в соответствии с техническим проектом, согласованным с Комиссией.

Пунктом 1 таблицы 8.18 «Дополнения к технологической схема разработки Чкаловского нефтегазоконденсатного месторождения» (утвержденному протоколом Центральной нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС от 26.12.2018 года № 7512) в 2020 году предусмотрена добыча нефти в объеме 13,6 тыс.тонн.

Административным органом в ходе проверки установлено, что согласно представленной обществом отчетности по форме 1-лс за 2020 год, АО «УНГП» добыто 2,16 тыс.тонн, что не соответствует уровням добычи нефти установленных проектным документом на разработку Чкаловского НГКМ.

В оспариваемом постановлении указано, что одним из показателей, характеризующих выполнение технологического проекта, является показатель добычи УВС по категории запасов А+В1.

При этом, в п. 1 таблицы 8.18 и п. 10 таблицы 8.25 «Дополнение к технологической схеме разработки Чкаловского НГКМ» утвержденной протоколом ЦКР Роснедр по УВС № 7512 от 26.12.2018. установлено, что данные таблицы отражают показатели категории добычи АВ1+В2, тогда как, следовало учитывать показатели таблиц 8.19 и 8.27 по категории запасов АВ1.

Следовательно, по первому эпизоду нарушения исходя из показателей таблицы 8.19 по категории запасов АВ1 следует, что уровень добычи нефти за 2020 год обществом должен быть соблюден на уровне не 13,6 тыс.т., а на уровне 6.7 тыс.т. (с учетом корректировки ошибки в показателях).

В соответствии абз. 3 п. 5.1 Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных приказом Минприроды России № 356 от 14.06.2016г. уровни ежегодных допустимых отклонений показателей, предусмотренных подпунктами "а" - "в" настоящего пункта, устанавливаются главами V, IX настоящих Правил и приложением к настоящим Правилам, согласно Приложению к правилам при установлении Проектного уровня годовой добычи нефти менее 0,01 млн.т. допустимым отклонением считается фактически достигнутый уровень добычи нефти. Таким образом, следует, что уровень добычи нефти в целом по месторождению (сумма табл. 8.23+8.27) составляет 6,7 тыс.тонн или 0.0067 млн.т.,т.е. меньше 0.01 млн.т., следовательно, фактический уровень добычи АО «УНГП» за 2020г. в размере 2,16 тыс.т. (0,00216 млн.т.) является допустимым отклонением уровнядобычи от проектного.

Заявителем в материалы дела представлено письмо № 438 от 26.05.2021 Федерального агентства по недропользованию (т. 3, л.д. 27), согласно которому в протоколе заседания Центральной нефтегазовой секции от 26.12.2018 № 7512 «Дополнение к технологической схеме разработки Чкаловского нефтегазоконденсатного месторождения Оренбургской области» была допущена техническая ошибка в таблице 8.19. Прогнозные показатели, характеризующие выполнение технического проекта разработки согласно п. 5.1 Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных приказом Минприроды России № 356 от 14.06.2016г, приведены в таблице 1 – Обоснование прогнозов добычи нефти, растворенного газа и объема буровых работ (категория запасов АВ1).

Согласно указанной таблицы добыча нефти за 2020 год составила 6,7 тыс.тонн., то есть в два раза меньше, что составляет допустимое отклонение от проектного уровня в соответствии с абзацем 3 пункта 5.1 Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных приказом Минприроды России № 356 от 14.06.2016г.

Таким образом, суд приходит к выводу, что по первому эпизоду – не выполнение показателей, установленных технологическим проектом разработки Чкаловского НГКМ в части уровней добычи нефти, отсутствует состав административного правонарушения.

По второму эпизодув части невыполнения обществом ввода в эксплуатацию бокового ствола скважины, суд приходит к следующим выводам.

Разделом 10 Приложения № 1 к лицензии ОРБ 03056 НЭ от 21.07.2017 предусмотрено, что Пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среде безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.

Разработка пласта С2Ь башкирского яруса Чкаловского НГКМ ведется на основании проекта «Дополнение к технологической схема разработки Чкаловского нефтегазоконденсатного месторождения» (утвержденному протоколом Центральной нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС от 26.12.2018 года № 7512) (далее - Технологическая схема).

Пунктом 10 таблицы 8.25 Технологической схемы разработки в 2020 году предусмотрен ввод 1 бокового ствола на скважине, пробуренной на эксплуатационный объект - пласт С2Ь башкирского яруса Чкаловского НГКМ.

В ходе проверки установлено, что АО «УНГП» не выполнило требования технического проекта на разработку пласта С2Ь башкирского яруса Чкаловского НГКМ, а именно: боковой ствол в 2020 году не пробурен.

Административный орган пришел к выводу, что обществом нарушены пункты 1, 2 части 2 ст.22 Закона РФ о недрах, раздела 10 Приложения № 1 к лицензии ОРБ 03056 НЭ от 21.07.2017; п. 10 таблицы 8.25 «Дополнение к технологической схема разработки Чкаловского нефтегазоконденсатного месторождения» (утвержденному протоколом Центральной нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС от 26.12.2018 года № 7512).

Суд не соглашается с указанным доводом Управления, поскольку в соответствии с п. 5.1 Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных приказом Минприроды России № 356 от 14.06.2016г. показателями, характеризующими выполнение недропользователем обязанностей, установленных п. 2 части 2 статьи 22 Закона РФ «О недрах» в части обеспечения соблюдения требований технических проектов являются:

а) годовые уровни добычи нефти и (или) свободного газа, утвержденные для категории запасов А+В1 по месторождению в целом;

б) годовой ввод новых добывающих и нагнетательных скважин (суммарно) для категории запасов A+Bl (С!) по месторождению в целом;

в) годовой действующий фонд добывающих и (или) нагнетательных скважин для категории запасов A+Bl (С1) по месторождению в целом.

Таким образом, при оценке действий недропользователя в части выполнения требований технических проектов и схем следует руководствоваться п. 5.1 Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных приказом Минприроды России № 356 от 14.06.2016г., который не содержит такого показателя выполнения требований технического проекта как бурение бокового ствола скважины.

Таким образом, суд приходит к выводу, что по второму эпизоду также отсутствует состав административного правонарушения.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывая вышеизложенные обстоятельства, проанализировав нормы материального и процессуального права, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях (бездействии) заявителя состава вменяемого административного правонарушения в связи с недоказанностью в его действиях (бездействии) события и вины.

Отсутствие события, состава административного правонарушения в силу пунктов 1, 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.

Пунктом 2 статьи 211 АПК РФ установлено, что если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, а также отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо изменении решения.

На основании вышеизложенного, постановление о назначении административного наказания № 04-048/2021Н от 18.05.2020, вынесенное старшим государственным инспектором Российской Федерации в области окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, заместителем начальника отдела государственного экологического надзора по Оренбургской области ФИО4, является незаконным и подлежит отмене, а требования заявителя подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные, акционерным обществом «УНГП» требования удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания № 04-048/2021Н от 18.05.2020, вынесенное старшим государственным инспектором Российской Федерации в области окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, заместителем начальника отдела государственного экологического надзора по Оренбургской области ФИО4, в отношении акционерного общества «УНГП».

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья Е.Г. Цыпкина